Влияние документальных телепередач на формирование имиджа органов внутренних дел
(Бондаренко Т. А.)
("Реклама и право", 2007, N 2)
Текст документа
ВЛИЯНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ИМИДЖА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Т. А. БОНДАРЕНКО
Бондаренко Т. А., кандидат психологических наук.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена следующими факторами. Рассматривая проблему социальных ценностей, М. Н. Руткевич отмечает, что "угрожающим, наряду с деградацией технической базы и человеческого потенциала, является процесс нравственной деградации в современной России. Наиболее явственное его проявление - криминализация общества, массовый характер уголовной преступности" [24, с. 7].
Поскольку органы внутренних дел должны стоять на страже закона, каким бы он ни был, они нередко становятся "буфером" между гражданами, их правами, свободами и старыми правовыми нормами, не всегда соответствующими всем сторонам общественной жизни. Как справедливо замечает С. В. Егорышев, "в общественном мнении оценка результативности органов внутренних дел зачастую осуществляется через действенность и силу закона: действует закон - хорошо работают органы внутренних дел, и наоборот" [13, с. 21].
Под имиджем органов внутренних дел мы понимаем целостный, качественно определенный образ данного социального объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и индивидуальном сознании. При анализе условий возникновения и развития имиджа в современном обществе авторами подчеркивается иллюзорность его возникновения: имидж нематериален и существует лишь в воображении его создателей [29, с. 73]; искусственно созданный образ, который в силу своей искусственности способен оказывать воздействие на самого человека и на его окружение [30, с. 6]; как неотъемлемая часть мифологического мировоззрения человека концентрирует в себе все драматические, а возможно, даже трагические противоречия человеческого познания, главное из которых - подверженность самообману [4, с. 10]; это мысленное представление чего-то ранее виденного (конкретного или абстрактного), сильно напоминающего [32, p. 711]; имидж - система социального программирования духовной жизни поведения субъектов (индивидов и групп) общецивилизационными и ментальными стереотипами и символами группового поведения, опосредованная мощью мотивации успеха, эталоном желаемого впечатления, миметическими способностями субъекта и ситуацией [28, с. 4]; он может рассматриваться как результат воздействия на массовое сознание, которое характеризуется определенной долей невнимательности, разорванности, невключенности в событие. С этой точки зрения имидж может дописывать в реальные события те характеристики, которых нет в действительности [20, с. 4].
Таким образом, содержание имиджа всегда представляет ту или иную псевдореальность. Являясь средством достижения определенных целей, он способен блокировать рациональное познание, наделять реальные объекты дополнительными ценностями, лежащими за пределами действительности, и приводить к неадекватному отражению реальности.
Имидж органов внутренних дел отражает образ социальной организации, наделенной определенными правами и обязанностями, что предполагает не только внешнюю ее составляющую (форменная одежда, строевая подтянутость и т. п.), но и внутреннюю. Данной проблеме были посвящены работы К. А. Крашенникова, А. Г. Кузнецова [16], А. А. Семик [25].
По оценке А. В. Мяготина, к позитивным чертам имиджа современного сотрудника правоохранительных органов относятся: "...эстетичность образа в целом; стилевая завершенность, то есть сформированность гармоничного, целостного образа; устойчивость положительных черт в сознании и поведении, обусловленная их постоянным проявлением; примерность в выполнении этикетных норм поведения и общения, выдержанность и культурность манер; адекватность восприятия целостного образа" [18, с. 20].
Учеными отмечается необходимость использования искусственных средств не только поддержания имиджа, но и методов активного формирования и внедрения их в массовое сознание [26, с. 14]. При этом необходимо учитывать, что имидж сотрудника милиции воспринимается индивидами, социальными группами, обществом как позитивный лишь в том случае, когда он соотносится:
- со стереотипами, уже зафиксированными в массовом сознании;
- сложившейся системой ценностей в обществе;
- с интересами и ожиданиями социума, которые они связывают с данной социальной организацией.
