Опыт разработки и реализации магистерской программы "Правовое обеспечение международного энергетического сотрудничества"

(Шевченко Л. И., Грищенко А. И.) ("Энергетическое право", 2013, N 2) Текст документа

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ "ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА"

Л. И. ШЕВЧЕНКО, А. И. ГРИЩЕНКО

Шевченко Л. И., научный консультант магистерской программы "Правовое обеспечение международного энергетического сотрудничества" Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД РФ, профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.

Грищенко А. И., доцент кафедры правового регулирования ТЭК Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД РФ, кандидат юридических наук.

В настоящий период в России осуществляется реформа высшего образования (в т. ч. и юридического), связанная с переходом к системе обучения, основанной на принципах Болонского процесса, т. е. многоступенчатой системе образования. Согласно такой системе, студенты после 4 лет обучения имеют право продолжить образование в магистратуре для получения диплома магистра. Часть обучающихся, получив диплом бакалавра, идут на практическую работу. Однако с учетом тех сложностей, которые стоят перед специалистами в области юриспруденции, необходимости овладения ими глубоких знаний экономического законодательства возникает вопрос о том, на каких должностях могут быть использованы выпускники-бакалавры с их общим уровнем профессиональной подготовленности. Думается, что вряд ли до конца продуман вопрос о приеме в магистратуру, т. е. на высшую ступень профессиональной юридической подготовки, лиц, не имеющих основных правовых знаний. Важнейшим положением Болонского процесса является содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества. В этом плане важную роль играют системы обеспечения качества, единые стандарты высокого качества, позволяющие обеспечить сравнимость квалификаций по всей Европе. В Международном институте энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД РФ, который осуществляет подготовку высококлассных юристов со знанием иностранных языков, уже продолжительное время делают особый акцент на международной составляющей своих программ, которая является одним из важнейших критериев эффективности движения к формированию единого образовательного пространства. Это должно быть нормой не только для МИЭП МГИМО (У) МИД РФ, но и для других вузов, готовящих специалистов в сфере юриспруденции, - глубокое, а не поверхностное изучение норм международного права, международного частного права, зарубежных правовых систем. Наряду с международным, международным частным правом в современных условиях свою практическую полезность имеет право, развивающееся в рамках Европейского союза и вобравшее в себя лучшие черты международного права и национального права наиболее развитых демократических государств и различных правовых систем Европы. Европейское право призвано заполнять "пустоты" правовых пространств, оставляемые международным правом и национальными системами права. Оно официально признано в качестве самостоятельной правовой системы и может эффективно регулировать широкий круг отношений во всей Европе. Поэтому его изучение представляет собой бесценную возможность познакомиться с новейшими тенденциями, идеями и методами, представляющими собой последние достижения мировой правовой мысли. Такой предмет надо сделать обязательным во всех юридических вузах, что позволит облегчить признание эквивалентности российского высшего образования мировому уровню. Это же касается и международного энергетического права <1>, которое приобретает все более устойчивое развитие в мире, и Россия не должна быть в стороне от этих тенденций. -------------------------------- <1> Peter D. Cameron. Competition in Energy Markets. Law and Regulation in the European Union. Second Edition. Oxford, 2007; Energy law in Europe: National, EU and International Regulation, second edition / M. Roggenkamp, C. Redgwell, I. del Guayo and A. Ronne. Oxford University Press, 2007 (Энергетическое право в Европе: национальное, ЕС и международное регулирование / Под ред. М. Рогенкамп, К. Редгуэлл, И. дель Гуайо и А. Рон. 2-е изд. Оксфорд Университи Пресс, 2007); Селиванова Ю. С. Регулирование энергии правилами Всемирной торговой организации и Договором к Энергетической хартии: возможности для России? // Право ВТО. 2012. N 2. С. 16 - 23.

