Методика проведения практических занятий по дисциплине "основы ювенальной юстиции"

(Мелешко Н. П., Андрющенко Л. Н.) ("Юридическое образование и наука", 2007, N 1) Текст документа

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОСНОВЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ"

Н. П. МЕЛЕШКО, Л. Н. АНДРЮЩЕНКО

Мелешко Н. П., кандидат юридических наук, профессор, зав. кафедрой "Уголовно-правовые дисциплины" Института управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону).

Андрющенко Л. Н., аспирант кафедры "Уголовно-правовые дисциплины" Института управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону).

"Ювенальная юстиция" - это система знаний по различным отраслям права (гражданскому, административному, уголовному, трудовому и др.), а также система органов власти, учреждений, организаций, общественных формирований по воспитанию, образованию и развитию детей, по разрешению конфликтов с их участием и профилактике их негативного девиантного поведения. В дальнейшем нами понятие "ювенальная юстиция" употребляется как система знаний о правовом поле для несовершеннолетних и с участием несовершеннолетних, а понятие "Основы ювенальной юстиции" - как учебная дисциплина юридического вуза. В Институте управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону) на юридическом факультете для уголовно-правовой специализации с 2000/2001 учебного года был введен спецкурс "Профилактика преступности несовершеннолетних", с 2005/2006 учебного года на специальности "Юриспруденция" для всех видов специализаций введена учебная дисциплина "Основы ювенальной юстиции", а с 2006/2007 учебного года - спецкурс для уголовно-правовой специализации (в целях экономии фонда заработной платы). Поэтому мы уже имеем небольшой опыт в ее освоении и преподавании. Дисциплина "Основы ювенальной юстиции" - абсолютно новая в российском высшем образовании, она только начинает вводиться как дисциплина или спецкурс в юридических вузах, и потому преподавание ее связано с определенными трудностями, в том числе и с нехваткой специальной литературы, учебных пособий, нормативных актов. "Ювенальная юстиция" (Juvenile Justice - англ.) - термин международный. На русском языке он звучит как "правосудие для несовершеннолетних". Этот второй термин уже чисто российский, поскольку ни в одном языке слова "правосудие" не существует, а есть "юстиция" <1>, которая охватывает и судебную систему, и систему органов Министерства юстиции, и пенитенциарную систему, и систему пробации. На английский язык "правосудие" как термин вообще не переводится. Подход к понятию "ювенальной юстиции" как правосудию в отношении несовершеннолетних некорректен, так как в этом случае функции ювенальной юстиции понимают ограниченно, лишь в рамках специализированного подхода к уголовной ответственности несовершеннолетних. Однако понятие это гораздо шире и предусматривает специализированную систему законодательства для несовершеннолетних, органов и учреждений, занимающихся профилактикой и надзором за несовершеннолетними, условиями их воспитания и развития, их девиантным, правонарушающим поведением. Мы так определяем "ювенальную юстицию": "1) ювенальная юстиция - это законодательное закрепление и обеспечение функционирования системы воспитания, образования и защиты несовершеннолетних, а также системы профилактики несовершеннолетних делинквентов, в которую может входить и ювенальное правосудие, в том числе и уголовное; 2) основа ювенальной юстиции - это система воспитания, образования и пробации: выявление несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание помощи, ухода, надзора, контроля общества и государства, в том числе судебного, т. е. функциональные места и службы в основном на уровне местного самоуправления; 3) особые процедуры разрешения конфликтов на базе восстановления нарушенных прав, интересов, благополучия ребенка и восстановительного правосудия; 4) муниципальный принцип развития ювенальной юстиции (снизу вверх), для чего следует изучить историю российской общинности и государственности; мировой суд должен быть органом примирения, а не органом судебной власти" <2>. -------------------------------- <1> Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Учебное пособие для студентов юридических высших образовательных учреждений. М.: Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" (Фонд "НАН"), 1999. С. 7. <2> Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития / Коллектив авторов под руководством Н. П. Мелешко. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006. С. 56.

