К вопросу о задачах гражданско-правового образования в построении правового государства
(Егоров В. Е.) ("Юридический мир", 2007, N 4) Текст документаК ВОПРОСУ О ЗАДАЧАХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТРОЕНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
В. Е. ЕГОРОВ
Егоров В. Е., заведующий кафедрой туризма и гостеприимства Псковского филиала Российской международной академии туризма, юрист, кандидат педагогических наук.
Отношения человека с меняющимся миром - неподвластным ему делом собственных рук всегда бывают непростыми. Ответственности требует целенаправленное преобразование этого мира, энергии и ума: активная адаптация к нему и даже обреченное приспособление - нелегкая судьба. XX в. продемонстрировал опасность жесткого сцепления идеи и политики, социальной утопии и власти. С одной стороны, идея сделалась материальной силой, изуродовала сознание миллионов людей, деформировала власть, сделала ее бесконтрольной. С другой стороны, власть выхолащивала идею, приземляла ее до уровня минимальных потребностей, элементарных условий выживания одних и заставляла служить амбициям других - правящих групп. Как мы знаем, эти противоположности перемололи миллионы жизней - жертв сталинизма и гитлеризма. В начале XXI в. Россия оказалась в ситуации, когда она должна найти адекватный ответ на цивилизованные вызовы. Эти вызовы прежде всего связаны с переходом в информационное общество, что обусловливает необходимость овладения принципиально новыми технологиями познания и коммуникации <1>. -------------------------------- <1> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" // Официальные документы в образовании. 2006. N 3. С. 16 - 17.
Как известно, становлению правового государства, преодолению кризисных процессов в развитии России, ее возрождению на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных высокоразвитых государств способствует правильно организованное гражданское образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет собой процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. Сегодня стало ясно, что между провозглашением демократического принципа и осуществлением его в законодательных актах, в правовых нормах и привычках поведения должно пройти определенное время. Трудность в том, что время это ограничено существующими условиями жизни, которые требуют незамедлительного улучшения, вопиют о переменах. Таким образом, задачей на современный период для всего гражданского общества, по нашему мнению, является организация заслона пустопорожним стремлениям к незамедлительному благополучию, свободе, которая равна вседозволенности, вольнице и беззаконию. Необходимо дать дорогу созидательному труду, возрождению духовности и морали, инициативы, совершенствованию цивилизованного рынка и новых технологий. Одновременно становится важным созидание культуры, единства, справедливости и человечности. Думается, что гражданское образование, призванное для построения правового государства и гражданского общества в России, способно внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Ведь цель гражданского образования - подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни, деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Это достигается формированием у них глубоких и устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях; развитием моделей поведения, мотиваций и установок, которые соответствуют общечеловеческим, принятым в обществе ценностям, способствуют участию граждан в управлении страной, решением задач различного уровня - начиная от общенациональных, государственных до семейно-бытовых. В 90-е годы XX в. Россия вступила с новым понятием свободы. По мнению А. Н. Сахарова, этот период начался "вообще без уважения к человеческим ценностям, без понимания необходимости самоограничений в пользу общества, без функционирующего демократического правопорядка, на чем, собственно, и зиждется демократия и свобода в цивилизованном обществе" <2>. -------------------------------- <2> Сахаров А. Н. Демократия и воля в нашем обществе // Свободная мысль. 1991. N 17. С. 51.
Из этого следует, что в силу несовершенных знаний, полученных гражданским обществом, искаженных понятий и стремления получить все необходимое в кратчайшие сроки мы не смогли выработать соответствующие демократические институты (права и свободы человека, действительное народовластие, рыночная экономика, способная стимулировать и защищать труд человека и иную его жизнедеятельность; социальная справедливость, правовое государство и т. д.). "Надо твердо отдавать себе отчет в том, - писал А. Н. Сахаров, - что когда мы говорим "демократия", то за этим скрывается невероятное стремление нынешнего народа к воле; когда мы говорим "гласность", то под этим, увы, разумеется вполне соответствующее этой воле желание высказать все своему политическому оппоненту в условиях полной правовой безнаказанности. Очень часто наше требование "суверенитета" означает в первую очередь удовлетворение национальных и личных амбиций и комплексов... Воля определяет вседозволенность и безнаказанность, возможность каждого делать на своем месте все, что пожелает душа. А к этому еще добавляются новые комплексы тех, кто потерял свою власть, свое особое положение в обществе, острейшее противостояние старого общественного сознания и нового, еще не устоявшегося на уровне широких масс демократического мышления. Наступает тяжелое, смутное время воли без демократии и подлинно разумной, регламентируемой законом свободы. Отсюда, когда мы сегодня апеллируем к человеку, к народу, к его сознанию и сопрягаем данное обращение с понятием демократии, гласности, свободы, все это выглядит достаточно наивным, поскольку и адресат апелляций, и сами понятия воспринимаются нами вовсе не так, как в других странах мира. На деле наши устремления оборачиваются совсем иными результатами, иными последствиями, предвидеть которые было бы вполне возможно лишь в том случае, если называть вещи своими именами и обманом других" <3>. -------------------------------- <3> Сахаров А. Н. Указ. соч. С. 52.
