Электронные библиотеки России для молодежи: стратегия развития
(Антопольский А. Б.)
("Культура: управление, экономика, право", 2007, N 4)
Текст документа
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ РОССИИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ:
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
А. Б. АНТОПОЛЬСКИЙ
Антопольский А. Б., директор Российской ассоциации электронных библиотек, профессор, доктор технических наук.
Роль ЭБ на современном этапе развития
информационного общества
Развитие Интернета и других современных информационных технологий стимулировало быстрый рост публичных полнотекстовых электронных коллекций документов различных видов, которые с 90-х годов стали называться электронными библиотеками. Все существующие концепции информационного общества (общества знаний, постиндустриального общества) предполагают, что развитие информационных ресурсов и свободный доступ к ним граждан и организаций есть важнейший компонент информационного общества наряду с информационной инфраструктурой и подготовкой специалистов и пользователей. При этом особенностью электронных библиотек в отличие от традиционных является то, что молодежь доминирует среди создателей и пользователей электронных библиотек.
Важной особенностью электронных библиотек является то, что они создаются буквально во всех отраслях, и при этом во всех трех секторах экономики: в государственном, частном и общественном. Поэтому монополией на ЭБ не может обладать какое-либо одно профессиональное сообщество, будь то научное, образовательное, библиотечное, издательское сообщества, сфера массовой информации, отрасль ИКТ или другая.
Видимо, этим объясняется, что стратегия развития публичных информационных ресурсов в России до сих пор не выработана. Надежды, возлагавшиеся в этом отношении на Федеральную программу "Электронная Россия", не оправдались, поскольку в этой Программе главными оказались вопросы электронного правительства и развития технологической инфраструктуры, а проблемы создания и использования публичных информационных ресурсов оказались незаслуженно забытыми.
Мировой опыт
Первые шаги по созданию электронных библиотек были сделаны за рубежом в начале 1980-х годов. В 1992 г. конференция Национального научного фонда США положила начало использованию самого понятия "цифровая библиотека" в современном контексте. В 1990-х годах в США и странах Европы начинают активно разрабатываться программы развития электронных библиотек, а в 1995 г. Европейская комиссия выдвигает создание электронной библиотеки в число приоритетов.
Однако более активно развиваются национальные программы, причем не только для текстовых электронных библиотек, но и в форме мультимедийных культурно-образовательных проектов - "Память Америки", "Память Испании", "Память мира" (Чешская Республика), SCRAN (Шотландская сеть ресурсов по культурному наследию для поддержки образования, кумулирующая ресурсы музеев, архивов и библиотек) и многие другие. Отличительной чертой таких проектов является участие в их реализации большого числа различных организаций: библиотек, музеев, архивов, университетов и др.
В настоящее время идет активный процесс создания национальных электронных библиотек ("Цифровая библиотека" Великобритании, "Немецкая библиотека" и др.). Преимуществом при оцифровывании пользуются редкие книги и рукописи. Как пример успешной реализации проекта можно привести проект Национальной библиотеки Франции - Gallica.
Многие проекты в данной области приобрели международный характер. Активно действуют организации Европейского сообщества, финансируя ряд крупных проектов, таких как "Телематика для библиотек" - обеспечение доступа к знаниям, содержащимся в библиотеках ЕС, CANDEL (контролируемый доступ к сети цифровых библиотек Европы), DECOMATE II (доставка авторских материалов в электронной форме) DIEPER (оцифрованные европейские периодические издания), специализированный проект "Miracle" для пользователей с ограниченным зрением. Особенный интерес представляет проект "Bibliotheca Universales" ("Всемирная библиотека"), начатый в 1995 г. при участии 11 партнеров, в основном национальных библиотек.
Многие европейские и мировые проекты в области ЭБ прямо ориентированы на молодежь, например ЭБ для детей "Chilias".
Новая инициатива Европейского союза - "Европейская электронная библиотека" возникла как ответ на инициативу американской компании "Google" по переносу книг на цифровые носители и последующее размещение их в Интернете.