"Ювенальная юстиция" как система еще недостаточно хорошо знакома российскому обществу, юристам и тем более студентам. Литература по теме немногочисленна, специальных учебных материалов и того меньше. По этой теме имеется очень много литературных и нормативных источников на иностранных языках. Однако их и их переводов, как правило, нет в наших библиотеках. Немногочисленная литература по теме "Ювенальной юстиции" представлена работами П. И. Люблинского, Э. Б. Мельниковой, Я. И. Гилинского, А. И. Долговой, В. Д. Ермакова, В. В. Панкратова, Н. П. Мелешко и др. В последнее время появились учебные пособия и монографии по "Ювенальной юстиции" <3>, которые наиболее полно раскрывают современные подходы к понятию и принципам "Ювенальной юстиции". -------------------------------- <3> Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Учебное пособие для студентов юридических высших образовательных учреждений. М.: Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" (Фонд "НАН"), 1999; Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития / Коллектив авторов под руководством Н. П. Мелешко. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006.

Учитывая это обстоятельство, на занятиях по дисциплине "Основы ювенальной юстиции" необходимо по возможности восполнить существующий информационный пробел - показать правовую систему в отношении несовершеннолетних и ее институты не только по российскому законодательству, но и в глобальном мировом аспекте - международные стандарты. Прежде всего, внимание должно уделяться изучению и анализу международных стандартов, определяющих правовое положение несовершеннолетних, - это Конвенция ООН о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.); Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), принятые и провозглашенные Резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1990 г.; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г.; Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, ООН (Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Сорок пятая сессия. Дополнение N 49 (А/45/49). 14 декабря 1990 г.) и др. <4>. -------------------------------- <4> Сборник международных стандартов ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М.: ЮНИСЕФ, 1998. 128 с.

Потребность в углубленном изучении "Ювенальной юстиции" обусловлена и тем, что в Российской Федерации принят ряд федеральных программ по улучшению положения семьи и детей <5>. Цель этих программ - создание условий для нормального физического, психического и культурного развития детей, для гражданского становления и социальной самореализации детей; охрана репродуктивного здоровья, рождение только желанных и здоровых детей, снижение материнской заболеваемости и смертности, повышение качества здоровья несовершеннолетних; создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необходимых условий для ее эффективного функционирования, развитие нормативно-правовой базы, государственных стандартов социального обслуживания семьи и детей. -------------------------------- <5> "Дети Севера", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Планирование семьи", "Безопасное материнство" и др.

Изучение данной дисциплины становится важным еще и потому, что в настоящее время в России все еще находится в стадии становления специальная судебная система для несовершеннолетних, а значит, очень скоро возникнет необходимость в специалистах по ювенальному праву, для ювенальной судебной системы, служб социального контроля и профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних как составляющих частей всей системы "Ювенальной юстиции". Именно поэтому необходимы обширные знания истории, философии, правовых основ и принципов ювенальной юстиции, выходящей подчас за привычные юристам правовые границы. Современный образованный юрист должен знать современные правовые системы мира, системы судопроизводства разных государств, в том числе органов по разрешению социальных конфликтов с участием несовершеннолетних. Поскольку дисциплина "Основы ювенальной юстиции" является комплексной, новой, малоисследованной, использование в процессе преподавания различных видов образовательных технологий поможет в ее освоении студентами, сделает занятия более эффективными и результативными. Не секрет, что нынешний социально-экономический кризис в нашей стране - это кризис специалистов "низкого качества", не способных распознавать скрытые процессы в обществе и назревающие противоречия в управлении на всех уровнях. Поэтому студентов необходимо обучать таким образом, чтобы они, как юристы, должностные лица, могли распознать потенциальные возможности и предвидеть последствия принимаемых ими решений. Содержание общественных дисциплин должно быть максимально приближено к анализу реальных событий и конфликтных ситуаций в обществе, в которые вовлечен нынешний студент и будущий специалист, управленец. Если по отношению к естественным дисциплинам это требование не должно доминировать, то по отношению к гуманитарным дисциплинам: философии, истории, социологии, юридическим дисциплинам, политологии и др. - это должно стать основным правилом. Наиболее оптимальной формой усвоения знаний в области дисциплин, направленных на познание индивидуализации личности в обществе и формирование морального и правового сознания, следует, на наш взгляд, признать организацию образовательного процесса по принципу так называемого "сократического диалога", то есть когда целью является не приобретение знаний, умений и навыков, не социализация личности (это его "вторичный результат"), а цель его - научить человека учиться в любой ситуации <6>. -------------------------------- <6> Цой Л. Н. Проблемы соотношения инноваций и традиций в подготовке управленческих кадров // Конфликтоменеджмент в управленческом консультировании. www. conflictmanagement. ru. 12.10.2003.

