Генезис академической свободы в США - правовая традиция или конституционное право

(Волосникова Л. М.) ("Конституционное и муниципальное право", 2006, N 7) Текст документа

ГЕНЕЗИС АКАДЕМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ В США - ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ ИЛИ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Л. М. ВОЛОСНИКОВА

Волосникова Л. М., кандидат исторических наук, Тюменский государственный университет.

Оговоримся, что автор понимает под академической свободой, во-первых, одну из правовых традиций, во-вторых, одну из развивающихся категорий науки конституционного права, а также триаду, комплекс корпоративных и индивидуальных прав: свободу преподавания и научного исследования, свободу обучения и институциональную автономию вуза. В-третьих, академическая свобода является правом, закрепленным Хартией Европейского союза об основных правах 2000 г.: "Свобода искусств и науки. Искусства и научные исследования осуществляются свободно. Обеспечивается академическая свобода" (ст. 13). И наконец, академическая свобода - это институт международного права. Рассматривая развитие академической свободы в высшей школе США, мы исходим из концепции Р. Хофстедтера и У. Метцгера, согласно которой выделяются две стадии этого процесса: "эпоха колледжей" (предыстория академической свободы до 1860-х гг.) и "эпоха университетов" (в ней ключевым моментом, знаменующим переход к современному этапу, является начало деятельности Американской ассоциации университетских профессоров в 1915 г.) <*>. Основным пособием для нас послужила книга П. Вестмейера <**>. Одна из последних обобщающих работ по истории высшего образования в США - монография К. Лукаса <***>. -------------------------------- <*> См.: Hofstadter R., Metzger W. P. The development of academic freedom in the United States. New York, 1956. <**> Westmeyer P. A history of American higher education. Illinois, 1985. Нормативные акты и документы в этой работе цитируются в основном по изд.: American higher education: a documentary history / Ed. by R. Hofstadter, W. Smith. Chicago, 1961. <***> Lucas C. J. American higher education: a history. New York, 1994.

Высшее образование на территории будущих США развивалось вначале под непосредственным воздействием Англии. Первые колледжи появились в XVII в. Их роль сводилась к религиозному образованию и подготовке священников; главное место в программах занимали предметы, освященные традициями протестантской Европы, - классические языки, математика, основы философии и этика. Ввиду влиятельного положения духовенства и глубокого интереса американского населения к религиозным вопросам основание колледжей долго исходило от различных протестантских деноминаций. Древнейший колледж, Гарвардский, основан пуританами в Бостоне в 1636 г. по образцу кембриджского колледжа Emmanuel. Студенты должны были платить за обучение и проживание в помещениях колледжа. После четырех лет учебы им присваивалась степень бакалавра, которая давала возможность после трех лет дополнительной подготовки стать магистром искусств. Процесс создания колледжей в американских колониях отчасти напоминает основание первых западно-европейских университетов. Первоначально по инициативе какого-либо общества или отдельных лиц учреждается и начинает действовать высшее учебное заведение, и лишь спустя несколько лет утверждается официальный устав и находится благотворитель, готовый обеспечить материальную сторону преподавания. Так, Хартия Гарвардского колледжа была принята только в 1650 г. Она предусматривала, что колледжем управляет корпорация, состоящая из президента, пяти членов и казначея. Корпорация назначала новых преподавателей, решала все административные и хозяйственные вопросы. Одновременно был учрежден попечительский совет из 12 человек, который утверждал решения корпорации либо сам принимал их, если в корпорации возникали разногласия. Особенность заключалась в том, что членами корпорации могли быть как преподаватели, так и посторонние лица; к тому же членство в корпорации могло совмещаться с должностью попечителя <*>. -------------------------------- <*> Westmeyer P. Op. cit. P. 9 - 10.

