Е. В. Спекторский о русском анархизме

(Ткаченко Е. В.) ("История государства и права", 2007, N 20) Текст документа

Е. В. СПЕКТОРСКИЙ О РУССКОМ АНАРХИЗМЕ

Е. В. ТКАЧЕНКО

Ткаченко Е. В., соискатель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского.

Наследие Евгения Васильевича Спекторского (1875 - 1951), крупного российского юриста и философа, лишь недавно начало привлекать к себе пристальное внимание <1>. Так, вышли в свет работы, анализирующие его философские воззрения и культурологические взгляды <2>. Между тем значительный вклад в науку был им внесен при исследовании истории политико-правовых учений. Первоначально эта тематика привлекала его в рамках читавшихся им курсов по кафедре философии и энциклопедии права в университете св. Владимира в Киеве. Затем, эмигрировав из России, он занялся историей политических учений как самостоятельной дисциплиной <3>. Взгляды Спекторского на либерализм уже анализировались нами <4>. Задача настоящей статьи - охарактеризовать понимание Спекторским анархизма и его места в истории российской общественной мысли. История анархизма - популярная тема в истории общественно-политической мысли. В работе "Русский анархизм" (1922) он попытался разобраться в его сущности и дать системное представление о русском анархизме. -------------------------------- <1> Биографические сведения см.: Билимович А. П., Памяти Е. В. Спекторского // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1970. Т. IV. С. 148 - 157; Филатов В. Спекторский Е. В. Русская философия // Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 485 - 487; Поляков А., Тимошкина Е. Спекторский Е. В. // Русское зарубежье. Первая треть XX в. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997. С. 592 - 593; См. также: Ермичев А. А., Спекторский Е. В. (1875 - 1951). Биобиблиографическая справка // Спекторский Е. В. Проблема социальной физики в XVII столетии. СПб., 2006. Т. II. С. 506 - 513. <2> См., например: Щеглов В. В., Щеглова Л. В. Философский портрет Е. В. Спекторского // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1997. N 4. С. 3 - 12; Ткаченко Е. В. Государство и конституция в работах Е. В. Спекторского 1917 г. // Право: история, теория, практика. Брянск, 2006. Вып. 10. С. 358 - 363; Она же. Е. В. Спекторский о происхождении понятия "общество" и его дальнейшей трансформации // Право: история, теория, практика. Брянск, 2007. Вып. 11. С. 268 - 273. <3> Спекторский Е. В. Русский анархизм // Русская мысль. Прага, 1922. N 1 - 2. Он же. Заветы Петра Великого // Записки Русского исторического общества в Праге. Прага, 1927. Кн. 1; Он же. Либерализм. Любляна, 1935; и др. <4> Ткаченко Е. В., Спекторский Е. В. о либерализме // Проблемы славяноведения. Брянск, 2006. Вып. 8. С. 382 - 387.

Обращаясь к природе этого явления, Спекторский исходит из наличия в любом обществе двух противоположных явлений - социальной иерархии (упорядоченная, опирающаяся на сильную авторитетную власть жизнь) и социальной анархии (отсутствие господства, авторитета, упорядоченного строя). Проведя краткий анализ известных политико-правовых учений, философ пришел к выводам о том, что, во-первых, анархические идеи присущи целому ряду философско-правовых учений, являющихся достоянием прогрессивной западноевропейской мысли, во-вторых, социальная иерархия вовсе не исключает социальной анархии, и, в-третьих, что "можно говорить о каком-то тяготении современности к анархии". Одним из таких особенных, тяготеющих к анархии народов является русский народ <5>. Это, по-видимому, и послужило причиной того, что ученый обратился к всестороннему освещению данной темы. -------------------------------- <5> Спекторский Е. В. Русский анархизм. С. 232 - 233.

