Эффективность формирования системы права в современных условиях

(Волкова М. А.) ("История государства и права", 2013, N 16) Текст документа

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ <*>

М. А. ВОЛКОВА

Волкова Мария Александровна, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин МУ им. С. Ю. Витте, кандидат исторических наук.

В статье исследуется взаимосвязь между функциями государства и формированием новых отраслей права. Социальная функция в современном государстве усиливается, что отражается на системе права. При анализе предмета социально ориентированных отраслей отмечается увеличение доли имущественных отношений.

Ключевые слова: функция государства, социальная функция, отрасль права.

The article explores the interconnection between functions of the state and formation of new sectors of law. The social function in contemporary state strengthens and this fact is reflected in the system of law. On the basis of analysis of the subject-matter of socially-oriented sectors the author notes the increase of the share of property relations.

Key words: state function, social function, sector of law.

В последние два десятилетия мы можем наблюдать процесс активного формирования новых отраслей права. Безусловно, в конце 90-х гг. это было обусловлено изменением типа государства (с социалистического на капиталистическое) и, соответственно, заменой модели экономических отношений. Именно эти процессы породили такие отрасли, как банковское, коммерческое, российское предпринимательское право. Однако процесс формирования системы права продолжается и в настоящее время. Причиной этого служит то обстоятельство, что система права, являясь явлением объективного характера, формируется не произвольно, а зависит от сложившейся в государстве системы общественных отношений. Каждому типу государства на определенном этапе развития соответствует свой тип права. Таким образом, усложнение структуры общественно-правовых связей неизбежно влечет и усложнение системы их правовой регламентации. Любое изменение в существующей системе порождает длительные дискуссии в научной среде о том, насколько целесообразно выделение той или иной сферы общественных отношений в самостоятельную отрасль права. В правовой доктрине разработан ряд критериев для такой дифференциации. К ним относятся предметный, структурный и функциональный критерии. Предметный критерий указывает на наличие самостоятельного предмета правового регулирования, структурный - на наличие юридических норм и правовых институтов, характерных для определенной группы правоотношений, функциональный - на то, какую из функций государства опосредует данная отрасль. В рамках нашего исследования наибольший интерес представляют предметный и функциональный критерии. Все они взаимосвязаны друг с другом, но именно последний, как представляется, является первопричиной для выделения самостоятельной отрасли. Под функциями государства Т. И. Байтин <1> понимает основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. Это определение совпадает по смыслу с другими имеющимися в научной литературе (М. Н. Марченко, С. С. Алексеев, В. Н. Хропанюк). -------------------------------- <1> Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998. Т. 1. С. 197.

Государство, будучи заинтересованным в развитии определенной сферы общественных отношений, направляет усилия на их регламентацию. Таким образом, именно воля государства является толчком к появлению специальных правовых актов, формированию нормативной структуры будущей отрасли. Ее наличие, в свою очередь, позволяет выделить и самостоятельный предмет, закончив тем самым формирование самостоятельной отрасли. В литературе можно встретить различные точки зрения на причину появления новых отраслей на базе традиционных, но наиболее верной нам представляется позиция Л. Б. Тиуновой <2>, которая считает, что выделение отраслей, опосредующих совершенно новые комплексы отношений, происходит в результате объективной дифференциации общественных отношений, ее государственно-правовой оценки, а также степени развитости соответствующей области правовых норм (консолидация норм, систематизация законодательства). -------------------------------- <2> Тиунова Л. Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1991. С. 94.

На наш взгляд, первичным фактором здесь является именно государственно-правовая оценка, желание государства развивать нормативное регулирование той или иной области правоотношений. Общественные отношения сами по себе развиваться и дифференцироваться не могут, поскольку являются объективно-субъективными. По мнению Л. Б. Тиуновой <3>, степень обособленности отрасли и ее развития определяется степенью развитости и автономности соответствующей области общественного бытия и потребностью в ее правовом опосредовании. Развивая систему нормативных актов, детализируя правовую регламентацию, законодатель создает системообразующий фактор появления новой отрасли. Однако если предметный критерий может существовать независимо от государственного целеполагания, то системообразующий (структурный) полностью формируется волей государства, выраженной законодательными органами. Только от государства зависит, получат ли общественные отношения детальную нормативную регламентацию. Как верно замечает О. Е. Мешкова <4>, система права не обладает собственным управляющим центром, своих целей у нее быть не может. Право - одно из опосредующих звеньев воздействия государства на общественные отношения и общества на государство. -------------------------------- <3> Там же. С. 95. <4> Вестник Омского университета. 1998. Вып. 3. С. 84.