Йельский колледж (основан в 1701 г., в 1715 г. обеспечен частным благотворителем) был реформированным пуританским учреждением. Его создатели, имея перед собой пример Гарварда с постоянной борьбой двух органов власти между собой, вверили управление новым колледжем только преподавательской корпорации. В 1748 г. органы власти колонии Коннектикут, где находился Йельский колледж, издали его Хартию (действует до сих пор), которая подтверждала, что руководство колледжем осуществляет его президент (должность, аналогичная европейскому ректору) совместно с преподавателями и что корпорация сама избирает новых членов. В 1693 г. английский король дал Хартию колледжу в Виргинии, образцом для которого явился колледж Queen Оксфордского университета. Здесь действовали философское и теологическое отделения, а также подготовительная грамматическая школа. Некоторые студенты оплачивали обучение самостоятельно, других поддерживал колледж. Согласно Хартии власть в колледже принадлежала попечителям, однако после того как сформируется преподавательская корпорация, они должны были передать управление ей. Это произошло в 1729 г. Попечители отныне стали инспекторами, за которыми сохранялись контрольные функции. Но после провозглашения Штатами независимости данный колледж был вновь передан под управление представителей государства. Принстонский колледж возник как пресвитерианская семинария. В 1746 г. он получил Хартию от короля Англии Георга II. Важным отличием Хартии была ст. 17, в соответствии с которой запрещалось лишать "любое лицо с любыми религиозными убеждениями его права на свободу образования или других прав, привилегий и иммунитетов" за его суждения о религии или за принадлежность к другому вероисповеданию, нежели у попечителей <*>. Это положение особенно замечательно на фоне того, что в других колледжах даже президенты иногда изгонялись из-за их религиозных убеждений. -------------------------------- <*> Ibid. P. 13.

Первый нецерковный колледж был открыт Б. Франклином в Филадельфии в 1755 г. (впоследствии он преобразовался в Пенсильванский университет). В протестантских колледжах начинается постепенный отход от религиозной нетерпимости. Так, в баптистском колледже Род-Айленда, основанном в 1764 г. (затем он стал университетом, носящим имя Н. Брауна, который оказал ему помощь в 1795 г.), попечителями и преподавателями могли быть не только баптисты, но и квакеры и члены других конфессий (но президент все же должен был принадлежать к баптистам). Последним колледжем, появившимся в колониальный период, был Дартмут (1769 г.). Он получил Королевскую Хартию, хотя являлся частным учреждением. В начале XIX в. власти штата решили поставить колледж под свой контроль, приняв специальный Закон о порядке управления им. Началось судебное разбирательство, точка в котором была поставлена Верховным Судом США в 1816 г. Суд постановил, что данный колледж есть частная организация и что государство не должно вмешиваться в его дела. Хотя Верховный Суд не высказался прямо против создания государственных университетов, общий тон решения был именно таким. Резонанс этого дела был таким, что появление государственных университетов задержалось примерно на 50 лет. В течение XVII и XVIII вв. такой тип высшего учебного заведения, как колледж, являлся господствующим, и университетов в точном смысле слова в Америке не было. С конца XVIII в. усиливается спрос на высшее специальное образование, и вместе с тем снижается религиозность интеллигенции. Создание независимых Соединенных Штатов, отделение религиозных объединений от государства, идеи прогресса и свободы - все это так или иначе способствовало быстрому росту числа колледжей. В 1776 - 1861 гг. было основано свыше 800 колледжей, однако в большинстве своем они были мелкими учреждениями частных лиц, быстро начинавшими испытывать финансовые трудности. Показательно, что к 1900 г. из этих колледжей продолжали функционировать только 160 <*>. Вплоть до 1860-х гг. большинство колледжей находилось под управлением преподавательских корпораций президентов (последние обычно были протестантскими пасторами). В условиях сохраняющегося сектантского влияния на образование отсутствие публичного контроля над колледжами приводило к их застою, препятствовало развитию научных исследований, повышению качества обучения. -------------------------------- <*> Ibid. P. 24.

