Экономические и налоговые перспективы и проблемы инновационной деятельности в вузах России

(Кобылина Е. В.)

("Налоги" (журнал), 2006, N 3)

Текст документа

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НАЛОГОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ РОССИИ

Е. В. КОБЫЛИНА

Кобылина Е. В., аспирант Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова.

Национальный проект "Образование", выдвинутый Президентом Российской Федерации в числе прочих в сентябре прошлого года, встретил заинтересованное отношение в научно-педагогических кругах и обществе в целом. К концу 2005 г. организационная работа по проведению всех его направлений была уже завершена.

Но в своем стратегическом направлении он означает много больше. Этот проект - как маяк, как предвосхищение будущего, приближение к идеалу - можно и нужно рассматривать как совокупность проблем, требующих исследований и экспериментов, критического осмысления со стороны преподавателей и руководителей, особенно высшей школы. И чем больше делается по практическому осуществлению проекта, тем важнее видеть в нем своеобразную "интеллектуальную разведку", способную продвинуть наше образование вперед.

Современная парадигма образования предполагает обеспечение выпускника не столько суммой знаний, сколько набором ключевых компетенций, позволяющих мобильно адаптироваться в динамично изменяющихся социально-экономических условиях и применять свои знания при создании новой конкурентоспособной продукции и услуг. Качество подготовки выпускника сегодня заключается не только в его умении анализировать и решать проблемы, но и в способности совершенствовать технологии собственной деятельности и определять ее стратегию.

Именно в грамотном, продуманном, экономически обоснованном проектировании и соответствующей организации образовательного процесса на всех уровнях кроются огромные резервы оптимизации всех бизнес-процессов в вузе и, следовательно, повышения экономической эффективности его деятельности в целом, а также резервы роста уровня качества образования.

Сегодня современный вуз не может развиваться, оставаясь неподвижной академической структурой. В основе его развития должны лежать новые схемы формирования инноваций, направленные на повышение адаптивных возможностей вуза к быстро меняющимся условиям внешней среды. Каждый вуз в современных условиях рынка стремится создать инновационный предпринимательский университет, конкурентоспособный, финансово эффективный, с диверсифицированными доходами, академически сфокусированный на учебных программах, отличающихся высоким качеством, активно взаимодействующий с внешними и внутренними партнерами, структурно децентрализованный и строго следующий своей стратегии развития.

Открытию новой образовательной программы обязательно предшествует серьезное экономическое обоснование. Прежде всего берутся в расчет реальная востребованность программы клиентами и прогноз ее выхода на самоокупаемость. На первых этапах большинство программ является затратным, вопрос лишь в том, как долго продлится дотационный период и сколько средств придется вложить в ее развитие. Отсутствие продуманной экономической политики при открытии новых образовательных программ в вузе зачастую порождает такую ситуацию, при которой многие программы длительное время существуют за счет других, вполне доходных. В одних случаях это происходит из-за нежелания руководства глубоко анализировать экономическую составляющую образовательной деятельности, а также из-за отсутствия адекватного инструментария и методов оценки себестоимости и экономической эффективности образовательных программ. В других случаях это вполне сознательная позиция: программы, приносящие хорошие доходы, служат для поддержки малодоходных программ, позволяющих поддерживать имидж вуза, его бренд. Например, многие технические вузы развивают экономические и юридические специальности, в том числе и с целью получения высоких доходов, из которых затем дотируются инженерные специальности, не пользующиеся в настоящее время высоким спросом на рынке образовательных услуг. В любом случае на этапе проектирования новой образовательной программы необходимо сделать все возможное для максимального снижения издержек.

Вспомним, что в традиционной системе управления вузом главным показателем при планировании и определении результатов работы учебных подразделений является нагрузка, искусственное завышение которой зачастую приводит к необоснованному удорожанию учебного процесса.

Многие вузы России решили пойти другим путем.

Современное развитие науки и новых технологий, скорость появления различного рода инноваций, в том числе тех, которые кардинально меняют основополагающие представления, принципы, методики, утвердившиеся в той или иной предметной области, превращают непрерывное, или "пожизненное", обучение из образного выражения в реальную и очевидную необходимость. Данную реальность инновационного развития вуза можно продемонстрировать на реально существующих моделях современного рынка образовательных услуг.

В современной России реализация новых подходов к развитию высшего образования идет в русле трансформации традиционных образовательных учреждений в университеты инновационного типа.

Университет инновационного типа - адаптивный к требованиям внешней среды научно-образовательный комплекс, деятельность которого ориентирована на расширенное воспроизводство инновационного потенциала территории, формирование инновационной инфраструктуры, интеграцию всех уровней образования с академической наукой, промышленностью, бизнесом и властными структурами.

Инновационная деятельность любой модели вуза направлена на решение следующих задач:

- эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза, формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;

- коммерциализацию научных идей, оригинальных инновационных проектов;

- повышение уровня предпринимательской культуры и подготовку квалифицированных кадров в сфере малого и среднего бизнеса.

