Предмет правового регулирования: теория и практика
(Гуреев В. И.)
("Юридический мир", 2013, N 7)
Текст документа
ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В. И. ГУРЕЕВ
Гуреев Виктор Иванович, профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова, заслуженный юрист Российской Федерации.
Анализируются нормы законодательства, судебная практика, доктринальные положения относительно предмета правового регулирования. Выявлены проблемы, и предложены пути решения.
Ключевые слова: проблемы, предмет, регулирование, поведение, участники.
Subject of legal regulation: theory and practice
V. I. Gureev
Statutory provisions, judicial practice, doctrinal provisions in relation to the subject of legal regulation are analyzed in the article. Issues and ways of solution are detected.
Key words: issues, subject, regulation, behavior, participants.
Современное развитие российской экономики нуждается в дальнейшем повышении эффективности действующего законодательства. Одним из направлений повышения эффективности законодательства является повышение качества юридических норм путем закрепления в них четких определений понятий, терминов, правовых институтов.
Однако, как свидетельствует правоприменительная практика, до настоящего времени не решены проблемы с понятием "предмет правового регулирования". Такое положение мешает четко ориентироваться в конкретных правовых ситуациях.
В этих условиях целью настоящей статьи является разработка нового предмета правового регулирования. Для успешного достижения цели необходимо решить ряд задач. Среди них:
1) провести сравнительный анализ норм разных отраслей российского законодательства;
2) рассмотреть точки зрения ученых на понятие "предмет правового регулирования";
3) для обоснования выводов и предложений использовать арбитражную практику;
4) разработать и предложить ввести в научный оборот новый предмет правового регулирования, который соответствовал бы современному развитию юридической науки и практики.
Приступая к исследованию, необходимо отметить, что в юридической науке обоснованно различаются понятия "правовое регулирование" и "правовое воздействие". Понятие "правовое воздействие" шире понятия "правовое регулирование" [5, с. 341]. В настоящей статье применяется понятие "правовое регулирование".
Переходим к анализу норм действующего законодательства (гражданского и налогового) для выявления предмета правового регулирования.
Согласно ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ "гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием...". В соответствии с п. 3 ст. 3 ГК РФ, "отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам". Как видим, гражданское законодательство регулирует общественные отношения. Приведем пример из налогового законодательства. В ч. 1 ст. 2 НК РФ указано, что "законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения". Рассматриваемая юридическая норма регулирует налоговые, а также связанные с ними отношения.
Статья 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ" установила, что "настоящий Закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков...". В данной статье также говорится о регулировании отношений.
Проведенный анализ юридических норм разных отраслей права позволяет сделать вывод о том, что предметом правового регулирования являются общественные отношения.
Однако в рассматриваемых нормативных правовых актах имеются коллизии относительно предмета правового регулирования. Например, согласно п. 1 ст. 456 ГК РФ "продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи". Данное правило обязывает продавца совершить действие путем передачи товара покупателю.
В соответствии с п. 1 ст. 616 ГК РФ "нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:
- произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
- потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
- потребовать расторжения договора и возмещения убытков".
В этом пункте рассматриваемой статьи арендатору предоставлено право выбора совершать определенные действия.
В пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ указано, что налоговые органы "вправе проводить налоговые проверки", а в пп. 3 п. 1 ст. 32 НК РФ - налоговые органы обязаны "вести в установленном порядке учет организаций физических лиц". Рассматриваемые правила закрепили права и обязанности налоговых органов совершать действия путем налоговых проверок, а также вести учет налогоплательщиков (организаций и физических лиц).
Проведенный анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что правила юридических норм не согласуются между собой: одни нормы закрепили регулирование общественных отношений, а другие - фактическое совершение действий и воздержание от совершения действий, составляющие поведение участников общественных отношений.
