Современные проблемы теории налогового права (по материалам Международной научно-практической конференции в Воронеже 4 - 6 сентября 2007 г.)
(Карасева М. В.)
("Финансовое право", 2007, N 11)
Текст документа
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ НАЛОГОВОГО ПРАВА
(ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ В ВОРОНЕЖЕ 4 - 6 СЕНТЯБРЯ 2007 Г.)
М. В. КАРАСЕВА
Карасева М. В., профессор, заведующая кафедрой финансового права Воронежского госуниверситета, доктор юридических наук.
Международная научно-практическая конференция "Современные проблемы теории налогового права" состоялась в Воронеже 4 - 6 сентября 2007 г.
Конференция была организована Воронежским государственным университетом (кафедра финансового права) и Институтом менеджмента, маркетинга и финансов (кафедра финансового и хозяйственного права) на базе Воронежской школы финансового права.
Идея проведения такого рода конференции в Воронеже принадлежала Центру информации и организации публичных финансов и налогового права стран Центральной и Восточной Европы (г. Белосток, Польша). Последний объединяет ученых стран Восточной Европы, занимающихся финансовой наукой, финансовым и налоговым правом. Под эгидой Центра были организованы международные конференции по финансовому и, в частности, налоговому праву в Белостоке (Польша), Брно (Чехия), Кошице (Словакия), Вильнюсе (Литва), Гродно (Беларусь).
Возможность объединения ученых разных стран в рамках конференции обусловлена интернациональной сущностью налогового права. Несмотря на национальные особенности налогово-правового регулирования, специфику налоговой политики и судебной практики в сфере налогообложения, существует целый ряд принципиальных правовых позиций, являющихся общими для стран с рыночной экономикой. В частности, все страны - участницы конференции используют в законотворческой деятельности единую юридическую конструкцию налога, имеют в значительной мере схожий элементный состав налоговых систем, а соответственно, во многом схожие проблемы налогового законотворчества и правоприменения. Свидетельством этого является целый ряд налогово-правовых проблем, представленных на конференции участниками из различных стран, близких друг другу как по существу, так и по форме. В их числе проблемы юридической конструкции налога, налоговой администрации и налогового контроля, косвенного налогообложения, подоходного налогообложения и т. д.
Главной задачей конференции являлся обмен научными взглядами ученых различных стран на современные проблемы налогового права, существующие в каждой стране.
В работе конференции приняли участие более 70 ученых и практических работников из России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Финляндии. Работа конференции проходила на пленарном и на трех секционных заседаниях. Рабочими языками конференции являлись русский и английский.
Открыл конференцию ректор Воронежского государственного университета профессор В. Т. Титов.
С приветственным словом к участникам конференции обратились ректор Института менеджмента, маркетинга и финансов доцент О. А. Зайцева и декан юридического факультета Воронежского госуниверситета В. А. Панюшкин.
Содержательная часть конференции началась с выступления руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области, кандидата юридических наук С. С. Дуканова.
Он рассказал об основных направлениях работы налоговых органов Воронежской области на современном этапе и подчеркнул, что почти 80% бюджета Воронежской области приходится на налоговые поступления. Причина увеличения поступлений в бюджет заключается в сокращении потерь бюджета от деятельности нелегального бизнеса. Реальная угроза для экономики не только региона, но и Российской Федерации - это фирмы-однодневки. Они вне любого бизнеса, несмотря на то, что прикрываются его интересами, и в первую очередь интересами малого бизнеса. Цель деятельности однодневок - легализация преступных доходов, сокрытие доходов от налогообложения, создание преимуществ в конкурентной борьбе с добросовестными налогоплательщиками. В такого рода фирмах не создаются рабочие места, зарплата не выплачивается, а если и выплачивается, то в символическом размере, и тем более не уплачиваются налоги, а задолженность перед бюджетом накапливается. В Воронежской области налоговики разработали и успешно применяют механизм выявления, пресечения деятельности и создания фирм-однодневок.
Не секрет, что значительная часть бизнесменов держит в тени заработную плату. Но в Воронежской области 30% ее бюджета - это налог на доходы именно физических лиц. Поэтому работа с недекларируемой заработной платой - одно из основных направлений. Налоговые органы применили новую форму работы - это индивидуальная работа с каждым работодателем по выяснению причин сокрытия заработной платы. В результатах работы в данном направлении заинтересованы не только налоговики, но и органы, которые отвечают за социальную политику региона, - пенсионный фонд, фонд социального и медицинского страхования, инспекция по соблюдению трудового законодательства.