В основу понятия инновационного университета положены следующие принципы.

1. Развитие инновационного потенциала университета, результатом которого является подготовка интеллектуального потенциала, способного обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности.

2. Прогнозирование спроса и стратегическое управление структурой расширенного воспроизводства инновационного потенциала территории.

3. Формирование инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей интеграцию всех образовательных академических ценностей и предпринимательства.

4. Формирование инновационной корпоративной культуры и внутренней конкурентной среды.

5. Развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой - образовательная, научная и глобальная интеграция академической науки с промышленностью, бизнесом и властными структурами.

6. Диверсификация источников финансирования университета и активный фандрайзинг.

7. Создание адаптивной системы управления университетом как самообучающейся структуры.

Стратегия развития данного образовательного учреждения высшего профессионального образования основана на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса. В этом случае они, с одной стороны, готовят специалистов нового поколения для рынка интеллектуального труда, а с другой - становятся полноправными субъектами рыночной экономики как разработчики, поставщики объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями. Данное утверждение говорит о том, что такие университеты рассматриваются в качестве одной из составляющих инновационного сектора экономики страны.

Второй моделью инновационного развития вуза можно считать модель создания предпринимательского университета.

Идея предпринимательского университета подразумевает соответствующую корректировку управленческих структур и деятельности вузов. Современное управление учебными заведениями предполагает внедрение новых рыночных методов менеджмента. Новый менеджмент должен основываться на сочетании высокого профессионального уровня персонала с сильным исполнительным руководством. Предпринимательский подход к руководству также направлен на диверсификацию источников дохода вуза и установление тесных связей с деловыми кругами и обществом.

Предпринимательский университет - это учебное заведение, осуществляющее внедрение инновационной предпринимательской культуры как в управление вузов, так и в обучающий процесс. Последнее требует интеграции академических и исследовательских подразделений, деятельность которых ориентирована не только на передачу знаний, но также на создание конкретных проектов, в рамках которых студенты на практике смогут ознакомиться с новыми методами производства и использования академических и прикладных знаний.

Все чаще в административных структурах вузов работают представители неакадемических сфер. Для собственных нужд университеты создали различные горизонтальные коммерческие структуры: отделения непрерывного образования, промышленные представительства, инновационные "инкубаторы", центры распространения технологий и др., которые меняются вместе со средой, обеспечивая автономию и гибкость. Отчасти именно поэтому мелкие и средние предприятия стали основными ячейками рыночной экономики и эталонной моделью для предпринимательства. Ранее уступавшие в популярности крупным централизованным структурам, мелкие и средние предприятия в настоящее время превратились в ключевой элемент экономических перемен. Итак, университетские и коммерческие ассоциации представляют собой сетевые объединения гибких взаимозависимых институтов, делящихся опытом и знаниями.

На современном рынке образовательных услуг появляются также предприятия нового типа - "производства знаний" или "наукоемкие организации". Главным видом их деятельности (как и университетов) являются инновации. Персонал "наукоемких организаций" в основном состоит из высококвалифицированных специалистов - работников сферы знаний, в первую очередь занимающихся переработкой информации в знания.

Такие предприятия нередко открывают собственные исследовательские или образовательные центры, сокращая тем самым в университетах объем заказов на исследовательскую деятельность. Кроме того, совместно с университетами они создают общие исследовательские и образовательные структуры. Так, традиционные связи между вузами и промышленностью обогащаются новыми типами отношений, и географическая близость больше не является здесь важнейшим показателем.

В то же время высокотехнологичные предприятия стремятся обосноваться неподалеку от крупнейших университетов, что позволяет сократить промежуток времени между их открытием и продвижением их продукции на рынке. Подобный подход требует от обеих сторон создания новых структур и применения инновационных принципов управления, а также приводит к обострению конкуренции между вузами, стремящимися привлечь промышленные предприятия ради получения заказов на исследования или профессиональную подготовку. Реорганизация знаний имеет два отчетливо выраженных аспекта: растет разнообразие и специализация знаний и сужается специализация отдельных направлений образования и исследований. В результате академическому миру необходимо как можно скорее приспособиться к междисциплинарному характеру областей, связанных с наиболее важными для общества вопросами - устойчивым развитием, управлением рисками и проч.

Тенденция интеграции образования, науки и бизнеса также может быть проиллюстрирована моделью создания технопарков на базе вуза как одной из наиболее значимых факторов для развития предпринимательской деятельности вуза.

Технопарк - это место, где формируется взаимозаинтересованная среда по созданию инновации (ученые, изобретатели, инноваторы, инвесторы и производители).

Суть деятельности технопарка как основного инфраструктурного звена инновационного комплекса университета состоит в соединении всех видов ресурсов для реализации единого инновационного процесса.

