Источники права о специальном образовании в англо-американской правовой семье

(Кананыкина Е. С.) ("Юридическое образование и наука", 2006, N 4) Текст документа

ИСТОЧНИКИ ПРАВА О СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬЕ

Е. С. КАНАНЫКИНА

Кананыкина Е. С., юрисконсульт ЗАО "СК "РСР", Екатеринбург.

Расстановка акцентов современной образовательной политики стран, принадлежащих к англо-американской и австралийской правовым системам, производится не только в русле транспарентности, глобализма и диверсификации, но и в русле социализации образования, предоставления возможности обучения всем категориям граждан. За последние 15 лет во всех странах были приняты законы о недискриминации по способностям, о специальном образовании, об образовании лиц с ограниченными возможностями. В 1995 г. правительство Канады обозначило пять принципов образовательной реформы: 1) диверсификация; 2) децентрализация (перераспределение полномочий по формированию и внедрению образовательных программ, принятию решений по самостоятельному поиску систем доходов); 3) состязательность программ на предмет получения дополнительного финансирования; 4) установление системы предписаний и поднадзорное на предмет выполнения условий по соблюдению стандартов обучения; 5) активизация вовлечения родителей в процесс обучения их детей. Прежде всего эти принципы были нацелены на применение к реформе специального образования <1>. Необходимо отметить, что система специального образования Канады подразумевает помощь не только лицам со специальными возможностями обучения, как это принято в Англии и Уэльсе, Австралии и Новой Зеландии. Данная система охватывает и обучение иммигрантов, не владеющих государственными языками страны, и помогает им адаптироваться в условиях нового общества, и обучение национальных меньшинств, т. е. любое обучение в рамках многокультурного сообщества. В соответствии с установками федерального правительства Министерство образования Онтарио в 1995 г. ввело новые стандарты обучения, затронувшие вопросы тестирования, администрирования, ликвидации функциональной неграмотности. В 1998 и 2000 гг. для студентов со специальными потребностями обучения была введена система индивидуальных образовательных планов, предоставившая школам право экзаменации таких лиц и оценивание их способностей. Индивидуальный план реализует механизм отчета об обучении детей перед родителями обучающихся. Законодательная политика специального образования провинции Онтарио имеет три фазы развития: первая - с 1980 по 1991 гг., тогда поправкой в закон об образовании от 1980 г. обозначенный как "закон 82", было предоставлено школьным советам право формирования программ обучения в системе специального обучения. Этот закон обеспечил право доступа в данной системе образования, но не участия в образовательных программах, что послужило источником множественных судебных тяжб по поводу требований родителей предоставления им права выбора образовательных программ для детей <2>. -------------------------------- <1> Anne Jordan. Special Education in Ontario, Canada: a case study of market-based reforms // Cambridge Journal of education. Vol. 31. No 3. 2001. P. 349 - 371. <2> Dolmage v. Muskoka. Board of education and the Ministry of Education 1985, 49 O. R. (2d) 546 (Div. Ct): Eaton v. Brant County, SCC N 24668, 7 February 1997.

Вторая фаза реформ нашла отражение в 1991 - 1995 гг. в Постановлении Министерства образования провинции от 28 мая 1991 г., где было закреплено, что внедрение особенных людей в местное образовательное сообщество должно стать нормой деятельности политики школьных советов. Третья фаза с 1995 г. по настоящее время характеризуется внедрением системы отчетных карт лиц со специальными возможностями и определением их уровня знаний на основании специальных стандартов <3>. -------------------------------- <3> Ontario Regulation 181/98.

В 1999 г. на основании правительственного документа "Равенство возможностей" (Equity for All) в области образования был провозглашен курс на мультикультурализм и антирасизм в образовании. В соответствии с этим политическим меморандумом в законы провинций были внесены поправки, согласно которым все департаменты образования провинций были обязаны активно развивать политику антирасизма и этнокультурного равенства школьного и университетского обучения. Так, в Закон провинции Онтарио от 1980 г. об образовании такая поправка была внесена в 1999 г. <4>. -------------------------------- <4> Zine Jasmin. "Negotiating Equity": the dynamics of minority community engagement in constricting inclusive educational policy // Cambridge Journal of education. Vol. 31. No 2. 2001. P. 240 - 245.

