Идеи естественного права в истории государственно-правовой мысли дореволюционной России конца XIX - начала XX века
(Костин Ю. В.) ("История государства и права", 2007, N 7) Текст документаИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
Ю. В. КОСТИН
Костин Ю. В., кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России.
Концепция естественного права относится к числу классических правовых доктрин, зародившихся в глубокой древности. Еще в Древней Греции философы дискутировали по вопросу о том, коренится ли право в самой природе вещей, в определенном миропорядке или же является результатом произвольного соглашения между людьми, следствием целенаправленного человеческого установления. Выдающиеся мыслители античности Сократ, Платон и Аристотель считали, что в основе права лежит "вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих отношениях, но и во всем строении мироздания: рядом с законами, изобретенными людьми, существуют вечные неписаные законы, вложенные в сердца людей самим божественным разумом" <1>. -------------------------------- <1> История философии. М., 1995. С. 287.
Идеи естественного права были распространены в воззрениях древнеримских юристов, которые считали, что наряду с подвижным и изменчивым положительным правом существует вечное естественное право, коренящееся в самой природе человеческого разума и человеческих отношениях. Естественное право рассматривалось как воплощение ценностей добра и справедливости, в то время как право, создаваемое законодателем, имело смысл и оправдание лишь постольку, поскольку могло быть продуктом практического умения людей творить добро и справедливость на земле вопреки силам насилия и произвола, порока и искушения <2>. -------------------------------- <2> См.: Любашиц В. Я., Смоленский М. Б., Шепелев В. И. Теория государства и права. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. С. 257 - 258.
Среди мыслителей Средневековья господствовало убеждение, что существует вечное естественное право, вечные естественные законы, которые имеют божественное происхождение. В эпоху Нового времени фундаментальную разработку теории естественного права мы находим в произведениях Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта и других видных ученых. Особый вклад в содержание теории естественного права внесли французские и английские просветители, которые предложили концепцию о священных и неотъемлемых правах человека, которые принадлежат ему по факту рождения <3>. -------------------------------- <3> См.: История государственно-правовых учений / Отв. ред. В. В. Лазарев. М.: Спарк, 2006. С. 415 - 416.
Идеи, принципы и положения теории естественного права нашли отражение в произведениях отечественных мыслителей XVIII - первой половины XIX в: В. Н. Татищева, С. Е. Десницкого, А. П. Куницина, А. Н. Радищева, Н. М. Муравьева, П. И. Пестеля, К. Д. Кавелина, К. А. Неволина <4>. -------------------------------- <4> См.: Куприц Н. Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. М.: МГУ, 1980. С. 13 - 76.
Концепция естественного права получила новое прочтение и распространение в государственно-правовой мысли России конца XIX - начала XX в. Даже приверженцы позитивизма в российской юридической науке этого периода, подчеркивая деление права на естественное и положительное (позитивное), не противопоставляли естественное и позитивное право и не проводили между ними резких, непреодолимых границ. Так, Б. Н. Чичерин, Н. И. Палиенко, Г. Ф. Шершеневич и некоторые другие видные юристы, признавая только положительное (позитивное) право, отводили праву естественному роль идейной оценки существующего законодательства. При этом, правда, во-первых, он предостерегает от смешения положительного права с позитивной философией, отрицающей метафизику, и во-вторых, говорит, что не следует ставить знака равенства между положительным правом в узком смысле слова и правом, исходящим от государства <5>. -------------------------------- <5> См.: Корнев А. В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России // Государство и право. 1998. N 5. С. 93 - 98.