Одна из проблем - убыточные организации. Пятая часть всех плательщиков налога на прибыль работают себе в убыток, а большая часть убыточны на протяжении более двух лет. А ведь это противоречит целям предпринимательской деятельности! Налоговики проанализировали каждого плательщика, имеющего большой объем расходов, которые позволяют уменьшить налогооблагаемую базу и минимизировать налог на прибыль. Работа с этой категорией налогоплательщиков увеличила поступления по налогу на прибыль в 1,4 раза и соответственно увеличила его долю в бюджете региона. Это новая форма налогового контроля, которая имеет также и воспитательную сторону.
Низкая налоговая культура бизнеса Воронежской области позволила накопить значительные суммы задолженности перед бюджетом, что и стало основной причиной большого количества процедур банкротства на территории области. Однако и здесь есть примеры использования процедур банкротства не для оздоровления бизнеса, а для применения схем по оптимизации налогообложения. Прежде всего это затягивание процедур банкротства. В результате сумма задолженности по текущим налоговым платежам предприятий растет и порой превышает в несколько раз сумму задолженности, в отношении которой была начата процедура банкротства. И даже при реализации всего имущества должника в бюджет поступает менее 2% долгов. Еще один из видов оптимизации налогообложения - это умышленное подведение под банкротство при предварительном уводе имущества от возможного обеспечения исполнения обязанностей по уплате кредиторской задолженности, причем в первую очередь перед бюджетом. Задачи налоговиков: выявить признаки преднамеренного банкротства, постоянно контролировать деятельность арбитражных управляющих по надлежащему выполнению ими своих обязанностей, предупреждать факты незаконного вывода активов и другие.
Пленарное заседание конференции началось с выступления доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой конституционного, административного и финансового права Черновицкого госуниверситета (Украина) П. С. Пацуркивского. Он акцентировал внимание на сущностной трансформации государства в постсоциалистический период и, соответственно, на изменении роли публичных финансов. В своем докладе профессор обращал внимание на необходимость принятия закона о финансах, который бы определил, в частности, принципиальные основы финансовой деятельности государства.
Выступлению профессора П. С. Пацуркивского корреспондировало выступление его коллеги из Украины, доцента Черновицкого госуниверситета Р. А. Гаврилюк. Она обратила внимание на необходимость принятия и развития в современных условиях эгалитарной (инструментально-потребностной) концепции налогового права, которая впервые в отечественной юриспруденции была описана в середине 80-х годов XX столетия известным ученым П. М. Рабиновичем. По мнению докладчика, эта концепция позволяет выйти из сложившегося в современных условиях тупика в теории налогового права. Эгалитарная концепция налогового права построена на том, что не противопоставляет налогоплательщика и получателя налоговых поступлений, а исходит из диалектического единства частных и публичных интересов индивидов-налогоплательщиков. Публичный субъект, с позиций этой концепции, не имеет в налоговом праве собственных интересов, а выступает элементом осуществления публичных интересов отдельных индивидов, их сообществ и социума в целом.
Проблеме обеспечения публичных интересов в налоговом праве посредством институтов административно-правового регулирования был посвящен доклад доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой административного права Воронежского госуниверситета Ю. Н. Старилова. Основным тезисом, содержащимся и последовательно раскрывающимся в докладе, является обоснование взаимосвязанности основных институтов налогового права России с системой современного административно-правового регулирования. Обосновывалось положение о том, что развитие как теории налогового права, так и российского налогового законодательства происходит в настоящее время непременно с учетом необходимости обеспечения публичных интересов. Как и административное право, налоговое право также выполняет функцию разрешения и урегулирования споров (конфликтов) публичных и частных имущественных интересов. Такой подход обусловливает и построение современной модели взаимодействия административного права и налогового права. Отсутствие в налоговом праве важнейших норм-принципов, раскрывающих содержание налоговых процедур, налогового процесса, контрольно-надзорных мероприятий обусловливает сегодня противоречия и сложности самой административной деятельности по реализации многих налоговых правоотношений. Стандарт современного административно-правового регулирования должен учитываться и при изменении налогового законодательства. Если взаимосвязь административного и налогового права обусловлена самой исполнительно-распорядительной государственной деятельностью, то тогда и применение норм налогового законодательства должно основываться на общих и принципиальных положениях государственной управленческой деятельности, осуществляемой в публичных интересах и регулируемой нормами административного права. В выступлении Ю. Н. Старилова рассматривались содержание, противоречия и взаимосвязь с административным правом таких правовых институтов, как налоговый контроль, налоговое администрирование, налоговое планирование, современная концепция налогового процесса, налоговые споры, налоговые процедуры и административные производства, процессуальные акты налогового органа (административно-правовые акты, налогово-правовые акты), юридическая ответственность за совершение налоговых правонарушений, административное судопроизводство как форма разрешения налоговых споров (конфликтов, дел).