Все сказанное А. Н. Сахаровым относится к началу 90-х годов прошлого столетия, когда произошли резкие перемены в нашей стране в сторону демократии. Однако эти суждения вполне применимы к современному периоду. Прошло более 15 лет, но и "по сей день человеческая личность, ее права и свободы, здоровье и достоинство, знания и интеллект не стали ценностью нашей культуры. Отрицательное воздействие на правосознание и общественную нравственность оказывает разрыв между словом и делом, ведущий к криминализации власти и общества. Медленно формируется гражданское общество, тормозя тем самым процесс становления правового государства. Толерантность и плюрализм наталкиваются на сохраняющиеся элементы манихейства, когда вместо общих оснований отыскиваются способы безоговорочной победы над оппонентами, которых зачастую квалифицируют как врагов" <4>. -------------------------------- <4> Жихаревич М. Е. Гражданско-правовое образование как фактор обновления российской школы // Правоохранительная деятельность в Псковской области: история и современность (Материалы Третьей межведомственной научно-практической конференции 24 апреля 2001 г.) / Сост. И. М. Шаманов, Б. В. Зыкин, А. В. Седунов. Псков: Изд-во "Псков-Инфопресс", 2001. С. 140.
По нашему мнению, нет ничего трагичнее и опаснее, чем гонения на идею и безвластие. И то и другое ведет прямо к тоталитаризму. Думается, что противостоять этому может лишь свобода общественной деятельности гражданского общества в рамках закона - свобода, включающая парламентскую борьбу, выявление конструктивных политических идей, положительные гарантии и неотъемлемые блага гражданских свобод. Это задачи обустройства правового порядка, государственного спокойствия и безопасности, защиты имущественных и социальных прав каждого человека. Но при этом свободы должны быть законными, правовым образом ограничены для пользы третьих лиц, для искоренения любых форм произвола. Следовательно, одним из эффективных средств достижения отмеченных целей является гражданское образование - образовательная, воспитательная, управленческая и иные виды деятельности, направленные на формирование гражданина, способного, умеющего и желающего жить в гражданском обществе и правовом государстве. При этом неотъемлемой составляющей гражданского образования является правовое образование, которое способствует решению государственных, общественных и собственно образовательных задач: построение правового государства; становление гражданского общества; воспитание ответственного гражданина. Не случайно в ряде нормативных документов и научных публикаций используется термин "гражданско-правовое образование". Тем самым подчеркивается его важнейшая роль в формировании гражданина правового демократического государства. Право является основой мирной совместной жизни людей. Право дает ориентиры надлежащего поведения каждого члена гражданского общества. Право сопровождает человека с момента рождения и до окончания жизненного пути. Ни одно значимое решение нельзя принять без программирования его на предмет соответствия закону. Без трудового права нельзя шагу ступить в трудовых отношениях, без семейного - в семейных и т. д. Поэтому цивилизованное общество не может обходиться без регулирующего воздействия на жизнь людей со стороны права. Роль права в обществе определяется еще и тем, что это такая нормативная система, которая позволяет лимитировать административно-бюрократический произвол и препятствует тому, чтобы мощная централизованная власть выродилась в деспотическую и диктаторскую <5>. -------------------------------- <5> Васильев С. В. Право, политика, экономика на этапе становления правового государства в России: проблемы взаимосвязи: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД, 1998. С. 3.
Анализ литературных источников свидетельствует, что значение правового образования в России обусловлено тем, что отсталость нашего общества от развитого Запада в большей степени связана с традиционным правовым нигилизмом, пренебрежением к праву как со стороны рядовых граждан, так и со стороны правящего сословия. Отсюда и отношение к правовым знаниям, считает В. В. Лазарев, если правовое воспитание (именно воспитание, а не просвещение) и поддерживалось директивными органами, то только в духе беспрекословного уважения к системе, когда права и свободы человека и гражданина уходили на третий план <6>. -------------------------------- <6> Основы права: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 1999. С. 7.
