К вопросу об особенностях преподавания теории государства и права

(Сулейманов Б. Б.) ("Юридическое образование и наука", 2006, N 4) Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Б. Б. СУЛЕЙМАНОВ

Сулейманов Б. Б., заведующий кафедры теории государства и права, доцент Северо-Кавказского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции РФ.

Теория государства и права является основной теоретической дисциплиной юриспруденции, которая существенно отличается от других правовых наук своими особенностями, в том числе предметом, методами и задачами. В качестве предмета выступают общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, указывающие на логический характер самой науки по сравнению с историко-правовыми и другими теоретическими юридическими науками. Основными ее задачами, по нашему мнению, являются усвоение базовых категорий и концепции юриспруденции, а также навыки работы с правовыми актами. Значимость дисциплины признается и подтверждается тем, что в соответствии с нынешними государственными стандартами по юриспруденции предусмотрен обязательный государственный экзамен. Относительно этого вопроса вряд ли можно согласиться с Е. А. Сухановым, утверждающим, что "пока традиционно претендовавшие на ведущую роль теория государства и государственное право вырабатывают новые идеологические основы, освобождаясь от господства политических подходов", именно гражданское право "занимает основное место даже в усвоении студентами общетеоретических (юридических, а не государственных) категорий, положений (таких, в частности, как правоотношение, правосубъектность, юридическая ответственность, договор и т. д.)" <1>. Далее автор заключает: "Здесь студент едва ли не впервые имеет дело с четкими юридическими конструкциями и изучает содержание и практическое применение, что формирует его как будущего юриста (а не политолога)" <2>. Между тем такая позиция, мягко говоря, не соответствует действительности. Более того, даже в период господства коммунистической идеологии теория государства и права имела свой четкий предмет, а все учебники содержали необходимый материал по курсу. Это подтверждается еще тем, что именно в 60 - 80-е годы прошлого века юридическая наука обогатилась системными монографическими исследованиями, которые не потеряли и ныне свою актуальность. Что касается политических и идеологических установок, то они присутствовали во всех отраслях юридического знания, в частности в гражданском праве (вспомним хотя бы забвение таких базовых категорий, как "вещное право" и "недвижимость"). По нашему мнению, первичный правовой материал, в том числе категориальный, студент может получить из курса теории государства, поскольку она изучает наиболее общие, повторяющиеся правовые явления, а гражданское право рассматривает их только с позиции своего предмета и метода. Будучи теорией всей юриспруденции, теория государства и права предваряет изучение отраслевых и иных юридических дисциплин, что, безусловно, предполагает особую специфику ее преподавания. Основной учебный материал состоит из понятий и определений, которые невозможно запомнить. Поэтому, по нашему мнению, основной проблемой для студентов служит проблема понимания, т. е. усвоения наиболее существенных признаков правовых понятий. Для этого следует более подробно и системно усвоить логические приемы и особенно операцию определения, причем приводя в качестве примеров правовые категории. Как нам кажется, с такой задачей более успешно справится преподаватель, имеющий философское и юридическое образование. Многие правовые категории в научной литературе определяются по-разному, выделяя различные признаки в качестве существенных, и поэтому следует рекомендовать юридические словари, в том числе и энциклопедии. Можно указать на юридические энциклопедические словари, изданные как в советский, так и в нынешний период <3>. Думается, что издания такого уровня не могут содержать грубые логические погрешности. -------------------------------- <1> Сборник учебно-методических материалов по гражданскому праву / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2001. С. 10. <2> Там же. <3> Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 1983; 1987; Юридическая энциклопедия / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001; и др.

Некоторые темы, раскрывающие закономерности возникновения государства и права, носят исторический характер. Для их усвоения целесообразно использовать материалы исторических дисциплин, раскрывающие как общие, так и отличительные моменты различных путей происхождения права и государства. Например, следует привести факторы, повлиявшие на происхождение государства и права, в числе которых географические и психологические условия. Безусловной особенностью, признанной почти всеми учеными, является методологический характер теории государства и права <4>, что предполагает наличие тесных связей с философией. Последняя, будучи всеобщим учением, в том числе и о гносеологии, разрабатывает наиболее общие методы познания, теория же приспосабливает эти методы применительно к юриспруденции. Для усвоения таких тонкостей требуются хотя бы минимальные знания по философии. Поэтому ее изучение на первом курсе, как нам кажется, более оправданно. -------------------------------- <4> Пожалуй, исключением является позиция крупнейших представителей отраслевых наук О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородского (Основы теории права. М., 1961).