Российские ученые на планарном заседании уделили серьезное внимание принципиальным вопросам формирования налогового права и налоговой системы РФ. Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой конституционного права Воронежского госуниверситета Т. Д. Зражевская посвятила свое выступление Конституции РФ как источнику налогового права. Она подчеркнула, что Конституция РФ весьма подробно и системно регулирует налоговые отношения. Это выражается в комплексе конституционных норм и институтов, имеющих прямое или опосредованное отношение к обязанности платить налоги и сборы. На основе Конституции РФ возникает двухуровневая система внутригосударственных источников конституционной обязанности платить налоги и сборы: а) Конституция и решения Конституционного Суда РФ; б) собственно налоговое законодательство. При этом докладчик отметил, что Конституция РФ как источник налогового права представляет собой мерило, критерий оценки всей системы норм и институтов налогового права на предмет их соответствия высшим ценностям, получающим конституционное признание.
Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой административного, финансового и коммерческого права Российского государственного торгово-экономического университета А. Д. Селюков в своем докладе "Роль межбюджетных отношений в формировании налоговой системы РФ" подчеркнул, что "понятие налоговая система не равно понятию "система налогов и сборов". По мнению докладчика, "налоговая система России представляет собой совокупность Федерации, субъектов РФ и местных органов власти, которые в лице уполномоченных органов взаимодействуют в налоговой сфере, реализуют механизм налогообложения". Налоговая система России должна быть построена на принципе налогового федерализма. Однако, как отметил докладчик, налоговый федерализм пока не признан как таковой в налоговом, а также в бюджетном законодательстве. Свидетельством этого является тот факт, что "объем бюджетных задач, стоящих перед субъектами РФ и местным самоуправлением, практически не соотносится с объемом реальных налоговых полномочий, закрепленных за названными уровнями публичной власти". В частности, для субъектов РФ и муниципальных образований недостаточно возможностей влиять на объем налоговых доходов. Сегодня они главным образом имеют лишь возможность облегчить налоговое бремя для налогоплательщиков. Докладчик уделил внимание и проблеме так называемых расщепляющихся налогов. Он отметил, что переход к порядку "один налог - один бюджет" будет способствовать повышению самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований.
Проблеме развития налоговой базы в рамках проводимой в стране муниципальной реформы было посвящено выступление доктора юридических наук, профессора, зав. кафедрой конституционного и административного права А. Н. Костюкова. По его мнению, для обеспечения проводимой в стране муниципальной реформы требуется изменение вектора развития финансовых основ местного самоуправления и, в частности, налоговой базы муниципальных образований. Налоговая база местного самоуправления должна совершенствоваться прежде всего за счет увеличения числа местных налогов. Это может быть осуществлено за счет установления новых налогов или перераспределения уже закрепленных Налоговым кодексом РФ за субъектами Федерации платежей в пользу местного уровня публичной власти. Одновременно необходимо определить оптимальный перечень налогов, передача поступлений от которых на местный уровень будет наиболее целесообразной и эффективной. Следует путем внесения поправок в Бюджетный кодекс РФ закрепить за муниципальными образованиями отчисления от прямых либо косвенных налогов в виде твердых процентных ставок. Ученый подчеркнул, что совершенствование налоговой базы местного самоуправления также должно происходить путем увеличения собираемости существующих на сегодняшний день налогов. Перспектива увеличения поступлений от налога на имущество физических лиц требует скорейшего принятия закона, устанавливающего требование обязательной инвентаризации объектов недвижимости и методику их оценки. В целях совершенствования администрирования земельного налога требуется наладить постоянное взаимодействие налоговых органов с органами Роснедвижимости, органами местного самоуправления.
