Менеджмент безопасности системы образования

(Чистов Д. И., Чистов А. Д.) ("Юридическое образование и наука", 2006, N 4) Текст документа

МЕНЕДЖМЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Д. И. ЧИСТОВ, А. Д. ЧИСТОВ

Чистов Д. И., кандидат юридических наук, доцент.

Чистов А. Д., менеджер.

Важность, ценность поднятой проблемы в том, что процесс образования прямо связан с культурой прошлого, настоящего и будущего. Без объективного механизма защиты она перестанет существовать. Исчезнут нация, общество, государство. Ведь понятие "культура" произошло от латинского слова cultura - воспитание, образование, развитие. В современном восприятии она - выразитель уровня развития общества, творческих сил и способностей человека, оцениваемых по создаваемым ими материальным и духовным ценностям <1>. -------------------------------- <1> Советский энциклопедический словарь. М., 1983.

Культура характеризует исторические эпохи, в том числе и наступившую информационную. Поэтому необходимо сохранить и обезопасить достигнутое и преумножить инновациями. Решающая роль в этом процессе отведена личности, прогрессивные или негативные (криминальные) качества которой создаются управленческой политикой образования и воспитанием как составной его части. Таким образом, система образования не должна игнорировать проблемы образовательной культуры по ряду причин. Во-первых, она является хранилищем культуры, механизмом инновации ценностей, норм, стандартов и каналом передачи культурного наследия. Во-вторых, она обладает собственной культурой, создающей нормы, правила взаимоотношений между участниками образовательного процесса, обоснования стандартов и идеалов образовательной деятельности. В-третьих, внутри профессионального сообщества педагогов она вырабатывает, моделирует идеалы развития реформируемого общества. В-четвертых, она моделирует отношения между обучаемыми, научно-педагогическим составом и государством. В-пятых, она обязана в наступившую историческую эпоху разработать систему безопасности образования. Кто и как решит названные проблемы системы образования? С 90-х годов XX века притчей во языцех стал менеджмент. В вузах он изучается как самостоятельная дисциплина либо отдельный институт экономической теории. Трактуется он некоторыми учеными обобщенно как управление, руководство системой наиболее эффективным способом. В переводе с английского языка это управление, заведование, организация. В энциклопедическом понимании представляется совокупностью современных принципов, методов, средств, форм управления производством и сбытом с целью повышения эффективности и прибыльности. Осуществляет эти функции менеджер-профессионал в сфере управления, психологии, наделенный исполнительной властью <2>. В контексте настоящей статьи он может называться управляющим субъектом. -------------------------------- <2> Юридическая энциклопедия. М., 1998.

По мнению авторов настоящей статьи, менеджмент информационной эпохи должен складываться из форм классического, стихийного, сознательного и кибернетического управления управляющим субъектом процессами планирования, организации, мотивации, координации и контроля деятельности кибернетическими методами с использованием ЭВТ для достижения поставленных целей. Менеджмент образования - это специфический менеджмент, который изучает особые черты, специфику, тенденции воспитания, обучения, отличающие его от производственного (коммерческого). Особенности функций и содержания менеджмента образования проявляются в целях, методах оценки результатов, стимулировании, процедурах контроля и ответственности управляющего субъекта. Безопасность системы образования, ее устойчивость, выживание и дальнейшее развитие во многом зависят от эффективной внешней и внутренней государственной политики. В выступлениях на межвузовских конференциях, публикациях предлагаем этапы создания системы управления эволюцией образования (на примере юридического), приводим результаты экспериментального инновационного обучения студентов и роли в этом управляющего субъекта <3>. -------------------------------- <3> Чистов Д. И. Об эволюции в криминологической науке // Повышение эффективности правовых средств воздействия на преступность. М., 2000; Чистов Д. И. Об эволюции юридического образования // Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах. М., 2002; Чистов Д. И. Некоторые аспекты безопасности научно-педагогической собственности // Собственность и рынок. 2004. N 9; и др.

