Современный опыт использования инновационных технологий в преподавании историко-правовых дисциплин

(Федосеев В. И.)

("Юридическое образование и наука", 2007, N 2)

Текст документа

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

В. И. ФЕДОСЕЕВ

Важнейшую роль в профессиональной подготовке будущих юристов в вузе играет преподавание цикла историко-правовых дисциплин, включающего в себя историю государства и права зарубежных стран, историю отечественного государства и права, историю политических и правовых учений. Примыкает к ним, на наш взгляд, римское право. Вместе с тем названные учебные курсы являются крупными отраслями научного знания, юридическими (правовыми) науками. Они имеют прямое отношение как к науке истории, так и к науке о государстве и праве.

Историко-правовые дисциплины входят в число основных, базовых учебных курсов, представляющих собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. Это обусловлено тем, что профессия юриста в значительной мере предполагает совершенное знание истории права, различных исторических правовых систем, разнообразных видов норм права, особенностей и закономерностей их развития и реализации, изложения и выражения в законодательных актах. От будущего юриста требуется также выработка умения на основе полученных знаний правильно подвести юридически значимые жизненные обстоятельства под соответствующие обязательные правила.

Изучая цикл историко-правовых дисциплин, студенты должны осознать научную и практическую ценность понятия права как системы исторически обусловленных правил поведения, установленных либо санкционированных государством, раскрыть связь и взаимообусловленность такого понимания права с законностью, дисциплиной, правовым регулированием, правотворчеством, систематизацией законодательства, применением правовых норм.

Общепризнанно также, что именно историко-правовые дисциплины играют основную роль в процессе знакомства будущих юристов с традициями и опытом мировой и отечественной политической и правовой культуры, юридического знания. Особенно важно, что данные учебные курсы предполагают изучение политических и правовых институтов и истории развития знаний о них вплоть до наших дней и тем самым органически стыкуются с действующим правом.

В последнее десятилетие в процессе преподавания историко-правовых дисциплин достаточно широкое применение получили инновационные технологии, связанные с развитием системы дистанционного образования. Это обусловлено изменениями, произошедшими в системе высшего образования России, прежде всего ужесточением требований к подготовке специалистов в вузах, что нашло свое отражение в государственном образовательном стандарте. Расширилась система заочного и очно-заочного образования, в том числе послевузовского профессионального образования. В связи с изменениями в учебном планировании сократилось количество аудиторных занятий и, соответственно, резко вырос объем часов, отводимых для самостоятельной работы студентов. Развивается и такая форма обучения, как экстернат. Активно осуществляется компьютеризация учебного процесса, выражающаяся в широком применении компьютерных и телекоммуникационных средств связи для проведения лекционных и практических занятий со студентами и контроля их знаний. Министерством образования и науки РФ разработаны обязательные к применению всеми вузами нормативные документы, содержащие требования к деятельности по использованию дистанционных образовательных технологий.

В Самарском регионе элементы дистанционной технологии применяются в той или иной мере большинством вузов, как государственных, так и негосударственных. Накоплен определенный положительный опыт, о чем свидетельствуют выводы комиссии Министерства образования и науки РФ по итогам проверки качества знаний студентов, проводившейся в вузах г. Самары осенью 2004 г.

Инновационные технологии предусматривают максимальную компьютеризацию процесса изучения учебных курсов, внедрение в практику видео-, слайд - и спутниковых лекций, консультаций по курсовым работам и экзаменам, интернет-консультаций, проведение практических занятий в форме активных семинаров (деловые игры, дискуссии, круглые столы и т. д.).

Изучение учебных курсов основано как на классической, так и на модульной системе, когда учебный курс разбит на части (модули), по каждой из которых или в целом по дисциплине разработаны рабочие учебники (пособия), в обязательном порядке выдаваемые каждому студенту. В таких учебниках содержатся основной (базовый) учебный материал, а также методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, проверочные и тренинговые задания (структурно-логические схемы, таблицы, тесты, задачи), тематика рефератов и контрольных работ, перечни основной и дополнительной литературы и т. д.

В условиях дистанционного обучения, как известно, сведено к минимуму количество лекционных и семинарских занятий, проводимых непосредственно преподавателем в аудитории, особенно по заочной и очно-заочной форме обучения. В связи с этим важнейшее значение имеет достижение преподавателем максимальной эффективности проведения каждого занятия.