Государство предпринимало попытки создавать университеты, но на первых порах они не приносили успеха. Так, в 1785 г. был учрежден университет в Джорджии, для материальной поддержки которого государство выделило 40 тыс. акров земли. Но университет быстро подпал под влияние сект, и лишь в 1881 г. государство вернуло себе контроль над ним. Более результативными были усилия Т. Джефферсона, сумевшего в 1816 г. открыть Центральный колледж (с 1819 г. - Университет Виргинии), находившийся в подчинении легислатуры и губернатора штата (они назначали инспекторов, осуществляющих надзор за колледжем). Университет состоял из восьми школ (математики, древних и новых языков, натурфилософии, естественной истории, медицины, моральной философии и права) с профессорами во главе. Поступая в университет, студент выбирал, в какой школе учиться. С 1831 г. здесь стали присуждать степень магистра искусств, но в действительности по уровню знаний магистры мало отличались от бакалавров. Достичь подлинно университетского уровня удалось только после Гражданской войны. В 1-й половине XIX в. американская интеллектуальная элита состояла в основном из тех, кто получил высшее образование в Европе, главным образом - в Германии, где после реформы Гумбольдта университеты интенсивно развивались как научные центры <*>. Возвращаясь на родину, они иногда пытались перестроить американскую высшую школу по примеру немецкой. В Мичиганском университете (основан в 1837 г.), например, в 1850 г. ректором становится Г. Теппен, который, ориентируясь на германскую модель, желал повысить научный уровень университета, связать его со средней школой и т. д. Но в конечном счете он не получил общественной и государственной поддержки и в 1863 г. был отправлен в отставку. Большинство же американской интеллигенции, относясь с уважением к опыту Германии, считало неприемлемым для США фундаментальное университетское образование, настаивая на развитии практической направленности обучения <**>. -------------------------------- <*> В течение XIX в. немецкие университеты окончили более 9 тыс. граждан США. <**> Westmeyer P. Op. cit. P. 31 - 33.

В обществе усиливались дискуссии по поводу необходимости реформ в высшем образовании. В 1829 и 1837 гг. Ф. Линдсли, президент колледжа в Теннеси, выступал с речами, в которых доказывал, что колледжи следует освободить от влияния религиозных сект и политических партий, передать их под надзор государства, значительно повысить уровень образования. Он также отмечал, что многие предлагают предоставить женщинам равное с мужчинами право на высшее образование (противником этого в свое время был Т. Джефферсон). Консерваторы, выступавшие против любых изменений в сложившейся системе, изложили свои взгляды в так называемом Йельском докладе 1828 г. В нем они отстаивали модель мелкого частного колледжа как основного высшего образовательного учреждения, элитарный характер высшего образования, отсутствие систематической научной деятельности в высшей школе, возражали против заимствования современного европейского опыта в области организации университетов. Как бы то ни было, наука постепенно пробивает себе дорогу в американских колледжах. В 1831 г. в Гарварде наряду с лекциями в учебный план вводятся семинары. К 1847 г. в том же Йеле, а также в Гарварде сформировались первые научные школы. Начало создания крупных университетов европейского типа относится к 1860-м гг., когда после Гражданской войны бурно развиваются капиталистические отношения. Государство и монополии теперь могли позволить себе вкладывать значительные средства в развитие высшей школы. А рост естественно-научных знаний в Европе (теория Дарвина и др.) содействовал осознанию важности университетской науки. В 1862 и в 1890 гг. были приняты первый и второй Законы Моррилла (J. Morrill Acts), названные по имени их разработчика-конгрессмена. Суть их сводилась к тому, что государство и отдельные штаты обязывались предоставлять стабильное финансирование вновь создаваемым колледжам, находящимся под публичным контролем и имеющим практическую направленность (предусматривалось также учреждение колледжей для негров в 17 штатах) <*>. -------------------------------- <*> Ibid. P. 60 - 62.