Сегодня в России все понимают, что перемены в юридическом образовании крайне необходимы. Готовность учебных заведений к переменам, улучшению качества образования, безусловно, должна возрастать. Только общими усилиями можно построить лучшие образцы образования будущей России, обеспечить развитие единого образовательного пространства страны. Качественное образование - ведущий механизм развития российского общества и российской цивилизации, основа воспроизводства духовного потенциала России. Сложность и масштабность предпринимательской деятельности в энергетическом секторе экономики порождает, соответственно, сложность и масштабность экономических споров между участниками такой деятельности. Для разрешения таких споров необходимо обладать специальными познаниями как в области экономики, так и в весьма сложном экономическом законодательстве, включая корпоративное, банковское, страховое, транспортное, в сфере строительства и т. д. Следовательно, при подготовке специалистов по юриспруденции, особенно для сферы ТЭК, требуется в значительной мере улучшить качество юридического образования. Учитывая встраивание России в мировую экономику, студентам необходимы знания мировой экономики, тенденции развития мирового энергетического законодательства. Большее внимание в современный период следует уделять повышению уровня подготовки в магистратуре не только юристов, специализирующихся в сфере энергетики, но и научных кадров, специализирующихся в изучении вопросов преподавания энергетического права. Решением Ученого совета МГИМО (У) МИД России 23 апреля 2013 г. утверждена магистерская программа "Правовое обеспечение международного энергетического сотрудничества" и в Международном институте энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) открыт набор на обучение по этой магистерской программе. Этому обстоятельству имеется несколько объяснений. Во-первых, за последние несколько лет Россия выступила с рядом важных инициатив по совершенствованию правового регулирования международных энергетических отношений. Среди этих инициатив - проект многосторонней Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности, разработанный на основе концепции, с которой в апреле 2009 г. выступило высшее руководство России. Во-вторых, речь идет о необходимости радикального совершенствования правовой основы мировой торговли энергетическими ресурсами, формирования новой системы правовых актов в области энергетики - универсальной, эффективной, открытой, всесторонней, равноправной, не противоречащей соответствующим обязательствам в других международных документах. В-третьих, нельзя не сказать также о проекте Двустороннего соглашения России и ЕС о трансграничной энергетической инфраструктуре, переданном российской стороной европейским коллегам в ходе саммита "Россия - ЕС" в декабре 2012 г. <2>. -------------------------------- <2> URL: http://ria. ru/economy/20121221/915807261.php.

Параллельно идет работа над энергетическими статьями Нового базового соглашения Россия - ЕС, в марте 2013 г. утверждена Дорожная карта энергетического сотрудничества России с Евросоюзом до 2050 года <3>, активно ведется разработка правил энергетического сотрудничества и на постсоветском пространстве в рамках ЕврАзЭС. Кроме того, по инициативе стран - участников Договора к Энергетической хартии в 2010 г. запущен процесс модернизации данного инструмента <4>. -------------------------------- <3> URL: http://fedpress. ru/news/econom/industry/1363949409podpisana-dorozhnaya-karta-energeticheskogo-sotrudnichestva-mezhdu-rossiei-i-es-do-2050-goda. <4> URL: http://www. encharter. orgindex. php? L=1&id=477; http://www. encharter. org/index. php? L=1&id=22; http://www. rbc. ua/rus/newsline/show/ukraina-v-tselom-podderzhivaet-protsess-modernizatsii-energeticheskoy-21022013201000.

Особого внимания заслуживает и оценка воздействия правил ВТО, ставших обязательными для России с момента вступления в данную организацию, на отношения в сфере ТЭК. На это указывают, в частности, недавно озвученные Евросоюзом претензии в отношении российского таможенного и налогового регулирования деятельности нефтяных компаний <5>. -------------------------------- <5> URL: http://www. nefttrans. ru/analytics/evrosoyuz-nazhalovalsya-na-rossiyu-v-vto. html.