Стереотип восприятия органов внутренних дел гражданами мы исследовали с помощью ассоциативного эксперимента. Как показал анализ, положительные ассоциации, связанные с данной социальной организацией, - "порядок", "защита", "безопасность", "помощь", "последняя надежда", "благородные цели" и т. п.; отрицательные - "продажность", "недоверие", "безнаказанность", "бездействие", "частое нарушение законов" и т. п.; нейтральные - "преступление", "погоня", "следствие", "розыск" и т. п. [1].
В связи с теми изменениями, которые происходят в нашем обществе, процесс формирования общественного мнения о правоохранительной деятельности в настоящее время приобретает особую актуальность. Как отмечают В. Б. Гончаров, В. В. Кожевников, "не считаться с общественным мнением, не замечать его сегодня нельзя, ибо оно хотя и содержит в себе неформальные представления о борьбе с преступностью, но оказывает давление на всю деятельность правоохранительной системы" [11, с. 108].
Нельзя, конечно же, не назвать социально-психологических факторов, влияющих на формирование общественного мнения о милиции, к которым относят:
- восприятие окружающей действительности населением (наличие тревоги за себя и близких);
- личный опыт и опыт близкого окружения;
- объективные показатели деятельности ОВД (реакция на заявления граждан);
- субъективные показатели деятельности ОВД (грубость, бестактность, жестокость, коррумпированность) [27, с. 26];
- частый контакт граждан с сотрудниками милиции: "С армией контактирует лишь небольшая часть населения, а вот с милицией в той или иной степени имеют дело все" [21, с. 222].
Методом анкетирования граждан нами были изучены источники формирования общественного мнения о деятельности органов внутренних дел. Исследование проводилось в 1999 - 2000 гг. Всего в исследовании приняли участие 1169 граждан Еврейской автономной области: работники социальной и производственных сфер, аппарата управления, пенсионеры, безработные, сотрудники правоохранительных и силовых ведомств, студенты; в возрасте от 16 до 67 лет; жители села и города. Сравнительный анализ показал влияние места жительства респондентов на источники формирования общественного мнения об органах внутренних дел [2, с. 12]. Результаты представлены в таблице.
Влияние места жительства респондентов на источники
формирования общественного мнения об ОВД
60%
***
40% *** ###
*** ###
*** ### ### &&&
*** ### &&& ### &&&
20% *** ### &&& *** ### &&&
*** ### &&& *** ### &&&
*** ### &&& *** ### &&&
*** ### &&& *** ### &&&
0%
город село
* СМИ 43% 22%
# личный контакт 35% 41%
& мнение 29% 34%
окружающих
Приведенные в таблице данные позволяют сделать вывод о том, что источники формирования общественного мнения о деятельности органов внутренних дел различны в городе и селе: основную роль в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел в городе играют средства массовой информации, в то время как в селе - личный контакт с сотрудниками милиции и мнение окружающих.
Следует отметить, что наиболее важный источник формирования общественного мнения - средства массовой информации. Сообщения газет, передачи по радио и телевидению, касающиеся вопросов борьбы с преступностью, не только несут правовые установки, но и содержат оценки, суждения граждан о действующем уголовном законодательстве, правоприменительной деятельности органов судопроизводства и нередко критические замечания в их адрес, предложения по улучшению их деятельности.
В связи с этим необходимо отметить, что оценки влияния средств массовой информации на политику, общество, в том числе и на формирование корпоративного имиджа той или иной организации противоположны. Некоторые авторы, например Е. В. Иванова, считают, что "средства массовой информации являются одним из системообразующих факторов современного социума, они поддерживают социальные институты, способствуют развитию гражданского общества, играют активную и функционально незаменимую роль в его модификации" [15, с. 22]. Противоположного мнения придерживаются авторы, отмечая технологии манипулирования, применяемые средствами массовой информации [31]. Так, С. И. Буллах отмечает: "...сейчас идет массированное внедрение в сознание российских граждан морали вседозволенности, не имеющей прецедента в истории отечественной культуры" [6, с. 151].
