Организационно-правовое обеспечение электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
(Сухотин С. О., Белявский А. А.) ("Информационное право", 2013, N 3) Текст документаОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ <*>
С. О. СУХОТИН, А. А. БЕЛЯВСКИЙ
Сухотин Сергей Олегович, аспирант кафедры информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.
Белявский Алексей Анатольевич, соискатель кафедры информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.
В статье проанализированы правовые и организационные аспекты создания и разработки дистанционных образовательных комплексов и приведены рекомендации по совершенствованию основ правового регулирования электронного обучения.
Ключевые слова: рекомендации, электронное обучение, образовательные технологии, нормы, развитие, образование, наука, дистанционные образовательные технологии, государственная служба, муниципальная служба.
Organization and legal provision of electronic training with application of distance educational technologies S. O. Sukhotin, A. A. Belyavsky
The article contains recommendations about improvement of bases of legal regulation of electronic training. The article analyzes the legal and organizational aspects of the creation and development of distance learning systems.
Key words: recommendations, improvement, electronic training, educational technologies, norms, development, education, science, remote educational technologies, public service, municipal service.
28 февраля 2012 г. принят Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий". В соответствии с новым Законом, при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Указанный Федеральный закон приводит российскую систему образования в соответствие с требованиями современного общества и придает электронному обучению правовой статус. Если мы говорим о нормативной правовой базе дополнительного профессионального образования государственных служащих, то ее составляют также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные документы Министерства образования Российской Федерации. Приняты взамен старых новые Постановления Правительства Российской Федерации об утверждении положений о государственном заказе и Межведомственной комиссии по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Утвержден, а затем отменен новый Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. Проведенная в ноябре 2011 г. в НЦПИ Всероссийская конференция по ведению регистров подтвердила насущную потребность в повышении квалификации с применением дистанционных образовательных комплексов электронного обучения, т. к. потребность в обучении по России составляет порядка 500 тыс. человек государственных и муниципальных служащих и эффективно решить проблему переподготовки с помощью традиционных технологий не представляется возможным. Вместе с тем есть некоторые проблемы в нормативном правовом обеспечении. С точки зрения автора, требуется коррекция статей основных образовательных законов, а именно изменение ст. 10 ("Формы получения образования") Закона "Об образовании", ст. 33 ("Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения"), а также ст. 6 ("Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения") в Законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части, касающейся перечня различных форм получения образования. Для этого требуется как минимум ввести в соответствующие статьи Законов категорию электронного обучения, а также скорректировать в п. п. 3 - 7 ст. 6 сроки получения образования с учетом особенностей электронного обучения <1>. -------------------------------- <1> Вержбицкий В. В. Подготовка к созданию системы дистанционного образования в России // Дистанционное образование. 1997. N 2.
Необходимо отметить несколько аспектов, регулирующих вопросы аккредитации, лицензирования и аттестации учреждений, применяющих электронные технологии при обучении государственных и муниципальных служащих. Важно определить единую комплексную процедуру государственной аккредитации, разрешающей учреждениям образования выдавать документы об образовании государственного образца, включающей лицензирование (проверку соответствия условий организации и обеспечения образовательного процесса определенным, специальным в случае дистанционных образовательных технологий требованиям) и аттестацию (инструмент контроля качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов) при наличии выпуска государственных и муниципальных служащих. Особое значение имеют вопросы, касающиеся разработки специальной процедуры лицензирования учреждений образования, полнообъемно использующих дистанционные образовательные технологии электронного обучения <2>. -------------------------------- <2> Галаган А. И. Обучение без отрыва от производства в зарубежных странах // Педагогическое образование без отрыва от производства: Ежегодник Учебно-методического объединения по подготовке учителей без отрыва от производства. М., 1990. N 1. С. 150 - 160.
