Электронная культура: теория, технология, образование
(Варэлис А. М.)
("Культура: управление, экономика, право", 2007, N 4)
Текст документа
ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА:
ТЕОРИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ
А. М. ВАРЭЛИС
Варэлис А. М., преподаватель кафедры виртуальных коммуникаций, аспирант МГУКИ.
Осознание информационной культуры как особого, относительно самостоятельного аспекта культуры стало возможным в результате становления информационного подхода к познанию действительности, развития представлений об информационном обществе, в котором информационные ресурсы по своей значимости не уступают энергетическим, финансовым и другим стратегическим ресурсам, а сама информация оценивается как экономическая категория - товар, эффективно используемый в современном деловом мире для повышения квалификации персонала, принятия оптимальных решений, освоения новой профессиональной сферы, получения стратегических преимуществ перед конкурентами.
В настоящее время отсутствует общепринятое толкование понятия "информационная культура". Рассматривая этот термин, можно увидеть, что он базируется на двух фундаментальных понятиях: информация и культура. Исходя из этого ряд исследователей предлагают выделить культурологический и информационный подходы к трактовке этого понятия.
В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
В рамках информационного подхода большинство исследователей - С. А. Бешенков, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, Н. В. Макарова, Е. А. Ракитина и др. - подразумевают совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения и анализа информации, т. е. всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
В последнее время усиливается тенденция к целостному рассмотрению информационной культуры личности с позиций интеграции ее информационного и культурологического компонентов. Вследствие этого информационная культура рассматривается как одна из граней общечеловеческой культуры, связанная с социальной природой человека и являющаяся продуктом его разнообразных творческих способностей.
В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю можно рассматривать на трех уровнях.
1. Информационная культура личности.
2. Информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т. д.).
3. Информационная культура общества в целом.
Таким образом, понятие "информационная культура" можно охарактеризовать следующим образом:
Информационная культура:
- это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;
- свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия также несостоятелен, как и национальная наука;
- новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.
Информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.
Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.
Необходимо отметить, что информационная культура проявляется: в умении поиска необходимых данных в различных источниках информации; в способности использовать в своей деятельности компьютерные технологии; в умении выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы и управлять ими; во владении основами аналитической переработки информации; в овладении практическими способами работы с различной информацией; в знании морально-этических норм работы с информацией.
Информационная культура отдельных групп сообщества проявляется в информационном поведении людей. В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.
Говоря об информационной культуре общества в целом, необходимо выделить и рассмотреть основные этапы развития истории цивилизации. История информационной культуры насчитывает тысячелетия. В разное время ее потрясали информационные кризисы. Появление письменности принято называть первой информационной революцией, "приведшей к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям". Второй информационной революцией явилось изобретение книгопечатания (середина XVI в.). Очередной информационный кризис, названный третьей информационной революцией, обусловлен изобретением электричества (конец XIX в.). Четвертая информационная революция (70-е годы XX в.) связана с появлением компьютерных технологий. Произошедшие информационные революции повлекли за собой преобразования общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Современная информационная культура общества вобрала в себя все предшествующие формы и соединила их в единое целое.
В понятии "информационная культура" ведущим является слово "культура", именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Исследования виднейших отечественных культурологов позволяют определить культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс, способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек.
В последние годы во многих странах мира происходит процесс формирования открытого информационного общества, в котором информация становится важнейшим фактором развития экономики и повышения уровня жизни. Существенными характеристиками информационного общества являются лавинообразный рост количества электронных (оцифрованных) информационных ресурсов (перевод существующих информационных ресурсов в электронную форму и создание новых ресурсов), свободное распространение информации, свободный доступ к информации.
Это касается прежде всего гуманитарной информации, т. е. информации о культурном наследии и современной культуре, о социальной сфере и общественных отношениях, о последних достижениях в сфере искусства и образования и пр., которая должна и может стать консолидирующей силой зарождающегося информационного общества. Возможности обеспечения свободного распространения этой информации и обеспечения равного и свободного доступа к ней лежат только в сфере развития новейших информационных и коммуникационных технологий и широкого их использования.