Пытаясь ускорить процесс совершенствования и обновления технологии отечественного образования в Программе образовательного стандарта третьего поколения, направили 9 августа 2004 г. письмо на имя министра образования и науки РФ. Ответ не заставил себя долго ждать. Директор Департамента государственной политики в сфере образования И. И. Калина сообщил 26 августа 2004 г. за N ОЗ-ПГ-МОН-2854 о своей признательности за интерес к образованию и о том, что предложения будут обсуждаться и учитываться при обновлении и совершенствовании системы образования. Учитывая актуальность поднятой проблемы, поделимся взглядами на безопасность системы образования. Ведь безопасности члены нашей инициативной группы посвятили много публикаций. Только сейчас даже обывателю не только вырисовываются, но идеологически, физически ощущаются результаты продолжающейся с принятой 18 августа 1948 г. Советом национальной безопасности США доктриной 20/1 "Цели США в отношении России" информационной войны с целью захвата ее территории, ресурсов <4>. В качестве средств используются воспитание, образование, телекоммуникационные технологии, СМИ, Интернет. -------------------------------- <4> Информация и безопасность: Сб. / Под ред. В. Я. Выборнова. М., 2000. С. 9.

Выиграет ли Россия продолжающуюся названную войну? Зависит от политических решений и практических шагов управляющего субъекта в разработке структуры, содержания и действий системы образования и ее безопасности. Кризис системы образования констатирован еще в Постановлении Государственной Думы России от 27 октября 1995 г. N 1270-1 "О кризисном положении в системе образования Российской Федерации". В нем названы общие негативные тенденции ухудшения качества образования. Важнейшей причиной негативных процессов (тогда было понятно только специалистам, а сейчас всем) являлось и является навязывание правящими "демократами" "святого" слова патриотизм - прибежищем негодяев. Что и кто может противостоять проигрываемой информационной войне? Вид оружия должен быть адекватным - интеллект, воспитание, образование. Содержательная сторона образовательной информации - интеллектуальная, культурная, психологическая, идеологическая, пропагандистская, критическая и др. Главное - безошибочно определить, что первоочередно нуждается в безопасности. Правы будут те, кто скажет - будущее. Составные части его - наука, воспитание, образование во благо общества, государства и свое на новационной информационно-технологической основе знаний. Недостаточно обозначить проблему безопасности. В политической жизни страны последнего десятилетия поднимаемые проблемы безопасности экономики, экологии и других сфер так и остаются нерешенными. Очень простой ответ. Чтобы обезопаситься, нужно знать, от чего и как. Только обозначив проблему опасности, определив ее механизм, разработав систему мер безопасности, возможно соединить их в единую комплексную эвристическую модель, действующую по кибернетическим методам с помощью ЭВТ. На это нацеливают в той или иной степени международные соглашения. В 2003 г. Россия вступила в Болонский процесс изменений в национальной системе высшего образования. Завершится их унификация к 2010 г. Авторы - сторонники тех ученых-преподавателей, которые считают Болонский процесс неминуемым источником снижения качества образования. Специфическая черта отечественного образования - его глубина, фундаментальность, ориентация на науку. Поэтому не следует сводить его на западный манер к подготовке узких специалистов для практических задач. Унификация образования лишь ухудшит дело. В элитарных университетах Франции также не видят необходимости перекраивать сложившуюся там систему обучения. Каждая страна стремится сохранить национальные достижения, главное богатство - высокий стандарт системы образования. Унификация системы высшего образования при всей внешней привлекательности идеи общеевропейского образовательного пространства может нарушить не только собственные государственные интересы России, но и Совета Европы. Ведь 8 марта 1996 г. Российская Федерация и Совет Европы в совместной программе сотрудничества между Российской Федерацией и Советом Европы по проекту РУС-IV обозначили развитие системы правового воспитания, укрепления юридического образования. Таким образом, опасность образованию представляется системой опасностей, в которой каждая сфера угрозы соответствует общим предшествующим условиям, полной причине, причинам, которые порождают негативные явления, и частным условиям, способствующим реализации причин, нанося прямые и опосредствованные потери образованию от всей ее системы до непрофессионально подготовленного выпускника. В числе общих предшествующих условий полной причины можно назвать: - игнорирование государственной властью продолжающейся информационной войны; - неурегулированность политики коммерционализации образовательной научно-педагогической деятельности. Причины - правовой вакуум охраны