Отсутствие четкости юридических норм приводит на практике к необоснованным денежным затратам по доказыванию своей правоты и потерям времени. Например, в ст. 153 - 158, 162 НК РФ отсутствует разграничение понятий "авансовый платеж" и "частичная оплата", что вызывает налоговые споры (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 01.03.2012 по делу N А48-1858/2011) [7]. Другой пример, когда отсутствует определение понятия "систематичность", а нечеткость определения понятия "предпринимательская деятельность" порождает неоправданные споры. В частности, в Постановлении ФАС Уральского округа от 06.05.2011 по делу N Ф09-1717/11-С2 отмечено следующее. В жалобе налоговый орган указал, что доход от продажи автомобиля является доходом налогоплательщика, полученным в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того, инспекция указывает на возможность применения понятия "систематичность", используемого в иных отраслях права, для раскрытия понятия "предпринимательская деятельность". Предприниматель возражал против доводов налогового органа - заявителя жалобы и пояснил, что доход, полученный им от продажи автомобиля, не является полученным в связи с осуществлением им деятельности в сфере оптовой и розничной торговли строительными материалами, а является доходом от продажи принадлежащего ему на праве собственности как физическому лицу. В силу этого отсутствует доход от предпринимательской деятельности. Поскольку налоговый орган не привел веских доказательств в обоснование своих требований, ФАС Уральского округа оставил решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2010 по делу N А60-26402/2010 и Постановление Семнадцатого апелляционного суда от 18.01.2011 по тому же делу без изменений, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС N 4 по Свердловской области - без удовлетворения [8].
В сложившейся ситуации возникает потребность обратиться к доктринальным положениям с целью выявления предмета правового регулирования. К примеру, Р. А. Ромашов в своей работе отмечает, что "при помощи норм права регулируются наиболее важные для членов сообщества общественные отношения. Поэтому правила, закрепляемые при помощи норм, объявляются общезначимыми" [4, с. 136]. Как видим, автор четко поясняет свое понимание того, что наиболее важные общественные отношения являются предметом правового регулирования.
Об общественных отношениях, которые регулируются законодательством, отмечается почти всеми учеными с давних времен и до наших дней, например Н. Г. Александровым [1, с. 485], С. С. Алексеевым [2, с. 209], М. Н. Марченко [3, с. 572], В. Н. Хропанюком [5, с. 295], Н. А. Власенко [6, с. 257], Л. А. Морозовой [7, с. 368] и другими исследователями.
Однако в юридической литературе высказана другая точка зрения на предмет правового регулирования. В частности, юридические нормы (т. е. официальные правила) регулируют поведение участников отношений [8, с. 3].
Раскрывая понятие "поведение участников отношений", необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, участники отношений либо обязаны совершать действия, например согласно п. 1 ст. 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа, т. е. заемщик обязан совершать действия путем возврата денежной суммы заимодавцу. Либо, во-вторых, обязаны воздержаться от совершения действий, к примеру, в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечить ее сохранение. Из этой нормы следует, что налоговые органы обязаны воздержаться от совершения действий. В-третьих, участники отношений имеют право совершать действия либо воздержаться от совершения действий. Например, в п. 3 ст. 511 ГК РФ покупатель вправе, уведомив поставщика, отказаться от принятия товара, поставка которых просрочена, если в договоре поставки не предусмотрено иное. Данная норма закрепила право покупателя совершать действия или воздержаться от совершения действия путем отказа от принятия товара либо не отказываться от принятия товара. В-четвертых, юридические нормы регулируют поведение участников общественных отношений в силу того, что участники общественных отношений обладают правоспособностью и дееспособностью. К примеру, согласно п. 1 ст. 17 ГК РФ граждане способны иметь гражданские права и нести обязанности. В соответствии со ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица означает, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Следовательно, в ходе правового регулирования (или воздействия) можно влиять только на волю и сознание человека, который в зависимости от социального статуса наделяется законом правами, обязанностями, ответственностью, соответствующими полномочиями, компетенциями.
Что касается общественных отношений, то они характеризуются виртуальностью и в силу этого фактора не могут быть предметом правового регулирования и не наделяются правами, обязанностями, ответственностью.
В заключение настоящей статьи необходимо отметить следующее. Понятие "поведение участников отношений" как предмет правового регулирования отражает практическую направленность и в силу этого фактора является более удачным. Поведение участников отношений характеризуется новизной, так как в теории права отсутствует такой предмет правового регулирования.
Положения настоящей статьи могут быть использованы в законотворческой деятельности, в учебном процессе.
Список литературы
1. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. д. ю.н., проф. Н. Г. Александров. М.: Юрид. лит., 1968.
2. Алексеев С. С. Теория права. М.: Изд-во "БЕК", 1995.
3. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2007.
4. Ромашов Р. А. Теория государства и права. СПб.: Питер, 2008 (серия "Краткий курс").
5. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М.: Издательство "Интерстиль"; Омега-Л, 2006.
6. Власенко Н. А. Теория государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2013.
7. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. М.: Норма, 2013.
8. Гуреев В. И. Теория права и практика его применения // Уголовно - исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. N 5.
9. URL: http://www.1sns. ru/documents.
10. Система "КонсультантПлюс": ФАС. Уральский округ (дата печати: 14.12.2011).
Название документа