Для дисциплин юридической направленности такие подходы должны стать основными, поскольку специалистам-юристам на практике приходится решать вопросы, связанные не только с простым применением законов, но и с применением индивидуального подхода к каждой личности, будь то правонарушитель, потерпевший или законопослушный гражданин, обратившийся за консультацией. "Ювенальная юстиция" относится к тем отраслям знаний, в отношении которых такой подход не только возможен, но и необходим. Высшее юридическое образование должно давать не просто знания о действующем праве, оно должно формировать... современное юридическое мышление... культуру юриспруденции как... социальной практики <7>. -------------------------------- <7> Сивова С. А. Проблемы построения курса "Социология права для юридических вузов" // Государство и право. 2003. N 12. С. 60.

В современной российской юридической науке только делаются попытки понятийно-теоретической увязки предмета и метода общей юриспруденции с предметом и методом "Ювенальной юстиции", как самостоятельной отрасли правовых знаний, формулирования его понятийного механизма. В рамках курса "Основы ювенальной юстиции" вышеуказанные подходы позволят студентам овладеть знаниями процесса формирования личности человека, знаниями факторов, влияющих на деформацию личности и дать им возможность влиять на эти социальные явления, а соответственно, на предупреждение и профилактику правонарушающего и преступного поведения в обществе в целом. Учебная дисциплина "Основы ювенальной юстиции" должна стать связующим звеном между общим учением о противоправном, преступном поведении и отраслевыми уголовно-правовыми дисциплинами (уголовное право, криминология, криминалистика, уголовный процесс). Она объясняет причины, генезис противоправного и преступного поведения детей, развитие его в организованную, профессиональную, рецидивную преступность, дает "ответ на вопросы: дети делают наше общество в значительной степени криминальным, или общество делает из детей преступников, их наиболее опасную часть - рецидивистов, профессионалов" <8>. -------------------------------- <8> Мелешко Н. П. Концепции развития и специализации юридического образования в современной России // Юридическое образование. 2005. N 4. С. 34 - 43.

Целью изучения дисциплины "Основы ювенальной юстиции" является формирование у студентов базовых знаний о физических, психических и духовных качествах человека, стадиях (этапах) его становления и развития, о процессе формирования правосознания, социального и правового поведения несовершеннолетних, о процессах нравственно-правовых деформаций и формировании девиантного поведения, которое рассматривается как начало предпреступного и преступного поведения, так как они (девиантность и преступность) имеют одни корни, единую антиобщественную природу, причинно-следственную общность и представляют единый негативный социальный процесс. В результате изучения дисциплины у студентов формируется сумма теоретических знаний, необходимых для становления правовой культуры, научного правового мировоззрения в сфере применения законодательства о криминологическом (уголовно-правовом) управлении общественными отношениями, вырабатываются умение и навыки применения закона, квалификации девиантного поведения и преступных деяний, ликвидации их последствий и восстановлении нарушенных прав лиц, потерпевших от их противоправного и девиантного поведения. Методика преподавания дисциплины "Основы ювенальной юстиции" должна строиться на использовании различных технологий практического обучения. Это - диалоги, дискуссии, моделирование конфликтной ситуации, проблемное обучение, ролевые игры, семинары. Проблемное обучение - это система методов и средств, обеспечивающих возможность творческого участия студента в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности <9>. -------------------------------- <9> Андрющенко Л. Н. Альтернативные технологии в обучении. Проблемное обучение в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Криминологические проблемы управления социальными процессами в современной России // Ученые записки ИУБиП. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2006. N 1. С. 110.