Что касается правовых норм, регулирующих порядок установления отношений между учреждениями образования Российской Федерации, и деятельности их обособленных структурных подразделений, то здесь мы можем говорить о необходимости расширения академических свобод учреждений образования, определения порядка аккредитации, лицензирования и аттестации филиалов учреждений образования совместно с их головными организациями, расширения функций представительств учреждений образования, в частности в части проведения консультаций и очных видов занятий, а также всех видов аттестаций обучающихся (включая итоговую аттестацию). Таким образом, несмотря на десятилетнюю историю, на сегодняшний момент процесс создания нормативной правовой базы электронного образования государственных и муниципальных служащих не завершен. Предстоит еще длительная и напряженная работа по официальному признанию нормотворческими органами того, что уже вошло в мировую и российскую образовательную практику в качестве неотъемлемой части. Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий электронного обучения тесно связана с учетом рабочего времени преподавателя, функционирующего в дистанционном режиме. Еще одной проблемой является конвертация этого времени из дистанционного часа в академический. Законодательно на данный момент это соотношение не закреплено, но очевидно, что между ними нельзя установить знак равенства. Рекомендации по гармонизации правовых норм, регулирующих вопросы организации и обеспечения электронного обучения, тесно связаны с гармонизацией правовых норм, регулирующих вопросы взаимного признания квалификаций и кредитных систем, а также другие вопросы, связанные с реализацией принципов открытого образования и академической мобильности в духе Болонского процесса, требующие специального рассмотрения. Проведенный анализ выявил проблемные зоны, связанные не с противоречивостью правовых норм, но с их недостаточностью и слабым развитием нормативно-правовой базы электронного обучения (регламентация требований к специальным учебно-методическим материалам, подготовке тьюторов и преподавателей-консультантов, системам и процессу администрирования дистанционного образовательного процесса, информационной поддержке процесса и электронным библиотекам учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии, и т. п.) <3>. -------------------------------- <3> Долгоруков А. М. Проблемы развития дистанционного образования в России // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. N 1.
Слушатель получил доступ к современной информации, аналитическим материалам, появилась возможность поддерживать коммуникации с интересными для него преподавателями. В обучении, в т. ч. электронном, преподаватель - ключевая фигура. Какой бы привлекательной ни была форма, уровень содержания обучения задает именно преподаватель. На сегодняшний день требуется создание соответствующей образовательной среды и новых технологий обучения, преподавания и оценивания полученных знаний государственных и муниципальных служащих. Преимущества электронного обучения бесспорны. Такая форма позволяет повысить профессиональную квалификацию в соответствии с интересами работодателей, получить качественное образование непосредственно по месту жительства, существенно снизить стоимость обучения по сравнению с другими формами образования. Внедрение в практику обучения современных коммуникационных и информационных технологий позволяет существенно увеличить возможности получения профессионального образования, удовлетворить растущую потребность в профессионально подготовленных, имеющих современные знания кадрах во всех сферах деятельности общества. Ключевым элементом здесь является специализированная информационно-образовательная среда, посредством которой реализуются технологии электронного обучения. В области электронного обучения существует ряд проблем, затрудняющих эффективное использование дистанционных образовательных технологий <4>: -------------------------------- <4> Образование и право. Сборник нормативных актов 2004 г. // URL: http://www. allpravo. ru.
- недостаточная координация действий по повышению качества электронного обучения, совершенствованию его нормативного, организационно-методического и ресурсного обеспечения; - невозможность совершенствования электронного обучения в отрыве от современных информационных коммуникаций и необходимость в связи с этим значительного финансирования; - использование вузами программных продуктов, созданных на основе различных стандартов, что затрудняет эффективный информационный обмен между вузами и создает трудности для интеграции в общемировую систему электронного обучения, реализуемого на основе международных стандартов. При всей привлекательности электронного обучения для его становления и развития необходима четкая нормативная база. Конкурентные преимущества современных высокоразвитых стран связаны с возможностью развития человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого развития и экономического роста национальной системы хозяйствования страны в средне - и долгосрочной перспективе. Таким образом, система образования, без сомнения, не может быть эффективной без соответствующего научно-методического обеспечения, без объединения усилий в этом направлении преподавателей, научных сотрудников, самих государственных и муниципальных служащих, без внедрения современных сервисов электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Название документа