Рассматривая данный феномен с учетом психологических критериев, необходимо отметить: положительные эмоциональные отношения изучены в меньшей степени, чем отрицательные. "В средствах массовой информации уделяется больше внимания отрицательным, чем положительным моментам жизни" [8, с. 23].
В. Г. Брычеев указывает: "В общественном сознании сформировался устойчивый отрицательный образ стража порядка, усиливается отчуждение общества от правоохранительных органов. Об этом наглядно свидетельствуют опросы граждан: только треть населения страны положительно оценивают результаты деятельности органов внутренних дел" [5, с. 5 - 11].
Исследования Г. Н. Горшенкова [9, с. 21 - 26] показали, что критику правоохранительных органов в прессе считают конструктивной: журналисты (работники местной прессы) - 46%, читатели газет - 29%, руководящие работники ОВД - 26%.
Другие результаты исследований позволяют в определенной мере судить о том, какой характер эмоций, чувств формирует у читателей информация, публикуемая в СМИ, по отношению к работникам милиции: 5% публикаций вызывают чувство возмущения, 8% - сочувствия, 3% - двоякое чувство, 27% - никаких чувств не вызывают, 55% - чувство солидарности [10, с. 33].
Таким образом, критические публикации в отношении органов внутренних дел вызывают не только отрицательную реакцию граждан, но и положительную, т. е. адекватное восприятие сложной социальной ситуации в нашей стране и осознание тех изменений, которые в настоящее время происходят.
По данным некоторых исследований, средства массовой информации более лояльны по сравнению с населением к сотрудникам органов внутренних дел. На наш взгляд, данное мнение не всегда соответствует действительности. Так, эмоциональная окраска материалов средств массовой информации, посвященных правоохранительной деятельности, показывает:
- повышенное внимание печати к правоохранительным органам в последние годы стало носить в немалой степени односторонний характер. Обильная критика не всегда отличается знанием специфики их деятельности, в том числе и деятельности органов внутренних дел. Преступники порой идеализируются, а милиция подчас сравнивается с инквизицией. Все это не может не отразиться на общественном мнении. Под его воздействием сотрудники органов внутренних дел стали нередко проявлять пассивность, нерешительность в выполнении поставленных перед ними задач. В обществе отмечается рост равнодушия к чужой беде. Люди реже стали приходить на помощь сотрудникам милиции, сообщать об известных им правонарушениях и лицах, их совершивших, если это не касается лично их [22, с. 29];
- в мире преступности социальный контроль, освещаемый в средствах массовой информации, осуществляется исключительно только правоохранительными органами. Неформальный контроль семьи, школы, коллектива представляет для СМИ гораздо меньший интерес. Работа милиции изображается как довольно жесткая репрессивная деятельность [14, с. 101 - 103];
- в средствах массовой информации приводятся примеры того, что уголовных дел, возбужденных по фактам подкупа, множество, а получают реальное наказание - единицы [12, с. 23 - 25];
- милиция часто выступает в качестве нарушителя прав и законных интересов граждан [17];
- в телевизионных передачах и художественных фильмах преобладают сцены насилия - до 40% времени всех изученных программ. Основной сюжет в таких сценах строится на противоборстве "хороших" и "плохих" героев. "Плохой" герой (зачастую им является сотрудник ОВД) нарушает закон, а "хороший" вынужден наказывать его, применяя насилие, так как правоохранительные органы этого не могут сделать по различным причинам: слабы, коррумпированы, сами нарушали закон и т. п. Принимая происходящее на телеэкране за реальность, человек зачастую приходит к выводу о том, что на помощь правоохранительных органов рассчитывать бесполезно, а отстоять свои интересы можно только самостоятельно либо невозможно вообще [19, с. 80];
- материалы, отражающие деятельность органов внутренних дел, в основном содержат или нейтральную, или отрицательную окраску [3, с. 57 - 62];
- официальные статистические данные МВД далеки от реальных размеров криминализации правоохранительной деятельности этой системы. Латентность рассматриваемой преступности имеет свои особенности, ибо речь идет о криминальном поведении профессионалов, способных продумывать способы маскировки и ухода от ответственности. Нарушения законности, преступления, совершаемые сотрудниками ОВД, в настоящее время являются одним из главных факторов, которые не позволяют поддерживать высокий авторитет этой системы среди населения и вызывают резко негативную реакцию в обществе [23, с. 48].
