Роль банков и правовое регулирование в финансировании образовательных учреждений

(Мячин Ю. В.)

("Банковское право", 2007, N 3)

Текст документа

РОЛЬ БАНКОВ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ФИНАНСИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Ю. В. МЯЧИН

Мячин Ю. В., профессор Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, кандидат педагогических наук.

В настоящее время вопросы развития образования выведены в главную повестку дня формирования в России конкурентоспособной экономики. Формирование общества, основанного на знаниях, сопровождается переходом к массовой подготовке специалистов высшей квалификации. Для постиндустриального общества, как показывают исследования, необходимо, чтобы не менее 30 процентов взрослого населения имело высшее образование. Существенно меняются и требования к рабочей силе (по квалификации, коммуникативным способностям, мобильности), предъявляемые современным производством. Образование и обучение в течение всей жизни становятся нормой, а способность к постоянному обучению и приобретению новых умений рассматривается в качестве самого важного параметра рабочей силы.

Однако растущий спрос на услуги высшего образования сталкивается в современном обществе с ограниченным предложением. Прежние методы финансирования оказываются не в состоянии обеспечить масштабную подготовку специалистов на высоком уровне. Это ставит перед системой высшего образования проблему создания таких механизмов финансирования, которые обеспечивали бы расширяющееся производство кадров высшей квалификации при рациональном использовании ресурсов общества и снижении масштабов перераспределительных процессов.

Согласно Концепции модернизации образования на период до 2010 года в РФ должен быть создан новый организационно-экономический механизм высшего образования. Предлагаемый Концепцией подход фактически означает отказ от режима полного бюджетного финансирования высшего профессионального образования и переход к системе инвестирования в него. Этот переход зафиксирован в документах о современной образовательной политике РФ: "Российское общество должно перейти от режима бюджетного содержания своей системы образования к режиму инвестирования в него".

Концептуальной основой разработки новых технологий финансирования должно стать инвестирование в человеческий капитал. Сущность подобного подхода состоит в необходимости экономической оценки ресурсов, направляемых в образование со стороны государства и банков. Создание механизма финансирования, адекватного новому положению сферы образования и роли вузов, является в настоящее время одной из наиболее сложных и интересных проблем. Разрабатываемые подходы к финансированию образования призваны, во-первых, обеспечить создание его новой материально-технической базы, рост квалификации преподавателей и внедрение новых образовательных технологий. Во-вторых, они должны повысить эффективность использования ресурсов как с точки зрения ориентации на запросы рынка труда, так и с позиций увеличения продуктивности работы преподавателей, мотивации учащихся.

В последнее десятилетие в России произошли существенные изменения в финансировании деятельности высших учебных заведений. Место одного гарантированного госбюджетного финансирования заняли разнообразные, дополняющие друг друга источники: государственный, региональные и местные бюджеты, средства фирм, оплата обучения студентами, средства фондов поддержки науки и образования, и особенно важным источником финансирования являются банки.

Образовательное кредитование заключается в том, что заем предоставлялся на принципах возвратности, срочности, обеспеченности и платности. В сроки, указанные в договоре о предоставлении займа, заемщик обязывался возвратить полученные денежные средства путем перечисления на банковский счет займодавцу. В целях стимулирования успешно обучающихся применяется льготная система погашения займа:

- студентам, окончившим семестр или весь учебный год (в зависимости от того, на семестр или на год оформлен заем) на "отлично", сумма займа подлежала возврату без процентов;

- студенты, имеющие по учебным дисциплинам оценки "хорошо" и "отлично", возвращают заем по льготной процентной ставке;

- студенты, получившие удовлетворительные оценки, должны возвращать полученный кредит без льгот.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р, намечает широкий круг путей и методов развития как системы российского образования в целом, так и устойчивого развития образовательных учреждений профессионального типа. Среди проблем, сдерживающих развитие системы образования, указывается на "несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования" [1]. Исследование проблем нормативного регулирования модернизации образования зарубежных стран и использование этого опыта в российской действительности будет, несомненно, способствовать эффективности проводимых преобразований [2].

Анализ состояния нормативного регулирования профессиональной подготовки ведущих зарубежных стран позволяет сделать следующие выводы:

- руководство этих стран проявляет постоянную заботу о совершенствовании нормативной базы профессиональной подготовки;

- совершенствование нормативной базы производится на всех уровнях организации государственной власти: федеральном (национальном), субъектов Федерации и местном уровне;

- содержание нормативных актов охватывает широкий спектр проблем: образование, занятость, трудоустройство - все проблемы решаются комплексно;

- действующие нормативные акты охватывают интересы широкого круга участников: молодежи, пожилых людей, инвалидов, преподавателей и обучаемых;

- при организации нормативного регулирования используются нормативные акты различных уровней: законы, постановления правительства, приказы министров и др.;

- к разработке нормативных документов широко привлекаются ученые, специалисты, представители государственных органов, представители общественности и участники процесса;

- действие нормативно-правовых актов широко обеспечивается организационными мероприятиями: программами, планами реализации, и основательно финансируется.

Учитывая объем, сроки и сложность стоящих перед российским образованием задач, определенных Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, учет и использование зарубежного опыта будут способствовать качественному и эффективному решению задач развития образования в России.

Литература

1. Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. 2006. N 1.

2. Carl D. Perkins Vocational and Technology Act as Amended 03/27/91-OVAE/HAS.

Название документа