Так, на лекциях преподаватель уделяет первостепенное внимание ключевым вопросам темы или раздела того или иного учебного курса, определяет задания для самостоятельной работы студентов к будущему семинарскому занятию, дает методические рекомендации по изучению учебного материала и выполнению домашних заданий, обращает внимание студентов на учебные и научные издания, вышедшие в последние годы. Хорошие результаты дает такой методический прием, как распределение преподавателем при завершении лекционного занятия по модулю (или лекционного курса в целом, если по данной дисциплине не предусмотрены семинарские занятия, а сразу следует зачет или экзамен) ситуативных, ролевых и иных заданий студентам, объединенным в группы или подгруппы, для самостоятельного выполнения на основе просмотра видео - или слайд-лекции и самостоятельной домашней подготовки с последующим обсуждением результатов их выполнения на семинарском занятии или на зачете (экзамене). Практика показала, что, например, ситуативные задания по истории государства и права так же эффективны, как и по специальным юридическим дисциплинам. Приведем один из примеров подобных заданий из курса истории отечественного государства и права: "Стрелец одного из московских полков Тимофей Уваров, недовольный размером жалованья и постоянными задержками его выплаты, кричал в кабаке: "Какое жалованье - такая и служба! Сколько платит, столько и царствует!" По указке кабатчика стрелец был схвачен и брошен в застенок Приказа тайных дел. Вопрос: как будут квалифицированы действия Тимофея Уварова по Соборному уложению 1649 г.? Какое наказание ожидает его? Для выполнения данного задания студентам необходимо изучить не только учебный материал, но и непосредственно первоисточник - Соборное уложение 1649 г. Кроме того, при решении этой ситуации студентами применяются ранее полученные знания по теории государства и права, в частности по таким ее разделам, как "Стадии применения права", "Юридический состав преступления", "Юридическая ответственность и ее виды" и др.

Применяется и такой методический прием, как сопровождение преподавателем видео - или слайд-лекций, выражающееся в соответствующих комментариях содержащегося в них учебного материала и необходимых дополнениях. Практикуется также проведение обзорной лекции преподавателя перед просмотром студентами материала на электронных носителях или по завершении такового. При этом требуется соответствующая предварительная подготовительная работа преподавателя по изучению содержания последних.

Большое внимание уделяется руководству письменными студенческими работами - рефератами, контрольными и курсовыми работами. В связи с расширением дистанционной технологии обучения их количество возросло. В связи с этим активизировалась соответствующая методическая работа преподавателей. Разрабатываются и издаются различные методические указания, методические рекомендации и т. п. в помощь студенту, самостоятельно выполняющему контрольную или курсовую работу. В них включаются не только методические советы и требования по выполнению и защите работ, но и тематика контрольных и курсовых работ, примерные планы и библиографические списки по каждой теме.

Особое место в процессе преподавания историко-правовых дисциплин занимает практическое (семинарское) занятие. В современных условиях эффективно применяются так называемые активные семинары, позволяющие реализовать методы коллективного рассмотрения темы семинара, осуществить проверку знаний наибольшего числа студентов в группе. Практикуются разнообразные формы активного семинара - деловые и ролевые игры, дискуссии, круглые столы, историческое моделирование, вопросно-ответная форма. Выбор той или иной формы занятия осуществляет сам преподаватель в зависимости от специфики предмета. Так, по истории государства и права (и зарубежной, и отечественной) хорошо получаются занятия с элементами исторического моделирования, круглые столы, дискуссии, занятия в вопросно-ответной форме.

Большое значение для активизации работы студентов на занятиях имеет использование метода комбинирования. Он основан на организации работы студентов внутри подгрупп (бригад). Например, по истории государства и права (отечественной или зарубежной) такой активный семинар проводится следующим образом. После разбивки группы на бригады (по 3 - 4 человека) и распределения между ними заданий по заранее (на лекции) определенным вопросам рассматриваемой темы (раздела или модуля) студентам предоставляется время (10 - 15 минут) для обсуждения и подготовки ответа основного докладчика и содокладчиков. Затем начинается интенсивный устный блиц-опрос группы по бригадам (на вопрос отвечает не каждый студент, а бригада в лице заранее определенного ею основного докладчика или капитана) по разнообразным вопросам темы в целом. Преподаватель ставит короткий вопрос, требующий такого же короткого и конкретного ответа, например по хронологии, персоналиям, понятиям, терминам, институтам государства и права и т. п. Если бригада затрудняется с ответом, то право на ответ передается второй бригаде. За правильный ответ дается один балл или два-три балла в зависимости от степени сложности вопроса. Затем следующий вопрос ставится второй бригаде и т. д., опрос идет по кругу несколько раз в течение 20 - 25 минут, после чего подводятся итоги: бригада, которая набрала наибольшее количество баллов, получает оценку "отлично" и так далее по шкале, в том числе выставляется и неудовлетворительная оценка.

