Основные тенденции формирования инновационных технологий

(Беляев В. Б.)

("Законодательство и экономика", 2007, N 2)

Текст документа

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В. Б. БЕЛЯЕВ

Важным направлением при выявлении существенных факторов, определяющих тенденции развития инновационных технологий в организации общественного питания малыми предпринимательскими структурами, является PEST-анализ (policy - политика, economy - экономика, society - общество, technology - технология). Существенными в этом случае предлагается называть факторы, некорректность учета которых может привести к разрушению технологического процесса или к невозможности достижения цели. Среди указанных факторов сегодня на первое место выдвигается инновационная деятельность малого предпринимательства.

Предлагаемая нами методология, сформированная на основе PEST-анализа, является развитием исторически сложившегося четырехэлементного стратегического анализа функционирования отрасли общественного питания как составной части экономической системы государства. В данной работе такой подход может быть определен как инструмент выявления узких мест и резервов повышения надежности управления предприятиями общественного питания. При этом, учитывая внешние условия, для каждого предприятия можно определить свой набор существенных факторов.

Анализ каждого из PEST-аспектов должен проводиться системно, т. е. во взаимосвязи одного с другим. Значимое изменение любого из аспектов, как правило, влияет на всю цепочку и в каждом конкретном случае может стать угрозой для системы обеспечения функциональной безопасности инновационного процесса.

Экономической целью предприятий общественного питания, как и любого субъекта рыночных отношений, можно считать максимизацию прибыли при минимизации затрат на технологическое обеспечение. В этом случае величина такой прибыли определяется стратегией инновационных вложений в высокотехнологичные сегменты производства.

Сегодня с целью повышения надежности управления ставится задача превращения искусства организации в строгую научную дисциплину. Для этого PEST-анализ должен быть построен с учетом возможности анализа формирования целевых функций и средств достижения поставленных целей как для лиц, принимающих решения, так и для сотрудников предприятия.

Среди важнейших задач, решаемых подсистемой организационного обеспечения на базе PEST-анализа, можно выделить нахождение таких положений в инновационном процессе, когда цели управляющего и подчиненного сходны, но достигаются разными способами, или когда управляющий и подчиненный решают одну и ту же задачу, имея перед собой разные инновационные цели.

Исследование возможностей оптимизации организационного управления инновациями предприятий общественного питания с помощью PEST-анализа показали, что в качестве характеристик, определяющих технологические особенности предприятия, можно использовать показатели совместимости (оцениваемые экспертно по весовым коэффициентам), правильность (соотношение целей, в идеальном случае - единство), способность к взаимодействию (соотношение взглядов на методы, используемые в инновационной деятельности предприятия), согласованность (взаимопонимание и соотношение взглядов на стиль инновационной работы); устойчивость к ошибкам (частота ошибок), восстанавливаемость (взаимное желание исправить ошибки); практичность, в том числе: простота использования (методов работы), обучаемость (инновационным методам работы); производительность труда; анализируемость (самооценка); простота (естественность) общения.

Анализ отношений между сотрудниками предприятия, проведенный по названным характеристикам, дал возможность оценить качество внутреннего обслуживания своих сотрудников, которое создает внутренний инновационный климат, напрямую влияющий на удовлетворение персонала своей работой, следовательно, на качество работы и качество обслуживания клиентов. Повышение уровня лояльности потребителей отражается на росте продаж и увеличении прибыльности бизнеса. Цепочка получения прибыли от обслуживания показана на схеме.

Цепочка получения прибыли от обслуживания

/\ /\ V

Текучесть

> кадров Продажи

и рост

/\

V V V /\

Качество Удовлетво - Качество Степень Лояльность

внутреннего > рение обслуживания > удовлетворе - > клиентов

обслуживания персонала клиентов ния клиентов

V /\ V

Производи -

> тельность Прибыль

персонала

Таким образом, определилась новая тенденция в развитии инновационных технологий рынка общественного питания.

