Об участии судов в практической подготовке юристов: опыт ФРГ

(Волосникова Л. М.) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2005, N 5) ("Администратор суда", 2006, N 1) Текст документа

ОБ УЧАСТИИ СУДОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮРИСТОВ: ОПЫТ ФРГ

Л. М. ВОЛОСНИКОВА

Волосникова Л. М., зам. директора по учебной работе, доцент кафедры теории и истории Института государства и права ТюмГУ, кандидат исторических наук.

При подготовке данного обзора автор использовал информацию, полученную при прохождении стажировок в Люнебургском и Ганноверском университетах, Брауншвейгском региональном суде (ФРГ) в 2003 - 2004 гг., целью которых было изучение особенностей организации юридического образования в ФРГ, а также ресурсы всемирной сети Интернет. Германскую модель подготовки юристов характеризует ярко выраженная ориентация на практику. Это выражается, во-первых, в продолжительности практики. Общая продолжительность обязательной юридической практики за весь период обучения в соответствии с Законом 1984 г. составляет 2 года и 2 месяца, в то время как в России - 12 недель. Второй особенностью германского юридического образования является его ориентация в первую очередь на обеспечение деятельности судов. Действует принцип: "Университеты готовят в первую очередь судей", несмотря на то, что на практике только три процента выпускников, успешно сдавших государственные экзамены, становятся судьями. Продолжительность обязательной практики в суде за весь период обучения составляет не менее 4 месяцев. В-третьих, германскую модель подготовки юристов отличает высокая степень участия судов в практической подготовке юристов, детальное правовое регулирование организации практики будущих специалистов на федеральном и земельном уровнях. Законодательство о судебной системе ФРГ выполняет функции государственного образовательного стандарта высшего юридического образования. Федеральное законодательство обязывает суды к участию в практической подготовке юристов <*>. Организаторами практики являются не университеты, а суды или органы юстиции. Земельные бюджеты финансируют соответствующую деятельность судов. В штате нижнесаксонских судов предусмотрена должность судьи - администратора практики. Статус судей в ФРГ и их статус определяется согласно немецкому Закону о судьях. Немецким судьям запрещено оказание юридических услуг, совмещение работы в суде с иной деятельностью, за исключением дел, связанных с административным управлением судебными делами в рамках канцелярии суда, занятием научно-исследовательской работой, принятием госэкзаменов у студентов юридических факультетов. Судьей согласно немецкому Закону о судьях может стать лицо, закончившее юридический факультет немецкого университета, путем успешной сдачи первого и последующего за ним второго государственного экзамена. В Законе указаны основные предметы и продолжительность учебы, условия практической стажировки и меры по контролю за успеваемостью (§ 5 - 5d). Земельные законы, например, Судебный кодекс Саксонии, устанавливают дополнительные требования к содержанию подготовки юристов. Специальные земельные законы о юридическом образовании и сдаче экзаменов более детально регламентируют соответствующие отношения. Конкретные перечни предметов и порядок сдачи госэкзаменов регулируются земельным законодательством и положениями о проведении экзаменов отдельных юридических факультетов. За время учебы студенты должны также пройти практику. Ознакомительная практика (как минимум, 4 недели) должна быть пройдена в течение первых шести семестров. Во время нее студенты должны получить конкретное представление о профессии юриста (судьи, адвоката, юрисконсульта и т. д.). Организуют практику органы юстиции, а студенты должны своевременно подать соответствующие заявки. Углубленная практика (сроком 10 недель) проводится с учетом специализации и не ранее пятого семестра. Она проводится органами юстиции, заранее подробно оповещая юридические факультеты о содержании и целях проводимых в ее рамках мероприятий. Первый государственный экзамен, который сдают выпускники университетов, проводится специальной экзаменационной службой юстиции при судах земель. Эта служба подчинена президенту Высшего земельного суда. Экзаменаторами являются практики-юристы и профессора университета <**>. -------------------------------- <*> Vorlesungskommentar des Fachbereichs Rechtswissenschaft 1. Sommer semestr - 1990 / Red. K. Dziadek. Hamburg, 1990. S. 14. <**> Андрощук А. Профессиональная подготовка юристов в Германии // www. ypgazeta. com; Вершинин А. П. Юридическое образование в ФРГ: опыт организации // Известия высших учебных заведений. 1992. N 1.

