Проблемы современного правопонимания
(Тхакушинова Б. А.) ("История государства и права", 2007, N 15) Текст документаПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ
Б. А. ТХАКУШИНОВА
Тхакушинова Б. А., аспирант СЗАГС.
Проблема правопонимания в отечественном и мировом правоведении одна из сложнейших. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития общества, зрелости научной правовой мысли <1>. Современные учения о сущности права представляют конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права <2>. Например, академик В. С. Нерсесянц выделял легистский (позитивистский), естественно-правовой (юснатуралистический) и либертарно-юридический типы правопонимания (http://www. credonew. ru/current/html/13.php-_edn2#_edn2). О. В. Мартышин различает юридический позитивизм (нормативизм), социологический позитивизм, теории естественного права и философское понимание права (http://www. credonew. ru/current/html/13.php-_edn3#_edn3). И. Л. Честнов рассматривает три критерия классификации правопонимания, исходя из трех типов рациональности, формирующих критерии научности: философский, социологический и культурно-исторический (http://www. credonew. ru/current/html/13.php-_edn5#_edn5). А. В. Поляков предлагает по крайней мере два основания для классификации типов правопонимания: практический и теоретический <3>. При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал "исследователь"; результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего субъекта; что понимается под источником права (человек, Бог или общество) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида) и др. В качестве критерия классических типов правопонимания представляется наиболее важным источник правообразования, в зависимости от источника правообразования (государство или природа человека) различают естественно-правовую и позитивистскую теории права <4>. -------------------------------- <1> Марченко М. Н. Проблемы правопонимания в связи с исследованием источников права // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2002. N 3. С. 3. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник А. С. Пиголкина "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Городец, 2003. ------------------------------------------------------------------ <2> Пиголкин А. С. Общая теория права. М., 1995. С. 90 - 91. <3> Мартышин О. В. Метафизические концепции права // Государство и право. 2006. N 2. С. 64 - 71. <4> Манов Г. Н. Теория государства и права. М., 2005. С. 29 - 35.
Согласно теории естественного права существует общее для всех людей естественное право. Позитивное право основывается на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Правопонимание, характерное для античной правовой мысли, древнеримских мыслителей и юристов, обусловливало восприятие мира как упорядоченного целого, космоса, которому противостоит хаос. В европейской культуре Средневековья естественное право получило теологическое (божественное) обоснование. Естественное право трактовалось как воля Бога. В результате десакрализации средневековой европейской культуры уже в Новое время (в XXII - XVIII вв.) возникает индивидуалистическая интерпретация естественного права, отождествляемого с правами и свободами, которые вытекали из природы человека. Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, А. Н. Радищева и др. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление в современных правовых государствах. Историческими предпосылками возникновения позитивистской теории права как одного из классических типов правопонимания (К. Бергбом; И. Бентам, Д. Остин, П. Лабанд, Г. В. Шершеневич) явились процессы формирования западноевропейских абсолютистских государств и кодификация национальных законодательств (XVI - XVII вв.). Данный тип правопонимания возникает в контексте понимания государства как рационального творения человеческих рук, а право - как выражение воли государства. Развитие правового этатизма продолжалось на основе методологии научного позитивизма, возникшего в 1930-е годы. О. Конт, его основатель, вслед за И. Кантом полагал, что наука должна заниматься лишь описанием и систематизацией явлений. По теории юридического позитивизма право - это факт реальности, результат правотворческой функции государства. В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права - норма права, правосознание, правоотношение, - сформировались социологическая, нормативистская, психологическая теории и теория юридического позитивизма. Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Р. Штаммлером в его работе "Wirtschaft und Recht", в которой он определяет право как внешнее регулирование социальной жизни с целью удовлетворения потребностей людей. П. И. Новгородцев видел в нормативно-правовом регулировании средство прогрессивных социальных преобразований <5>. Основные положения нормативизма, изложенные Г. Кельзеном <6>, указывают на то, что юридическая наука должна изучать право "в чистом виде", вне связи с политическими, нравственными и другими оценками. Исходным для концепции Г. Кельзена является представление об "основной (суверенной) норме", которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм. В рамках этой теории право понимается как система норм, изложенных в нормативных актах; в нормах права выражается государственная воля; право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства. Нормативизм, с одной стороны, позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивать определенный режим законности. С другой - сторонниками нормативного подхода отрицается обусловленность права потребностями общественного развития. -------------------------------- <5> См.: Новгородцев П. И. Об общественном идеале. СПб., 1911. <6> Kelsen H. Rein Rechtslehre. Wien, 1967.
Психологическая теория получила развитие в начале XX в., представлена в воззрениях Петражицкого, Дьюи, Мэрилла, Росса, Эллиота и др. Сознание внутренней связанности воли, поведения человека Л. Петражицкий именует этическим сознанием. Это сознание этического долженствования. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний. При этом законы должны учитывать правовую культуру общества, психологические особенности индивида <7>. -------------------------------- <7> Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. I - II.
Социологическая школа права - одно из основных направлений правоведения XX в. Видными представителями социологической юриспруденции были Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение "живого права", то есть системы правоотношений. Для социологического подхода право есть не просто нормативное установление, приказ, воля и т. д., а то, что реально определяет поведение субъектов. Правовые отношения предшествуют правовой норме, которая предстает как результат развития правовых отношений. Решающую роль в различении "правового" и "неправового", по мнению сторонников социологической доктрины, должен играть суд. Суд своими решениями может создавать право, основываясь на представлениях в обществе о должном и справедливом. Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет Л. Дюги. Он считает, что люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности <8>. Идеи социологической теории права выражают сущность правового государства, в котором и государство, и граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага. Однако неприемлемы, на наш взгляд, идеи отрицания нормативности как важнейшего свойства права. Следует отметить, что ни одна из классических концепций правопонимания не является самодостаточной. В то же время теории нуждались друг в друге, так как каждая из них решала теоретико-правовые задачи. В итоге развитие классических типов правопонимания подготовило почву для их синтеза в рамках новых научных представлений. -------------------------------- <8> Дюги Л. Общество, личность, государство. СПб., 1909; Он же. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. СПб., 1909.
Общество развивается, и в век, именуемый постнеклассическим, наступает время выработки новых концепций, которые бы соответствовали новому времени. Подводя итог, можно отметить, что наиболее перспективным представляется подход, именуемый социологической диалектикой, который не отрицает ни позитивистский подход, ни нормативный, ни социологический, а предполагает их взаимодействие на основе диалектической социологии. Это направление разрабатывалось Е. Б. Пашуканисом, И. П. Разумовским, Л. И. Спиридоновым и предполагает анализ права в историческом измерении и во взаимосвязи с обществом. Однако систематическое изложение данной концепции требует специального изложения.
Название документа