Истоки анархизма и присущие ему русские особенности, предлагаемые Спекторским, можно классифицировать на национальные, идейные, политические, психологические. Национальная особенность русского народа заключается в сочетании в его характере славянской мягкости, доброты и всепрощения с "тюркской необузданной грубостью". "Обе черты, - полагал Спекторский, - благоприятствуют анархизму русского общественного сознания" <6>. В зависимости от преобладания одной из них анархизм приобретает либо стихийный, стремительный, разрушительный характер, либо превращается в грустную, мечтательную "социальную тоску". -------------------------------- <6> Там же. С. 234.

Говоря об идейной основе русского анархизма, Спекторский как представитель христианского направления либеральной философской мысли обращается к православному мировоззрению. На становление анархических идей в России и на их специфику, полагал он, повлияло православие как общенародная религия. Христианская культура на Западе была культурой "только городской, и притом образованного населения" <7>. Римское католичество и немецкий протестантизм создали систему поведения верующего, предложив соответственно доктрины оправдания делами и дисциплины воли. -------------------------------- <7> Там же. См. также: Спекторский Е. В. Эпохи русской культуры // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1970. Т. 4. С. 169.

Православное же богословие более свободолюбивое и вольное, а потому и нашло отклик в русской народной душе; оно "не выработало точной, дисциплинирующей, законодательствующей морали. Русское народное сознание восполнило этот пробел тем, что поняло... назначение человека как святость" <8>. Однако и православный идеал святости несовместим с реальным миром, погрязшим в грехе и во зле. Поэтому и появляются анархические порывы уйти от этого мира. -------------------------------- <8> Спекторский Е. В. Русский анархизм. С. 235.

Таким образом, русский анархизм представляется не столько как протест против существующего политического и социального порядка и уклада, но как продолжение христианско-православной традиции, способ воплотить ее в реальной человеческой жизни. Кроме роли православной традиции в развитии русского анархизма, Спекторский обращает внимание и на особенности отечественной политической истории, которые способствовали укреплению анархических политических тенденций: государственный строй России в значительной степени создавался иностранцами <9>. Государство стало чужим для простого народа, отдалившегося от власти. "Только для русской логики нет противоречия в одобрении или хоть неосуждении террористических актов против правительства и решительном осуждении репрессий правительства против террористов" <10>, - заключает Спекторский. -------------------------------- <9> Там же. С. 236. <10> Там же. С. 237.

Неуважительное отношение к государству порождает и такое же отношение к праву, законности. Юридический способ мышления, считал ученый, присущ в России только немногим профессорам юридических факультетов. Неуважительное отношение русских к правопорядку Спекторский объясняет их неуважением к порядку вообще <11>. По мнению ученого, в этом состоит суть еще одной, психологической, предпосылки и особенности русского анархизма. "Порядок - это великое слово западной цивилизации. Он одушевляет и ее философию (Спиноза), и ее социологию (О. Конт), и даже ее поэзию (Шиллер)... Русской же натуре это чуждо" <12>. Таковы общие, характерные для всего русского анархизма черты, на которые указывал ученый и выделял их как особенные. -------------------------------- <11> См.: там же. С. 238 - 239. <12> Там же.

