Самостоятельная работа в учебном процессе по иностранным языкам на юридическом факультете

(Левченко В. В.)

("Юридическое образование и наука", 2007, N 2)

Текст документа

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

В. В. ЛЕВЧЕНКО

Возросший интерес к иностранному языку как к учебному предмету в современном обществе, стремящемся к установлению международных контактов в различных сферах, способствует повышению роли профессиональной направленности в процессе обучения иностранным языкам студентов-юристов в Самарском филиале Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого.

Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам - ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых, создание условий для их самовыражения и саморазвития.

В проекте разрабатываемого экспертными группами Совета Европы пакета документов под названием "Европейский языковой портфолио" ("European Language Portfolio") отмечается, что в условиях изменения геополитической ситуации европейское общество становится более интерактивным, европейцы становятся более мобильными и путешествуют для обогащения своего профессионального, образовательного или личностного опыта. Но даже для тех, кто мало путешествует, современные информационные технологии делают преодоление языковых барьеров нормой жизни.

Молодое поколение должно подготовить себя к тому, чтобы извлекать максимальную пользу из такого рода деятельности с целью совершенствования своих лингвистических знаний, навыков и умений [4, с. 3]. Во всех материалах этого проекта сделан акцент на самостоятельной работе по изучению иностранного языка, а на первом месте в ряду качеств будущего полноценного члена европейского демократического сообщества называются способность к самоорганизации, независимость, высокое самосознание, уверенность в своих силах, сочетание независимости мышления и действий с социальной ответственностью [4, с. 3]. В таком контексте особое значение приобретают идеи развивающего обучения, главной целью которого является формирование личностной активности обучаемых. Последнее обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость в учебном труде, положительные результаты и успешное непрерывное образование.

Как известно, активность в обучении не принадлежит к врожденным качествам личности. Она формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и проявлением нравственно-волевых качеств обучаемых. В современной методике выделяют три уровня познавательной активности [3, с. 17]. Первый уровень - воспроизводящая активность (рецепция и репродукция), которая характеризуется стремлением обучаемых понять новое явление, дополнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения по образцу. Второй уровень - интерпретирующая активность (репродукция с элементами продукции) - характеризуется большей устойчивостью волевых усилий, которые проявляются в том, что обучаемый стремится к проникновению в сущность явления, к познанию связей между явлениями, самостоятельно ищет пути решения при затруднениях. Третий уровень активности - творческий (продукция), на этом уровне обучаемые проявляют стремление применить знания в новой ситуации, т. е. перенести знания и способы деятельности в новые условия. Характерной особенностью третьего уровня считается проявление высоких волевых качеств, упорства и настойчивости в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Такая активность обеспечивается, по мнению психологов, возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что обучаемый знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением. Педагогическим средством, позволяющим включить указанный механизм в действие, является организация самостоятельной исследовательской или изучающей деятельности обучаемых.

Одним из видов самостоятельной деятельности, наименее изученных в современной методике, являются личностные стратегии изучения языка, под которыми мы будем понимать систему способов самостоятельного совершенствования иноязычных речевых навыков и умений вне учебного процесса. Термин "личностный" не является новым для современной методики. Так, Г. В. Рогова [2] предлагает использовать этот термин для обозначения индивидуального чтения, считая термин "личностный" более удачным по ряду причин, и прежде всего потому, что личностное чтение - это чтение для удовлетворения познавательных потребностей конкретной личности, которое всегда затрагивает духовную сторону этой личности, инициируется самим обучающимся, является для него желаемым и интересным, а не вынужденным и подконтрольным. Представляется уместным использовать термин "личностный" и для других видов речевой активности обучаемых, обозначив их как личностные стратегии изучения языка во внеаудиторной деятельности. Особенностью названных стратегий является их необязательность, неподконтрольность, они являются выражением инициативы и познавательных потребностей обучаемых, напрямую зависят от их индивидуально-психологических особенностей, запросов и интересов.

