Сексуальность, мораль и право

(Кон И. С.)

("Юридическая психология", 2007, N 3)

Текст документа

СЕКСУАЛЬНОСТЬ, МОРАЛЬ И ПРАВО

И. С. КОН

Кон И. С., академик Российской академии образования.

Сексуальное поведение везде и всюду подвергается социальному контролю, но формы и методы его различны. Особенно важно при этом разграничивать право и нравственность. Разграничение этих форм социального контроля сложилось не сразу. В начале Нового времени право вобрало в себя все или почти все церковные нормы: то, что церковь считала грехом, государство провозгласило преступлением. Законодательство XVII - XVIII вв. перечисляло множество "половых преступлений", сами названия которых свидетельствуют о религиозном происхождении: "блуд", "прелюбодеяние", "совращение", "содомия", "противоестественное поведение", "непотребство" (глава российского "Нового уголовного уложения" так и называлась - "О непотребстве").

Постепенно сфера уголовного регулирования суживалась. Признание неотчуждаемых прав личности неизбежно включает в себя право на индивидуальные особенности сексуального поведения, на неприкосновенность интимной жизни, в которую государство и его органы ни при каких обстоятельствах не должны вмешиваться. Кроме того, сами возможности государственного контроля за сексуальным поведением, не говоря уже о чувствах, весьма ограничены. По замечанию А. Кинзи, если бы все американские законы о сексуальных преступлениях соблюдались, то по крайне мере 85% молодых мужчин сидели бы в тюрьме за сексуальные преступления.

Современное демократическое законодательство в отличие от авторитарного основывается на следующих общих принципах.

1. Поскольку интересы и права человека и гражданина стоят выше интересов общества и государства, что, в частности, вытекает из конституционной триады "интересы личности, общества и государства", вмешательство государства в личную жизнь граждан должно быть минимальным. Ограничение прав личности допускается только в том случае, если реализация их желаний и потребностей нарушает законные права и интересы других людей. Такие ограничения, однако, должны быть строго определены законом.

2. Чрезмерное расширение сферы правового, особенно уголовно-правового регулирования не только нарушает права граждан и свободу их личной жизни, но и подрывает правовую систему в целом. Предписания слишком общего характера невозможно эффективно контролировать, а если применение закона становится избирательным, то это неизбежно порождает произвол, злоупотребление властью и коррупцию правоохранительных (карательных) органов, что, в свою очередь, подрывает устои правового общества и веру в закон.

3. Предусмотренные законом наказания должны быть адекватны правонарушению, чтобы не увеличивать число преступников и не создавать в обществе атмосферу страха.

Эти принципы полностью распространяются на сексуальное поведение. В отличие от антисексуальных культур прошлого современное общество признает сексуальность положительной ценностью, важной сферой общественной жизни и самореализации личности.

Всемирная сексологическая ассоциация на конгрессе в Валенсии (1997) приняла специальную Декларацию сексуальных прав, где говорится, что сексуальность - органическая часть личности любого человеческого существа, а сексуальные права принадлежат к числу фундаментальных и всеобщих прав человека.

К сексуальным правам относятся:

1) право на сексуальную свободу, которая "включает возможность полностью выразить свой сексуальный потенциал, однако исключает все формы сексуального принуждения, эксплуатации и злоупотребления в любое время и в любых жизненных ситуациях";

2) право на сексуальную автономию, телесную неприкосновенность и безопасность;

3) право на сексуальную интимность, на то, чтобы никто не вторгался в сексуальные решения и действия личности, если только они не нарушают прав других лиц;

4) право на сексуальную справедливость и равенство, предполагающее свободу от любой дискриминации;

5) право на сексуальное удовольствие;

6) право на эмоциональное самовыражение;

7) право на свободное сексуальное общение, включая вступление в брак, развод и создание других ответственных сексуальных отношений;

8) право на свободный и ответственный репродуктивный выбор (иметь или не иметь детей, пользоваться средствами контроля за рождаемостью или нет и т. д.);

9) право на сексуальную информацию, основанную на научных исследованиях;

10) право на всеобъемлющее сексуальное образование;

11) право на охрану сексуального здоровья.

Кроме правовой сферы регуляции сферы сексуальной жизни, существует также нравственная регуляция, опирающаяся на общественное мнение и собственные убеждения личности. Однако то, что люди называют сексуальной моралью, неоднозначно. Любая этическая теория, хотя и в разных терминах, различает мораль как совокупность норм, заповедей, правил должного поведения, соблюдение которых считается обязательным, и нравственность как сферу свободы, когда личность на основе усвоенных ею принципов различения добра и зла сама принимает моральное решение и берет на себя всю полноту ответственности за последствия своих поступков.

Эти понятия не взаимоисключающие. Нормативная мораль - необходимая предпосылка индивидуальной нравственности. Человек не может стать нравственным, не усвоив элементарных правил и норм морали как абсолютных категорических императивов, соблюдение которых обязательно в любых условиях. Однако нормативная мораль не в состоянии предусмотреть все богатство и разнообразие жизненных ситуаций, в которых человек совершает поступки и принимает решения.

Немецкий социолог Теодор Адорно писал: "Главное и единственное правило сексуальной морали - обвинитель всегда неправ". Это утверждение верно. Записные моралисты, как правило, безжалостны к другим, но весьма снисходительны к себе. Истинная нравственность, напротив, предполагает терпимость, понимание и доброту. Вспомним притчу о Христе и Марии Магдалине и евангельскую формулу "Не судите да не судимы будете". Поэтому многие выдающиеся философы относились к сентенциозной морали иронически.

Название документа