В соответствии с законами страны об упразднении школьных округов от 1997 г. и Законом об улучшении равенства образовательных возможностей 1997 г. на Министерство образования страны была возложена обязанность контроля всех уровней образования на предмет поиска новой модели управления системой специального образования - системой образования лиц со специальными нуждами. Законом было предложено три модели реализации права на образования таким лицам: 1-й способ - предоставление каждому студенту или обучающемуся посильной помощи со стороны школьного совета - персональные гранты, которому федеральным правительством выделяются денежные средства и за которые он отчитывается в обязательном порядке за каждого человека; 2-й способ - интенсификация поддержки студентов через образовательные программы, т. е. финансируются специальные программы обучения, часть из которых являются льготными; 3-й способ - предоставление грантов на обучение без гарантии трудоустройства <5>. -------------------------------- <5> Nathalie Belanger. Solicitude and Special Education Policies // Cambridge Journal of education. Vol. 31. No 3. 2001. P. 339 - 345.

Австралийская система образования заимствована у Англии, поэтому имеет ту же структуру управляющих органов, ту же систему образования <6>. Все штаты Австралийской федерации исторически имеют свои законы об образовании, устанавливающие условия приема на ступени образования, возраст начала обязательного образования, свои специфические системы образования <7>. -------------------------------- <6> http://www. boardofstudies. nsw. edu. au. <7> Barnac A. R. A history of Australian Education. Sydney, 1980. P. 401.

В этой стране также принят Закон о защите против дискриминации по способностям - Disability Discrimination Act (1992) <8>. Подобные акты приняты практически во всех штатах Содружества. Согласно положению данного документа лица, чьи права нарушены, имеют возможность обратиться за защитой своих прав, представляемых либо федеральным законом о недискриминации, либо законом субъекта федерации. -------------------------------- <8> http://www. doe. tased. edu. au (введен в действие с 1 марта 1993 г.).

В 1986 г. на уровне государства был впервые принят Закон о службе по защите от дискриминации по способностям - The Disability Services Act (1986). Данная служба была организована в рамках Министерства по семейному развитию и здравоохранению. Согласно данному Закону стандарты образования для лиц с ограниченными способностями были направлены на обеспечение занятости данной категории населения. В 1980-е годы федеральный закон был единственным нормативным актом, регулировавшим положение ограниченно дееспособных на рынке труда и защищавшим их права в сфере образования. На основе федеральных стандартов штаты разрабатывали собственные программы социальной помощи. В 1997 г., уже на основании нового федерального закона 1993 г., штатам было предложено пересмотреть стандарты обучения и социального обеспечения, зафиксированные до 1997 г. в законах штатов, в целях приведения законодательства субъектов федерации в соответствие с федеральным <9>. -------------------------------- <9> The Discussion Paper, Disability Discrimination Act Disability Standards in Education - July 1997.

Как видно, данный Закон был принят первым в странах общего права и урегулировал вопросы обучения, занятости лиц с ограниченными способностями. Затем последовали законы США, Англии, Северной Ирландии. Данный Закон в отличие от принятых позднее определил концепции образования для лиц с ограниченными способностями, создал новое направление социологии в образовании. Федеральный закон оказал сильное влияние на социальную и образовательную политику субъектов. Так, в Квинсленде в 2001 г. был издан манифест - программа (политическая повестка) о политике государственного образования до 2010 г. (Queensland State Education 2010) <10>. В данном документе органы управления субъекта обязались проводить политику всемерной защиты, социальной помощи и финансовой поддержки по линии обучения, быта и трудовой деятельности лиц, имеющих неравные возможности в силу физических условий. В штате созданы такие же школы, как и в Англии, для обеспечения обучения такой категории лиц. Они названы альтернативными. В целях координации работы Департаментов образования штатов между органами управления образования заключены межправительственные соглашения, например Декларация Хобарта (1989) или Декларация Аделаиды (1999). -------------------------------- <10> Slee R. Driven to the Margins: disabled student, inclusive schooling and the politics of possibilities // Cambridge Journal of Education. Vol. 31. No 3. 2001.