В 1869 г. начал работать Корнелльский университет в штате Нью-Йорк, созданный сенаторами Э. Уайтом и Э. Корнеллом. Он создавался как свободный от сектантского и партийного влияния центр, ориентированный на свободу научных исследований, всестороннее развитие личности, сочетание фундаментального и прикладного образования. "Корнелльский план", лежавший в основе деятельности университета, предусматривал разработку нескольких учебных программ, предлагавшихся на выбор студентам, равное достоинство учебных дисциплин, ведение систематических научных исследований, открытость университета для выходцев из всех слоев общества. В университет принимались лица, окончившие среднюю школу (с 1872 г. - и женщины), причем лучшие студенты могли претендовать на получение стипендии; лучшим выпускникам университета также предоставлялись специальные стипендии для научной работы. По образцу Корнелльского развивались университеты в Миннесоте и Висконсине; он повлиял также на университеты Дж. Хопкинса, Кларка, Чикагский и др. Всего до конца XIX в. было основано 17 крупных колледжей и университетов. В 1861 г. Йель впервые в США присудил степень доктора философии (doctor of philosophy, Ph. D.), а в 1872 г. здесь (и одновременно в Гарварде) образовались специальные факультеты "философии и искусств", обучение на которых позволяло получить эту степень тем, кто уже имел базовое университетское образование. С этого времени другие университеты тоже стали делать акцент на развитии подобных факультетов, получивших название "graduate school". Повышение роли науки в системе высшего образования (тон в этом задавали университеты, основанные известными капиталистами - Хопкинсом, Кларком, Чикагский университет, получивший поддержку Рокфеллера) привело к тому, что в начале XX в. докторская степень стала необходимой для допуска к преподаванию в университете. Становится общепринятым порядок, при котором профессор должен не только систематически заниматься научной работой, но и публиковать результаты своих исследований. В связи с этим в конце XIX в. университеты учреждают собственные издательства, создают десятки научных журналов. В университетах Кларка и Чикагском складывается режим автономии, весьма эффективный теперь, когда преподавательская корпорация стала состоять из профессиональных ученых. Совет попечителей занимался финансовыми вопросами и не вмешивался в академическую жизнь, которой руководила профессура. Преподаватели на своих собраниях ("сенатах") могли большинством голосов вводить изучение новых дисциплин, утверждать и изменять учебные программы. Студенты и профессора здесь не были связаны жестким расписанием. Студентам была предоставлена возможность свободно выбирать научных руководителей, решать, когда сдавать итоговые экзамены. Обучение строилось на основе обзорных лекций, семинаров, лабораторных работ <*>. -------------------------------- <*> Ibid. P. 87 - 97.

Чтобы дать возможность студентам сосредоточить свое внимание на небольшом числе предметов, во 2-й половине XIX в. распространяется выборная система (elective system). Еще в 1825 г. в Гарварде, а потом и в других колледжах и университетах студенты получили право частичного выбора изучаемых предметов. Система эта, однако, имела неоднозначные результаты: внедрение ее в 1850 г. в Университете Брауна привело к резкому падению уровня знаний студентов, и от нее пришлось отказаться. В 1871 г. она была отменена в Йельском университете, президент которого Н. Портер полагал, что студенты недостаточно компетентны, чтобы самостоятельно решать, что именно им следует изучать. Но в целом 1870 - 1910 гг. в США характеризуются быстрым распространением данной системы в разнообразных ее вариантах. Студент по собственному желанию, но под контролем преподавателей избирал несколько предметов и обязывался прослушать определенное число часов. Степень студенческой свободы была различной. В некоторых университетах elective system была абсолютной; в Гарварде начиная с 1885 г. все курсы были разделены на 14 "экзаменационных групп", и студент не мог одновременно выбрать более одного курса из группы; иногда предметы подразделялись на основные и второстепенные, и выбор основного предмета предполагал посещение занятий по определенным специальным дисциплинам. Во многих университетах существовала резкая граница между первыми двумя курсами колледжа и последними двумя: первокурсники (freshmen) и второкурсники (sophomores) проходили общеобразовательный курс (liberal training) по обязательной программе, а третьекурсники и четверокурсники колледжа (juniors и seniors) имели возможность приступить к занятиям университетскими дисциплинами по выбору. При большом количестве учебных предметов на подготовительном отделении университета, в который, по сути, превратился колледж, elective system являлась довольно практичной. К началу XX в. складывается система управления университетом. Высшим ее органом становится попечительский совет или правление (board of trustees or regents), отвечающий прежде всего за материальную сторону деятельности университета. Члены совета иногда избирались пожизненно, иногда - на определенное число лет. Освободившиеся места замещались либо самим советом путем кооптации, либо по выбору ассоциации выпускников (alumni), которая вообще имела значительное влияние на университет. В государственных же университетах правление назначалось губернатором и легислатурой штата. Исполнительным органом попечительского совета являлся избранный им на определенный срок из своей среды президент университета. Как член попечительского совета и глава факультетов, он являлся связующим звеном между двумя этими структурами. По рекомендации президента правление назначало и смещало преподавателей, причем долгое время их правовое положение было весьма шатким (не были четко определены сроки полномочий преподавателей, поводы для их увольнения, порядок пенсионного обеспечения). В некоторых университетах назначение профессоров было предоставлено факультетам, но в таком случае требовалось утверждение кандидатур президентом или правлением. Чрезвычайно широкие полномочия президента сближают его с канцлером английского университета. Организация преподавания, ответственность за обучение и воспитание студентов принадлежали факультетам, где все академические вопросы решались сенатом, который, как правило, возглавлялся деканом. Однако решения сената требовали утверждения со стороны президента и попечительского совета. Последнему, кроме того, принадлежало право присуждать ученые степени. В своих существенных чертах описанная система сохранялась в течение XX в. При этом надо учитывать, что правление обычно состояло не из ученых и преподавателей, а из политиков и бизнесменов, плохо разбирающихся в специфике высшего образования <*>. -------------------------------- <*> Ibid. P. 156 - 157.