В соответствии с видами речевой деятельности можно выделить следующие виды личностных стратегий изучения языка: стратегии чтения - чтение книг, газет, журналов, деловых и личных писем; стратегии аудирования - восприятие радио - и телепередач, художественных фильмов, театральных постановок, лекций, аудиозаписей на иностранном языке; стратегии говорения - общение с носителями языка при личных контактах и по телефону, переводческая деятельность; стратегии письменной речи - написание деловых и личных писем, факсов, электронных сообщений.

Таким образом, личностные стратегии изучения языка во внеаудиторной деятельности студентов-юристов можно определить как реальную самостоятельную иноязычную деятельность обучаемых с целью совершенствования уровня владения языком и удовлетворения познавательных интересов. Широкий диапазон используемых стратегий свидетельствует о высоком уровне внутренней мотивации обучаемых, готовности к использованию языка в будущей профессиональной деятельности.

Нами было предпринято исследование личностных стратегий изучения иностранного языка у студентов юридического факультета. Для сбора данных использовались два метода исследования: анкетирование и беседа. В исследовании принимали участие двадцать студентов 1-го и 2-го курсов заочного отделения, которым было предложено указать частотность осуществления ими во внеаудиторное время личностных стратегий изучения языка, оценив ее по пятибалльной шкале: 5 - ежедневно, 4 - несколько раз в неделю, 3 - раз в неделю, 2 - один - два раза в месяц, 1 - редко, 0 - никогда. Количественный анализ данных позволил определить средние показатели по каждому виду личностных стратегий чтения, аудирования, говорения и письма. Наиболее популярным видом иноязычной деятельности во внеаудиторное время оказалось аудирование (1,64 балла), на втором месте - чтение (1,4 балла), на третьем - говорение (0,95 балла), на последнем - письмо (0,5 балла).

Преобладание рецептивных видов речевой деятельности вполне закономерно, ибо они предоставляют большие возможности в процессе самостоятельного изучения языка по сравнению с продуктивными видами речевой деятельности.

Из 20 опрошенных:

- 15 предпочитают во внеаудиторной деятельности чтение для удовольствия, только двое при этом обращают внимание на лингвистические особенности текста;

- 11 читают литературу, рекомендованную преподавателем;

- 18 в процессе чтения работают со словарем, чтобы уточнить значение часто встречающихся или несущих важную информацию лексических единиц;

- 2 предпочитают вообще не обращаться к словарю.

Наиболее удобными способами получения литературы и материалов для аудирования опрошенные называют взаимообмен между студентами, посещение библиотек и приобретение собственных материалов.

Что касается стратегий говорения и письма, то они занимают незначительное место в общем объеме внеаудиторной деятельности. При этом в говорении доминирующими являются такие виды, как общение с преподавателем на занятии; в письменной речи это, конечно же, написание писем и электронных сообщений зарубежным друзьям.