Закон об образовании Новой Зеландии (1989) явился результатом разработанного Доклада Пикота (Picot Report) <11> и правительственного документа "Школа завтра" (Tomorrow's Schools) <12>. Фундаментальные принципы Закона: равенство, качество, эффективность, экономичность, полезность. Данный Закон больше ориентирован на обеспечение прав и гарантий на обучение лицам с ограниченными способностями. Направление образовательных реформ в области помощи нетрудоспособным студентам было рассчитано на три периода: с 1989 по 1995 гг., с 1995 по 2000 гг., с 2000 по 2005 гг. Первый период реформ был нацелен на контролирование выявления и помощи детям, имеющим ограниченные возможности в обучении. Все дети, проживающие в конкретных школьных округах в возрасте от 5 до 19 лет, подлежали учету и определялись на обучение в государственные школы. Вслед за данным Законом был принят Закон о правах человека (1993) (Human Rights Act). Статья 57 этого Закона запретила образовательным учреждениям отказывать в просьбе определения лицам с ограниченными способностями поступления на обучение в любую из государственных школ, вне зависимости от принадлежности к определенной муниципальной территории <13>. Структура национального учебного плана 1993 г., представленная Министерством образования, требовала от школ "осознания, уважения, ответственности за образовательные нужды, опыт, интересы и ценности обучающихся". -------------------------------- <11> Taskforce to Review Education Administration, 1988. <12> Lange D. Tomorrow's Schools. Wellington, New Zealand Government Printer. 1988. <13> Mitchell D. Paradigm Shifts in and around Special Education in New Zealand // Cambridge Journal of Education. Vol. 31. No 3. 2001.

Вторая волна реформ проводилась на основании новой политики - Постановления Министерства образования "Специальное образование 2000" (Special Education 2000), своеобразной философской поддержкой доктрине "Школа завтра". Вторым направляющим документом явилось Постановление "Установление о намерениях" (Statement of Intent). Постановление 2000 г. определило политику многокультурного, объединяющего сотрудничества, способствующего поиску и помощи лицам с ограниченными возможностями в полноценном обучении. Цель документа - улучшить возможности образования и повысить результативность обучения такой категории лиц как в секторе дошкольного, так и в секторе школьного обучения, обеспечить равенство возможностей получения специального образования на территории всей страны и всех категорий лиц. Закон США об образовании для людей с ограниченными способностями (1997) <14>. -------------------------------- <14> Jenifer J. Harry. The 1997 Reauthorization of the Individuals with Disabilities Education Act // Pub. L. No 98 - 119, 20 U. S. С. 1400.

Когда данный Закон был принят в 1975 г., он имел название Закон об образовании для детей с трудностями в общении (Education for all Handicapped Children Act) <15> и определял роль федерального правительства в обеспечении специального образования. В 1983 г. в Закон были внесены изменения следующего характера: реализация образовательных способностей предусматривала обеспечение беспрепятственного доступа выпускника на рынок труда. С этой целью реализовывались проекты помощи бесплатного обязательного трудоустройства обучающихся за счет администрации штата, проведение тренингов, тестирование, подбор потенциальных работодателей, ведение переговоров по трудоустройству. Закон имел название Education for all Handicapped Children Act Amendment of 1983 <16>. -------------------------------- <15> Pub. L. No 94 - 142, 20 V. S. C. 1410 (i) 1412 (2); (a), (i), (c): (1982). <16> deFur S. H. IEP Transition Planning - From Compliance to Quality // Exceptionality, 11 (2) 2003 115 - 128 // Pub. L. No 98 - 119, 97, State 1357 - 1377.

