Безопасность жизнедеятельности в формировании мировоззрения выпускника вуза

(Иванов Б. С.)

("Юридическое образование и наука", 2007, N 4)

Текст документа

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Б. С. ИВАНОВ

Одна из главных задач высшего профессионального образования - это формирование у специалиста мировоззрения, то есть системы обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности. Эффективность для общества деятельности человека зависит от его мировоззрения.

Существенная роль в формировании мировоззрения принадлежит образовательному процессу. Высшее профессиональное образование является завершающим этапом подготовки специалиста. Этим определяется место мировоззрения при разработке образовательных стандартов, учебных планов, программ дисциплин, учебно-методических материалов. Каждый из этих компонентов служит структурным элементом в формировании мировоззрения специалиста.

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД) является одним из этих компонентов мировоззрения. Цели и задачи этой молодой дисциплины определяют ее важную роль в формировании мировоззрения, соответствующего интересам развития современного общества.

В Основном Законе Российской Федерации в (статье 2) указано, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В последующих статьях Конституции определено: "каждый имеет право на жизнь" (статья 20), "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью" (статья 42).

Эти базовые принципы развиваются и конкретизируются в других федеральных законах Российской Федерации. В Трудовом кодексе Российской Федерации указано, что "работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, осуществлении технологических процессов" (статья 212).

В Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации" указано, что первым основным направлением государственной политики в области охраны труда является "обеспечение приоритета жизни и здоровья работников", а в статье 14 определено, что "обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагается на руководителя".

Жизнь человека, его здоровье, комфортные условия деятельности - эти положения должны быть базовыми идеалами, учреждениями выпускника вуза в его дальнейшей профессиональной деятельности независимо от его специальности. Эти положения отделяют место дисциплины БЖД в формировании мировоззрения специалиста, в формировании у специалиста представления о неразрывном единстве эффективности профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека от неблагоприятных воздействий факторов (физических, химических, психофизиологических, биологических) окружающей среды.

Многообразие факторов, влияющих на защищенность человека, определяют глобальность проблемы безопасности человека и общества, ее многоуровневый характер (местный, региональный, федеральный), гуманитарно-техническую направленность и содержание дисциплины БЖД, ее место и значимость в формировании мировоззрения специалиста.

Негативное состояние безопасности в Российской Федерации делает проблему обеспечения безопасности человека чрезвычайно актуальной. В аналитической записке Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации отмечается, что процесс перехода от планово-административной экономики к рыночной существенно влияет на состояние производственного травматизма, профзаболеваний, уровень которых, несмотря на наметившуюся тенденцию по снижению, остается высоким по сравнению с экономически развитыми странами. Так, в 2003 г. в результате несчастных случаев на производстве погибло 35364 человека, а уровень смертельного травматизма в расчете на 1000 работающих составил 0,131. Число зарегистрированных в 2003 г. случаев профзаболеваний и отравлений составило 10280 человек. 80% несчастных случаев вызваны причинами организационного характера: неудовлетворительная организация работ, недостаточное обучение и т. п.

Важность и актуальность проблемы снижения производственного травматизма и профзаболеваний явились основой организации в 1991 г. Ленинградского совещания заведующих кафедр охраны труда и гражданской обороны вузов СССР. Целью совещания стала конкретизация содержания учебной программы и мероприятий по становлению новой учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД). Благодаря участию широкого круга ведущих ученых (профессоров В. Л. Лапина, С. В. Белова, О. Н. Русака, В. Ф. Кириллова и др.) были успешно решены задачи семинара и заложены научные основы учебной дисциплины о безопасных и комфортных условиях жизнедеятельности человека.

Базовой основой изучения БЖД являются знания, полученные при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.

Широкий круг вопросов, содержание дисциплины БЖД и бурный рост информаций по каждому из направлений БЖД определяют особую роль информационного обеспечения этой дисциплины. Существенную помощь оказывают в этом журналы "БЖД", "Гражданская оборона", "Безопасность труда в промышленности", "Справочник специалиста по охране труда" и др.