Интересные мысли о сущности естественного права высказывались в работах Льва Александровича Тихомирова (1852 - 1923), одного из видных представителей консервативного направления русской государственно-правовой мысли второй половины XIX - начала XX в. По мнению Л. А. Тихомирова, юридическое право создается самим государством. Однако в природе вещей есть нечто более высокое, чем юридическое право, - это право естественное, прирожденное, самородное, которое порождает верховную власть, эту властительницу государства и творца юридического права. Право в юридическом смысле есть то дозволение, та возможность действия, которая вытекает из свода законов. Право же естественное есть та возможность, которая вытекает из природной необходимости, по законам психологии и социологии. Естественное право существовало задолго до государства, но оно не исчезает и с его появлением. Поскольку есть некоторые как бы неизменные права, но появляются и другие. Например, право на образование долгое время считалось абсурдным, однако со временем образовательный ценз становится необходимым. Иными словами, то, что вытекает из необходимости, становится естественным. Естественное право есть то, что определяется разумом, разлитым по всему обществу. Естественное право можно рассматривать как совокупный результат внутреннего самоопределения личности применительно к внешним условиям. "Саморождение естественного права в обществе" делает необходимым связь государства с обществом через посредство верховной власти. Оно определяется нравственным сознанием, и в христианской монархии чуткое отношение к естественному праву еще более необходимо, поскольку в аристократиях и демократиях господствует юридическое понятие права в отличие от справедливости, свойственной монархическому началу. Через призму естественного права Л. А. Тихомиров рассуждал о правах человека и его взаимоотношениях с государством <6>. -------------------------------- <6> См.: Корнев А. В. Консервативная и либеральная теории государства и права в России (XIX - начало XX в.). М., 2003. С. 90 - 95.
Одним из самых известных в России конца XIX - начала XX в. сторонников естественно-правовой теории являлся Павел Иванович Новгородцев (1866 - 1924). Естественное право П. И. Новгородцев истолковывал не в контексте исторической эволюции, а в рамках вечного неотъемлемого права человеческой личности, имеющего нравственную природу и характер абсолютной ценности. Он определял его как "совокупность моральных (нравственных) представлений о праве (не положительном, а долженствующем быть)", как "идеальное построение будущего и нравственный критерий для оценки, существующий независимо от фактических условий правообразования" <7>. -------------------------------- <7> Новгородцев П. И. Ответ Л. И. Петражицкому. М., 1911. С. 30.
П. И. Новгородцев констатировал "несводимость права и нравственности друг к другу" и установил связь обоих начал на почве естественно-правовой идеи. Это определило принципы нравственной критики позитивного права. Само естественное право понималось им как особая часть моральной философии, задающая масштаб нормативной оценке правотворчества. Преобладающую в его время правовую концепцию П. И. Новгородцев именовал "философией легального деспотизма". Согласно ей основой права считалась государственная власть, утверждаемая на праве силы. П. И. Новгородцев показал, что включение идеи естественного права в государственную науку потребует ее обязательных преобразований. Отстаивая самостоятельное нравственное и духовно-культурное значение права, несводимое к категориям силы и расчета, его естественно-правовая доктрина должна была утверждать нравственное достоинство человека, наделенного свободой и ответственностью. Успех действия права в жизни вообще обусловливается тем, насколько оно проникает в сознание членов общества и встречает в них нравственное сочувствие и поддержку. Этим объясняется то, почему сами властвующие органы вынуждены искать для себя опоры в нравственном сочувствии подчиненных и, не довольствуясь одним фактом своего господства, пытаются освятить власть авторитетом истории, религии и т. п. С другой стороны, из естественной связи права с нравственностью вытекает их постоянное взаимодействие, одним из проявлений которого служит нравственная критика правовых норм <8>. -------------------------------- <8> Новгородцев П. И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. М., 1896. С. 7 - 8.
По мнению П. И. Новгородцева, в осуществлении "права будущего" огромную роль играет личный нравственный идеал, который определяет содержание и смысл естественного права. Личность, духовно совершенствующаяся в порыве достижения нравственного идеала, обретает свои индивидуальные черты и становится важнейшим фактором социального преображения и государственного строительства <9>. -------------------------------- <9> См.: Новгородцев П. И. Введение в философию права. М., 1904. С. 301.
Значительное внимание теории естественного права уделялось в работах Е. Н. Трубецкого. Анализируя проблемы соотношения права и нравственности, Е. Н. Трубецкой признавал тесную взаимосвязь, всеобщность и вечность начал права и нравственности. Неслучайно в своей работе "Энциклопедия права" Е. Н. Трубецкой называет нормы нравственности тем же, что и естественное право, "которые составляют основу и идеальный критерий всего правового порядка" <10>. -------------------------------- <10> Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 66.