Все это свидетельствует о важности безотлагательного решения проблемы обеспечения наших государственных ведомств и ведущих компаний высококлассными юристами-международниками, способными эффективно отстаивать российские интересы. С учетом чрезвычайной актуальности кадрового обеспечения правовой составляющей энергетического сотрудничества в МИЭП была разработана новая магистерская программа. В последнее время в МИЭП неоднократно обращались ведущие энергетические и нефтегазовые компании, которые испытывают большую потребность в квалифицированных юристах-международниках. Правовые проблемы, с которыми сталкиваются крупнейшие российские корпорации ТЭК в ходе реализации международных проектов, сегодня приобрели исключительную остроту. Это, в частности, проблемы "Газпрома", связанные с возможной утратой контроля над своими инфраструктурными активами в Евросоюзе вследствие применения Третьего энергетического пакета ЕС, с невозможностью полного использования уже построенной инфраструктуры, с перспективами строительства новых проектов в ЕС - газопровод "Южный поток" и расширение газопровода "Северный поток", с возбужденным в 2012 г. антимонопольным расследованием Еврокомиссией деятельности группы "Газпром" в Евросоюзе. Это правовые вопросы, с которыми сталкиваются "Роснефть" в Венесуэле, "Лукойл" в Ираке. Это целый ряд вопросов в рамках Штокмановского проекта и т. д. Правовые проблемы в сферах поставок энергоресурсов, строительства и эксплуатации газопроводов и нефтепроводов, инвестиций российских компаний ТЭК за рубежом касаются европейского направления, постсоветского пространства, проектов в Восточной и Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке и других регионах. Особенность и преимущество новой программы и ее отличие от других магистерских программ по направлению "Юриспруденция", которые ведутся в МГИМО (У), заключаются в следующем. Прежде всего это уникальная в своем роде база новой программы, необходимая для эффективной профессионально ориентированной подготовки. Предполагается, что магистранты будут проходить практику в правовых департаментах ведущих компаний ТЭК, участвовать в реализации ключевых энергопроектов, знакомиться с теми правовыми проблемами, которые возникают в ходе их осуществления. Рабочий учебный план программы "Правовое обеспечение международного энергетического сотрудничества" подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки "Юриспруденция", включает общенаучный и профессиональный циклы и содержит 34 дисциплины. 29 из них - это курсы специализации в области правового обеспечения международного энергетического сотрудничества. Программа направлена на формирование у обучающихся студентов системы комплексных знаний и компетенций в области правового сопровождения международных энергетических проектов, правового регулирования инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации и зарубежных стран, контрактных отношений в ТЭК, налогообложения и тарифного регулирования и др. Лекционные курсы и семинарские занятия будет проводить профессорско-преподавательский состав МГИМО (У), МИЭП и других ведущих вузов страны, а также известные зарубежные эксперты и руководители юридических департаментов ведущих компаний ТЭК. Основные дисциплины магистерской программы: - "Актуальные проблемы правового регулирования международного энергетического сотрудничества"; - "Правовое регулирование инвестиционной деятельности в ТЭК"; - "Стимулирование энергосбережения и повышения энергоэффективности: правовые и экономические аспекты"; - "Контрактные отношения в отраслях ТЭК"; - "Международно-правовые особенности освоения трансграничных энергетических ресурсов: опыт России, Канады, Норвегии, Великобритании"; - "Правовое регулирование строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры по добыче и транспортировке углеводородов" и др. Магистерские диссертации по итогам обучения будут готовиться с учетом фактического материала по актуальным для компаний ТЭК проблемам в целях содействия их эффективному решению. С тем чтобы оптимизировать этот процесс, в рамках магистерской программы будет организован научно-исследовательский семинар, в котором в качестве приглашенных экспертов будут участвовать крупнейшие специалисты, задействованные в решении правовых проблем международного энергетического сотрудничества. Программа ориентирована на лучших выпускников бакалавриата Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД РФ, а также выпускников других ведущих вузов нашей страны. Благодаря актуальности программы и тесной связи учебного процесса с деятельностью ведущих компаний ТЭК будет обеспечено трудоустройство выпускников магистратуры.

Название документа