Научно-методические основы управления качеством образовательного процесса в вузах системы правосудия

(Шабанова М. М., Османов С. А.) ("Российский судья", 2006, N 12) Текст документа

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ СИСТЕМЫ ПРАВОСУДИЯ

М. М. ШАБАНОВА, С. А. ОСМАНОВ

Качество высшего образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России. Как указывается во Всемирной декларации по высшему образованию, принятой на международной конференции по высшему образованию в ноябре 1998 г., качество высшего образования - это многомерное понятие, охватывающее все стороны деятельности вуза: учебные и академические программы, учебную и исследовательскую работу, профессорско-преподавательский состав и студентов, учебно-материальную базу и ресурсы <1>. -------------------------------- <1> Лисаускене М. На образовательном рынке // Высшее образование в России. 2001. N 4.

Можно выделить две противоположные точки зрения на образование и соответственно систему управления его качеством. Для представителей традиционной (и преобладающей) школы образование - это способ трансляции знаний, умений и навыков от одного поколения к другому. В таком случае контроль за качеством образования - это гарантия того, что знания и опыт, накопленные в обществе, будут переданы подрастающему поколению в полном объеме. Такой подход, как правило, ассоциируется с централизованным, вертикально-иерархическим контролем, олицетворяемым и осуществляемым Министерством образования и другими государственными органами. Формализованным выражением контроля за качеством высшего образования является система аттестации и аккредитации вузов и государственных образовательных программ (ГОП) по специальностям и направлениям. Но, на наш взгляд, более правильна начавшаяся распространяться в последнее время идея личностноориентированного подхода. Суть идеи состоит в том, что образование рассматривается не просто как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ формирования творческой личности, которая испытывает постоянную потребность в самосовершенствовании и получении новых знаний. Поскольку любой системе присуща функция саморегуляции, без которой ни одна система долго бы не прожила, контроль за состоянием системы в целом и ее составных частей является важнейшим элементом ее жизнедеятельности. По этой причине для сторонников второй школы управление качеством образовательного процесса - это не просто искусственно навязанная сверху бюрократическая процедура, а важнейшая системная функция, которая появляется естественным, органическим путем и отражает вполне определенные потребности. Сторонники подобного подхода призывают академическую общину "разбюрократизировать" систему контроля за качеством обучения и придать ей "сквозной" характер, пронизывающий разные ступени образования и теснее увязывающий их друг с другом <2>. -------------------------------- <2> Сергунин А. А. Управление качеством подготовки специалистов в области международных отношений // www. marketing. spb. ru.

Перечисленные особенности качества высшего образования представляются объективным свидетельством сложности данного явления, поэтому нужно исследовать все его аспекты и находить компромисс между всеми заинтересованными сторонами. Невозможно говорить о качестве как таковом. Абсолютного качества в природе не существует. Вот и качество высшего образования определяется консенсусом всех заинтересованных сторон при согласовании требований, которым оно должно отвечать. В этой связи, на наш взгляд, качество образования - это многомерное понятие, охватывающее все стороны деятельности вуза, направленные на удовлетворение потребностей: личности - в самосовершенствовании, в адаптации к меняющимся социально-экономическим, политическим и нравственно-психологическим условиям жизни; предприятия - в подготовке компетентных работников, способных обеспечить рост производительности труда, распространение технологических инноваций; общества - в формировании социально активных и адаптирующихся к реалиям жизни граждан, ориентирующихся на общечеловеческие ценности, обеспечивающих рост национального дохода и культурного развития страны. Управление качеством образования является частным случаем общей теории управления качеством, которая в первую очередь связана с материальным производством. В настоящее время вся система воззрений, подходов к проблеме управления качеством применительно к производству продукции и оказания услуг в наиболее сконцентрированном виде представлена в концепции TQM (Total Quality Management - Всеобщее управление качеством), имеющей свое нормативное выражение в международных стандартах качества ИСО серии 9000. Международные стандарты ИСО 9000 описывают элементы, которые должны включать системы качества, принципы, на которых строятся системы, а не способы внедрения конкретной организацией элементов системы качества. Поэтому при построении системы качества образования вуза необходимо использовать стандарты ИСО 9000 как методическую поддержку в выборе и применении этих элементов, исходя из собственных потребностей, особенностей и возможностей. В научной литературе при рассмотрении вопросов управления качеством образования уделяется внимание оценке качества лишь отдельных элементов образовательного процесса, хотя наличие объективных оценок именно самого образовательного процесса (в совокупности с другими показателями), безусловно, позволило бы оценить тот или иной вуз более объективно. Кроме того, часто встречается противопоставление управления качеством образования, ориентированного на процесс, управлению, ориентированному на результат. Так, В. П. Панасюк <3> предлагает следующее определение: "Управление качеством образовательного процесса - это целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на его основные элементы с целью достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам". -------------------------------- <3> Панасюк В. П. Автореф. дис. ... д. п.н. "Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса". СПб., 1998.