Однако актуальность глобальной проблемы безопасности для общества, зависимость безопасности от множества факторов и явлений, многоуровневый характер безопасности требуют усиления координации и концентрации сил для ее решения. Существенный вклад в решение проблемы безопасности может внести издание научно-проблемного журнала "Безопасность в России". Задачей журнала могла бы быть формализация главных задач в сфере безопасности, формирование мировоззрения в области безопасности, пропаганда принципов, идей, системы взглядов на защищенность человека в нашем обществе.

Весьма важна непосредственная связь содержания БЖД с существующими проблемами безопасности России. В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" информация должна быть направлена на качественное обеспечение задач социального и экономического развития РФ, создание условий качественного информационного обеспечения организаций на основе государственных информационных ресурсов. Держателем основных информационных ресурсов в области безопасности России является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое могло бы стать учредителем центрального журнала по безопасности.

Важным условием повышения уровня безопасности является квалификация специалистов. Существующая система повышения квалификации успешно функционирует и вносит свой вклад в решение проблем безопасности. Однако многообразие задач, возникающих в области, требует углубленной научной проработки, выделения приоритетных задач безопасности. Их решение требует активизации научной деятельности каждого специалиста, консолидации усилий специалистов на решение актуальных проблем безопасности.

Возможной организационной формой мобилизации усилий широкого круга специалистов промышленности, вузов и НИИ на решение проблем безопасности может стать сеть постоянно действующих семинаров по проблемам безопасности жизнедеятельности. Участие специалистов в работе семинаров явится шагом в развитии научных основ безопасности, а также логическим развитием действующей системы повышения квалификации. Вместе с тем работа семинаров ликвидирует разрыв между специалистами промышленности и специалистами вузов и НИИ, позволит лучше увязать подготовку выпускников учебных заведений с потребностями производства. Участие широкого круга специалистов в обучении на семинарах позволит поднять уровень решения задач безопасности, активизирует деятельность специалистов по безопасности, что благотворно скажется на уровне безопасности общества.

Действующая система региональных центров по безопасности жизнедеятельности охватывает всю территорию России, может быть дополнена сетью постоянно действующих семинаров при крупных вузах, НИИ. В свете развития системы дистанционной формы повышения квалификации с использованием Интернета постоянно действующие семинары окажут существенную помощь при повышении квалификации специалиста.

Организация и работа постоянно действующих семинаров не требует новых штатных структур и дополнительного финансирования. Опыт Московского государственного университета путей сообщений, в котором на протяжении более 20 лет успешно работает научный семинар "Надежность и качество функционирования систем" Российской академии наук и Международной академии высшей школы, подтверждает реальность и эффективность работы постоянно действующего семинара.

Продолжением развития науки о безопасных и комфортных условиях жизнедеятельности человека являются материалы 3-его Всероссийского совещания заведующих кафедр по вопросам образования в области безопасности жизнедеятельности в формировании системного мировоззрения. Основной безопасности жизнедеятельности является взаимодействие человека с окружающей средой, которое включает обмен веществ, энергий и информаций.

Наука безопасности жизнедеятельности содержит описания, объяснения и предсказания процессов и явлений взаимодействия человека с окружающей средой. Объектом ее изучения является безопасность и комфортность условий деятельности человека, описание и раскрытие понятий безопасности и комфорта. Базовым началом являются физиологические и психологические свойства человека, его требования к окружающей среде, классификация и описание форм деятельности человека, их характеристики и влияние на организм человека. Раскрытие в примерной программе этих составляющих объекта изучения служит основой для перехода к описанию классификации вредных и опасных факторов, их характеристики, воздействия различных факторов на организм человека и их идентификации.

Предметом изучения безопасности жизнедеятельности являются объяснения закономерностей процессов и явлений взаимодействия человека с окружающей средой. Рассмотрение закономерностей взаимодействия человека со средой составляет фундамент построения науки о безопасных и комфортных условиях жизнедеятельности. Важным компонентом этого взаимодействия являются общественные отношения (материальные, производственные и идеологические), реализующие систему безопасности человека.