В связи с созданием университетов нового образца, ориентированных на научные исследования и построенных по образцу университетов Германии, на рубеже XIX - XX вв. в США был прямо поставлен вопрос об академической свободе. Научные общества начинают проводить расследования случаев необоснованного увольнения профессоров. Внимание общественности к статусу университетских преподавателей было привлечено в особенности делами профессоров С. Ниринга, который был уволен из Университета Пенсильвании без объяснения причин, и Р. Эли. Последний, будучи профессором в Университете Висконсина, публиковал статьи о рабочем вопросе, социализме и т. п. Когда в 1893 г. в штате произошли беспорядки, вызванные экономической депрессией, Эли был обвинен в подстрекательстве к ним. Комиссия из членов правления университета, назначенная для расследования, оправдала профессора и выступила с резким заявлением в поддержку академической свободы в штате <*>. -------------------------------- <*> Ibid. P. 136 - 137.

В пользу свободы науки и преподавания все чаще начинают высказываться президенты университетов. В 1913 г. по инициативе крупнейших научных обществ был созван съезд (в нем приняли участие 867 профессоров из 60 университетов), на котором обсуждался вопрос о создании специальной организации для защиты академической свободы. Так, была учреждена Американская ассоциация университетских профессоров (American Association of University Professors, AAUP). В 1915 г. Ассоциация провозгласила следующие принципы академической свободы: - профессора занимаются научной деятельностью; - выполнение этой функции должно быть свободно от посторонних влияний; - любое увольнение профессора должно основываться на единых правилах; - университет является одновременно и научно-экспериментальным центром, и хранителем уже имеющихся знаний; - профессора должны иметь возможность свободно распространять результаты своих исследований; - с другой стороны, профессора должны придерживаться ряда требований: быть подлинными учеными (использовать научные методы исследований, не подтасовывать результаты), вместе со своими мнениями сообщать и о противоположных, соблюдать академическую дисциплину, воздерживаться от публичных высказываний непроверенного или поспешного характера и от сенсационных заявлений. Для реализации этих принципов предлагались некоторые практические меры: - принятие решений о назначении профессора на новый срок факультетским комитетом; - определение срока пребывания профессора в должности, несменяемость после 10 лет службы, предупреждение для тех, кто не назначен на новый срок (за три месяца до окончания срока для младших преподавателей, за год - для остальных); - нормативное закрепление оснований для увольнения профессора; - судебные слушания дела об увольнении в сенате или в общем собрании факультета. Эти заявления AAUP получили поддержку других общественных организаций в сфере образования: Ассоциации американских колледжей, Ассоциации американских университетов, Национальной образовательной ассоциации и др. <*> -------------------------------- <*> Ibid. P. 138.