Поскольку дисциплина "Основы ювенальной юстиции" тесно связана с целым рядом юридических дисциплин уголовно-правовой специализации - криминологией, уголовным правом, уголовным процессом, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой, административным правом, психологией, то для активизации познавательной деятельности студентов во время практических занятий следует использовать видеоматериалы, схемы, решение ситуационных задач. Практические занятия по "Основам ювенальной юстиции" проводятся в основном в форме дискуссии, собеседования по рассмотренным ранее на лекциях вопросам, заслушивания и обсуждения рефератов и докладов студентов. Кроме того, практические занятия включают в себя решение теоретических проблем и практических задач, включенных в специальные сборники. Во время практического занятия применяются фронтальный опрос или инициативные выступления студентов, широко используются игровые методы проведения занятий. Следует заметить, что на современном этапе вопрос о формировании "Ювенальной юстиции" как системы правового поля жизни несовершеннолетних является дискуссионным, в нашей стране существуют различные теории и подходы к правовому положению несовершеннолетних в обществе и к вопросам их ответственности. А потому по различным темам дисциплины "Основы ювенальной юстиции" часто возникает множество дискуссионных проблем и точек зрения. А это означает, что студенты и, безусловно, преподаватель должны быть готовы к стремлению разрешить возникший спор, дискуссию. И здесь преподавателю необходимы знания социальных технологий выбора позиции в дискуссионной ситуации, а это учет таких обстоятельств, как высокий риск и высокая степень неопределенности, актуализация противоречий и обострение дискуссии, наличие сложно прогнозируемого побочного продукта (результата), гибкость форм и переход на новый уровень организации не только учебного процесса, но и отношений между участниками образовательного процесса. Моделирование и разрешение конфликтных ситуаций - одна из инновационных технологий обучения, которая должна значительно увеличить скорость восприятия, понимания и глубокого усвоения огромных массивов противоречивых знаний, необходимых для формирования будущего специалиста. Внедрение в процесс практического обучения инновационных, альтернативных технологий позволяет свести к минимуму или полностью устранить нерациональные затраты и непродуктивные потери времени, так или иначе связанные с образовательным процессом. Это такой режим обучения, при котором на единицу затраченных интеллектуальных усилий студент получает максимальный объем высококачественных и хорошо усвоенных знаний. Формирование культурных образцов взаимодействия конфликтующих сторон в возможном реальном конфликте; перевод социально негативных конфликтов в социально позитивное русло с помощью социальных технологий, позволяющих разрешать противоречия и решать социальные проблемы; способствование формированию правового сознания у конфликтующих сторон - вот то, чему должны научиться студенты в процессе обучения <10>. -------------------------------- <10> Цой Л. Н. Проблемы соотношения инноваций и традиций в подготовке управленческих кадров // Конфликтоменеджмент в управленческом консультировании. www. conflictmanagement. ru. 12.10.2003.