Как известно, в отличие от других юридических дисциплин, по теории государства не изучаются подробно нормативно-правовые акты. Студенты в большей степени имеют дело с монографической и иной научной литературой. И лишь немногие из них систематически занимаются по этой литературе: одни научные источники представляют определенную трудность в понимании (например, сочинения Л. И. Петражицкого и др.); другие - чрезвычайно объемны <5>; некоторые из них недоступны, поскольку представлены только в библиотеках ведущих вузов. В таких условиях значимую помощь могут оказать хрестоматии, в которых собраны труды крупнейших юристов и философов. В советский период в таких хрестоматиях, как правильно пишет В. М. Баранов, не было особой нужды, "поскольку работы К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, которые признавались методологическими основами по всем научным дисциплинам, имелись в достаточном количестве в любой библиотеке" <6>. Более того, в программу по теории государства и права включались специальные темы об отдельных работах классиков марксизма, например о работе В. И. Ленина "Государство и революция" <7>. Первая хрестоматия появилась в конце 90-х годов прошлого века <8>, но, как правильно пишут в научной литературе, содержала фрагменты работ дореволюционных ученых, которые приведены в хронологическом порядке, что напоминает хрестоматию по истории политических и правовых учений <9>. В последнее время изданы более удачные варианты, в которых материал сосредоточен по отдельным темам, и это несколько облегчает их поиск для студентов <10>. Хрестоматии могут быть использованы не только и при проведении самостоятельной работы, но и во время занятий: наиболее важные и представляющие трудность для студентов фрагменты научных работ могут быть процитированы и проанализированы преподавателем. -------------------------------- <5> Например: Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2003. С. 750. <6> Баранов В. М. О "хрестоматийных истинах" теории государства и права // Государство и право. 2002. N 8. С. 109. <7> Учебное пособие по теории государства и права и истории государства и права СССР и зарубежных стран / Под ред. М. И. Байтина. Саратов, 1967. С. 4. <8> Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М. 944 с. <9> Баранов В. М. Указ. соч. <10> Теории государства и права. Хрестоматия / Составители В. В. Лазарев и С. В. Липень. Т. 1 и 2. М., 2001; Теории государства и права. Хрестоматия / Составитель М. Н. Марченко. Т. 1 и 2. М., 2004; и др.

Помимо усвоения основных правовых категорий и концепций важнейшей задачей, как выше и указано, является формирование у студентов навыков работы с правовыми актами. Этого можно достичь при помощи многих методов. При изучении тем, которые близки к позитивистской теории (нормы права, толкование права и др.), преподавателю следует обращаться к тексту правовых актов: например, при объяснении структуры правовой нормы целесообразно привести примеры из разных правовых актов и проанализировать их вместе со студентами. Возможно использование и материалов судебной практики. Еще в конце 80-х годов о таком методе говорили как о новшестве, суть которого состоит в формировании целостной картины у студентов, еще незнакомых с положениями отраслевых дисциплин. В Свердловском юридическом институте "были взяты из практики Верховных судов СССР и союзных республик четыре дела, позволяющие использовать "сквозной", т. е. касающийся всех правовых тем, материал. И этот материал роздан студентам. При этом, как пишет крупнейший специалист в области теории государства и права С. С. Алексеев, "характеристика общих понятий и общетеоретических конструкций приобретает предметный, т. е. конкретный и наглядный характер", и "главное, студенты видят, как общие понятия и общетеоретические конструкции "работают", подготавливая научно обоснованное решение юридических дел" <11>. В последующем с использованием указанного метода были изданы учебники, которые и сейчас не потеряли свою актуальность <12>. -------------------------------- <11> Алексеев С. С. О методике преподавания общей теории государства и права (из опыта кафедры теории государства и права Свердловского юридического института) // Правоведение. 1978. N 6. С. 94 - 96. <12> Теория государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 1985; Проблемы теории государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 1987.

Такой метод целесообразно применить при изучении отдельных проблем, непосредственно касающихся вопросов юридической практики. Однако многие темы, изучаемые в рамках курса "Теория государства и права", носят сугубо теоретический характер (происхождение государства и права, право в системе социального регулирования и др.). Представляется правильным, что студенты 1-го курса изучают основы теории государства и права, поскольку наиболее глубинные проблемы раскрываются в рамках предмета проблемы теории государства и права на 5-м курсе <13>. -------------------------------- <13> Учебно-методическое пособие по теории государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. Свердловск, 1968. С. 3.