Польский ученый, профессор, зав. кафедрой налогового права г. Белосток Л. Этель (Польша) в своем докладе осветил проблему введения кадастрового налога как муниципального налога в Польше. Он подчеркнул, что в современных условиях налогообложение недвижимости в Польше осуществляется по старой системе, в основу которой положена площадь недвижимого имущества. Однако такая система налогообложения не соответствует стандартам Евросоюза. Поэтому уже давно в Польше стоит вопрос об установлении кадастрового налога на имущество, основой которого является кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровый налог требует подготовки соответствующей инфраструктуры: создания системы учета недвижимости (кадастр) и осуществления повсеместной таксации всех недвижимостей.
Как российские, так и зарубежные ученые на конференции освещали проблемы налогового администрирования. Чешский коллега, доцент П. Мрхивка из Масарик Университета г. Брно выступил с докладом "The law of tax administration" ("Законодательство о налоговой администрации").
Докладчик отметил, что сегодня в Чехии не существует строгой системы органов налоговой администрации. Министерство финансов Чехии осуществляет налоговое администрирование наряду с территориальными финансовыми органами, муниципальными таможенными администрациями, судами и другими государственными органами. Налоговая администрация в Чехии осуществляет:
- поиск и регистрацию налогоплательщиков;
- обложение налогом (расчет сумм налогов);
- взимание налогов;
- налоговый контроль;
- освобождение от налогов;
- международную деятельность в области налогообложения и т. д.
В целом налоговое администрирование в Чехии представляет собой целый комплекс процедур, как урегулированных, так и не урегулированных законом.
В Чехии не существует налогового кодекса. Основным актом в области налогообложения является "Tax and Fees Administration Act". Более того, не существует многих дефиниций, что затрудняет правопонимание и налоговую практику. В частности, не существует понятий "налог", "сбор", "налоговое обязательство" и т. д.
С теоретической точки зрения налоговое право в Чехии рассматривается как часть финансового права. Налоговое право включает в себя нормы, регулирующие исполнение налоговой обязанности, процедуры исполнения налоговой обязанности, ответственность за налоговые нарушения.
Кандидат юридических наук, начальник гражданско-правового управления правового департамента МВД России А. С. Титов обратил внимание на коллизионность российского законодательства, регулирующего налоговое администрирование. Он отметил, что коллизии в сфере налогообложения можно разделить на виды:
- противоречия федерального налогового законодательства Конституции РФ и принципам налогового права;
- противоречия федеральных налоговых законов между собой;
- нарушения процедуры принятия и введения в действие нормативного налогового акта;
- правоприменительные конфликты;
- проблемы низконалоговых территорий;
- несоответствия подзаконных актов и региональных налоговых законов федеральным налоговым законам.
Для предупреждения коллизионности правовых норм докладчик предлагает целый ряд мер.
Нарушения налогового законодательства в Польше и меры борьбы с ними осветил в своем докладе доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой международного и европейского права ВГУ П. Н. Бирюков. Он охарактеризовал Законы Польши от 29 августа 1997 г. "О налоговых правилах", от 28 сентября 1991 г. "О финансовом контроле", а также Закон "О бухгалтерском учете" 1994 г. Согласно последнему Закону важная роль в борьбе с нарушениями налогового законодательства предприятиями в Польше отводится организации учета и аудита. Предприятия в течение пяти лет обязаны хранить книги счетов, инвентаризационную документацию, документы о долгосрочных сделках. В соответствии с Финансовым уголовным кодексом Польши отсутствие или небрежное ведение документации влечет наложение штрафа. Докладчик сообщил, что Закон от 13 октября 1994 г. "Об аудиторах (ревизорах) и их самоуправлении" налагает на аудиторов обязанность хранить профессиональную тайну. В силу этого аудиторы в Польше не заинтересованы сообщать правоохранительным органам о выявленных преступлениях в сфере налогообложения.