На практических занятиях по данной дисциплине можно использовать различные методы проблемного обучения. Так, например, можно разработать комплекс вопросов, поиск ответов на которые предполагает изучение не только конкретного учебного материала, но и практического опыта. Здесь может быть задействовано несколько дисциплин и даже различные направления знания. Причем студенты сами могут участвовать в разработке таких вопросов, особенно при написании курсовых и дипломных работ. Можно использовать ролевые и деловые игры, например, дать студентам задание самостоятельно изучить материалы уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступления в конкретной практической ситуации, подготовить дело к слушанию в суде. В деловой игре студенты выступают в роли следователей, дознавателей, судьи, прокурора, защитника, экспертов, специалистов, гражданского истца (ответчика) и др. Причем в роли специалистов можно приглашать к участию студентов других специальностей (психологов, экономистов, техников и даже биологов), которые будут давать профессиональное заключение - разъяснение возникающих при "расследовании", "слушании" вопросов. Студентам дается лишь задание провести расследование, слушание по данному делу. Они самостоятельно или с помощью преподавателя распределяют роли, готовят материал, изучают необходимую литературу и следственную (судебную) практику <11>. -------------------------------- <11> Андрющенко Л. Н. Альтернативные технологии в обучении. Проблемное обучение в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Криминологические проблемы управления социальными процессами в современной России // Ученые записки ИУБиП. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2006. N 1. С. 111.

Практика показывает, что использование при проведении практических занятий различных нестандартных подходов делает учебный процесс увлекательным и результативным. Итоги по каждой теме подводятся по окончании ее изучения и включают: тестовый программированный контроль знаний на ЭВМ или в письменной форме, анализ успеваемости и посещаемости каждого студента, активность его участия в учебном процессе. Указанные позиции в совокупности учитываются при выведении итоговой оценки рейтингового контроля или при сдаче зачета-экзамена. Интенсификация процесса обучения достигается за счет использования видеоматериалов, современных информационных технологий; применения игровых методов обучения; применения гибкой системы контроля качества усвоения учебного материала. Надо сказать, что использование инновационных технологий в образовательном процессе связано с потенциальным риском (студенты могут не принять тот или иной подход), однако именно такие методы позволяют преподавателям раскрыть студентам сущность инновационных процессов в обществе, которые неразрывно связаны с его развитием, с обострением социальных противоречий и конфликтов. Следует отметить, что дисциплина "Основы ювенальной юстиции" содержит в себе и воспитательный аспект, поскольку студенты изучают и анализируют положение несовершеннолетних в современном российском обществе, а это заставляет задуматься над реальным положением вещей и возможностью изменить сложившиеся стереотипы. Необходимо привить студентам понимание важности изучения данной дисциплины не только с точки зрения получения профессиональных юридических знаний и навыков, но и с точки зрения формирования их как будущих родителей и просто взрослых людей, способных осознавать необходимость понимания развития несформировавшейся личности ребенка в ответственную личность подростка, молодого человека. Особо следует остановиться на изучении системы ювенального "правосудия" как подотрасли "Ювенальной юстиции", занимающей особое место при создании системы "Ювенальной юстиции", - это создание специальных органов или судов по делам семьи, для несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних. Такие суды существуют в ряде зарубежных государств - США, Франции, Польше, Японии и др. Созданы ювенальные суды и в России. Ростовская область стала одной из первых после Санкт-Петербурга и Москвы, где в качестве эксперимента в системе судов общей юрисдикции были созданы так называемые ювенальные суды с элементами ювенальной юстиции. В марте 2004 г. в г. Таганроге начал работу первый в России ювенальный суд (специальный судебный состав по делам несовершеннолетних Таганрогского городского суда) <12>. Сегодня уже появляются первые обобщения судебной практики в их деятельности. Поэтому на занятиях по "Основам ювенальной юстиции" следует подробно изучить структуру и работу таких судов, специфику рассмотрения уголовных и гражданских дел с участием несовершеннолетних. Студенты должны уяснить, что отправление правосудия в отношении несовершеннолетних основано не только на знаниях по праву, но и на знаниях по педагогике, социологии, психологии, естественным наукам о человеке и его природе. Здесь возможно применение ролевой игры - судебное разбирательство по делу с участием несовершеннолетнего, где студенты выступают в роли участников судебного разбирательства. -------------------------------- <12> Воронова Е. Л., Ткачев В. Н. Ювенальный суд и социальные службы: механизм взаимодействия. Ростов-на-Дону: ЗАО "Книга", 2004. С. 24.