Управлением специальной связи и информации ФСО России в Дальневосточном федеральном округе в середине декабря 2004 г. был проведен социологический опрос населения регионов Дальнего Востока на тему "Общественное мнение о российских средствах массовой информации". Результаты опроса показали, что только 27,2% опрошенных доверяют российским средствам массовой информации, 43,1% не доверяют СМИ вообще, а 29,7% затруднились ответить.
При этом опрошенные доверяют в наибольшей степени центральному (32,6%) и местному телевидению (20,7%). Однако только 9,1% опрошенных доверяют центральному радио и 8% - республиканскому, краевому и областному радио. Самыми популярными в регионах Дальнего Востока являются Первый телеканал и телеканал "Россия", по 93,5 и 92,5% соответственно. Вторым по значимости является телеканал НТВ. Социологические опросы показывают, что степень доверия населения Дальневосточного федерального округа к средствам массовой информации постепенно снижается.
Чтобы опровергнуть или подтвердить данное утверждение, мы отметили 12 документальных телепередач, демонстрировавшихся по телевидению в 2005 г. Для исследования влияния телевидения на формирование имиджа ОВД по авторской анкете мы опросили 498 граждан Хабаровского края, не имеющих отношения к правоохранительной деятельности.
Как показал анализ, 38% (из них 43% мужчин и 35% женщин) опрошенных положительно относятся к сотрудникам милиции, 3% - отрицательно (в нашем опросе это 5% от всех опрошенных женщин, отрицательных отзывов от мужчин мы не получили), 59% придерживаются нейтральной оценки (57% мужчин и 60% женщин). Распределение положительного отношения к сотрудникам милиции в зависимости:
а) от возраста - в возрасте от 30 до 49 лет - 55%, до 30 лет - 33%, старше 50 лет - 25%;
б) от социального статуса - социальные работники - 46%, студенты - 38%, служащие - 25%;
в) от образования - средне-специальное - 67%, среднее - 45%, высшее - 30%.
Итак, как показал социально-демографический анализ, менее критически оценивают деятельность милиции мужчины; граждане в возрасте от 30 до 49 лет; социальные работники; лица, имеющие средне-специальное образование.
По мнению 44% респондентов, большое количество документальных и художественных фильмов о милиции изменяют в лучшую сторону отношение к милиции. Так полагают 57% мужчин и 35% женщин. О том, что телевидение ухудшает отношение к милиции, считают 6% всех опрошенных. Интерес представляет тот факт, что об этом высказались 10% женщин и только несколько мужчин, что составило всего 0,2% от всех респондентов.
Всего нами было выделено 12 таких телепередач, что составляет примерно 25 - 30% от всего количества документальных, публицистических программ.
По центральным каналам телевидения (ОРТ, РТР, НТВ, Рен-ТВ, ДТВ-ВИАСАТ) демонстрируется 9 таких программ, по региональным (Даль-ТВ, 5 канал) - 3. Так же как и в предыдущем исследовании о влиянии "милицейских" телесериалов, анализ показал, что телезрители как отдают предпочтение различным из них, так и полагают, что они по-разному преподносят работу такого силового ведомства, как ОВД.