Выдвигая в центр своих теоретических построений вопрос о естественном праве, Е. Н. Трубецкой утверждал, что истинное право изначально покоится на абсолютном, безусловном праве человеческой личности, а все писаные и неписаные законы могут претендовать на обязательное значение лишь во имя естественного права человеческой личности. Как только отвергается право, как только личность перестает быть ценностью, весь правовой порядок рушится. Е. Н. Трубецкой писал, что естественное право "предписывает, чтобы каждое отдельное лицо пользовалось внешней свободой в тех пределах, в каких это требуется добром. Требование это может быть сформулировано еще и таким образом: отдельному лицу должен быть предоставлен максимум внешней свободы, совместимой с благом общества как целого. Право всегда должно проявляться как сила освобождающая: во-первых, оно всегда должно служить целям добра; во-вторых, его задача заключается в том, чтобы установить некоторую гармонию между внешней свободой индивида и благом общества как целого" <11>. -------------------------------- <11> Там же. С. 69.
Анализируя соотношение естественного и позитивного права, Е. Н. Трубецкой рассматривал позитивное право как систему действующего законодательства, воплощающего в себе исходные начала, идеи и принципы естественного права. В этой связи важным представляется следующий вывод Е. Н. Трубецкого: "Естественное право есть синоним нравственно должного в праве. ...Оно (естественное право) есть нравственная основа всякого конкретного правопорядка. Всякое позитивное право может требовать от людей повиновения не иначе, как во имя нравственного права того или другого общественного авторитета, той или другой власти; поскольку существующий правопорядок действительно является благом для данного общества, естественное право дает ему санкцию и служит ему опорою" <12>. -------------------------------- <12> Там же. С. 67.
Е. Н. Трубецкой отмечает, что действующее право не всегда соответствует требованиям добра и нравственным принципам, а нередко находится в полном противоречии с ними. В этих случаях естественное право звучит как призыв к усовершенствованию. Оно играет роль движущего начала в истории, является необходимым условием прогресса, развития в праве. Е. Н. Трубецкой пишет: "Прогресс, т. е. поступательное движение права к добру, возможен лишь постольку, поскольку над правом положительным есть высшее нравственное или естественное право, которое служит ему основою и критерием. ...В истории права идея естественного права играет и играла роль мощного двигателя: оно дает человеку силу подняться над его исторической средой и спасает его от рабского преклонения перед существующим. Идея эта составляет необходимый элемент нашего нравственного и правового сознания" <13>. -------------------------------- <13> Там же. С. 68 - 69.
Таким образом, естественное право, содержание которого, по мнению Е. Н. Трубецкого, включает в себя и нравственные предписания, составляет высшее основание положительного права, а вместе с тем и внутренний закон нашего разума. Оно, согласно Е. Н. Трубецкому, содержит в себе единство нравственных требований и норм, в свете которого позитивное право находит себе подтверждение или осуждение. Естественное право, будучи правом нравственным по своей природе, ориентирует положительное право на принципы абсолютного добра, требуя, чтобы внешняя свобода была предоставлена лицу в тех границах, которые оправдываются целями добра. Естественное право есть основанная на общепринятом идеале добра и справедливости система убеждений о принципах организации общества и государства и месте и роли в них личности. Причем эта система убеждений выражена как в естественном, так и в позитивном праве, которые не оторваны друг от друга, а выступают в роли формы и содержания, где естественное право играет роль содержания, а позитивное право - формы. Непосредственным источником естественного права, по Е. Н. Трубецкому, являются человеческие убеждения или сознание людей. Всякий внешний авторитет может иметь силу лишь до тех пор, пока люди убеждены в необходимости ему подчиняться. Общим для любой революции является тот факт, что позитивное право теряет свое значение права, когда оно перестает быть предметом той или иной социальной среды. Следовательно, государство и право должны основываться на нравственных принципах и убеждении в том, что они несут обществу и отдельному человеку добро и справедливость. Эти убеждения цементируют всякий правопорядок и обеспечивают стабильность государственно-правовых институтов. А потому "всякая власть держится силой естественного или нравственного права" <14>. -------------------------------- <14> Там же. С. 9.
Думается, что подобная трактовка имеет исключительное значение для современного российского общества и государства, позволяет сегодня глубже понять сущность взаимодействия государства, права и нравственности, их назначение и роль в обществе, найти ответы на сложнейшие вопросы государственно-правового строительства современной России.
Название документа