Особое место во взаимодействии человека с окружающей средой занимают психологические процессы. Знание и использование закономерностей психологических процессов являются резервом повышения безопасности. Психологические качества личности, их влияние на безопасность, закономерности воздействия факторов среды на психику человека и его безопасность - важная составляющая предмета безопасности жизнедеятельности.

Системное рассмотрение закономерностей воздействия негативных факторов среды на человека служит основой построения структуры коллективных и индивидуальных средств защиты человека и прогнозирования их развития.

Логическим продолжением объяснений закономерностей защиты от опасных воздействий является рассмотрение в примерной программе системы защиты человека в чрезвычайных ситуациях. Выход в свет фундаментального учебника Б. С. Мастрюкова "Безопасность в чрезвычайных ситуациях", содержащего систематизированный материал по закономерностям действия негативных факторов в чрезвычайных ситуациях, обеспечивает глубокое изучение закономерностей, действующих в основных видах чрезвычайных ситуациях.

Интегрирующей частью дисциплины безопасности жизнедеятельности является система управления безопасностью. Примерная программа включает общие положения по управлению безопасностью, а также специфику управления охраной труда, охраной окружающей среды и управление безопасностью населения в чрезвычайных ситуациях. Большой объем информации, циркулирующей в системе управления, и ее значимость определяют целесообразность рассмотрения в системе управления структуры информационного обеспечения: источников информации, ее характеристики, динамику информационных потоков, обработку информации должностными лицами. Изучение информационных потоков обеспечивает лучшее понимание работы системы управления безопасностью, задач и функций каждого руководителя и специалиста.

Особое место в системе управления безопасностью принадлежит правовым основам безопасности, которые определяют правила и процедуры управления безопасностью. Большой объем законодательных актов по безопасности и их важность в деятельности каждого руководителя и специалиста определяют необходимость их систематизации и при изучении их содержания выделения предмета, объекта и субъекта каждого закона.

Раздел примерной программы "Методические рекомендации по организации изучения дисциплины" целесообразно дополнить подразделом "Рекомендации по дипломному проектированию". Дипломные проекты и работы должны включать раздел "Безопасность и экологичность проекта (работы)". Отсутствие в дипломной работе гуманитарного специалиста (юриста, экономиста) оценки безопасности и экологичности работы является упущением в его подготовке, изъяном в формировании мировоззрения. Практика свидетельствует, что не только технические решения, но и любое экономическое и юридическое решения прямо или косвенно связаны с безопасностью человека и всего общества.

В то время как в технической дисциплине безопасность жизнедеятельности широко внедряется, сведения из гуманитарных дисциплин (гигиена труда, экология, физиология, психология и др.), отчуждение проблемы безопасности в гуманитарных дисциплинах нарушают системное представление об окружающем мире, где всякая деятельность потенциально опасна, препятствуют формированию целостного мировоззрения в сфере безопасности человека.

Заключение

1. Актуальность проблемы безопасности, обилие информации и работ в сфере безопасности определяют целесообразность издания научно-проблемного журнала для формирования главного направления и приоритета задач в области безопасности.

2. Примерная программа существенно расширяет содержание безопасности жизнедеятельности и намечает перспективы ее развития при сохранении преемственности общей структуры дисциплины безопасности жизнедеятельности.

3. Потребность непрерывного совершенствования знаний специалистов в области безопасности требует новых форм обучения. Наличие религиозных центров по безопасности жизнедеятельности позволяет развернуть сеть постоянно действующих семинаров как средства мобилизации специалистов на решение проблем безопасности.

4. Важность информации в обеспечении безопасности и ее системообразующая роль определяют целесообразность изучения информационных потоков по безопасности и функций должностных лиц по ее обработке.

5. Значимость законодательства в сфере безопасности требует системного изучения законов по безопасности для формирования представления о правовых основах безопасности.

6. Потенциальная опасность всякой деятельности определяет необходимость включения в дипломные работы гуманитарных специалистов раздела "Безопасность и экологичность рекомендаций, работы".

Название документа