Также необходимо уделить внимание системе исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних. Возрастные особенности несовершеннолетних, специфика совершаемых ими преступлений ставят перед обществом необходимость разрабатывать такие меры воздействия, профилактики, безопасности, в которых акценты смещаются с карательных на исправительные и предупредительные аспекты. Явная неэффективность лишения свободы побуждает избегать в отношении несовершеннолетних этого наказания и вводить в закон меры воспитания и профилактики, с помощью которых несовершеннолетние отвлекались бы от криминогенной среды и приобщались к общественно-полезному труду, занятиям спортом и другим полезным делам. Тем не менее на практике самым распространенным остается наказание в виде лишения свободы <13>. При изучении данной темы студенты должны ознакомиться с российской судебной практикой в отношении несовершеннолетних правонарушителей и преступников, проанализировать ее на федеральном и региональном уровне. Можно предложить студентам изучить и проанализировать материалы конкретных городских и районных судов. -------------------------------- <13> Андрющенко Л. Н., Мелешко Н. П. Правовые последствия совершения преступлений несовершеннолетними и проблемы реализации их ответственности // Сотрудничество без границ. Юбилейный сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: Институт управления, бизнеса и права, 2004. С. 184.

Курс "Основы ювенальной юстиции" включает в себя и изучение различных правовых систем осуществления судопроизводства в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Это канадская, новозеландская, французская, германская, японская, шотландская, английская, социалистическая системы и другие <14>. Все эти системы основаны на принципах "восстановительного правосудия", то есть восстановления за счет правонарушителя законных прав и интересов лиц, потерпевших от правонарушения (преступления), защиты законных прав и интересов несовершеннолетних правонарушителей, применения к несовершеннолетнему преступнику (ввиду его недостаточной психической и физической зрелости и развития) особых (принудительно-воспитательных, - медицинских, - педагогических) мер исправления, отличных от тех, которые применяются к взрослым преступникам. -------------------------------- <14> Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности. М., 1999. 214 с.; Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. Пер. с англ. / Общ. ред. Л. М. Карнозовой. М., 2001. 354 с.; Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа / Под ред. Л. М. Карнозовой. М., 2001. 334 с.; Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России. Вып. 2 / Под ред. М. Г. Флямера. М., 2000. Кн. 2. 178 с.