Реализуется и ряд других крупных международных проектов, таких как Международная электронная библиотека для детей, "Инициатива открытых архивов" (OAI) и др.
Таким образом, мировой опыт подсказывает нам необходимость консолидации усилий по созданию ЭБ в масштабах страны.
Электронные библиотеки России
В России деятельность по созданию электронных библиотек также приобрела значительные масштабы. Достаточно указать, что в российском сегменте Интернета представлено до полутора тысяч сайтов, именующих себя электронными библиотеками. Значительно большее количество электронных коллекций создано и используется в корпоративных сетях различных учреждений, прежде всего в области науки, культуры и образования, а также в разных коммерческих организациях, например издательствах, СМИ, интернет-магазинах и др.
Можно перечислить несколько крупнейших российских электронных библиотек и коллекций:
- Информационное агентство "Интегрум-техно" - до 300 млн. документов, в основном статей и других материалов СМИ и других открытых источников;
- Федеральный институт промышленной собственности - свыше 30 млн. полных текстов патентных документов на различных носителях;
- Научная электронная библиотека - свыше 5 млн. документов - в основном статей из зарубежных журналов;
- УИС РОССИЯ - свыше 1 млн. документов в области экономики, политики, социологии и др.;
- Российская государственная библиотека - свыше 100 тыс. диссертаций и 50 тыс. книг;
- Электронный архив Коминтерна - около 1 млн. документов;
- Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" - до 100 тыс. произведений и свыше 300 тыс. других документов;
- Библиотека Максима Мошкова - свыше 30 тыс. книг;
- ИНИОН - электронный архив документов, предоставленных в режиме ЭДД, - свыше 90 тыс.
Еще несколько цифр, косвенно оценивающих объем российских ЭБ.
- Поисковая система "Eboogle", специализирующаяся на поиске полных текстов в российском Интернете, по состоянию на январь показывает цифру 350 тыс.
- Библиотеки, объединенные в рамках АРБИКОН, имеют совокупный архив полных текстов около 500 тыс.
- Федеральные агентства, академии и государственные научные фонды ежегодно финансируют до 200 проектов, предполагающих создание электронных коллекций.
Если говорить о субъектах (секторах) деятельности в сфере ЭБ, то приблизительная оценка, по крайней мере для ЭБ, представленных в Интернете, может выглядеть следующим образом:
- частные лица и неформальные сообщества - 46%;
- научные и образовательные учреждения - 25%;
- информагентства, издательства и СМИ - 8%;
- религиозные организации - 7%;
- коммерческие информационные фирмы и интернет-магазины - 7%;
- библиотеки - 5%;
- другие - 2%.
Любые оценки, связанные с российскими электронными библиотеками, в настоящее время будут весьма приблизительными. Причин этому по крайней мере три: высокая динамичность данной области деятельности, отсутствие четкого определения основных объектов, отсутствие до недавнего времени скоординированного сбора необходимых данных. Тем не менее уже сейчас можно представить некоторые обобщенные оценки.
Общее число русскоязычных ЭБ, представленных в Интернете, - около 1500 (число локальных ЭБ неизвестно, но оно значительно больше).
Не менее 5% ведется за рубежом, в том числе в Украине - 19, США - 8, Беларуси - 7, Израиле - 5.
Средний срок жизни электронных библиотек 2 - 4 года.
25% ресурсов не обновляются более одного года.
Не менее половины ресурсов содержит информацию, которую невозможно идентифицировать.
Не менее 25% ресурсов содержат практически полностью заимствованную информацию.
В большинстве ЭБ либо отсутствует вовсе, либо представлена некорректно идентификация источника электронной публикации.
В значительной части ЭБ качество представления информации, а также качество состава и структуры информационного фонда находятся на низком уровне.