Совершенно очевидна невозможность отрыва целей (результатов) от средств (процесса) их достижения, ибо они диалектически взаимосвязанны. В этой связи правомерно определение М. М. Поташника <4>, который считает, что "управление качеством образования (что равносильно управлению по целям или результатам) - это особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причем цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития выпускника". -------------------------------- <4> Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000.

В чистом виде и та и другая ориентация (только на процесс или только на результат) однобока и малополезна. Поэтому по большому счету следует говорить об управлении, которое оптимально сочетает в себе ориентацию на достижение конкретного результата с ориентацией на процесс, ведущий к достижению этого спрогнозированного заданного результата. Но, на наш взгляд, при управлении качеством образования в вузе недостаточно ограничиваться только оценкой самого процесса и результата. Качество образования необходимо понимать дифференцированно - с позиции содержания, процесса и результата. То есть управление качеством образовательного процесса в вузе должно быть связано с его содержательными, процессуальными и результативными характеристиками. В этой связи управление качеством образования - это целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие на образовательный процесс с целью достижения оптимального сочетания его содержательных, процессуальных и результативных характеристик. Особое значение в вузовской деятельности уделяется сегодня созданию системы управления качеством образования, основанной на устоявшихся традициях, результатах научных исследований и современного опыта. Вуз, как правило, имеет большую инновационную составляющую, нежели объекты промышленности, и более интенсивно развивается, так как услуги, которые он предоставляет, должны опережать своей новизной и практической апробацией индустрию производства и сферы услуг, в противном случае специалисты, которых вуз выпускает, останутся невостребованными. Более того, высшая школа должна также научить своего выпускника всем приемам инновационного менеджмента, чтобы, придя в рынок, этот выпускник динамично развивал предприятие, на котором он стал трудиться, и сам постоянно и динамично развивал свои знания и умения. Вторым критерием, определяющим необходимость для вуза иметь современную систему менеджмента, является ее унификация с мировыми требованиями, ее узнаваемость потребителем и обществом, получающими выпускников вуза, российскими и зарубежными партнерами, ищущими в высшей школе надежного и динамичного коллегу, самим студентом, выбирающим вуз, в котором он хотел бы учиться. Естественно, что вуз обладает научным потенциалом, позволяющим ему построить свою собственную систему менеджмента, однако такая эксклюзивность не позволяет мультиплицировать на другие вузы эту систему, динамично ее развивать, сделать узнаваемой в других организациях. Система обеспечения качества образования должна удовлетворять циклу непрерывного совершенствования - циклу Деминга: планирование - обеспечение - контроль - улучшение качества. Данная задача, в свою очередь, связывается с решением трех взаимосвязанных задач: - формирование эталона качества; - сравнение достигнутого уровня подготовки с эталоном и на этой основе оценка качества; - выработка управляющих воздействий с целью минимизации обнаруженных отклонений. Определяющими факторами, которые влияют на достижение конечной цели деятельности вуза, являются: - качество профессорско-преподавательского состава; - прием абитуриентов; - качество образовательных программ; - уровень информационного обеспечения; - уровень организации вузовской науки; - качество инфраструктуры вуза. На основе этих факторов выделяются критерии системы обеспечения качества образования, по которым можно будет проводить его оценку, а именно: - содержание образования; - уровень подготовки специалистов; - трудоустройство выпускников; - профессорско-преподавательский состав; - информационно-методическое обеспечение; - материально-техническое обеспечение образовательного процесса; - используемые образовательные технологии; - научная деятельность. При проектировании и моделировании системы управления качеством образования невозможно обойтись только заданными критериями