Рецензия на книгу "Административное и финансовое право - 2006"
(Шахмаметьев А. А.) ("Финансовое право", 2007, N 10) Текст документаРЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ "АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО - 2006" <*>
А. А. ШАХМАМЕТЬЕВ
Шахмаметьев А. А., доцент, кандидат юридических наук.
В конце 2006 г. вышла в свет книга "Административное и финансовое право - 2006" (т. 1). За лаконичным названием скрывается богатое содержание, включающее интересные научные работы практически по всему спектру актуальных проблем финансового и административного права. Данная книга представлена как ежегодник, который издатель - Центр публично-правовых исследований (далее - Центр) планирует регулярно выпускать в свет. Рецензируемая работа вышла одновременно с изданной Центром второй книгой - "Публично-правовые исследования - 2006", также объявленной как ежегодник. Оба ежегодника, являясь автономными проектами, тем не менее взаимосвязаны. Связь эта объясняется не столько формальными обстоятельствами - общим издателем и участием в реализации обоих проектов одного и того же ядра авторского коллектива, сколько единой концептуальной направленностью публикаций, их общим научным стилем. Такая связь этих работ не препятствует рассматривать каждую из них в качестве самостоятельного, обладающего собственной научной и практической ценностью исследовательского труда. Несколько слов следует сказать и о самом Центре публично-правовых исследований. Сделать это необходимо для более полного раскрытия содержания рецензируемой книги, поскольку последняя выступает одной из форм объективации деятельности Центра. Центр публично-правовых исследований создан в 2006 г. как некоммерческая организация. Основными целями его деятельности являются организация и проведение научных исследований, аналитической работы, мониторинг действующего законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, международно-правовых актов, изучение нормативно-правовой базы деятельности государственных, муниципальных органов и учреждений, негосударственных (общественных, частных) организаций, а также экспертная, консалтинговая и педагогическая деятельность. Несмотря на свою молодость, Центр смог в кратчайшие сроки мобилизовать весьма представительный исследовательский коллектив, подготовить собственную исследовательскую концепцию и успешно пройти пути от момента формирования научной идеи до ее материализации в изданных книгах <1>. -------------------------------- <1> Информацию о Центре публично-правовых исследований, об издаваемых им ежегодниках и иных публикациях читатель может найти на сайте www. plrc. ru.
Авторский коллектив представлен известными учеными, работы которых регулярно появляются в научных изданиях, в него входят Е. К. Глушко, А. Н. Козырин, Д. Л. Комягин, А. А. Малиновский, Н. М. Мамедова, Т. Н. Трошкина, М. А. Штатина, А. А. Ялбулганов и другие. Перейдем непосредственно к содержанию рецензируемой книги. На ее страницах можно найти научные статьи, переводы зарубежных законодательных актов, научно-практические комментарии российского и зарубежного законодательства, обзоры судебно-арбитражной практики, рецензии на новые научные исследования. В ежегоднике представлены также современные учебно-методические материалы, оригинальные авторские учебные курсы и т. д. Центральное место в книге занимают междисциплинарные исследования, проводимые на стыке правовой, политической, административной, финансовой и экономической наук, а также исследования сравнительного и историко-правового характера. Темы исследований относятся к числу актуальных и значимых проблем современного публичного права: государственная служба и административная реформа, бизнес и административные барьеры, бюджетные реформы и модернизация публичных финансов, совершенствование финансового контроля и правовое регулирование фискальных платежей и т. д. География исследуемых проблем - США, Германия, Франция, Иран, Латинская Америка, бывшие республики Союза ССР. Не оставлена без внимания и классика. В структуру книги органично вошла работа А. И. Елистратова "Учебник русского административного права", опубликованная в начале прошлого века. Не имея возможности подробно остановиться на всех вошедших в книгу работах, как того хотелось бы, коснемся лишь некоторых из них. Их выбор определен весьма условным и субъективным критерием - близостью предмета их исследования к публичным финансам, что делает их созвучными тематике журнала "Финансовое право". Принимая во внимание содержание ежегодника, уровень и качество представленных в нем работ, еще раз необходимо извиниться перед авторами рецензируемого ежегодника и перед читателями журнала за такой волюнтаристский подход. Много внимания в ежегоднике уделено вопросам бюджетного регулирования и бюджетного права. Концентрированно, в предельно четком, научном стиле представлена теоретическая работа (лекция) А. Н. Козырина "Понятие, предмет и система бюджетного права" (с. 412 - 437). В данной работе нашли отражение основные аспекты теории бюджетного права. При этом автор не ограничивается собственно юридическим анализом, но и предлагает всестороннее теоретическое исследование экономических, социальных и политических аспектов бюджета, бюджетных отношений, бюджетного процесса и т. д. Тема финансового права в контексте специальных вопросов бюджетного регулирования получила развитие в статье Д. Л. Комягина "Принцип единства кассы: опыт сравнительно-правового исследования" (с. 87 - 105). В данной работе отмечается, что принцип единства кассы является принципом исполнения бюджета. В то же время единство кассы тесно связано с принципом единства бюджетной системы. На примере России показано, что несоблюдение принципа единство кассы неизбежно приводит к тому, что бюджетный процесс выходит из-под контроля правительства. Начало статьи посвящено понятию и преимуществам соблюдения принципа