Следуя общей традиции, Спекторский выделяет три ветви анархизма в России, каждая из которых, обладая вышеперечисленными свойствами, оригинальна. Это анархизм Бакунина, опирающийся на философию истории, анархизм Кропоткина, исходящий из философии природы, и анархизм Толстого - из философии религии. Первым теоретиком в истории русского анархизма как социально-политического течения был М. А. Бакунин. Спекторский называет его "философом антитеза, провозгласившим неразумность и безнравственность действительности" <13>. Бакунин проповедовал "универсальную социальную, философскую, хозяйственную и политическую революцию" <14>. Его главным идеалом был прогресс человечности, превращение человека в высшее, одухотворенное существо. "В триумфе человечности, - полагал Бакунин, - заключается цель и смысл истории" <15>. "Государство - это самое вопиющее, самое циничное отрицание человечности" <16>, - писал он в сочинении "Федерализм, социализм и антитеологизм", поскольку оно разрывает всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только ту их часть, которую признает своими гражданами. "Это вопиющее отрицание человечности, - продолжал Бакунин, - ...называется патриотизмом и составляет трансцендентную мораль Государства" <17>. Он и его последователи верили в восстановление религии человечности: "Мы верим, - писал он, - в человеческую свободу и в человеческое братство, основанное на человеческой справедливости. Одним словом, мы верим в победу человечности на Земле" <18>. -------------------------------- <13> Там же. С. 243. <14> См., например: Бакунин М. А. Федерализм, социализм и антитеологизм // Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 18 - 124. <15> Цит. по: Спекторский Е. В. Русский анархизм. С. 243. <16> Бакунин М. А. Указ. соч. С. 92 - 93. <17> Там же. <18> Там же. С. 95.

Но так как этот триумф человечности может быть достигнут только посредством свободы, а свобода и государство несовместимы, то, пишет Спекторский, Бакунин принес государство в жертву человечности. Однако теоретик анархизма отказывался от государства не во имя абсолютной свободы или естественного состояния людей. Государство должно было исчезнуть, чтобы возникла "федерация индивидов и ассоциаций, коммун, округов, провинций и наций в единое человечество" <19>. В вопросе политического устройства Бакунина "чрезвычайно привлекала мысль о всеславянской федерации" <20>. -------------------------------- <19> Там же. С. 96. <20> Там же. См. также: Бакунин М. А. Государственность и анархия // Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 344.

Вторым идеологом русского анархизма Спекторский называет Кропоткина. Ему не отводилась им роль активного революционера, способного перевернуть уклад прежней жизни. В отличие от Бакунина, который, по мнению Спекторского, "появлялся везде, где начиналась революция, и, наоборот, где только появлялся он, начиналась революция", Кропоткин "политических и социальных революций... не производил, да и не мог производить уже потому, что их он понимал не так, как другие" <21>. Сама революция представлялась ему не как стихийный процесс, а как "периоды ускоренного развития и стремительно быстрого прогресса" <22>. -------------------------------- <21> Там же. С. 245. <22> Цит. по: Спекторский Е. В. Русский анархизм. С. 245.

Идеалом общественного устройства у Кропоткина был анархический социализм. Суть его состоит в том, что индивиды, оставаясь лично свободными, добровольно образуют ассоциации, которые, в свою очередь, соединяются для совместной работы. Такие ассоциации сами по себе, с одной стороны, исключают потребность в каком-то правительстве, поскольку добровольная основа их создания заменяет начальственные приказы, а с другой - отпадает основание самих приказаний - неизбежность споров и борьбы. Более всего Спекторскому импонирует отличное от традиционного понимание Кропоткиным анархизма: "Он (Кропоткин. - Е. Т.) убежден, что "анархизм должен означать больше, чем... свободное понимание свободного общественного порядка". Здесь культура не противопоставляется природе, а, напротив, в полной гармонии с нею продолжает ее дело и выполняет ее план" <23>. Со временем он все более развивал свое учение и пришел к практическому идеалу своей деятельности: "Усовершенствовать воспитание и земледелие, чтобы развить в человеке его добрые социальные начала и научить получать от природы все то, что она может ему дать..." <24>. -------------------------------- <23> Там же. С. 245 - 246. <24> Там же. С. 246.

Идеологом третьей ветви русского анархизма был Л. Н. Толстой. Суть его учения Спекторский формулировал так: "...социальная анархия как цель, а как средство - прогресс личной нравственности, причем как гарантия объективности всего этого - законы природы и заповеди Божьи" <25>. Методологию Толстого можно назвать нравственной, ибо, пишет Спекторский, все явления оценивались Толстым не с социологической точки зрения, не с политической, не с юридической, а именно с "точки зрения личной совести". И сам Толстой следовал ей. Причем его "нравственная сила состояла в строгом и неумолимом суде не только над другими, но прежде всего над самим собой" <26>. -------------------------------- <25> Там же. С. 247. <26> Там же. С. 249.

