Формирование педагогического имиджа гуманитарного вуза
(Волкова В. В.)
("Юридическое образование и наука", 2007, N 4)
Текст документа
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИМИДЖА ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА
В. В. ВОЛКОВА
Волкова В. В., заместитель проректора по научной работе Московского гуманитарно-экономического института, кандидат педагогических наук, профессор кафедры связей с общественностью.
Проблемы создания позитивного имиджа организации, в том числе образовательного учреждения, стали актуальными в нашей стране в связи с политическими и социально-экономическими преобразованиями. За последние несколько лет появились диссертационные исследования, направленные на поиск путей формирования имиджа образовательного учреждения (Пискунова Т. Н., 1998), высшего профессионального учебного заведения (Кадочников Н. А., 2005), имиджа открытого образования (Карпов Е. Б., 2004). Однако следует констатировать тот факт, что до сих пор не определены научные и прикладные основы формирования и развития современного имиджа гуманитарного вуза, не разработана педагогическая концепция формирования имиджа высшего учебного заведения, не обоснованы основные направления формирования и развития имиджа гуманитарного вуза в современных социально-экономических условиях, которые, с нашей точки зрения, должны включать:
- подготовку руководящего и профессорско-преподавательского состава к формированию и развитию имиджа гуманитарного вуза;
- создание организационных основ педагогического имиджа современного гуманитарного вуза;
- оптимизацию содержания педагогического имиджа вуза;
- технологию формирования и развития педагогического имиджа современного гуманитарного вуза.
Анализ научной литературы по предложенной проблеме показал, что не существует единого мнения во взглядах на сущность имиджа как социально-психологического явления, обладающего системностью и целостностью. Наиболее близкой к нашему пониманию слова "имидж" является трактовка академика Академии имиджелогии России Панасюка А. Ю.: "Имидж - это мнение рационального характера или эмоционально окрашенное об объекте, возникшее в психике (в сфере сознания или подсознания) определенной группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в результате либо прямого восприятия тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного - через восприятие уже оцененного кем-то образа на основе восприятия мнения, сформированного в психике других людей с целью возникновения аттракции - притяжения людей к данному объекту" [2, С. 25].
Соответственно, имидж высшего образовательного учреждения - это мнение рационального характера или эмоционально окрашенное о вузе, возникшее в психике групп людей, прямо или косвенного соприкасающихся с его деятельностью, на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в результате либо прямого восприятия тех или иных характеристик вуза, либо косвенного - через восприятие уже оцененного кем-то образа вуза на основе восприятия мнения, сформированного в психике других людей с целью возникновения аттракции - притяжения людей к данному объекту.
Отметим, что проблема формирования педагогического имиджа гуманитарного вуза возникла на базе идеи связи имиджа образовательного учреждения с его конкурентоспособностью. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности.
Однако то, что применимо к формированию имиджа организации вообще, до последнего времени не переносилось на сферу образовательной деятельности. Как нам представляется, это было обусловлено рядом вполне объективных социально-экономических и политических причин. Введение рейтинга вузов страны с целью определения уровня их образовательной деятельности вывело на первый план такие проблемы, как определение объективных критериев определения уровня образовательной деятельности и состояния имиджа образовательного учреждения.
На выбор современных абитуриентов вуза влияет, с одной стороны, знание им результата деятельности вуза (качество подготовленного специалиста, его востребованность на рынке труда и пр.), т. е. то, что в имиджелогии обозначается термином "образ продукции", а с другой стороны, известность вуза, мнение о нем тех, кто когда-то учился (работал) и учится (работает) в данный момент (традиции, история, дизайн помещений и пр.), т. е. то, что в менеджменте обозначается термином "неформальные вербальные маркетинговые коммуникации". Наложение этих двух пластов и образует явление, названное имиджем высшего учебного заведения.
Проведенное нами исследование подтверждает предположение о том, что на имидж гуманитарного вуза влияют внешние (состояние экономики, уровень развития науки, различные политические факторы, социально-культурные факторы и пр.) и внутренние факторы (миссия вуза, организационная структура, готовность профессорско-преподавательского состава к формированию и развитию имиджа вуза и т. д.).