стандартов, заданными показателями знаний, умений и навыков. Необходимо постоянное наличие достоверной информации обо всех состояниях, целях, средствах и условиях функционирования каждого элемента вузовской системы, возможность измерения показателей качества образовательного процесса. Это достигается путем организации системного мониторинга качества образования. Системный мониторинг предполагает оценку качества контингента абитуриентов и студентов, профессиональных образовательных программ, уровня научной и учебной подготовленности преподавательского и учебно-вспомогательного состава, состояния научно-исследовательских работ и их связи с содержанием учебных курсов, эффективности организации учебного процесса, анализ итоговой подготовки студентов по дисциплинам, циклам дисциплин, уровня образования. Совершенно очевидно, что мониторинг должен отражать и динамику внедрения научной организации труда на всех звеньях образовательного процесса и многое другое. Решить проблему организации системы качества в каждом конкретном вузе без организации мониторинга качества образования невозможно. Объектами мониторинга качества образования в вузе являются. 1. Элементы спецификации образовательной услуги, в том числе: - наименование специальности (направления); - статус выдаваемого документа по окончании обучения; - срок обучения; - форма обучения (заочная, очная); - возможные сферы применения приобретенных знаний и умений после окончания обучения; - знания и умения, приобретаемые в процессе обучения; - содержание профессионально-образовательной программы, включающее перечень и объем дисциплин теоретического обучения и практик. 2. Требования к ресурсам (условиям обеспечения образовательного процесса), входящим в спецификацию представления образовательной услуги, которые включают: - показатели кадрового обеспечения учебного процесса; - требования к контингенту обучаемых; - характеристики и условия системы аттестации обучаемых; - показатели учебно-методического обеспечения учебного процесса; - уровень и характеристики учебно-лабораторной базы; - виды и характеристики используемых технологий обучения (включая самостоятельную работу студентов); - показатели информационного и библиотечного обеспечения учебного процесса; - специальные условия, оговариваемые при поступлении. 3. Измеряемые и контролируемые характеристики, определяющие качество оказываемых образовательных услуг, включающие: - показатели качества подготовки студентов и выпускников на основе их успеваемости; - процент трудоустроенных по специальности выпускников; - стоимость обучения; - уровень психофизиологических параметров личности после обучения относительно входного уровня. Представленный перечень не претендует на полноту. Однако его анализ позволит вузам в условиях конкуренции сконцентрировать внимание на элементах системы управления качеством, выходящим за рамки государственных образовательных стандартов. Система управления качеством обязывает образовательное учреждение высшего профессионального образования ввести в практику постоянную оценку и определение степени удовлетворенности обучающихся, которая должна согласовываться с профессиональными стандартами, принципами и духом образовательного учреждения. Кроме того, своевременное выявление несоответствий должно обеспечиваться системой внутренних проверок (аудитов) соблюдения спецификации услуги, спецификации предоставления услуг и спецификации управления качеством. Программы качества должны обеспечивать направленность на постоянное повышение уровня образовательной услуги, на достижение конкретных результатов по качеству и эффективности образовательной услуги. Эффективность управления качеством образовательных научных и других услуг - это и есть эффективность управления высшим учебным заведением. Эффективность и качество подготовки специалистов в вузе и есть основная цель стратегического менеджмента в вузе. Действительно, если не обеспечено качество подготовки молодых специалистов, реально достижимое и достигнутое в других вузах в сложившихся условиях, то ни о какой эффективности управления вузом просто не приходится говорить. Другое дело, что в каждом конкретном случае в зависимости от этапа общественного развития страны, региона, положения конкретного вуза на первый план могут выходить те или иные задачи стратегического управления.

Название документа