После этого начинается следующий этап занятия - коллективное обсуждение ситуативных заданий каждой из бригад. Сначала выступает докладчик с основной частью ответа, затем следуют дополнения содокладчиков - членов данной бригады. Члены других бригад также участвуют в обсуждении задания данной бригады. Таким же образом идет обсуждение заданий всех бригад. Последним этапом занятия является подведение итогов, объявление оценок. Характерно, что каждый студент обязательно получает на занятии оценку, которая здесь же вносится в журнал группы или в ведомость занятия.

На повышении эффективности таких занятий положительно отражается предварительная работа преподавателей со студентами, в частности на лекционных (контактных) занятиях: распределение ролей-поручений, ситуативных заданий, методические указания по их выполнению в процессе домашней самостоятельной работы и др. Важное значение для повышения эффективности активных семинаров по любой дисциплине имеет привлечение самих студентов к разработке юридических ситуаций, задач, так называемых встречных вопросов, сценариев по проведению ролевых игр.

Так, в курсе истории отечественного государства и права студенты с удовольствием участвуют в разработке текстов программных предвыборных выступлений лидеров политических партий России при изучении темы "Выборы в Государственную Думу 1906 г.". На активном семинаре по данной теме моделируется предвыборный митинг, в ходе которого "лидеры" различных политических партий России стремятся привлечь на свою сторону наибольшее количество потенциальных избирателей. При этом используются заранее подготовленные и выполненные на плакатах соответствующие политические лозунги, призывы, воззвания. В обсуждении программных выступлений участвуют все студенты группы. В конце "митинга" проводится "голосование" и подведение итогов занятия в целом. Практическое применение данной формы активного семинара показывает, что она позволяет охватить каждого студента группы с целью проверки знаний, требует от студентов серьезной подготовительной работы (например, по изучению соответствующих программных документов российских политических партий начала XX в.), дает возможность провести аналогию, параллели при изучении институтов государства и права России начала XX в. и начала XXI в. (Государственная Дума, избирательное право, глава государства, законодательный процесс и др.), обеспечить связь с современностью.

В процессе преподавания историко-правовых дисциплин большое значение имеет осуществление межпредметных связей. Это обязательное требование методики преподавания обеспечивается и в условиях дистанционной технологии обучения. В первую очередь непосредственная и тесная связь существует между самими историко-правовыми дисциплинами, прежде всего между зарубежной и отечественной историей государства и права, между зарубежной историей государства и права и римским правом (например, рецепция римского права как источника права ряда средневековых европейских стран). История политических и правовых учений как учебный курс изучается после прохождения всех вышеназванных дисциплин, а также после изучения теории государства и права. И это не случайно, так как история политических и правовых учений (шире - история юриспруденции) - комплексный учебный курс, при освоении которого требуется достаточно широкая юридическая подготовка студентов. Здесь тесно переплетаются юридическая терминология, фактический исторический материал, хронология, персоналии, закономерности возникновения, становления и развития государственно-правовых институтов, их сущность.

Историко-правовые дисциплины изучаются одновременно с теорией государства и права - фундаментальной учебной дисциплиной и юридической наукой. Здесь особенно важно обеспечивать взаимосвязь указанных предметов. Теория государства и права является научной, терминологической базой для всех остальных юридических наук и учебных дисциплин и вместе с тем использует фактический материал последних. Так, при изучении темы "Предыстория государства и права" в курсе зарубежной истории государства и права и темы "Возникновение Древнерусского государства и права" в курсе истории отечественного государства и права обязательно используются знания об общих закономерностях и особенностях возникновения государственно-правовых явлений, характеристика первобытно-общинного строя и др. Огромное значение имеет правильное использование юридической терминологии при изучении историко-правовых дисциплин, умение классифицировать нормативно-правовые акты прошлого и настоящего и т. д. Вместе с тем весь процесс изучения теории государства и права строится на примерах из историко-правовых дисциплин и из современного российского и зарубежного права.

Существует также тесная связь историко-правовых дисциплин со специальными юридическими дисциплинами: гражданским, уголовным, конституционным (государственным), семейным, трудовым правом и др. Здесь тоже важно помочь студентам выявить эту связь, показать на конкретных примерах. Например, терминология современного отечественного гражданского права (собственность, право собственности, вещное право, обязательственное право, способы приобретения права собственности, способы обеспечения обязательств и многие другие) сформировалась на основе аналогичной терминологии, развивавшейся на протяжении многих веков. Это же относится к уголовному праву, судопроизводству, другим отраслям права и соответствующим учебным курсам.

Таким образом, в современных условиях сочетания классической и дистанционной форм обучения студентов идет активный поиск эффективных методов преподавания историко-правовых дисциплин, заслуживает внимания тот положительный опыт, который накоплен за последние годы.

Название документа