Своей целью Толстой, по мнению Спекторского, считал, во-первых, решительно порвать со всей прошлой жизнью, ибо она была противоестественна и противонравственна: "ложь, воровство, любодеяние всех родов, пьянство, насилие, убийство... не было преступления, которого я бы не совершал, и за это меня хвалили, считали и считают мои сверстники сравнительно нравственным человеком" <27>. Во-вторых, смысл жизни он хотел найти в крестьянстве и христианстве. "Первое дает упрощение, а второе - непротивление злу" <28>. Толстой отвергал государство, а особенно войско и суд. Как известно, его основным постулатом был принцип непротивления злу. Он предлагал "оставить в стороне государство и правительство и не думать о нем, а думать только о себе и о своей жизни, уяснить себе цель и значение своей жизни и соответственно вести свою жизнь" <29>. -------------------------------- <27> Там же. <28> Там же. <29> Там же. С. 251.

Таким образом, Спекторский создал во многом собственную концепцию анархизма. Ученый, следуя христианской идеологии либерализма, выявил и показал истоки анархизма, причины его появления в российской среде и особенности каждой из трех ветвей русского анархизма. Основные положения его концепции анархизма выглядят так: 1. Вожди русского анархизма вышли из элиты русского общества, социальной иерархии. Только Бакунин не имел титула, а был просто русским барином. Кропоткин был князем, Толстой - графом. 2. Русский анархизм - это не стремление уничтожить материальное благосостояние других, а добровольное стремление не наслаждаться этими благами, потому что они недоступны остальным. Спекторский называет его "не социальное убийство... а социальное самоубийство... под влиянием не столько гонений со стороны властей, сколько категорического и императивного веления их религиозной совести" <30>. -------------------------------- <30> Там же. С. 241.

3. Наличие объективной онтологической основы. Русский анархизм не антропоцентричен, а связывает человека с Богом и природой. Русские анархисты всегда задавались вопросом не о самом человеке как таковом, а о его предназначении в соответствии с порядком природы и Божьей заповедью. 4. Русский анархизм социален. Все его идеологические искания социальны, то есть направлены на преобразование прежде всего общественных отношений. "Человеческое "Я" еще более ненавистно русским анархистам" <31>, - полагал Спекторский. -------------------------------- <31> Там же.

5. Психологический оптимизм <32>. Согласно оптимистическому взгляду человек от природы добр. Отсюда происходит вера в человека и пропаганда морали самоопределения, педагогического либерализма и, как следствие, отрицание необходимости государства. Но, отмечает Спекторский, в психологическом оптимизме русские анархисты не оригинальны, поскольку их предшественниками были Ж.-Ж. Руссо, Фурье и Гюйо. "Оригинальность их состоит только в ярко моральной окраске их психологического оптимизма. Они видят и в преступнике нечто положительное... потому что, несмотря на это, он все же остается человеком, т. е. существом добрым и ищущим добро..." <33>. -------------------------------- <32> Там же. См. также: Спекторский Е. В. Либерализм. Любляна, 1935. С. 7. <33> Спекторский Е. В. Русский анархизм. С. 242.

Рассуждая об анархизме в России и не высказывая прямо своей симпатии или антипатии к данным идеям, Спекторский заставляет нас думать, что сам он равнодушен к этому явлению. И соответственно ученый не рассматривал анархизм как возможную реальность. Однако, задумываясь о судьбах России и Европы, он высказывал мысль о том, что если европейское общество и ждет социальная анархия, то не следует ли ему пожелать, чтобы "ее идеологией был не эгоистический и кровожадный анархизм Равашоля... а мечтательный, идеалистический анархизм Бакунина, Кропоткина и Толстого?" <34>. -------------------------------- <34> Там же.

Название документа