При сравнении полученных данных с результатами исследования внеаудиторной деятельности зарубежных студентов [6] выяснилось, что наши студенты гораздо больше внимания уделяют слушанию песен, чем радиопередач на английском языке (3,9 балла и 0,95 балла соответственно), в отличие от их зарубежных коллег (0,4 балла и 4,0 балла соответственно). Это, очевидно, свидетельствует о преобладании пассивного, а не активного восприятия информации нашими студентами. Средние показатели по чтению специальной юридической литературы и журналов вполне сопоставимы, тогда как по чтению газет они заметно отличаются: у русских студентов - 1,2 балла, у зарубежных - 2 балла. Следует также отметить, что в целом средние показатели у русских студентов довольно низки и колеблются в промежутке от 1 балла (редко) до 2 баллов (1 - 2 раза в месяц). Исключение составляют лишь слушание аудиозаписей (3,9), чтение специальной литературы (2,6) и просмотр телепередач (2,1). При этом 19 человек из 20 хотели бы шире использовать имеющиеся возможности для самосовершенствования в языке. На вопрос, следует ли преподавателям каким-либо образом направлять их самостоятельную деятельность во внеаудиторное время, девять человек дали положительный ответ, а одиннадцать - отрицательный.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы. Для каждого обучаемого характерен свой стиль реализации личностных стратегий при общем преобладании стратегий чтения и аудирования. Однако имеющиеся возможности самосовершенствования в языке используются студентами недостаточно. Очевидно, что теоретическая и практическая разработка данной проблемы открывает дополнительный резерв интенсификации процесса обучения иностранному языку. Важную роль в ее решении играет разработка Европейского языкового портфолио [4] - документа, или, точнее, "пакета документов, в которых каждый отдельный изучающий иностранный язык может собрать за определенный период времени и представить в систематизированном виде свидетельства своей квалификации, достижений и опыта в изучении иностранного языка, включая образцы самостоятельной речевой активности" [4, с. 3]. Портфолио призван помочь изучающим иностранные языки самостоятельно определить достигнутый уровень, наметить дальнейшие шаги в изучении языка и более активно участвовать в учебном процессе. Преподаватели иностранных языков могут использовать портфолио в качестве дополнительного средства мотивации студентов и для создания цельного представления об их языковых потребностях. Портфолио является идеальным средством правильной организации внеаудиторной работы. Отдельные разделы "языковой биографии" ("language biography") обучаемых и их языкового "досье" ("dossier") позволяют представить личностные стратегии изучения языка в систематизированном виде, проанализировать их наполнение по видам речевой деятельности и определить достигнутый уровень при помощи самотестирования [4, с. 7]. Например, студентам юридических факультетов, изучающим английский язык, можно рекомендовать заполнение следующих разделов портфолио:

- A Record of self-directed learning (objectives, methods, materials);

- A Record of formative self-assessment;

- A Record of a literary and other written texts read in a non-native language (print and electronic);

- A Record of spoken and audio-visual texts listened to or watched (e. g. radio, TV, film, audio/video cassette, CD-ROM, etc.);

- A Language-learning diary (setting down the results of self-observation or reflection on experience.

Важным фактором формирования постоянной потребности в самостоятельном совершенствовании речевых умений является создание ситуаций для самовыражения студентов. Такие ситуации возникают, если общение в учебной аудитории осуществляется в условиях полной психологической совместимости и комфортности, если преподаватель проявляет постоянный интерес к внеаудиторной деятельности студентов, если обучаемые поощряются к обмену впечатлениями и информацией об интересных книгах, передачах и т. п. Процедура может быть следующей. Каждую неделю/месяц в определенный день студенты приносят заполненные разделы личностных стратегий изучения иностранного языка. На занятии преподаватель выделяет 10 - 15 минут для группового обсуждения (впечатления, отзывы, рекомендации приветствуются). После этого уже вместе с преподавателем можно обсудить возможные виды деятельности на следующую неделю с учетом результатов состоявшегося обсуждения.

Таким образом, формирование у студентов постоянной потребности в самостоятельной реализации личностных стратегий изучения иностранного языка обеспечивается за счет новых форм внутренней мотивации познавательной внеаудиторной деятельности, методических рекомендаций по организации и систематизации форм внеаудиторной деятельности, инициирующей и направляющей деятельности преподавателя.

Литература

1. Карпов А. С. Психолого-методические проблемы в подготовке будущих учителей // Иностранные языки в школе. 1997. N 3.

2. Рогова Г. В., Ловцевич Г. Н. Личностное чтение // Иностранные языки в школе. 1994. N 1.

3. Хлыбова Г. Б. Принцип активности в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1994. N 5.

4. European Language Portfolio. Proposals for Development - Council of Europe. Strasbourg, February 1997.

5. Feuell Rosey. Self? - Directed Study // Cambridge Link. 1997. N 1.

6. Pickard Nigel. Out-of-Class Language Learning Strategies // ELT Journal. 1996. April. Vol. 50/2.

Название документа