Электронная культура (Digital Culture, или E-culture) - это новая область деятельности. Она связана с электронными версиями объектов культурного наследия: с изобразительным искусством (живописью, графикой, скульптурой), с перформативными искусствами (музыкой, театром, танцем и пр.), с недвижимым культурным наследием (архитектурой, культурным ландшафтом), с кино, телевидением и пр. Электронная культура также включает в себя произведения, которые сразу создавались в электронной форме (born digital objects), например сетевое искусство, реконструкции в виртуальной и расширенной реальности, новые интерактивные рассказы. В электронную культуру входят также электронные версии учреждений памяти (библиотек, музеев, архивов).
В эпоху электронных преобразований увеличивается социальная и культурная роль Интернета, мультимедиа, наступает век "цифрового Ренессанса", в котором люди получают знания в качестве нового ресурса. Исходя из вышесказанного, необходимо упомянуть о международной программе ЮНЕСКО "Информация для всех". Согласно позиции ЮНЕСКО в современном мире основной ценностью является информация, а основным конкурентным преимуществом - умение эффективно распорядиться имеющейся информацией. Именно поэтому наряду с термином "информационное общество" ЮНЕСКО для обозначения постиндустриального общества использует термин "общество знаний". Само название программы - "Информация для всех" говорит о смещении подхода к построению постиндустриального общества с технократического к гуманитарному. Сегодня во главу угла новой мировой информационной политики ставится не технология, даже не сама информация, а человек и его умение эффективно распоряжаться информацией.
Интернет сегодня стал средством, используемым во всех аспектах повседневной жизни. Социальная жизнь в Интернете стала как бы продолжением жизни, особенно среди молодежи, практически во всех его измерениях. Участники Сети переносят туда свое поведение, создавая в ней зеркальное отражение реальности, облик которого определяет специфика методов соединения участников социума.
Таким образом, соотнося данные понятия друг с другом, можно сказать, что электронная культура является неотъемлемой частью информационной культуры, а также ее непосредственным дополнением. Вместе с тем электронную культуру, как и информационную культуру, можно рассматривать как взаиморасширяющие друг друга объекты культурного пространства.
На сегодняшний день в России уже возник рынок и, как следствие, спрос на специалистов, работающих в области мультимедиа и интернет-технологий. Для того чтобы существовать в условиях такого медиарынка, необходимы умения использования цифровых инструментов мультимедиа, а также знание современных решений в области информатики. Цифровые технологии требуют совершенно другого образа мышления и постановки задач, нежели действия в аналоговых условиях работы. Можно выделить характерные отличительные черты, такие как: компетентность в способах коммуникации; умение интеграции знаний; умение визуального представления данных и процессов; знания в области e-commerce (сетевая коммерция); знания в области электронного этикета и этикета Интернета и т. д. Учебный процесс, построенный на освоении данных практических знаний и теоретических основ, служит базисом для специальности 351400 "Прикладная информатика (в менеджменте)". Главной целью учебного процесса является подготовка специалистов, использующих конкретные инструменты информатики. В частности, студенты получают знания в следующих отраслях мультимедиа: изучение и освоение прикладных программ: Adobe Photo-Shop, Adobe Ilustrator, 3D Studio Max, Adobe Premier, DreamWeaver, Sound Forge; проектирование страниц и порталов сети Интернет; разработка и подготовка мультимедиа-сервисов on-line; удаленное управление информацией; создание и обслуживание видеоконференций; умение профессионально использовать цифровую технику: цифровой монтаж, звуковой монтаж; проектирование 3D-графики; проектирование программ по e-learning (дистанционное обучение). Таким образом, студенты, получающие данные навыки существования и развития отечественной электронной культуры, развивают целостную картину информационной культуры России.
Название документа