Отличие этих систем в их формах, способах и методах деятельности, какие органы государства осуществляют правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Предлагаем классифицировать эти системы на четыре группы (вида): 1. Внесудебные системы рассмотрения правонарушений несовершеннолетних: "Провинциальный директор" в Канаде, "Семейные конференции" в Новой Зеландии, "Комиссии по делам несовершеннолетних" в Шотландии, в РСФСР 1918 - 1923 гг. Рассматривая правонарушения несовершеннолетних, они устраняли конфликт между частным и публичным интересами (преступных деяний), принимали, как правило с согласия виновного, меры исправления несовершеннолетнего правонарушителя в специализированной системе профилактики и решали вопрос о необходимости (по тяжести совершенного преступления или невозможности урегулировать конфликт) рассмотрения дела судом уголовной юрисдикции и применения мер государственного принуждения 2. Специализированные судебные системы по рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних: семейные суды в Японии, ювенальные суды для несовершеннолетних во Франции, Германии, Швейцарии и других странах, которые на основании специальных законов рассматривают дела в отношении несовершеннолетних и принимают меры восстановления нарушенного права, безопасности, профилактики и исправления правонарушителей в специализированной системе надзора и профилактики. Семейные суды Японии дела в отношении отдельных преступников (неисправимых, совершивших тяжкие преступления) могут направлять через прокурора в суд уголовной юрисдикции, который может применять к ним самые тяжкие меры наказания вплоть до длительного и пожизненного лишения свободы. Но таких дел единицы: из 150 тыс. в год, в среднем учитываемых статистически преступлений несовершеннолетних, судами уголовной юрисдикции рассматривается около 60 - 70 дел, а к тюремному заключению приговаривают до 10 человек. 3. Общие суды уголовной юрисдикции США и Англии, которые осуществляют уголовное правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей, согласно специальным законам, устанавливающим специальную процедуру, назначают специфические меры наказания и воздействия к правонарушителям, для исправления которых действует специальная ювенальная система профилактики, надзора и исправления этих лиц. В отношении злостных преступников и лиц, совершивших тяжкие преступления, суд может применить и лишение свободы вплоть до пожизненного. 4. По мнению Э. Мельниковой, на международном уровне ювенальная юстиция с ее специфическими принципами и задачами провозглашается идеальной моделью правосудия будущего (естественно, общего правосудия - общеуголовного, общегражданского) <15>. Общие суды уголовной юрисдикции, которые рассматривают правонарушения несовершеннолетних по единой со взрослыми уголовно-правовой процедуре, применяют к ним в основном меры наказания, связанные с лишением свободы, при фактическом отсутствии специализированной ювенальной профилактической и надзорной системы для несовершеннолетних правонарушителей. Это - социалистическая система правосудия в отношении несовершеннолетних, действовавшая в СССР и странах народной демократии и в основном действующая до сих пор в современной России <16>. -------------------------------- <15> Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Учебное пособие для студентов юридических высших образовательных учреждений. М.: Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" (Фонд "НАН"), 1999. С. 7. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Н. П. Мелешко "Концепции развития и специализации юридического образования в современной России" включена в информационный банк согласно публикации - "Юридическое образование и наука", 2005, N 4. ------------------------------------------------------------------ <16> Мелешко Н. П. Концепции развития и специализации юридического образования в современной России. Доктринальное обоснование дисциплины "Основы ювенальной юстиции". Криминологические проблемы управления социальными процессами в современной России // Ученые записки ИУБиП. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2006. N 1. С. 14.

Мы предлагаем придерживаться данной классификации при изучении дисциплины "Основы ювенальной юстиции". Студенты должны четко представлять специфику каждой из указанных моделей, знать их характеристики, уметь отличать положительные и отрицательные стороны. Как уже было сказано выше, изучение "Ювенальной юстиции" базируется прежде всего на знании международных нормативно-правовых актов, определяющих положение несовершеннолетних в обществе. Однако нельзя оставлять без внимания и позиции других ученых, в частности проекты закона о ювенальной юстиции профессора Э. Б. Мельниковой <17> и профессора Ермакова В. Д. <18>, каждый из которых требует детального изучения и анализа для понимания природы и особенностей этой специфической отрасли права. Мы предлагаем на занятиях подробно ознакомиться с этими работами, обсудить их и, возможно, дать студентам задание разработать свой собственный проект. -------------------------------- <17> Ювенальная юстиция в России. Вчера. Сегодня. Завтра / Сост. В. Д. Ермаков. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. С. 313. <18> Там же. С. 256.

Итак, "ювенальная юстиция" - это, прежде всего, правовая система, регулирующая правовые отношения с участием несовершеннолетнего и в отношении него, которая состоит из системы специальных субъектов и различных отраслей права, призванных обеспечивать развитие, воспитание и образование ребенка. Это система будущего, включающая в себя и разрешение конфликтов, и правосудие, и профилактику, и социальный контроль, предназначенные для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов семьи, несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, образование и развитие. Поэтому так важно сегодня для юриста знать основы, принципы и стандарты ювенальной юстиции. Именно эти знания понадобятся для создания в России современной, самостоятельной и самодостаточной модели ювенальной юстиции, занимающейся несовершеннолетними, защитой их прав, профилактикой их правонарушающего поведения, социальным контролем над девиантами, и, в перспективе, включения в будущую мировую систему ювенальной юстиции.

Название документа