История возникновения и развития личности как объекта криминалистического исследования в сфере борьбы с профессиональной преступностью

(Костин С. Л., Скориков О. М.) ("История государства и права", 2007, N 16) Текст документа

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

С. Л. КОСТИН, О. М. СКОРИКОВ

Костин С. Л., заместитель начальника отдела УБОП при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, подполковник милиции.

Криминалистика, как особая область юридического знания, исследует проблемы организации предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Ее возникновению в виде самостоятельной науки предшествует длительный период накопления эмпирических знаний об установлении и изобличении лиц, совершивших преступления. Когда науки криминалистики еще не было, общественная организация людей нуждалась в умении находить и наказывать преступников. В этой связи можно считать, что в широком смысле предыстория криминалистики начинается с глубокой древности, когда образовались первые государства, законы и особые властные структуры, призванные поддерживать правопорядок и использовавшие в своей деятельности особые приемы для розыска и установления преступников. В полицейских и судебных актах Древнего Египта периода власти Птоломеев и римлян встречаются подробные описания разыскиваемых преступников, что можно рассматривать как прообраз криминалистического описания внешности человека, получившего в настоящее время название криминалистической габитоскопии. Наиболее полное такое древнее описание относится к 238 г. до н. э. Осуществление розыска и изобличения виновных уже в то время требовало не только настойчивости, предприимчивости, решительности, но и специфических умений, которые позже, спустя многие столетия, превратятся в криминалистические приемы, способы и методы предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Интерес криминалистов к личности как совокупности специфических свойств человека проявлялся на протяжении всего существования криминалистической науки и практики. Однако он долго не выливался в самостоятельное глубокое и системное исследование. До определенного времени в криминалистической литературе мы встречаемся с отдельными указаниями на необходимость использования данных о человеке и личности для решения локальных задач расследования. В первую очередь это идентификация личности по материальным и идеальным отображениям свойств конкретного человека (дактилоскопия, "словесный портрет"). Внимание к психологическим особенностям личности проявилось прежде всего в связи с исследованиями процесса формирования показаний и разработкой тактических приемов допроса. Так, Г. Гросс писал, что "надлежащий подход к допрашиваемому - это, пожалуй, самая трудная задача, какая может быть при допросе", и далее отмечал целесообразность изучения личности последнего как основу применения различных средств воздействия на него <1>. На необходимость изучения личности указывали и процессуальные оппоненты обвинения. Современник Г. Гросса английский юрист Р. Гаррис отмечал: "Вся работа адвоката идет в области человеческой природы. Люди - его рабочий прибор, люди - та нива, над которой он трудится. Измеряет ли он силы противника... оценивает ли умственные способности и добросовестность свидетеля, все равно - ключ к успеху лежит в знании человеческой природы или человеческого характера...", и далее: "...общее поведение свидетеля, характер его ответов, выражение лица, голос, отдельные слова, жесты, иной раз одни глаза скажут вам, лжет ли он..." <2>. К вопросу о необходимости использовать при допросе данные о психологических особенностях допрашиваемых (темперамент, особенности протекания психических процессов, психических состояниях) неоднократно обращался А. Ф. Кони <3>. -------------------------------- <1> Гросс Г. Руководство к расследованию преступлений. М., 1930. С. 16. <2> Гаррис Р. Школа адвокатуры. Адвокат в уголовном процессе. М., 1997. С. 345. <3> См., например: Кони А. Ф. Обвиняемые и свидетели. Т. 1. М., 1959. С. 167.

Помимо указаний на значение изучения личности появляются и своего рода "программы" такого изучения. В учебнике по криминалистике 1935 г. отмечается, что при подготовке к допросу необходимо "собрать сведения, характеризующие тех лиц, которых предстоит допрашивать... т. е. выяснить их социально-классовую физиономию, их личную характеристику", при оценке показаний у допрашиваемого "всегда иметь в виду его физическое состояние, нет ли у него хронических болезней... недостатков (слепота, глухота); его умственные и нравственные качества и степень его общего развития, поведение и образ жизни (судимость)" <4>. Не боясь ошибиться, можно сказать, что с этого момента ни одна сколько-нибудь значительная работа по следственной тактике не обходится без указания на обязательность изучения личности, и в первую очередь личности обвиняемого, как центральной фигуры в процессе расследования. Одним из первых неоднократно указывавших на необходимость использования изучения личности был Б. М. Шавер. Затем последовали диссертации и книги Н. Т. Ведерникова, Ф. В. Глазырина, А. С. Кривошеева, И. А. Матусевич, П. П. Цветкова, в которых проблема криминалистического изучения личности обвиняемого получила основательную разработку. Отмечая это обстоятельство, Р. С. Белкин справедливо обращал внимание на то, что становление криминалистического изучения личности как научного направления проходило параллельно с возрождением и активизацией исследований проблемы личности в криминологии и судебной психологии <5>. Комплексный характер проблемы изучения личности в уголовно-правовой сфере не мог не вызвать и комплексного подхода к ее решению. В работах названных авторов довольно четко были обозначены аспекты изучения личности обвиняемого (преступника): уголовно-правовой, криминологический, уголовно-процессуальный, криминалистический, пенитенциарный, описаны задачи, решаемые с учетом данных о личности в рамках указанных аспектов. Помимо этого, в литературе вырисовывается структура изучения личности обвиняемого в процессе расследования: понятие личности обвиняемого и понятие изучения его личности; задачи, предмет и объем изучения, методы изучения, источники получения информации о личности; фиксация информации о личности в материалах дела. -------------------------------- <4> Криминалистика. Кн. 1. М., 1935. С. 198. <5> См.: Белкин Р. С. Курс криминалистики. Т. 3. М., 1997. С. 315.

За годы, прошедшие после выхода в свет основных монографических работ, посвященных изучению личности обвиняемого, о которых говорилось выше, в криминалистику вошли и прочно в ней обосновались новые понятия и категории, которые позволяют более четко определить значение изучения личности в криминалистике, и не только личности обвиняемого, но и других участников расследования, наметить дальнейшие перспективы исследований в этом направлении. Представляется, что в первую очередь к таким категориям относятся понятия криминалистической характеристики преступления и следственной ситуации. Именно следственная ситуация в совокупности всех ее элементов определяет тактику расследования, а все перечисленные лица, действующие в следственной ситуации, для следователя становятся объектами тактического воздействия, осуществление которого невозможно без изучения их личностных особенностей. Информация об этих особенностях - неотъемлемая и важная часть содержания следственной ситуации. Из содержания же криминалистической характеристики следует, что без установления достаточно широкого круга информации о личности преступника и жертвы преступления невозможно решение вопросов об их установлении, включая идентификацию личности, а также выявление в полном объеме информации о других элементах уголовно-релевантного события - способе, механизме, обстановке совершения преступления, т. е. о его фактической картине в целом. Современный подход к проблеме изучения личности в криминалистике не может не базироваться на концепции информационной природы криминальной и криминалистической деятельности. Представляется, что именно определение места данных о личности в системе криминалистической информации позволяет четко сформулировать понятие и задачи криминалистического изучения личности, его предмет, разработать соответствующие практические рекомендации по методике получения данных о личности и их использованию в сфере борьбы с профессиональной преступностью.

Название документа