Важный вопрос: за счет чего создаются электронные библиотеки России? К сожалению, в нашем распоряжении нет надежных статистических данных по источникам финансирования. Основываясь на экспертных оценках, можно утверждать следующее. Подавляющая часть ЭБ создается за счет собственных средств организаций и частных лиц, а также грантовой поддержки наших ведущих фондов - РГНФ, НФПК и РФФИ. При этом последний с 2005 г. существенно сократил масштабы поддержки этого важного направления. Что же касается государственной поддержки со стороны федеральных структур в сфере науки, культуры, образования и массовых коммуникаций, то она носит, я бы сказал, случайный характер и имеет достаточно скромные масштабы. В отдельных случаях - пока также достаточно редких - деятельность ЭБ поддерживается властями субъектов РФ.
Несколько слов о важнейших проектах национального масштаба. К таким, безусловно, относится Национальная электронная библиотека, создаваемая РГБ и РНБ, проект Единого научно-информационного пространства (ЕНИП) РАН, Система единого окна доступа к образовательным ресурсам (ГНИИ ИТТ "Информика"), а также недавно обнародованный проект Российской научно-образовательной электронной библиотеки (МАИК "Периодика", ВИНИТИ, ГПНТБ России). Однако эти проекты пока не стали реальными консолидирующими факторами.
Основной вывод из краткого обзора: создание российских ЭБ приобрело значительные масштабы, и темпы роста этой деятельности также впечатляют. В то же время характер этой деятельности в известной степени хаотичен, что резко снижает ее эффективность. Мы уверены, что эта деятельность в масштабах страны должна иметь согласованную стратегию развития, чему и посвящен настоящий доклад.
Деятельность Российской ассоциации электронных библиотек
Российская ассоциация электронных библиотек создана в феврале 2005 г. по инициативе РГБ и других организаций в форме некоммерческого партнерства "Электронные библиотеки". (Эта организационно-правовая форма - единственная, где возможно членство и юридических, и физических лиц.) В настоящее время включает 50 членов (35 юридических и 15 физических лиц). В их числе - библиотеки, вузы, органы НТИ, научные, общественные, коммерческие и некоммерческие организации. Главная цель Ассоциации - организация взаимодействия между различными секторами информационного производства России. Цифры по соотношению этих секторов в сфере ЭБ представлены выше - они весьма показательны.
Рамочная программа
Попытки разработать Федеральную целевую программу по ЭБ, предпринимавшиеся в 1998 - 2001 гг., организации по связи кончились неудачно, поскольку Правительство решило, что это направление должно быть включено в "Электронную Россию". В настоящее время предложения по открытию новых ФЦП также не приветствуются. В связи с этим вносится предложение разработать по западному опыту так называемую рамочную программу, т. е. сводную программу планируемых действий федеральных и региональных органов власти, академий, а также государственных фондов по созданию и поддержке публичных электронных ресурсов. Такая программа, имея не столько директивный, сколько ориентирующий характер, могла бы послужить реальным инструментом координации. Прежде всего программа помогла бы самим государственным заказчикам сформулировать свои планы с учетом планов смежников. Программа может не быть долгосрочной: разумно ее устанавливать на два года и ежегодно корректировать. Главный вопрос: какое ведомство могло бы взять на себя ответственность за составление и поддержку такой программы?
Русскоязычные электронные библиотеки, доступные через Интернет, являются мощным фактором экспорта российской культуры и укрепления связей с русскоязычными общинами во всем мире. Особенно это стало актуальным в связи с тем, что 2007 г. объявлен Президентом России годом русского языка. Проблема заключается в придании этому фактору конкретных организационных форм. Необходимо использовать государственные и общественные с соотечественниками для реализации конкретных проектов по созданию и поддержке ЭБ, в которых заинтересованы как граждане России, так и зарубежные соотечественники.
Таковы в общих чертах основные направления развития ЭБ, как они видятся Ассоциацией. Главный вывод заключается в необходимости реального и практического партнерства государства (выступающего в виде множества органов власти), общественных организаций и бизнеса, поиска взаимоприемлемых форм такого партнерства. Российская ассоциация электронных библиотек готова стать площадкой для обсуждения поднятых проблем и активно участвовать в их решении.
Название документа