образования, научно-педагогической собственности из-за отсутствия Закона "Об образовании в Российской Федерации", нератифицированы Россией международные акты (конвенции, пакты) о научно-педагогической собственности. Частные условия - это те предшествующие условия, причины, которые в антисоциальных условиях реализуются, нанося прямые, опосредствованные потери системе образования, образовательному учреждению, его работнику, учащимся и иным сферам и лицам. Условно структуру системы опасности образованию можно представлять на международном и внутригосударственном уровнях. По содержанию качества образования: - устарело, не соответствует информационным технологиям, противоречит теоретическое содержание учебных традиционных дисциплин современным концепциям; - религиозное обучение направлено против иноверцев других стран; - национальные, религиозные идеи образования, воспитания насаждаются концессиям с иным традиционным укладом; - конкретное учебное заведение с определенным вероисповеданием может оказаться в опасности при террористическом акте; - жертвами становятся учащиеся, преподаватели, иные сотрудники образования и др. Не следует забывать, что опасности в образовании создают угрозы национальной безопасности России. Так, отсутствие ратификации большинства международных актов об интеллектуальной собственности затрудняет теоретические разработки научно-педагогической собственности и не создает законодательство, ее охраняющее. Прямо влияют и на отсутствие социально полезной политической информации, которая формирует национальную идею, идеологию, политические отношения, государственное устройство. И, что немаловажно, по этой причине в ВВП страны не поступают доходы от интеллектуальной собственности преподавателей, ученых. Безопасность образования как элемент системы общей национальной безопасности России представляет комплексную систему мер кибернетического управления с использованием ЭВТ, в которой каждая сфера применения ограждается мерами предупреждения опасности или борьбы с совершенными правонарушениями и выступает нормативно урегулированной и правопослушной стороной, не угрожающей, а движущей силой общества, государства, личности. Некоторые идеи, достижения и предложения по совершенствованию вузовского образования как меры менеджмента безопасности следующие. 1. Переосмыслить идеологическую, конституционную, правовую, социально-экономическая действительность, созданную информационной войной, криминализировавшей общество, государство, семью, личность. 2. Разработать научную, учебную, учебно-методическую литературу по универсальным современным концепциям юридических, управленческих наук (пять учебных дисциплин и более восьми спецкурсов). 3. Ввести в специализированных вузах спецкурс "Менеджмент безопасности системы образования". 4. Оригинальна универсальность современного гуманитарного образования использованием информационных, экспертных, эвристических программ с телекоммуникационными технологиями, ЭВТ. Так развивается не только гуманитарное, правовое, но и техническое мышление, без которого не представляется специалист информационной эпохи. 5. Прогнозированность как обязательный институт правовых дисциплин, которая даст возможность студентам познать, а работникам практических органов законодательной, исполнительной, судебной власти, в целях национальной безопасности страны, принимать социально полезные, справедливые политические, экономические, правовые управленческие решения и осуществлять правосудие, осознавать возможный эффект. 6. Практичность, которая достигается углубленной специализацией, лабораторными, практическими занятиями. 7. Критичность знаний, получаемых обучаемыми. Проводится по методике экспертно-студенческой оценки учебной литературы, используемой в учебном процессе, способом исторического, сравнительного анализа теоретических концепций с кратким резюме о достоинствах той либо иной работы. Практичность и критичность позволяют выпускникам вузов (да и профессорско-преподавательскому составу) становиться специалистами-профессионалами в более короткие сроки, проводить криминологические экспертизы законодательства, иных правовых норм, принимаемых органами власти всех уровней. 8. Введение современных образовательных технологий в одном или нескольких вузах. 9. Организовать Институт подготовки профессорско-преподавательского состава по программе образования третьего поколения. 10. Создать по международному опыту механизм договорных отношений по оценке и охране интеллектуальной научно-педагогической собственности. 11. В Минобрнауки РФ создать службу контроля соблюдения авторских прав ученых-педагогов. Начало всей работе положат переосмысленная подготовка Закона "Об образовании в Российской Федерации", разработка кодекса образования в Российской Федерации, суть которых соответствует высказанным выше предложениям, а цель - повышение уровня профессионального интеллекта обучаемых и безопасность системы образования.

Название документа