Важный документ для регулирования отношений в области культуры

(Путило Н. В.)

("Журнал российского права", 2006, N 12)

Текст документа

ВАЖНЫЙ ДОКУМЕНТ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Н. В. ПУТИЛО

Путило Наталья Васильевна - заведующая отделом социально-культурного законодательства и социологии права ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Вниманию читателей представлен документ, который в целом (или большинство составляющих его положений) мог бы встать в один ряд с такими важными для регулирования отношений в области культуры международными актами, как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Декларация принципов международного культурного сотрудничества от 4 ноября 1966 г., Европейская культурная конвенция (Париж, 19 декабря 1954 г.) и др.

Провозглашение Декларации прав культуры на уровне ЮНЕСКО как документа, непосредственно посвященного установлению принципов деятельности международного сообщества, отдельных государств и их граждан в отношении культуры, способствовало бы не только решению собственно "культурологических" вопросов, но и весьма позитивно сказалось бы на решении ряда юридических проблем: унификации, гармонизации, глобализации правового регулирования отношений в области культуры.

Декларация прав культуры - документ масштабного характера не только по названию и поставленным в нем целям, но и потому, что его разработчики взяли на себя смелость, во-первых, обратиться к спорным и неоднозначно понимаемым дефинициям (культура, культурно-историческое наследие), а во-вторых, закрепить конкретные и потому требующие активных действий (отнюдь не популистского характера) обязанности государства. Разработчики избрали форму декларации, что смягчает императивность этих обязательств и не исключает разработку в дальнейшем международных договоров, более обязательных для исполнения.

Национальному законодательству России также была бы весьма полезна легализация Декларации и ее отдельных положений, ориентация на которые, по нашему мнению, способна не только устранить отдельные недостатки действующих нормативных правовых актов в области культуры, но и придать процессу совершенствования этого массива законодательства более системный и последовательный характер.

Статья 44 Конституции РФ устанавливает основы государственной политики в области культуры. Нормы данной конституционной статьи большей частью адресованы гражданам, поскольку закрепляют право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Как показывает российский опыт, реализация культурных прав граждан и исполнение конституционных обязанностей не могут осуществляться без активного участия государства и соответствующих органов и учреждений. В данном аспекте культурные права наиболее близки к социальным правам человека (право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, на образование и др.).

Декларация прав культуры, идеи и положения которой пока, к сожалению, не получили нормативного закрепления ни на национальном уровне, ни, как это полагал Д. С. Лихачев, на международном, во многом восполняет этот пробел. Наряду с нормами общего характера, закрепляющими те или иные дефиниции, и нормами-принципами в разработанном академиком Д. С. Лихачевым документе важное место занимают конкретные обязанности государства.

Эти обязанности сконцентрированы по следующим группам:

- обязанности, вытекающие из статуса государства как гаранта сохранения и развития культурного наследия;

- обязанности, вытекающие из правовой функции государства;

- обязанности, вытекающие из властных полномочий государства;

- обязанности, связанные с международной деятельностью государства.

Одной из основных идей, пронизывающих все содержание Декларации, является признание неразрывной связи культуры с социальным и экономическим развитием общества, демократическим политическим строем, межнациональными отношениями. Наряду со значением данной Декларации для законодательства о культуре можно отметить некоторые положения, касающиеся иных, смежных отраслей. Так, например, ст. 14 предусмотрены такие обязанности государства, как создание условий для развития науки, всестороннее поддержание системы образования, статья 13 закрепляет обязанности, входящие в область реализации права каждого гражданина Российской Федерации на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации).

Особенно важными для современного российского общества с отмечающейся в последнее время коммерциализацией услуг организаций "социального сектора" представляются положения ст. 5 Декларации. В них закрепляется не только принцип свободного доступа к культурным объектам и ценностям, но и предлагается, что этот доступ "должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры".

Хочется надеяться, что публикация Декларации в "Журнале российского права" возродит интерес читателей и специалистов к проблемам культуры, имеющиеся наработки будут учтены в нормотворческой деятельности различных субъектов национального и международного права и тем самым будут способствовать повышению эффективности политики в области сохранения и гармоничного развития культуры каждого народа, диалога культур и смягчения межэтнических противоречий.

Название документа