Происходящие в стране реформы практически во всех отраслях жизнедеятельности населения нуждаются в активной правовой поддержке, причем этот процесс должен пониматься и поддерживаться населением страны <7>. Российское общество сумело в основном избежать разрушительных потрясений, добилось сохранения общественно приемлемого уровня политической стабильности и гражданского согласия, хотя и происходит дальнейшее расслоение общества. -------------------------------- <7> Правоведение / Под ред. проф. М. Б. Смоленского. Серия "Высшее образование". 2-е изд., испр. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Современная ситуация в обществе требует опоры на правопонимание, согласно которому право способно к самореализации и саморазвитию. Вообще трудно представить культурного образованного человека, не владеющего основами права, не знающего основных законов, по которым живет общество. Правовое образование в рамках гражданского образования призвано решать ряд задач: во-первых, просветить граждан в определенной области знаний; во-вторых, заложить начальный фундамент, т. е. формировать основы правового сознания и правовой культуры молодого поколения граждан; в-третьих, дать минимум правовых знаний, побудить интерес к праву, привить элементарные умения, навыки и способность действовать в последующих правовых отношениях, сопровождающих гражданина всю жизнь, вне зависимости от рода занятий. Особое место в правовом образовании занимает Конституция России. Это определяется важностью и своеобразием Конституции как нормативного акта, сочетающего в себе правовые и политические основы жизни нашего государства, т. е. то, что должно составлять квинтэссенцию знаний и представлений гражданина России. Именно в соответствии с Конституцией государство является демократическим и правовым. В ней закреплен принцип реального народовластия, частная собственность признается и защищается государством наряду с другими формами собственности. Основным ее достоинством является закрепление прав и свобод человека и гражданина. Усвоение ее положений поможет членам гражданского общества осознать конкретные реалии общественной жизни, уже сложившееся за годы реформ или только намечающиеся, а также высветить действия отдельных государственных органов и должностных лиц, нарушающих требования, основные положения Конституции. В настоящее время, когда рыночные отношения доминируют в экономическом укладе России, значимость правового образования возрастает многократно. Знать о праве в общем и целом уже недостаточно. Нужны развернутые знания о юридических нормах, а также о механизме защиты правовых интересов. В этой связи большое значение имеет повышение правовой подготовки, правовой культуры всех граждан нашего общества (государственных и муниципальных служащих, руководителей хозяйственных обществ, частных предпринимателей, менеджеров и других), которые ежедневно так или иначе решают правовые вопросы, не имея никакой юридической подготовки. Из этого следует, что все возрастающее значение имеет профессиональная компетентность. И не только руководителей предприятий и учреждений, иных должностных лиц, но вообще работников всех специальностей и категорий. Ведь зачастую нераспорядительность, перекладывание решения вопросов на других лиц, а иногда и грубость, все то, что называется бюрократизмом, порождается не злым умыслом, а профессиональной некомпетентностью. Следствие этого - многочисленные правонарушения, происходящие от незнания закона, глупости в том числе, игнорирования или ущемления прав и законных интересов граждан, и в конечном счете причинение ущерба обществу и государству. Подобные явления, сопрягаясь с возросшей социальной активностью гражданского общества, выступают в качестве тормоза строительства правового государства в нашей стране. Как метко заметил в свое время Ф. Ницше: "В борьбе с глупостью самые справедливые и кроткие люди в конце концов делаются грубыми. Быть может, именно этим они становятся на правильный путь защиты: ибо для глупого лба по праву необходим, в виде аргумента, сжатый кулак. Но так как у них, как сказано, кроткий и справедливый характер, то это средство вынужденной самообороны причиняет им самим больше страдания, чем их противникам" <8>. В этих условиях конечно же трудно переоценить роль правового образования в обществе. -------------------------------- <8> Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. Литературные памятники / Составление, редакция изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна; Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. С. 408.
Таким образом, активная общественная деятельность требует глубоких правовых знаний, стремление к которым для многих людей в настоящее время становится насущной потребностью. Следовательно, задача гражданско-правового образования состоит не только в том, чтобы дать людям определенную сумму правовых знаний, но и в том, чтобы научить их постоянно и повсюду пользоваться ими на практике. Поэтому важно знать, куда обратиться за защитой своих правовых интересов, в какие сроки и что представить в качестве доказательств нарушения своих прав, а также иметь представление о возможностях обжалования вынесенного правоохранительным органом решения. Познание права дело нелегкое, как это может показаться на первый взгляд, но при заинтересованном и вдумчивом подходе положительный результат в достижении знаний, умений и навыков их применения в конкретных ситуациях, по нашему мнению, гарантирован. А сформированный в ходе получения знаний интерес к правовым явлениям и институтам права может стать в дальнейшем основой для углубленного занятия правом, без которого, по нашему мнению, развитие современного российского гражданского общества невозможно и иногда опасно.
Название документа