В 1990 г. он был переименован в Закон об индивидуальных способностях в Individuals with Disabilities Education Act <17>. Дополнительным соглашением 1992 г. <18> к названию Закона добавилось определение "о нетрудоспособности, беспомощности" - with Disabilities, а приставка "Handicapped" - "с затруднениями в общении и физическими недостатками" - была отменена. Такие изменения были связаны с необходимостью претворения в жизнь новой стратегической концепции образования, закрепленной доктриной "Америка: 2000...". По мнению экспертов, второй из терминов являлся источником нарушения прав граждан, имеющих равные возможности в получении образования <19>. Как показала практика, изменение названия не изменило сути данного документа. Верховный Суд США очень часто в своих решениях обращался к положениям данного закона. Согласно мнению Верховного Суда, выраженному в деле Hendrick Hudson District Board of Education v. Rowley <20>, понятие равного доступа к образованию, установленному в законе, весьма отличается от понятия равных возможностей по своим целям. Обеспечение равного доступа лиц к государственному образованию недостаточно для реализации полноценного права на образование. Это всего лишь маленькое условие получения качественного образования, - говорится в решении суда, - для глухих обучающихся (закон первоначально распространялся только на эту категорию лиц с ограниченными способностями). В дополнение к низкому уровню академической успеваемости таких студентов в своем большинстве они абсолютно изолированы в общении и соответственно имеют низкие способности самообразования, совершенствования индивидуальных навыков. Обучение таких студентов должно происходить в условиях социоэмоционального развития, в рамках применения специального языка обучения, а также в условиях вовлеченности таких студентов в общественную жизнь. На основании дела The Guckenberger v. Boston University (1997) <21> по рассмотрению положений Закона о реабилитации (1973) суд установил, что "обеспечение равных возможностей должно предусматривать получение тех же результатов обучения, того же качества образования, такого же уровня востребованности и специалиста и его профессии на рынке труда, получение такого же уровня заработной платы или получение возможности достижение такого же уровня благосостояния для лиц с ограниченными возможностями, как и для остальных людей" <22>. -------------------------------- <17> Pub. L. No 101 - 476, 602a, 20 State 1401. <18> Pub. L. No 94 - 142, 89a, State 773 (1993). <19> Ivers K. Towards a bilingual education policy in the mainstreaming of deaf children // Columbian human rights law review. 1995. N 2. P. 439. <20> 458 U. S. 176 (1982). <21> Elswit, Getter & Goldberg, 1999; Wolinsky & Whelan, 1999. <22> Gregg, N., & Scott, S. S. (2000). Definition and documentation: Theory, measurement and the courts. Journal of Learning Disabilities, 33, 5 - 13.

Внося изменения в 1995 г. в Закон, действовавший с 1972 г., Конгресс прежде всего учитывал положения ранее принятых решений Верховного Суда США в связи с трактовкой его положений. К сведению были приняты решения по следующим делам: Pennsylvania Association for Retarded Children v. Pennsylvania 343 F. Supp. 249 (E. D. Pa. 1972), Mills v. Board of Education, 348 F. Supp. 866 (D. D.C. 1972 <23>), на основании которых заявлялись требования общественных организаций и родителей к определению содержания понятия "предоставление условий обучения (опираясь на мнение совета школы, а не на результаты медицинских экспертиз) в соответствии со способностями". Здесь суд определил их как условия обучения, основанные на государственных расходах по управлению, обеспечению и надзору за содержанием детей в учреждениях, обучение с учетом стандартов, установленных Государственными образовательными агентствами и применение их на уровнях обучения, начиная от дошкольного до среднего полного образования, а также обеспечение комфортных условий реализации общих образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей каждого. -------------------------------- <23> 20 U. S.C. 1400 (b)(9) (1988).

Общественность Америки отмечает, что, несмотря на усиливающуюся конфронтацию органов федеральной и региональной властей, Департамент образования (U. S. Department of Education) стал играть намного более заметную роль в формировании национальной политики образования. С 2002 г. экспрессия государственных органов все более распространяется на компетенцию штатов и школьных округов. Единственным оправданием такой политики местные органы власти находят в недостатке финансовых средств штатов на реализацию Плана развития образования Америки (2001). Эта ситуация более всего распространяется на закон о перераспределении планов развития индивидуальных способностей обучающихся (the Individuals with Disabilities Education Act (IDEA)), концепция которого была сформулирована Конгрессом еще в 1995 г. Момент перераспределения полномочий касается таких моментов, как вмешательство в процедуру изменения в формировании инициатив по поиску одаренных детей и помощи людям с ограниченными способностями к обучению, создания различных эффективно действующих и контролирующих групп специалистов, берущих на себя ответственность за внедрение и применение специальных методик обучения детей и подготовки соответствующего персонала по обучению, их сертификация. Влияние федеральной власти, несмотря на некоторые недостатки конституционного развития, сегодня проявляется не только в применении Закона, но и в формулировании общественной политики по вопросам образования. Например, это очевидно в документе "Америка: 2000..." <24>. -------------------------------- <24> Barbara J. Smith. The Federal Role in Early Childhood Special Education Policy in the Next Century: The Responsibility of the Individual.

