К вопросу об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра

(Чарковская Н. И., Красовская А. А.) ("Исполнительное право", 2008, N 1) Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЗ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА

Н. И. ЧАРКОВСКАЯ, А. А. КРАСОВСКАЯ

Чарковская Н. И., заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин и трудового права ГОУ ВПО "Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа Югры", кандидат юридических наук.

Красовская А. А., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин и трудового права ГОУ ВПО "Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа Югры", кандидат юридических наук.

Федеральный закон от 2 июля 2005 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" предоставил налоговым органам право в административном порядке исключать из Единого государственного реестра недействующие юридические лица. Прошло уже более двух лет со дня принятия указанного Закона. Опубликованы комментарии <1>, даны разъяснения о порядке его применения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации <2> (далее - ВАС РФ), вместе с тем не решены, как представляется, главные вопросы: какое место занимает исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра в системе способов прекращения юридического лица и как соотносятся нормы указанного Закона с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)? -------------------------------- <1> См., например: Сарбаш С. В. Исключение из реестра недействующих юридических лиц // Хозяйство и право. 2005. N 11. С. 8 - 13; Витрянский В. Банкротство отсутствующих должников и прекращение недействующих юридических лиц: проблемы применения соответствующих законоположений // Хозяйство и право. 2007. N 2. С. 44 - 51. <2> См., например: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 января 2006 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Вестник ВАС РФ. 2006. N 4; Постановление Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц"; информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.

При более глубоком изучении всех вопросов обнаруживаем все больше противоречий, пробелов как в теории гражданского права, так и в законодательстве. Целью настоящей статьи являются постановка проблемы и попытка определения подходов к решению указанной проблемы. Напомним, что Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает возможность исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра по решению налогового органа в упрощенном порядке без обращения в суд. Под недействующими понимаются юридические лица, которые одновременно соответствуют следующим формальным признакам: 1) непредставление документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; 2) отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету организации. При этом указанные признаки должны присутствовать в течение последних двенадцати месяцев, предшествовавших моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения. Для того чтобы попытаться понять, как соотносится исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра налоговым органом с ликвидацией, обратимся к некоторым разъяснениям ВАС РФ о порядке применения ст. 61 ГК РФ и Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и выделим следующие положения: 1) по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо <3>; -------------------------------- <3> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.

2) процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией <4>. -------------------------------- <4> Постановление Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" // Вестник ВАС РФ. 2007. N 2.

На основании указанного выше можно сделать следующие выводы. Во-первых, ликвидироваться может только действующее юридическое лицо, к недействующему юридическому лицу может быть применена только процедура его исключения из Единого государственного реестра налоговым органом. Во-вторых, ликвидация и исключение юридического лица налоговым органом являются основаниями прекращения юридического лица. Проанализируем указанные выводы, для чего обратимся к легальному определению ликвидации, закрепленному в п. 1 ст. 61 ГК РФ: "Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам". Из буквального толкования данного определения не следует, что процедура ликвидации может быть применена только к действующему юридическому лицу. Более того, ГК РФ не подразделяет юридические лица на действующие и недействующие. Кроме того, считаем необходимым отметить, что указанное определение основывается на том, что ликвидация влечет прекращение юридического лица. Но вот, что такое "прекращение юридического лица", ГК РФ не определяет. В теории гражданского права, как правило, ликвидация определяется через прекращение деятельности юридического лица, а не через прекращение юридического лица. Например, Е. А. Суханов указывает, что "ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии универсального правопреемства в его правах и обязанностях" <5>. И. В. Елисеев определяет ликвидацию юридического лица как "способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам" <6>. Вместе с тем И. В. Елисеев указывает: "Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате реорганизации... или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, т. е. приостановления деятельности ряда организаций" <7>. Из указанного следует, что термин "прекращение юридического лица" тождествен термину "прекращение деятельности юридического лица". Но так ли это? Полагаем, что соотношение указанных понятий требует серьезной теоретической проработки. Возможно, прекращение юридического лица следует связать с прекращением правоспособности юридического лица, которое наступает с внесением записи в Единый государственный реестр о его исключении. Прекращение же деятельности юридического лица рассматривать как фактическое (в результате чего можно говорить о недействующем юридическом лице), так и юридическое (ликвидация, реорганизация). -------------------------------- <5> Гражданское право: Учеб. В 4 т. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 252. <6> Гражданское право: Учебник. Том 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1999. С. 141. <7> Гражданское право: Учебник. Том 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1999. С. 139.

Также считаем необходимым обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи в Единый государственный реестр об исключении юридического лица из него. Такая запись может быть внесена при реорганизации юридического лица, при ликвидации юридического лица либо при исключении недействующего юридического лица. Вместе с тем только первые два указанных выше основания прекращения правоспособности обозначены в ГК РФ, последние предусмотрено ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Представляется, что такое положение не соответствует ст. 3 ГК РФ, согласно которой федеральные законы должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Вместе с тем думается, что оспаривать важность и необходимость введения процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра налоговым органом бессмысленно. Следовательно, процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра должна быть обозначена в ГК РФ как один из способов прекращения правоспособности юридического лица со ссылкой на соответствующий закон (так же, как это сделано, например, по отношению к государственной регистрации юридического лица). Также представляется необходимым внести изменения в п. 1 ст. 61 ГК РФ, которыми будет зафиксировано, что ликвидироваться может только действующее юридическое лицо. В заключение отметим, что Высший Арбитражный Суд РФ сам иногда путается в терминах. В частности, в одном из своих разъяснений он указывает: "Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом" <8>. Необходимо обратить внимание на слова "административный порядок ликвидации недействующего юридического лица", которые полностью противоречат обозначенной выше позиции ВАС, так как указывают на возможность ликвидации недействующего юридического лица. -------------------------------- <8> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 января 2006 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Вестник ВАС РФ. 2006. N 4.

------------------------------------------------------------------

Название документа