Услуги культурно-досуговой сферы в структуре потребления сельских домохозяйств
(Масленникова Е. Е.)
("Культура: управление, экономика, право", 2007, N 4)
Текст документа
УСЛУГИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В СТРУКТУРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ
СЕЛЬСКИХ ДОМОХОЗЯЙСТВ
Е. Е. МАСЛЕННИКОВА
Масленникова Е. Е., аспирантка, Всероссийский центр уровня жизни.
Социально-экономическое развитие сельских территорий зависит от уровня удовлетворения многообразных потребностей населения. Культурно-досуговая сфера определяет духовное воспроизводство трудовых ресурсов и в конечном итоге способствует повышению уровня жизни сельского населения.
Как отрасль общественного производства культурно-досуговая сфера представляет собой комплекс подотраслей, способствующих эффективному и гармоничному развитию общества. В сельской местности услуги культурно-спортивного назначения и организации отдыха имеют свои особенности, влияющие на социальную ситуацию и уровень развития сельских территорий, отличие которых от аналогичных услуг в условиях города состоит в следующем:
- неравномерность спроса сельского населения на услуги объектов культурно-досуговой сферы;
- большая социальная направленность функционирования объектов культурно-досуговой сферы в сельской местности;
- специфичность характера культурных потребностей сельского населения и удаленность от финансовых центров;
- меньшая капиталоемкость функционирования объектов культурно-досуговой сферы села;
- территориальная привязанность объектов культурно-досуговой сферы.
Подобная ситуация способствует и одновременно является следствием снижения уровня жизни сельского населения. Кроме того, сегодняшние неблагоприятные экономические условия для развития сельского хозяйства, социальная напряженность в сельской местности ведут к деградации российского села. Потребности в услугах культурно-досуговой сферы удовлетворяются населением на крайне низком уровне, что неизбежно ведет к снижению духовного благосостояния сельского населения и в конечном итоге отражается на производительности труда и уровне развития села в целом.
Сельские и городские населенные пункты находятся в различных социально-экономических условиях. Причем величина уровня духовного благосостояния населения находится в обратной зависимости от удаленности сельского населенного пункта от города или другого, более крупного, населенного пункта, где имеются возможности удовлетворения необходимого набора потребностей в услугах культурно-спортивного назначения и организации отдыха. Даже отсутствие одного из видов объектов культурно-досуговой сферы ведет к обострению социальной ситуации, так как для удовлетворения соответствующей потребности приходится преодолевать значительные расстояния, что не всегда доступно.
На современном этапе экономического развития серьезными проблемами остаются финансирование культурно-досуговой сферы, а также неэффективное управление ее объектами. В настоящее время культурно-досуговая сфера села развивается "интуитивно", зачастую преследуя цели исключительно лишь выживания в жестких условиях рынка, и, как составляющая системы агропромышленного комплекса, не имеет в настоящее время единой концепции развития. Это, в свою очередь, ведет к неэффективности функционирования не только самой культурно-досуговой сферы, но и отчасти всего агропромышленного комплекса.
Источниками финансирования объектов культурно-досуговой сферы села служат самофинансирование, бюджетное финансирование и поступления от субъектов хозяйственной деятельности. Самофинансирование в настоящее время не имеет реальных возможностей вывода подотраслей культурно-досуговой сферы села из кризиса. Источники бюджетных доходов районов весьма ограничены, поскольку здесь расположены только сельскохозяйственные предприятия, узкоспециализированные производства сельскохозяйственного сырья и мелкие предприятия первичной переработки, производство которых в основном убыточно. Из-за неплатежеспособности населения слабо развивается торговля. Уровень частных инвестиций в развитие сельских территорий также чрезвычайно низок вследствие отсутствия реального экономического эффекта от инвестирования.
Значительное влияние услуг культурно-досуговой сферы на духовное воспроизводство трудовых ресурсов, уровень и качество жизни сельского населения обусловливает необходимость оценки тенденций, происходящих в данной области. Нами проанализирована динамика объемов расходов на услуги культурно-спортивного назначения и организации отдыха сельского населения в сравнении с городским в период 2002 - 2004 гг. (табл. 1).
Таблица 1
Динамика объема расходов населения на услуги
культурно-спортивного назначения и организации отдыха
в 2002 - 2004 гг. на 1 человека в год, руб.
Показатель 2002 2003 2004 Абс. Темп
откл. роста, %
Город
Услуги культурно-спортивного 500,5 847,8 1144,3 643,8 228,6
назначения и организации
отдыха
Всего потребительские 29811,7 38082,6 46371,7 16560,0 155,5
расходы
Село
Услуги культурно-спортивного 76,8 92 151,2 74,4 196,9
назначения и организации
отдыха
Всего потребительские 15636,5 19336,9 22899,5 7263,0 146,4
расходы
Полученные данные позволили провести сопоставление удельного веса расходов на услуги культурно-спортивного назначения и организацию отдыха в общем объеме потребительских расходов городского и сельского населения (табл. 2).
Таблица 2
Уровень расходов на услуги культурно-спортивного
назначения и организации отдыха,
% к общему объему потребительских расходов
Показатель 2002 2003 2004 Абс. Темп
откл. роста,
%
Город 1,68 2,23 2,47 0,79 146,98
Село 0,49 0,48 0,66 0,17 134,43
Соотношение село/город по 15,34 10,85 13,21 -2,13 86,11
абс. величине расходов на
услуги культурно-спортивного
назначения и организации
отдыха
Соотношение село/город по уд. 29,26 21,37 26,76 -2,50 91,46
весу услуг культурно-спортивного
назначения и организации отдыха
в общей величине потребительских
расходов
Результаты исследования свидетельствуют о критическом состоянии потребления услуг культурно-досуговой сферы сельскими жителями. Проведенный анализ территориальной остроты ситуации показывает существенный разрыв в стоимости услуг культурно-спортивного назначения и организации отдыха, потребляемых городским и сельским населением. Так, уровень расходов населения сельской местности на услуги культурно-досуговой сферы колеблется в исследуемом периоде в диапазоне 10 - 16% от соответствующих показателей для города в абсолютных величинах с тенденцией к снижению. Динамика соотношения "село/город" по удельному весу услуг культурно-спортивного назначения и организации отдыха в общей величине потребительских расходов также подтверждает ранее сделанное заключение о бедности состава и низкой стоимости услуг культурно-досуговой сферы в потребительских расходах сельского населения.
Исходя из изложенного, необходимо констатировать, что на сегодняшний день с особой остротой встали вопросы обеспечения сельского населения услугами культурно-спортивного назначения и организации отдыха и, в частности, обязательного учета последних при методологическом оформлении расчетов потребительских бюджетов для населения сельской местности.
Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" установлены состав и объем потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Здесь впервые в состав потребительской корзины включены услуги культуры, которые составляют 5% от общей величины расходов на услуги в месяц. И хотя новая потребительская корзина несколько подняла минимальные жизненные стандарты, стоимость услуг культурного назначения и организации отдыха чрезвычайно низка и не отвечает реалиям сегодняшнего дня, подлинным запросам населения. Заниженная же стоимость услуг культурно-досуговой сферы в потребительской корзине снижает прожиточный минимум - индекс, определяющий порог бедности.
Название документа