По результатам проведенного социологического исследования нами было выдвинуто две гипотезы.
Н (нулевая) - частота просмотра документальных телепередач, отражающих
0
деятельность милиции, не оказывает влияния на формирование положительного
(отрицательного) общественного мнения о сотрудниках данного силового
ведомства.
Н (альтернативная) - чем чаще граждане смотрят документальные
1
телепередачи, посвященные отражению деятельности ОВД, тем больше это
отражается на формировании положительного (отрицательного) образа
сотрудника милиции.
В связи с этим мы рассмотрели взаимовлияние данных факторов с применением коэффициента корреляции Кендалла для выявления корреляционной зависимости между исследуемыми признаками. Результаты представлены в таблице.
Выявление влияния частоты просмотра документальных
телепередач на формирование мнения о милиции
Телепередачи Частота Создание Совпадения Инверсии
просмотра положительного (P) (Q)
образа
% R % R
Человек и закон 85 1 14 12 0 11
Вести. Дежурная 71 2 93 2 10 1
часть
Телепатруль 71 3 81 6 6 4
Вовремя. 47 4 94 1 11 0
Оперативная сводка
Криминальная 44 5 87 5 7 2
Россия
Дело N 44 6 91 4 8 1
Чрезвычайное 38 7 38 7 5 1
происшествие
Специальное 35 8 92 3 9 0
расследование
Опергруппа, на 18 9 18 9 3 1
выезд!
Вне закона 15 10 15 10,5 1 2
Криминальное чтиво 15 11 15 10,5 0 1
Агентство 12 12 25 8 0 0
криминальных
новостей
SUM 41,25 68 55,25 68 60 24
Подсчет коэффициента Кендалла: ф = 0,545; t = 2,046; k = 10.
эмп. факт.
Для p <= 0,01 t = 2,228, для <= 0,05 t = 3,169. Значение
кр. кр.
величины t = 2,046 < t = 2,288 и 3,169. Таким образом, заключаем,
факт. кр.
что эмпирический ряд хорошо согласуется с гипотезой о предполагаемом
распределении и с вероятностью (1 - 6) можно утверждать, что расхождение
между данными признаками случайно. Иными словами, частота просмотра
документальных телепередач, затрагивающих отражение деятельности милиции,
не оказывает влияния на формирование мнения о данном силовом ведомстве.
Чтобы проверить данное утверждение, а также выявить степень корреляционной зависимости между исследуемыми признаками, мы использовали коэффициент линейной корреляции Пирсона (R) в компьютерной обработке [7, с. 201 - 202]. Как показал анализ, R = 0,353, что свидетельствует об умеренной корреляционной связи между исследуемыми признаками. Следовательно, подтвердилась нулевая гипотеза об отсутствии связи между частотой просмотра документальных телепередач, посвященных отражению деятельности милиции, и формированием положительного образа сотрудника милиции.
Отсутствие корреляционной зависимости выявлено и в гипотезе о влиянии
документальных телепередач на формирование отрицательного образа сотрудника
милиции. Подсчет коэффициента Кендалла: ф = -0,3; t = 0,994; k = 10.
эмп. факт.
Для p <= 0,01 t = 3,169, для p <= 0,05 t = 2,228. Значение величины
кр. кр.
t = 0,994 < t = 3,169 и 2,228. Коэффициент линейной корреляции Пирсона
факт. кр.
R = 0,353, что также свидетельствует об умеренной корреляционной связи
между исследуемыми признаками.
Таким образом, частота просмотра документальных телепередач, посвященных отражению деятельности ОВД, не оказывает влияния на формирование общественного мнения о сотрудниках милиции.
Литература
1. Бондаренко Т. А. Стереотип восприятия правоохранительных органов в Дальневосточном регионе // Социс. 2006. N 1.
2. Бондаренко Т. А. Авторитет сотрудника милиции: социально-психологические предпосылки его формирования в процессе первоначальной подготовки: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.