Как показывает исследование, эффективность инновационной деятельности малого предпринимательства определяется следующими факторами:

- численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

- вкладом малых предприятий в создание высокотехнологичных услуг;

- вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;

- ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;

- насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;

- навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.

Усиление роли малого предпринимательства в общественном питании зависит от увеличения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, принимающих участие в организации общепита.

Деятельность малых предприятий в общественном питании характеризуется высокой производительностью труда, показатель которой в 2005 г. превысил достигнутую производительность в среднем в промышленности на 30%. Данное обстоятельство объясняется тем, что малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, материалы, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.

Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод: эффективность инновационной деятельности малого предпринимательства в общественном питании является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

- формирования конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в услугах по предоставлению питания;

- расширения ассортимента и повышение качества услуг; их приближения к конкретным потребителям;

- содействия структурной перестройке экономики; малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

- привлечения личных средств населения для развития общепита (партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных);

- создания дополнительных рабочих мест, сокращения уровня безработицы;

- более эффективного использования творческих способностей людей, раскрытия их талантов, освоения национальных традиций в питании;

- вовлечения в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, учащиеся);

- формирования социального слоя собственников, владельцев предприятий общественного питания;

- активизации научно-технического прогресса в общепите;

- освоения и использования местных источников сырья;

- содействия деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки полуфабрикатов, совместного создания вспомогательных и обслуживающих производств.

Эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства в общественном питании ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы малых предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция ведут, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает услуги высокого качества, а государство - большие средства в форме налоговых поступлений. Все это определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.

Анализируя сложившуюся в России предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие малого предпринимательства вообще, а в общественном питании в особенности.

Во-первых, сложная финансовая и экономическая обстановка: высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. В их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса.

Проведенное исследование показало, что сложившиеся сегодня в России экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой. Результаты социологического опроса по развитию малого предпринимательства в общественном питании выявили ряд проблем, сдерживающих развитие отрасли.

Ниже мы приводим выявленные проблемы, расположив их по иерархии в следующем порядке (в скобках указано количество респондентов):

1) налоги, законодательство (75%);

2) инфляция (70%);

3) экономическая ситуация в целом (66%);

4) трудности получения и высокая ставка за кредит (62%);

5) неплатежеспособность партнеров, клиентов (59%);

6) несовершенство банковской системы(54%);

7) политическая ситуация (47%);

8) бюрократия (40%);

9) недостаток производственных площадей, офисов (40%);

10) действия правительства, властей; коррупция, взятки (39%);

11) недостаток материальной базы (37%);

12) финансовая политика государства (37%);

13) действия Центрального банка РФ (36%);

14) сбыт, поиск клиентов, потребителей (33%);

15) высокие цены на сырье и материалы (32%);

16) монополия государства, госпредприятий (31%);

17) трудности с арендой (29%);

18) разрыв экономических связей (29%);

19) недостаток культуры, опыта (24%);

20) необязательность партнеров (24%);

21) проблемы собственности (21%);

22) кадровые проблемы (19%);

23) недостаток собственных средств (19%);

24) невыгодность производства (18%);

25) большая, громоздкая отчетность (18%);

26) отсутствие льгот (16%);

27) невыгодность инвестиций (15%);

28) несовершенство рынка (14%);

29) недоверие иностранных партнеров (13%);

30) отрицательное отношение к предпринимателям (9%).

Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформулированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике страны.

Проведенный опрос руководителей малых предприятий анализируемой отрасли свидетельствует, что свыше 80% участников опроса нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% - в надежных законодательных гарантиях. Исследования показали, что около 75% малых предприятий постоянно нуждается в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% - в предоставлении налоговых льгот, 57% - в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.

Все сказанное выше позволяет утверждать, что выявленные причины значительно снижают эффективность малого предпринимательства в общественном питании и не способствуют повышению экономического потенциала страны в целом.

Название документа