О механизме защиты прав участников налоговых правоотношений сообщила в своем выступлении кандидат юридических наук, доцент Гродненского госуниверситета (Беларусь) Л. Я. Абрамчик. Она подчеркнула, что белорусским законодательством предусмотрены две основные формы защиты прав налогоплательщиков: административная и судебная. Содержание административного порядка, предусмотренного Общей частью Налогового кодекса РБ для различных субъектов налоговых правоотношений, различно. Налогоплательщики имеют право обращаться в вышестоящий налоговый орган, а налоговые органы защищают интересы государства путем реализации права на бесспорное списание со счетов налогоплательщиков денежных средств, подлежащих уплате в бюджет. Налогоплательщики предпочитают обращаться за защитой своих интересов в суд. Так как число рассматриваемых в суде споров достаточно велико, для повышения эффективности судебной защиты налогоплательщиков целесообразно было бы создать в судах специализированные комиссии, занимающиеся данным вопросом.
Доктор юридических наук, доцент, зав. кафедрой административного и финансового права Кубанского госуниверситета Е. Б. Лупарев свой доклад посвятил пределам автономии налогового права. Отметив различные точки зрения, существующие в науке по этому вопросу, и высказав свою позицию, ученый заключил, что предмет налогового права не имеет ничего, качественно отличающего его от предмета финансового права, равным образом это касается и метода налогового права.
В докладе кандидата юридических наук, доцента Д. М. Щекина была освещена проблема налогового обязательства как базовой категории налогового права. Он считает, что понятие "обязательство" не принадлежит исключительно гражданскому праву, а является межотраслевой конструкцией. Понятие "налоговое обязательство" используется для обозначения налогового правоотношения, в котором налоговый орган имеет право потребовать, а налогоплательщик обязан совершить определенные действия. По мнению докладчика, налоговое обязательство есть обязательство налогоплательщика и иных лиц, возникающее в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик и иные лица обязаны уплачивать налоги в бюджет, а также выполнять иные действия, возложенные на них налоговым законодательством. В узком смысле налоговое обязательство есть обязательство налогоплательщика уплатить налог в бюджет.
Проблеме юридической оптимизации налогов было посвящено выступление кандидата юридических наук, доцента, зав. кафедрой конституционного и административного права Института права и государственной службы Ульяновского госуниверситета В. Н. Ивановой. Она подчеркнула, что в современных условиях отсутствует комплексный научный подход к формированию юридических конструкций устанавливаемых и вводимых налогов. Решение этой проблемы следует разделить на две части: а) юридическая оптимизация юридической конструкции каждого налога; б) юридическая оптимизация действующей системы налогов. Юридическая конструкция налога включает более простые конструктивные модели второго порядка: модель юридического фактического состава, модель субъекта налогообложения, модель налоговой обязанности, модель ответственности налогоплательщика. По мнению докладчика, в модель юридического фактического состава входят такие элементы юридической конструкции налога, как объект налогообложения, предмет налогообложения, источник налога. В модель субъекта налогообложения - налогоплательщик, носитель налогового бремени, льгота. Модель налоговой обязанности включает налоговую базу, ставку налога, взаимосвязанные масштабом налога и единицей налогообложения, налоговый период, отчетный период, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога, способы уплаты налога. Юридическая оптимизация налогов в широком смысле представляет собой процесс совершенствования юридических конструкций налогов путем подбора и нормативно-правового закрепления такого количества и качества их элементов, которое наиболее полно учитывает соотношение частного и публичного интересов, а также такое распределение налогов по бюджетным уровням, которое позволит бездефицитно формировать как федеральный, так и региональные и местные бюджеты.
Доцент из Масарик Университета (г. Брно, Чехия) Дана Шрамкова в своем докладе "Theoretical Aspects of Legal Liability within the Tax Legislation" осветила теоретические вопросы юридической ответственности по налоговому законодательству. Она подчеркнула, что ответственность по налоговому законодательству Чехии является главным образом имущественной и выражается в применении мер государственного принуждения в виде пени и штрафа.
