Научные исследования в области охраны окружающей среды в свете нового экологического законодательства

(Анисимов А. П.) ("Экологическое право", 2006, N 3) Текст документа

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СВЕТЕ НОВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

А. П. АНИСИМОВ

Анисимов А. П., заведующий кафедрой гражданского права и процесса, Волгоградский филиал ОУ ВПО "Московский университет потребительской кооперации", кандидат юридических наук.

Обеспечение результативности природоохранных мероприятий во многом зависит от эффективности взаимодействия науки и практики. По этой причине в п. 1, 2 ст. 70 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" получили продолжение и дальнейшую конкретизацию соответствующие положения утратившего силу Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды". За десятилетний срок действия последнего сложилась определенная практика развития научных исследований в области охраны окружающей среды, основания и порядок привлечения научных работников к практической деятельности (например, в качестве экспертов при проведении различных видов специальных экспертиз в области охраны окружающей среды), определен порядок финансирования научно-технических исследований в области экологии и т. д. Указанные общие направления использования научного потенциала российских ученых в свете нового экологического законодательства можно классифицировать в следующие группы. Во-первых, российское экологическое законодательство регламентирует порядок участия представителей науки, обладающих специальными знаниями, в проведении экспертиз в области охраны окружающей среды. Так, одним из принципов экологической экспертизы является принцип научной обоснованности ее заключений. Для его реализации на специально уполномоченный государственный орган, ответственный за проведение государственной экологической экспертизы, возлагается ряд обязанностей, в частности по научному и методическому обеспечению ее проведения. В связи с этим экспертом государственной экологической экспертизы признается специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, привлекаемый к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии. Аналогичная ситуация складывается и при проведении иных специальных экспертиз. Так, государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится экспертными центрами, которые формируют экспертные комиссии, к участию в работе которых могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации <*>. -------------------------------- <*> См.: ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589; РГ. 2005. 13 мая.

Наряду с экспертизой федеральные нормативно-правовые акты устанавливают возможность привлечения в установленном порядке научно-исследовательских и других организаций для проведения соответствующих работ, анализов, регистрационных испытаний, выполнения измерений и выдачи заключений и т. д. Так, например, регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов осуществляют юридические лица, которые имеют необходимое для этого научное и материально-техническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации и допущены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, к проведению данных испытаний (ст. 9 Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"). Во-вторых, в ряде случаев предусматривается необходимость получения заключения научных организаций как одно из условий получения разрешений компетентных органов для осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности. Так, акклиматизация новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению соответствующих специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требований экологической безопасности (ст. 25, 27 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире"). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" лечебные свойства природных объектов устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения. Статья 61 Лесного кодекса РФ устанавливает, что обоснование возраста рубок проводится при лесоустройстве или по результатам научных исследований, а само установление возраста рубок осуществляется федеральным органом управления лесным хозяйством. Указанный перечень может быть продолжен. В-третьих, на научный орган могут возлагаться некоторые функции, вытекающие из международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией. Так, для обеспечения выполнения Россией обязательств, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Правительством Российской Федерации определен научный и административный орган Конвенции. Например, научным органом, обеспечивающим выполнение обязательств России, вытекающих из Конвенции, в отношении осетровых видов рыб, является ГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии". В последние годы сложился и порядок финансирования научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды. Так, Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" предусматривает создание специального фонда для финансирования, в том числе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов (ст. 34). Финансирование государственных природных заповедников и иных аналогичных федеральных природоохранных научных учреждений осуществляется из средств федерального бюджета, однако они самостоятельно могут распоряжаться средствами, полученными от научной и иной деятельности, не противоречащей целям и задачам заповедников. Отдельной разновидностью финансирования научных экологических исследований является включение некоторых научно-исследовательских организаций в число субъектов выполнения отдельных работ в рамках федеральных целевых программ <*>. -------------------------------- <*> См., например: Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149 "О Федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000 - 2006 годы" // СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 1037.

Федеральные законы регулируют и вопросы использования различных природных объектов для научных, учебно-воспитательных и иных целей. Например, в случае создания государственного природного заповедника полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Для научного изучения и сохранения этих уникальных комплексов создаются специальные природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения - государственные природные заповедники, одной из главных задач которых является организация и проведение научных исследований. В заповедниках осуществляются прикладные и фундаментальные научные исследования в области экологии, биологии, почвоведения, физической географии и охраны окружающей среды, направленные на изучение природных комплексов и объектов и долговременное слежение за динамикой природных и антропогенных процессов с целью оценки и прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов и предотвращения ущерба экосистемам заповедников. Принцип научной ценности имеет значение при создании практически любой категории особо охраняемых природных территорий, однако регулярная научная работа специально созданным органом (дирекция и т. д.) ведется только в национальных, природных, дендрологических парках и в ряде иных категорий особо охраняемых природных территорий. Отдельно регламентируется порядок использования отдельных природных объектов, ценных в научном отношении (см., например, ст. 22 Федерального закона "О животном мире"). Леса, имеющие научное значение, отнесены ст. 56 ЛК РФ к числу лесов первой группы, что обусловливает в качестве основного их неэксплуатационное назначение. Общая задача лесов данной группы - выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций. Поэтому в лесах, имеющих научное значение, допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки (ст. 114 ЛК РФ). Государство определяет приоритетные направления научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ (включая организацию их проведения), создания новой техники и прогрессивных технологий в установленных сферах ведения. Для координации государственно-важных научных исследований создаются научно-технический, экспертные и другие советы, временные рабочие комиссии и группы (например, в Министерстве природных ресурсов России). В результате в федеральные нормы и правила могут быть внесены изменения и дополнения, не только учитывающие изменения законодательства Российской Федерации, рекомендации международных организаций, но и результаты научных исследований и накопленный отечественный и международный опыт. В связи с этим неудивительно, что на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, возложена среди прочих и обязанность внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений (ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Таким образом, несмотря на некоторую декларативность ст. 70 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", в России сложилась (и получила нормативно-правовое закрепление) система взаимодействия представителей науки и государственных структур, основные направления которой указаны выше. Сохранение и развитие такого взаимодействия является приоритетным направлением развития науки и практики.

Название документа