В случае успешной сдачи первого государственного экзамена, выпускники зачисляются в референдариат на основании личного заявления. Например, количество мест в референдариате Нижней Саксонии составляло в 2003 году 1400. Для руководства референдариями при президенте Высшего земельного суда создается специальная комиссия. Референдарии объединяются в рабочие группы, которыми руководят в основном практические работники. Вместе с тем референдарии считаются государственными служащими, проходят стажировку в соответствующих учреждениях и получают жалование. Практическое образование длится два с половиной года. В течение двух лет референдарий должен пройти обязательную стажировку в ряде учреждений (четыре месяца в прокуратуре или суде по уголовным делам, четыре месяца в суде по гражданским делам (1-я инстанция), семь месяцев в административных органах, пять месяцев у адвоката, четыре месяца в суде 2-й инстанции по гражданским делам). Стажировка в указанных учреждениях может быть сокращена по заявлению референдариев с целью прохождения стажировки в других судебных органах (трудовых, административных судах). Полгода референдарию предоставляется для стажировки в выбранном им учреждении. За время референдариата стажеры получают разнообразные практические навыки. Для этого им предоставлены достаточно широкие права, например, они могут присутствовать в совещательной комнате при вынесении судебного решения (это специально регламентировано в законе о судоустройстве). Углубление научной подготовки происходит в процессе обсуждения применения законодательства в рабочих группах. После окончания референдариата необходимо сдать второй государственный (асессорский) экзамен. Он включает выполнение письменных работ и устный экзамен. Письменные работы состоят из домашнего задания и контрольных работ. В некоторых землях ФРГ практикуются только контрольные работы, так как проблема плагиата при написании письменных выпускных работ существует не только в России, но и Германии <*>. -------------------------------- <*> Андрощук А. Профессиональная подготовка юристов в Германии // www. ypgazeta. com; Вершинин А. П. Юридическое образование в ФРГ: опыт организации // Известия высших учебных заведений. 1992. N 1.