Доцент Орловского государственного технического университета, кандидат юридических наук Т. А. Гусева выступила с докладом "Обоснование и структурирование налогового планирования хозяйствующего субъекта". Она акцентировала внимание на том, что налоговое планирование является цивилизованной формой защиты имущественных прав. Сегодня право налогоплательщика на налоговое планирование должно быть законодательно признано как выбор "оптимального сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства". Используемые практикой категории "добросовестный налогоплательщик", "злоупотребление правом", "деловая цель сделки", "налоговая выгода", "экономическая оправданность затрат" и др. следует рассматривать как пределы налогового планирования определения критериев противоправности действий налогоплательщиков. При этом докладчик подчеркнул, что элементы налогового планирования следует рассматривать с точки зрения налоговых рисков и необходимости совершенствования законодательства с целью исключения использования различных правовых конструкций для уклонения от налогообложения.
Ученые из Польши и Чехии посвятили свои выступления проблемам налогообложения в Европейском союзе.
Профессор из Чехии (Брно) Владимир Тыч в своем докладе "Harmonization of indirect taxes in the European Union" ("Гармонизация косвенных налогов в Европейском союзе") подчеркнул, что целью гармонизации косвенного налогообложения в ЕС является внутренний рынок ЕС. Однако налоговая территория ЕС не идентична географической территории ЕС. Это различие касается Франции, Испании, Нидерландов, Англии. Хотя в ЕС запрещена налоговая дискриминация любого члена ЕС, на практике нередко имеет место акцизная дискриминация. Согласно Договору о Европейском союзе (ст. 93) Совет ЕС уполномочен принять меры в целях гармонизации законодательства об НДС, акцизах и иных косвенных налогах. Однако Совет ЕС может только принять директиву о косвенных налогах, которая впоследствии должна каждым членом ЕС дебатироваться. Докладчик осветил историю гармонизации косвенного налогообложения в ЕС и подчеркнул, что сегодня в ЕС существуют два уровня налоговых ставок по НДС: минимальная стандартная ставка - 15% и минимальная усеченная ставка - 5%.
Кандидат юридических наук Анна Журковская-Зейдер (Польша) выступила с докладом "The concept of "Home State taxation" and "Home Tax Base" for company taxation in EU" ("Концепция и "Home State taxation" и "Home Tax Base" для налогообложения компаний в ЕС"). Она пояснила, что Соглашение о ЕС определяет свободу членов ЕС в выборе ими систем прямого налогообложения. И это является главным препятствием для функционирования внутреннего рынка ЕС. В 2001 г. Европейская комиссия приняла четыре решения для гармонизации налоговой базы европейских корпораций. Комиссия декларировала, что единая консолидированная налоговая база для корпораций, осуществляющих экспортно-импортные операции, - главный способ устранения препятствий в сфере налогообложения, с которыми сталкиваются компании. Концепция "Home State Taxation" заключается в том, что компании могут использовать налоговые нормы их страны для определения налогооблагаемой прибыли их филиалов и дочерних предприятий в других государствах ЕС. Концепция "Home Tax Base" обеспечивает компании, имеющие дислокации по крайней мере в двух странах - членах ЕС, возможностью определять их общую налоговую базу согласно единой системе норм. В этом случае расчет налоговой базы производится по специальной формуле. Затем каждое государство ЕС применяет его внутреннюю ставку корпоративного налога к его части налоговой базы.
В заключение пленарного заседания конференции выступила доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой финансового права Воронежского госуниверситета М. В. Карасева. Она отметила, что практику Европейского суда по правам человека следует серьезно изучать и использовать при создании налогово-правовых норм. Следует обратить внимание на тот факт, что ЕСПЧ в решениях по налоговым делам как ранее, так и в 2006 г. не раз использовал сформулированную им устойчивую правовую позицию о том, что налог не должен ограничивать право граждан на доступ к правосудию. Помимо этого, ЕСПЧ при рассмотрении налоговых дел очень часто обосновывает свои решения правовой позицией баланса интересов. Представляется, что современная налогово-правовая теория должна создавать научные концепции, опираясь, в частности, на эти правовые позиции.
На конференции состоялись заседания трех секций: 1) "Теоретические проблемы установления и взимания отдельных налогов и сборов"; 2) "Теоретические проблемы исполнения налоговой обязанности"; 3) "Теоретические проблемы взаимосвязи налогового права с иными правовыми институтами".
Выступления участников конференции опубликованы в сборнике научных статей, который был подготовлен к началу конференции.
Название документа