единства кассы, единому счету бюджета как современной форме реализации принципа единства кассы. Одновременно выполнен сравнительный анализ кассового устройства Франции, Швеции, Германии, Японии, Австралии. В статье проводится сравнительный анализ правовой регламентации принципа единства кассы в России начиная с XII в. до Октябрьской революции 1917 г., в период существования СССР и с 1990 г. до настоящего времени. Сделан вывод о том, что всю историю развития законодательства о кассовом устройстве российского государственного бюджета можно разбить на три вышеуказанных этапа. Каждый этап первоначально характеризуется полной децентрализацией государственных касс, а по окончании - законодательным закреплением и последовательной реализацией принципа единства кассы. На страницах ежегодника нашлось место и исследованиям финансовых правоотношений, складывающихся в таможенной сфере. Публикуются обзор судебной практики по таможенно-тарифному регулированию, подготовленный О. А. Стрижовой (с. 302 - 313), а также рецензия А. Н. Козырина на диссертационное исследование А. А. Голубя "Правовое регулирование таможенной ревизии: проблемы теории и практики" (с. 493 - 499). Широко представлены в рецензируемой работе и фискальные аспекты теории публичных финансов и финансового права. Данной теме, в частности, посвящены статьи А. А. Ялбулганова "Эволюция правового регулирования неналоговых доходов в России" (с. 106 - 119) и А. В. Реут "О правовой природе государственной пошлины" (с. 208 - 226). В статье, посвященной правовому регулированию государственной пошлины, А. В. Реут предпринимает попытку взглянуть на государственную пошлину, основываясь не на отведенном ей Налоговым кодексом РФ месте в системе налогов и сборов, а исходя из существа общественных отношений, складывающихся в связи с взиманием данного платежа. Изучение государственной пошлины в историческом развитии позволило исследователю сделать вывод о том, что в дореволюционной теории финансового права сформировалась концепция пошлин, центральной категорией которой выступило понятие "специальные услуги". Суть специальных услуг выражается в действиях государства, предпринимаемых в целях дополнительной защиты прав и законных интересов плательщиков пошлины. Предоставление плательщику указанной услуги должно быть единственным оправданным основанием существования пошлины. Все остальные свойства государственной пошлины вытекают из понятия "специальные услуги". Автор приходит к заключению, что изложенная концепция находит свое отражение в современном законодательстве, которое, в свою очередь, привнесло в нее и некоторые новые элементы. В рецензируемой книге не оставлена без внимания и проблематика публичных финансов зарубежных стран. Актуальные проблемы финансовой системы Ирана анализируются в работе Н. М. Мамедовой "Исламская экономика и финансы: опыт Ирана" (с. 120 - 140). Как отмечает автор, экономическая исламская модель основывается на исламской экономической традиции и, по мнению иранских идеологов, в полной мере может быть реализована только в условиях исламского правления. Основные исламские принципы, которые используются в экономической практике, - право собственности, исламские налоги, запрет на ростовщический и банковский процент за почти 30-летний период существования исламского правления в Иране претерпели значительную эволюцию. Если политическая система страны не претерпела принципиальных изменений, то экономическая практика менялась под воздействием объективных требований экономического развития. В начальный период исламской государственности большее внимание уделялось соблюдению первичных исламских принципов в экономике, делался упор на внедрении общественных форм собственности. В настоящее время, осуществляя политику экономической либерализации, руководство страны стремится обеспечить легитимность власти именно путем внедрения современных форм хозяйствования, способных повысить жизненный уровень всей "уммы" (мусульманской общины). Поддержание высокого уровня социальной защиты населения также рассматривается в качестве одного из главных принципов ислама. В статье М. О. Егоровой "Налоговое право ФРГ: вопросы теории" (с. 141 - 167) освещается ряд основных вопросов теории налогового права ФРГ. Во-первых, исследуются понятие, существенные характеристики и место налогового права в системе права ФРГ, соотношение налогового права с гражданским, административным и социальным правом, дается краткая характеристика системы налогового права ФРГ (общей, особенной частей и специальных областей налогового права). Во-вторых, предметом изучения становятся налогово-правовые нормы (особенности структуры, классификация норм налогового права в зависимости от цели на фискальные, социальные и технические) и источники налогового права: Основной Закон ФРГ, финансовые законы, специальные налоговые законы и непрофильные законы, содержащие отдельные налоговые нормы, международные договоры, постановления органов исполнительной власти, имеющие законодательную силу, административные предписания. Особое внимание уделяется проблемам делегированного законодательства и роли судебной практики в механизме правового регулирования налоговых отношений. В-третьих, в статье дается характеристика системы обязательных публично-правовых платежей в ФРГ - налогов и различных платежей неналогового характера, объясняется необходимость разграничения различных видов платежей и рассматриваются основные проблемы, связанные с подобным разграничением. Завершая представление ежегодника "Административное и финансовое право - 2006", еще раз хотелось бы отметить своевременность и значимость создания Центра публично-правовых исследований как перспективной площадки развития научно-правовых знаний и выразить надежду, что в конце 2007 г. читатели получат возможность ознакомиться со вторым томом ежегодника "Административное и финансовое право".
Название документа