Специфические особенности имеют и подготовка и прочтение лекций по теории государства и права. Как известно, при подготовке к лекциям по отраслевым юридическим наукам необходимо тщательно изучить вновь принятые правовые акты и материалы судебной практики по рассматриваемой теме <14>. Применительно к лекциям по теории государства и права данное требование можно предъявить только к ограниченным вопросам (например, при подготовке лекции по правотворчеству), поскольку многие из них носят сугубо умозрительный характер. Некоторые представители отраслевых наук предлагают в случае необходимости (при изучении специальных дисциплин) "излагать материал о некоторых общих понятиях права: "отрасль права", "норма права", "правоотношение", "источники права" и т. п." <15>. Определенный выход из такой проблемы автор видит в возможности создания специального юридического словаря, рассчитанного на студентов, "в котором нужно дать определения различным понятиям (с точки зрения общей теории государства и права и применительно к особенностям отдельных отраслей права)" <16>. -------------------------------- <14> Калмыков Ю. Х. Методика подготовки и чтения лекции по правовым дисциплинам // Идейно-воспитательная работа и учебный процесс. Вып. 2. Саратов, 1979. С. 122; Корнеев С. М. Лекции по гражданскому праву // Сборник учебно-методических материалов по гражданскому праву / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2001. С. 66; и др. <15> Новоселов В. И. Проблемы совершенствования преподавания специальных юридических дисциплин (на примере советского административного права) // Идейно-воспитательная работа и учебный процесс. Вып. 2. С. 115, 116. <16> Там же.

При изучении курса теории государства и права определенное значение имеет самостоятельная работа самих студентов, которую можно разделить на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя как непосредственно в ходе проведения практических и семинарских занятий, так и в ходе творческих контактов, консультаций, при выполнении индивидуальных занятий, а также на заседаниях научного кружка. Последний может способствовать приобретению навыков научной работы и публичного изложения своих мыслей. Участие в кружке являлось первым шагом к научной деятельности таких современных крупнейших теоретиков права, как С. С. Алексеев <17> и М. И. Байтин <18>. Основной формой участия в кружке является доклад одного или нескольких лиц по заранее утвержденным темам. Заседание кружка, по нашему мнению, следует проводить более трех раз в месяц, в строго установленные дни. Для организации работы кружка необходимо избрать старосту и его заместителя. Представляется также целесообразным издание (выпуск) научного бюллетеня, в котором публикуются наиболее интересные материалы деятельности научного кружка <19>. -------------------------------- <17> Правоведение. 2004. N 1. С. 266. <18> Баранов В. М., Сенякин И. Н. Слово об авторе // Байтин М. И. Сущность права. М., 2005. С. 523. <19> Ефимичев С. П. Роль научного кружка слушателей в изучении уголовного процесса // Методика преподавания советского уголовного процесса / Под ред. В. Е. Чугунова и Н. Н. Чернова. Волгоград. С. 51.

Между тем, как нам кажется, особое внимание должно быть уделено курсовой работе, которая занимает центральное место в системе самостоятельной работы. Мы считаем правильным утверждение, согласно которому именно по базовым юридическим дисциплинам, куда включается и теория государства и права, должны выполняться курсовые работы <20>. -------------------------------- <20> Фарбер И. Е. Очерки вузовской педагогики. Саратов, 1984. С. 207.

Основой для этих работ должны быть прежде всего произведения классиков правовой мысли (Р. Иеринга, Г. Еллинека, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева и др.) и монографии современных ученых. Студент, выполнивший курсовую работу самостоятельно, с изучением трудов известных ученых-правоведов, приобретает навыки научной работы (анализ наиболее существенных моментов проблемы, выделение сущностных признаков, установление причинно-следственных связей между правовыми явлениями). Нам представляется неверным утверждение, согласно которому "в работах студентов-первокурсников отсутствуют научно-исследовательские моменты" <21>. Как показывает опыт, некоторые студенты вполне могут дойти до исследовательского уровня. -------------------------------- <21> Там же. С. 205.

Руководитель курсовой работы обязан направлять студента и следить, чтобы текст работы не был взят из Интернета или переписан из одного или двух источников. Представляется целесообразным и запрет на принятие напечатанных курсовых работ: более надежна форма, написанная от руки.

Название документа