Таким образом, имидж высшего учебного заведения не существует как нечто абстрактное, он тесно связан с тем, что происходит как внутри него, так и за его пределами. Было бы правильно сказать, что имидж не принадлежит самой организации, а существует в виде мнения или оценки в глазах каждого из людей, которые с ней связаны тем или иным образом.
Анализ научных материалов по имиджу позволил разработать семикомпонентную модель формирования позитивного имиджа гуманитарного вуза, включающую: 1) образ продукции; 2) внешнюю атрибутику; 3) традиции; 4) дизайн помещения; 5) эффективные коммуникации (внешние и внутренние); 6) историю учреждения; 6) рекламу. Считаем, что такая модель будет работать на конкурентоспособность вуза, поскольку она учитывает те объекты, которые актуальны в сознании человека, выбирающего вуз для своего профессионального обучения.
Под образом продукции вуза подразумевается качество подготовки специалистов как совокупность свойств и характеристик, определяющих готовность специалистов к эффективной профессиональной деятельности, включающей в себя способность к быстрой адаптации в условиях НТП, владение профессиональными умениями и навыками, умение использовать полученные знания при решении профессиональных задач [3].
Внешняя атрибутика вуза представляет собой совокупность следующих элементов: логотип, фирменный блок, слоган, фирменный цвет, фирменный комплект шрифтов, корпоративного героя, постоянного коммуниканта, другие фирменные константы.
Традиции определяются как установившиеся порядки взаимодействия сотрудников вуза и обучающихся, а также как комплекс сформировавшихся мероприятий, имеющих четко выраженную образовательную направленность.
Дизайн помещения рассматривается как специальная организация места работы студентов и профессорско-преподавательского состава, отвечающая требованиям комфорта, чистоты и функциональности.
Эффективные коммуникации обозначают взаимодействие сотрудников вуза на уровне выхода во внешнюю среду (другие вузы; организации, так или иначе связанные с деятельностью вузов; органы государственного управления и пр.), с одной стороны, и на уровне общения между собой, а также со студентами, их родителями - с другой. К эффективным коммуникациям относится наличие имиджа сотрудников и администрации вуза.
История вуза как отображение деятельности вуза с момента его возникновения и до настоящего времени, передаваемое в виде определенных материальных и духовных составляющих.
Реклама представляет собой платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой коммуникации и другие виды связи, агитирующие в пользу вуза. Сюда же мы относим применение такого средства маркетинговых коммуникаций, как неформальные вербальные маркетинговые коммуникации (генерируемые слухи).
Отметим, что очень трудно создать универсальный имидж, благоприятный для всех групп людей, взаимодействующих с вузом. Тем не менее считаем, что если имидж вуза будет удовлетворять следующим характеристикам, то не вызовет отрицательного отношения:
- активность имиджа, его способность влиять на поведение воспринимающих его субъектов и в то же время его зависимость от содержания социальных представлений и стереотипов субъектов восприятия;
- информативность имиджа, проявляющаяся как его способность давать информацию об отображаемом субъекте;
- сочетание в сознании и восприятии имиджа рациональных и эмоциональных аспектов;
- целостность представления отображаемого субъекта, достигаемая посредством интеграции отдельных, изолированных символов, дополняющихся в сознании аудитории до целостного образа;
- динамичность, гибкость имиджа, возможность его изменений в конкретных условиях и в то же время его относительная устойчивость, независимость от ситуативных обстоятельств;
- символичность имиджа как образа, выраженного в культурных символах;
- соответствие имиджа социальным ожиданиям воспринимающих имидж субъектов.
Литература
1. Волкова В. В. Имиджелогия: Учебно-методическое пособие // Ставрополь: Сев.-КавГТУ, 2005. 168 с.
2. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2007. 266 с.
3. Перелыгина Е. Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития. Дис. доктора псих. наук. М., 2003. 697 с.
Название документа