Комиссия включает руководителя окружной экзаменационной комиссии органов юстиции и четырех экзаменаторов - судью или прокурора, представителя органов юстиции или администрации, адвоката или нотариуса, юриста предприятия. Экзаменующиеся обязаны написать 11 работ. Разрешается пользоваться законами и комментариями. Опрос претендентов проводится аналогично правилам первого устного экзамена. Выдержавшие это испытание вправе получить звание асессора. Так, по итогам 1995 года в Баварии его получило более 80% из числа сдававших второй государственный экзамен, 16% получили неудовлетворительные оценки. В Нижней Саксонии количество экзаменующих референдаров составляет 1000 человек. Количество неудовлетворительных оценок на втором государственном экзамене составляет на 1 этапе в среднем 23%, в отдельные годы - до 40%. Применяется 6-балльная шкала оценивания. Свидетельством строгости экзаменаторов является факт, что за всю послевоенную историю Нижней Саксонии только 3(!) человека получили высший балл на втором государственном экзамене. Таким образом, формами участия судей в практической подготовке юристов являются организация практики и участие в приеме государственных экзаменов, целью которых является выявление степени подготовленности к практической правоприменительной деятельности. Высокая степень участия судей-практиков - один из важных факторов высокого качества юридического образования в ФРГ, хотя и не единственный (иные факторы - высокий уровень информационно-библиотечного обеспечения, научной квалификации преподавателей и т. д.). Сравнение в данном случае с российской моделью юридического образования представляется уместным. Российскую модель подготовки юристов отличает в целом незначительная роль практического обучения. Если в германской модели соотношение теоретической и практической подготовки составляет 66,9% к 33,1%, то в российской - 93,5% к 6,5% (у специалистов теоретическое обучение - 183 недели, практика - 12 недель, у бакалавров соответственно 140 и 10 недель). Содержание государственных образовательных стандартов (ГОС) по юриспруденции (бакалавриат, специалитет, магистратура) имеет знаниевую направленность. Критерием оценки выпускника являются по-прежнему теоретические знания и лишь отчасти - умения и навыки, в то время как в германской модели - навыки правоприменения и профессиональные компетенции, а не формирование целостных компетенций. ГОС не обеспечивает связи знаний с будущей практической деятельностью. Пренебрежение разработчиков государственных образовательных стандартов по юриспруденции к практической направленности обучения проявляется и в сокращении количества времени, отводимого на практику: ГОС второго поколения по специальности "Юриспруденция" сократил количество часов на юридическую практику с 21 до 12 недель. Отсутствуют требования к содержанию и организации практики по специальности и направлению "Юриспруденция" в отличие от ГОС других специальностей и направлений подготовки. К этому добавим, что ФЗ не предусмотрено финансирование производственной практики из федерального бюджета, это приводит к тому, что суды зачастую отказывают вузам в приеме студентов на практику либо проводят ее формально. Порядок финансирования проведения производственной практики, установленный самими вузами, как правило, не предусматривает оплаты руководителя практики от принимающей организации. Федеральное законодательство об образовании не регламентирует проведение юридической практики, оставляя этот вопрос на усмотрение вузов, и уж тем более не предусматривает обязательной практики в суде. Обращаясь к вузовскому уровню регламентации юридической практики, можно выделить два варианта. Первый - установление обязательного прохождения практики в суде. Так, например, Положение о практике юридического факультета Калининградского государственного университета предусматривает обязательную практику в суде продолжительностью не менее одной недели, Положение о практике Института дистанционного обучения Российского университета дружбы народов предусматривают обязательную практику в суде продолжительностью не менее 4 недель: "При прохождении практики в суде студент знакомится с организацией работы суда; изучает подлежащие рассмотрению уголовные дела и докладывает судье свои соображения о полноте предварительного расследования и соблюдении при его производстве требований УК (ГК) и УПК (ГПК), о возможности назначения судебного заседания по уголовному и гражданскому делу. Изучив несколько уголовных дел, назначенных к слушанию в судебном заседании, студент подбирает нормативный материал, необходимый для разбирательства этих дел. При рассмотрении дел студент ведет в судебном заседании параллельно с секретарем протокол судебного заседания и составляет проект приговора, решения, постановления или определения; знакомится с порядком обращения к исполнению приговоров, решений, вступивших в законную силу. В случае невозможности личного присутствия в судебном заседании студент изучает дело, рассмотренное на заседании, и составляет соответствующий проект приговора или решения, определения или постановления. Практикант принимает участие в обобщении судебной практики или знакомится с ранее проведенным обобщением судебной практики". Второй вариант: судебная практика предусматривается, но как альтернативная. Например, Положения о практике УРГЮА, Института государства и права ТюмГУ не предусматривают обязательной практики в суде. Российские суды, тем не менее, участвуют в подготовке юристов, но в иных организационно-правовых формах. Федеральный закон "О судебной системе Российской Федерации" не возлагает на суды обязанность участия в практической подготовке судей, и это, на наш взгляд, противоречит государственному образовательному стандарту N 260 от 27.03.2000 по специальности 021400 юриспруденция, который устанавливает, что юрист должен толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе... Юрист должен... знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности. Трудно представить достижение этих задач без обязательной практики в судебных органах и органах юстиции. В то же время судьи в соответствии со ст. 3 ФЗ РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" не вправе "совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности" <*>. Так, например, в Институте государства и права в 2004 году из 67 штатных совместителей-преподавателей 10 являются судьями. 15% студентов Института государства и права ежегодно проходят практику в судах г. Тюмени и Тюменской области. Аналогичная ситуация складывается в других юридических вузах (УРГЮА, ПермГУ, УдмГУ). -------------------------------- <*> Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г.).

Болонский процесс ускорил тенденцию унификации образовательных систем Европы и России, в том числе в сфере юридического образования. Ее положительный смысл - заимствование опыта, который повысит эффективность и конкурентоспособность российского высшего образования. В сфере подготовке юристов - это, прежде всего, усиление практической направленности обучения, обязательная судебная практика, увеличение продолжительности практического обучения, при этом без отказа от очевидных достоинств системы подготовки студентов в России: фундаментальности и интеграции обучения и науки.

Название документа