Представителями федерального правительства указывается, что усиление контроля федеральных органов за реализацией данного Закона крайне необходимо хотя бы в целях убеждения молодых людей с ограниченными способностями и их семей в том, что реализация их прав находится под контролем государства, а не только штата. Права данной категории лиц находили неадекватное закрепление и ранее в федеральном законодательстве США, сначала в Законе о гражданских правах (the Civil Rights Act of 1964), затем в Законе о профессиональной реабилитации (the Vocational Rehabilitation Act of 1973), в п. IX Закона о начальном и среднем образовании (the Elementary and Secondary Education Act of 1972), затем в Individuals with Disabilities Education Act, 1990 и, наконец, в Законе 1997 г. - Individuals with Disabilities Education Act Amendment (IDEA). Реализация всех видов законов осуществлялась при непосредственной взаимной поддержке всех уровней властей от федеральной, региональной до местной. Так, первая версия Закона от 1973 г. регулировала вопросы получения образования в государственных школах слабослышащими детьми <25>, Закон от 1990 г. распространялся на всех лиц, имеющих сколько-нибудь ограниченные способности в обучении в школе, Закон в редакции 1997 г. распространяется на защиту указанных лиц на уровне послесреднего обучения начиная с 14 лет. Он ориентирован на выявление индивидуальных способностей студентов, определение и развитие их способностей и интересов, включая способности в сфере менеджмента, коммуникаций, высоких технологий, ориентации на рынке труда, реализации своих навыков в жизни и профессиональном росте <26>. В Законе устанавливаются вариативные программы со спецификой обучения в колледжах и университетах и по субъектам обучения - с 14 либо 16 лет (в последнем случае программы нацелены на формирование ответственности указанной категории лиц за свои действия, на усиленную профессиональную ориентацию). Закон устанавливает, что послесреднее образование может осуществляться в следующих разнообразных формах: четырехлетнее обучение в колледже или университете, в объединенных или начальных колледжах, в частных профессиональных школах с выдачей сертификатов узких специальностей (парикмахер, водитель); обучение по программам подготовки и переподготовки, программам ученичества, программам образования для взрослых, военной службе <27>. -------------------------------- <25> Deaf under Handicapped Children Act of 1975. 58 Wash. U. L.Q. 241 (1980). <26> Neubert D. A. The role of Assessment in the transition to Adult Life Process for Students with Disabilities // Exceptionality, 11 (2), 63 - 75. <27> Silington P. L. Postsecondary Education: The Other Transition // Exceptionality. 11 (2). 2003. P. 103 - 113.

Тем не менее, как заявляется в американской прессе, усилия федеральных властей в обеспечении гражданских прав школьной десегрегации не привели к какой-либо расовой гармонии, формированию общей гражданственности, равных возможностей занятости. Так, попытки реализации части IX данного Закона не выявили каких-нибудь результатов в области предоставления равных возможностей на получение государственного образования и предложений о работе, особенно девушкам и молодым женщинам с ограниченными способностями <28>. Со времени введения в силу закона о помощи детям с физическими недостатками (Handicapped Children Act) и провозглашения принципа "образование для всех" в 1978 г., послужившего основой Закона IDEA, практические и политические деятели, родители, научные исследователи продолжали задаваться вопросом содержания и внедрения понятия "преодоление ограничения способностей здоровья" - restrictive environment (LRE), установленного в законе. В инструкциях федеральных властей данное понятие трактуется как: 1) достижение максимальной степени реализации способностей детей с физическими ограничениями, включая обучение их в государственных и частных учебных заведениях и иная защита способностей детей в образовании, даже тех, кто не имеет каких-либо явно выраженных ограничений; 2) формирование специальных классов раздельного обучения, иного свободного перемещения из среды обычного образовательного процесса в специально созданную среду обучения (создание дополнительных условий и условий ограничительных - "для лиц, имеющих трудности в нормальном общении", - детей неадекватного поведения). Но, несмотря на разъяснения государственных органов и положения, закрепленные Законом о презумпции привилегированного положения таких лиц и особого внимания к ним, обществом давно осознается необходимость изменения подхода к решению проблем организации их обучения. Указывается, что в данный процесс должны быть максимально вовлечены, а не изолированы, как это практиковалось ранее, специально обученный персонал и родители детей. Анализ деятельности школьных округов, произведенный совместными усилиями Комитета по специальному образованию и Службы обеспечения для лиц с ограниченными способностями, позволяет констатировать, что понятие раздельного обучения таких лиц не означает их изоляцию от полноценных людей, такой термин введен для указания на необходимость организации дополнительных, помимо обычных, условий на определенной территории с условием обязательной вовлеченности в данный процесс всей общественности. -------------------------------- <28> Susan Brody Hasazi, A. P. Johnston, Annette M. Liggett, Richard A. Schattman. A qualitative policy study of the least restrictive environment provision of the Individuals with Disabilities Education Act.