Как отмечалось выше, процесс формирования новых отраслей права обусловлен историческим типом государства. На начальных этапах своего существования государство имело минимальный набор функций, что выражалось в ограниченности системы права: самостоятельные отрасли либо не выделялись вообще, либо имелось несколько базовых отраслей (гражданское, уголовное, позже - государственное, административное). В дальнейшем, с развитием экономической и социально-классовой структуры общества, усложняются и функции, что отражается на системе права - в ней появляются новые отрасли. Как правило, большинство из них имеют комплексный характер, что объяснимо - предмет отрасли охватывает однородные общественные отношения, сложившиеся в различных сферах государственной деятельности. Так, в предмет права социального обеспечения входят отношения, характерные ранее для трудового, административного, семейного права. Признав наличие такой зависимости, мы можем обосновать появление новых самостоятельных отраслей права, в т. ч. в социальной сфере (медицинское, образовательное, ювенальное право). Социальная функция представляет собой деятельность государства по обеспечению достойных условий существования для каждого человека, создания возможностей для свободного развития человека. В общих чертах необходимость осуществления этой функции закреплена в ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию социальным государством. Основой такого государства является признание прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритет прав человека перед интересами иных участников общественных отношений. Наличие социально ориентированного государства является обязательным условием для существования гражданского общества, о необходимости построения которого неоднократно заявляли предыдущий и нынешний Президенты Российской Федерации. Социальная функция проявляется в различных направлениях деятельности государства (охрана труда и здоровья людей, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, поддержка социально незащищенных слоев населения, а в условиях межнациональных конфликтов - беженцев и вынужденных переселенцев). Именно усиление этой функции привело к появлению новых отраслей. Признав существование такой зависимости, мы можем прогнозировать дальнейшее формирование новых (например, природоохранительного права, пенсионного права). Также можно вывести и обратную взаимосвязь. Анализируя характер новых правовых отраслей, их предмет регулирования, мы можем сделать вывод об усилении социальной составляющей в деятельности государства. Действительно, отрасли социальной направленности находятся, пожалуй, на втором месте после отраслей, регулирующих имущественные отношения (транспортное, вексельное, деликтное право и пр.). Кроме того, если сравнить время возникновения этих отраслей, мы увидим, что за последние несколько лет появились именно социально направленные отрасли, в то время как процесс формирования имущественно направленных отраслей, напротив, приостановился. Следующим этапом, как нам представляется, будет формирование структурного критерия: развитие правовой базы, разработка и принятие нормативных актов различного уровня специального характера. При этом необходимо учитывать тенденции развития социальной функции современного Российского государства. Е. С. Мазаева <5> в их числе выделяет такие, как защита трудоспособного населения от социальных рисков преимущественно на страховых принципах; расширение источников финансирования социальных услуг за счет внебюджетных средств; поддержка негосударственных инфраструктур в системе социального обеспечения. -------------------------------- <5> Мазаева Е. С. Социальная функция современного российского государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2001. С. 4.

Российскую Федерацию, пользуясь традиционной типологией государств, можно отнести к капиталистическим государствам. Для них характерно господство рыночной экономики, которое сводится к свободному товарообмену, признанию незыблемости частной собственности и законных интересов собственника, свободе труда и частного предпринимательства. Однако современные государства утратили свою жесткую классовую ориентированность. Государство перестает быть орудием обеспечения классового господства, на смену эксплуататорскому приходит социальное государство. Постепенно происходит "сращивание" экономической и социальной функции - экономическое регулирование осуществляется с учетом социальных интересов населения, а социальная политика приобретает экономический аспект. Отмеченные тенденции позволяют нам спрогнозировать усиление гражданско-правового элемента в отраслях социальной направленности. Примером уже имеющихся изменений может служить установление возможности для медицинских, образовательных учреждений оказывать платные услуги, расширение имущественных прав учреждений (появление автономных учреждений), государственная поддержка формирования накопительной части пенсии, возможность ее накопления в негосударственных пенсионных фондах. Такие тенденции, на наш взгляд, имеют положительное значение. Это поможет преодолеть сильные в российском обществе патерналистские настроения, выступающие тормозом для любой социальной активности. Однако, усиливая роль имущественных отношений в этой области, следует помнить о том, что они являются все-таки нехарактерными для этой сферы государственной деятельности и в силу этого не могут являться преобладающими.

Название документа