Основные направления деятельности технопарка:

- "выращивание" малых и средних инновационных фирм;

- коммерциализация и технологический трансферт конкурентоспособного изделия, материала или технологии в крупномасштабное промышленное производство;

- самостоятельное производство и реализация уникального оборудования, мелкосерийное и малотоннажное производство инновационной продукции.

Технопарк, взаимодействуя с университетом, на базе которого он создан, служит своеобразным мостом, соединяющим университет с экономикой и социальной сферой региона. Особая роль университетского технопарка заключается в том, что он должен побудить преподавателей, студентов, ученых и изобретателей заняться инновационным предпринимательством. При этом задача университета заключается в осуществлении координации деятельности и обеспечении тесного взаимодействия кафедр и научно-исследовательских подразделений с технопарком.

Для дальнейшего стимулирования развития и повышения эффективности инновационной деятельности в университетах России следует осуществить ряд мероприятий.

На федеральном уровне это создание законодательной и нормативной баз инновационной деятельности:

- внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", а также в Гражданский, Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации и другие законодательные акты в части, касающейся регулирования инновационной деятельности;

- разработка и принятие Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации";

- разработка и принятие законов о защите интеллектуальной собственности и регулировании использования результатов интеллектуальной деятельности, созданной за счет бюджетных средств;

- внесение в налоговое законодательство изменений и дополнений, касающихся стимулирования процессов создания, правовой охраны и вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности;

- внесение в налоговое законодательство изменений и дополнений, касающихся использования бюджетных средств для финансирования, создания инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; совершенствования порядка образования и использования внебюджетных фондов для финансирования научных исследований, экспериментальных разработок и инновационной деятельности;

- внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, которые позволят создавать образовательные, научные, конструкторские, производственные и иные организации различных форм собственности с сохранением ими статуса юридического лица, а также университетские комплексы новой организационной формы;

- принятие Правительством России постановления о введении категории ведущих вузов и исследовательских университетов как основы для создания университетских комплексов и одной из его моделей - учебно-научно-инновационных комплексов;

- увеличение числа вариантов образования университетских комплексов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 676 "Об университетских комплексах", путем признания таковым университета (академии), в составе которого (которой) функционируют образовательные, научные, конструкторские, производственные структурные подразделения, созданные самим университетом (академией) и обеспечивающие реализацию образовательных программ различных уровней, а также научных и инновационных проектов и разработок;

- включение Минобрнаукой в годовую отчетность вузов показателей их инновационной деятельности; дополнение аккредитационных показателей вузов показателями, характеризующими их инновационную деятельность, инновационный потенциал и инновационную активность;

- включение в рамках Федеральной целевой программы развития образования, других отраслевых программ в качестве одного из приоритетных направлений комплексного решения проблем развития инновационного потенциала вузов координации усилий в этой сфере с органами власти регионов, отраслями, корпорациями, обмена опытом и подготовку кадров для осуществления инновационной деятельности.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие умозаключения.

1. На сегодняшний день в России идет формирование рынка образовательных услуг, в связи с чем происходит трансформация данной отрасли хозяйствования, с чем сопряжены противоречия, которые мешают рынку стать цивилизованным. Устранить вышеназванные проблемы можно посредством внедрения инноваций в образовательный процесс российских вузов, так как именно они снизят уровень диспропорций спроса и предложения на различные виды образовательных услуг.

2. В связи с внедрением инноваций в образовательный процесс вуза на рынке образовательных услуг происходят существенные изменения, как в структуре, так и в системе управления. Вузовская система управления сегодня должна управлять не только фазой концептуального решения проблемы на основе результатов фундаментальных и поисковых исследований, полученных патентов, но и полным инновационным циклом: от идеи до создания готового продукта, его тиражирования и передачи на рынок.

3. Главным направлением инновационного развития вуза является одновременное внедрение трех процессов в систему образования: преобразование новшества в нововведение; технологический трансферт; коммерциализация новшества. Активность образовательного учреждения высшего профессионального образования в развитии всех вышеуказанных видов деятельности на российском рынке образовательных услуг велика, но только между наукой и технологией остается темная пропасть, и преодолеть ее российской системе образования помогут экономико-правовые аспекты развития инновационной деятельности образовательного учреждения, разработке которых должны уделить большое внимание Правительство России, Гражданский, Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации.

Литература

1. Захария С. Э., Жибер Э. Предпринимательский университет в условиях общества знаний // Экономика образования. 2006. N 1(32).

2. "Предпринимательский университет" - новый тип высшего учебного заведения (по материалам международной конференции) // Экономика образования. 2005. N 3.

3. Федоров И. Б. Интеграция образования и науки: ключевые аспекты // Высшее образование. 2005. N 6.

4. Инновационная деятельность вузов: принципы и механизмы образования (Национальный проект "Образование") // Высшее образование. 2006. N 5.

Название документа