Очень важно помнить, что, хотя Хартии школ и законы о школах штатов и устанавливают самостоятельно условия своего функционирования, свои правила и процедуры, тем не менее при принятии решений они должны опираться на федеральные требования к соблюдению гражданских прав, установленные законодательно. Поэтому очень важно, чтобы на уровне федерации было установлено жесткое требование соблюдения прав на образование лиц с ограниченными способностями в образовании и гарантировать им возможность получать свободно необходимое для полноценной реализации их социальных претензий адекватное образование <29>. -------------------------------- <29> L. Morando Rhim, M. J. Mclaughlin. Special education in American Charter Schools: state level policy, practices and tensions // Cambridge Journal of Education. Vol. 31. N 3. 2001.

В помощь реализации указанных намерений в стране функционирует программа "ПОИСК" ("SEARCH"), нацеленная на открытие глубинных талантов и поиск фундаментальных философских максим, разрывов между индивидуальностью и общностью, личностью и школой, преодоление конфликта между лицом, не чувствующим себя полноценным в обществе, и обществом, усугубляющим такие чувства <30>. Эта программа была разработана в Университете Миннесоты и с 2003 г. была воспринята в 40 штатах, на законодательном уровне введена в программу адаптации реабилитационных центров и центров по обучению лиц со специальными возможностями в округе Колумбия и Пуэрто-Рико. Выполнение условий данной программы также способствует реализации закона в части предоставления равных возможностей для обучения лиц, имеющих "малейшие ограничения в общении". Согласно программе для данной категории лиц были созданы специальные школы (charter schools) как разновидность государственных школ - сегодня в стране их функционирует в количестве 2500 тысяч и они охватывают 500000 обучающихся. Организация деятельности данного вида школ варьируется следующим образом: 1) большая часть школ в штате создаются и управляются администрацией штата; 2) штаты управляют лишь некоторыми школами; 3) специальные школы абсолютно автономны от местных властей и действуют на основании специального закона о школах, принятых в штате <31>. Такие законы закрепляют цели организации, положения о том, кто организует школы, на средства какого фонда, каким образом расходуются эти средства, какую политику они осуществляют в процессе применения программ реабилитации и обучения, какие из этих программ они вводят в курс обучения, каков характер специальных программ, как осуществляется тестирование по программам, по каким критериям осуществляется наполняемость классов. В большинстве случаев управление данными школами возлагается на советы по образованию штата или местные советы, поэтому и вопросы управления регулируются разным законодательством - либо законодательством независимых местных округов, либо округов как составных частей школьного округа <32>. -------------------------------- <30> Finnegan L. A. (2000) Charter Schools and Students with Disabilities: a national study (Washington, DC, US Department of Education). <31> Center for Education Reform (2001). Charter School Statistics, available at http://www. edreform. com/pubs/chglance. htm. <32> Ahearn E. M., Lange C., Mclaughlin M. J. & RHIM L. M (2000) Project SEARCH: Charter schools and special education, paper presented at the National Charter School Meeting, Washington, DC, December 2000.

В англо-американской и австралийской правовых системах федеральное законодательство играет лишь направляющую роль, регламентирует ключевые моменты управления и функционирования системы образования в федерации, активное нормотворчество наблюдается на региональном (основном) уровне управления образованием. Основной источник права об образовании здесь закон субъекта федерации. Регионы представляют систему центральных органов власти по вопросам образования, ибо согласно конституциям стран практически все вопросы образования находятся в компетенции легислатур штатов. Нормы права по вопросам образования, закрепленные в постановлении профильного министерства для централизованного государства и в законе штата для децентрализованного, составляют закон (в материальном смысле слова), поэтому данные нормативные акты являются самыми популярными "силовыми", эффективно действующими. Закон парламента выступает как первичный нормативный акт, содержащий скорее доктринальные и декларативные положения и распоряжения, постановления профильного министерства и местных органов власти (школьных округов), выступающие как конкретно-обязательные, распорядительные нормативные предписания, обязательные для исполнения.

Название документа