3. Бондаренко Т. А. Общественное мнение о работе полиции за рубежом и работе милиции в нашей стране // Государственная политика, законодательство и бизнес в России: Мат. межрегион. науч.-практ. конф. Хабаровск, 2003.
4. Братышев Д. Е. Создание имиджа телевизионного ведущего: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1998.
5. Брычеев В. Г. На уровень новых требований // Персонал. 2000. N 1.
6. Буллах С. И. Проблема негативного воздействия средств массовой информации на нравственное сознание курсантов вузов МВД России // Вестник БЮИ МВД России. Барнаул, 2000. N 2.
7. Гельман В. Я. Решение математических задач средствами Excel. М., 2003.
8. Гозман Л. Я. Психика эмоциональных отношений. М., 1987.
9. Горшенков Г. Н. Эффективность критических публикаций // Диалог. Н. Новгород, 1990. N 2.
10. Горшенков Г. Н. Массовая информация и преступность. Н. Новгород, 1993.
11. Гончаров В. Б., Кожевников В. В. Общественное мнение омичей о милиции // Социс. 1996. N 7.
12. Даниленко Н. Н. Эксперты о коррупции в правоохранительных органах и органах власти // Преступность и власть. М., 2000.
13. Егорышев С. В. Органы внутренних дел как социальная организация: проблемы их реформирования и повышения эффективности деятельности: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 1997.
14. Зацепин М. Н. Антиобщественные взгляды и средства массовой информации // Преступность и культура / Под ред. А. И. Долговой. М., 1999.
15. Иванова Е. В. Роль средств массовой информации в освещении властных отношений современного российского общества. Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2001.
16. Крашенников К. А., Кузнецов А. Г. Имидж сотрудника милиции. Саратов, 1996.
17. Кулиев И. О. Организация взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в условиях межнациональных конфликтов: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 1996.
18. Мяготин А. В. Имидж и стиль деятельности сотрудника правоохранительных органов как формы проявления его профессиональной этики // Международный семинар по проблемам полицейской этики: Мат. междун. семинара 14 - 15 мая 2002 г. М., 2003.
19. Плотников А. А. Освещение средствами массовой информации деятельности ОВД // Организационно-правовые и функциональные аспекты совершенствования деятельности ОВД: Сб. науч. тр. Хабаровск, 2002.
20. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. М., 2000. С. 114; Федоров И. А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества: Автореф. дис. ... докт. социол. наук. Тамбов, 1998.
21. Почепцов Г. Информационные войны. М., 2000.
22. Правовая реформа и совершенствование правоохранительной деятельности органов внутренних дел / Под ред. Н. Л. Гранат. М., 1990.
23. Романова А. Г. Состояние законности при осуществлении правоохранительной деятельности сотрудниками органов внутренних дел // Преступность и власть: Мат. конф. М., 2000.
24. Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социс. 1998. N 6.
25. Семик А. А. Психологическая характеристика имиджа сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 1999.
26. Трифонова С. И. Психологические условия формирования авторитета власти в общественном сознании: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997.
27. Шабалина Ю. В. Изучение общественного мнения о деятельности ОВД и факторов, влияющих на его формирование // Организационно-правовые и функциональные аспекты совершенствования деятельности ОВД: Сб. науч. тр. Хабаровск, 2002.
28. Федоров И. А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества: Автореф. дис. ... докт. социол. наук. Тамбов, 1998.
29. Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. М., 1999.
30. Эйтвин Г., Бриза О. Имидж современного мужчины. М., 2001. С. 6.
31. Юровский С. А. Средства массовой информации в системе государственной политики современной России. Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2001; Хунджауе Ж. Современные средства массовой информации как социальный институт общества. Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2002; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Пер. с англ. М., 1980; Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2002.
32. The Randon. House Pictionary of English Lanaguare. New York, 1973.
Название документа