В 1925 г. AAUP провела совместный съезд с Ассоциацией американских колледжей, на котором были частично изменены перечисленные выше принципы. В частности, было решено отказаться от требований о проведении слушаний и письменном предупреждении об увольнении; одним из оснований для увольнения преподавателя признаны финансовые затруднения. Также было признано, что назначение и увольнение временных преподавателей (так называемых visiting professors) не требует таких формальностей, как в случае с профессорами, находящимися в университете на постоянной работе. Одной из тенденций в развитии академической свободы является ее конституционализация, т. е. закрепление ее как одной из конституционно-правовых основ социально-культурной жизни. В XX в. произошло ее опозитивление на конституционном уровне во многих государствах и практически повсеместно - в образовательном законодательстве. В Конституции США, как конституции первого поколения, отсутствует до сих пор упоминание об академической свободе или хотя бы один из ее элементов. Это не значит, что она не признается. Верховный Суд США в соответствии с принципом "Конституцию следует трактовать так, как ее трактует Верховный Суд" выработал ряд позиций, позволяющих выдвинуть тезис об опозитивлении на конституционном уровне академической свободы в США. Конституционализация академической свободы в США осуществилась благодаря расширительному толкованию Верховным Судом и верховными судами штатов первой поправки в Конституции 1787 г., которая устанавливает: "Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание либо ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петицией об удовлетворении жалоб". В частности, рассматривая тяжбы Barenblatt v. Connecticut 1959 г., Keuishian v. Board Regents 1967 г., Griswold v. Connecticut 1965 г., Верховный Суд принял следующие решения. 1. Наш народ далеко продвинулся в обеспечении безопасности академической свободы, которая является ценностью для всех нас, а не только для преподавателей. Эта свобода установлена первой поправкой к Конституции, которая не приемлет законов, устанавливающих какую-либо ортодоксию в учебных аудиториях. 2. Государство не может в соответствии с первой поправкой ограничивать спектр пригодного знания. Право свободы речи и прессы включает не только свободу печати, но и свободу распространять и получать знание, свободу научного исследования, свободу обучения, включая свободу всего университетского сообщества. 3. Свобода обучения столь важна для благосостояния Нации, что Суд всегда будет против вмешательства в эту конституционно защищаемую свободу. 4. Свобода сообщества американских университетов не требует доказательств. Никто не должен недооценивать ее жизненное значение для демократии, которая осуществляется теми, кто учит нашу молодежь. Наложение каких-либо ограничений на интеллектуальных лидеров в наших колледжах и университетах представляет собой угрозу будущему нашей нации. Преподаватели и студенты должны всегда оставаться свободными в научных исследованиях, обучении, оценке, собирании нового знания и его понимании... иначе наша цивилизация придет к гибели... Мы не должны соглашаться с обстоятельством, что государственный интерес будет посягать на нарушение прав в этой сфере. В то же время позиция Верховного Суда не является неизменной. В 1972 г. Верховный Суд вынес следующее решение по делу профессора Синдермана, с которым университет отказался продлить контракт. Квалифицируя ситуацию на предмет ее соответствия первой и четвертой поправкам, Суд не усмотрел нарушения Конституции. Суд заявил, что в политической дискуссии преподаватель ограничен профессиональными стандартами корректности, и, кроме того, его политическая непрофессиональная деятельность не является функцией обучения, изысканий, публикаций и иных обязанностей профессионального характера. Таким образом, американская доктрина академической свободы установлена Верховным Судом, и она интерпретируется как форма демократии, свобода преподавания, научных изысканий, публикаций, но в рамках профессиональных целей и стандартов. На примере США становится очевидным, что академическая свобода возможна лишь там, где сформировалась система высшего образования, ядром которой являются университеты, призванные объединить науку и преподавание. Причем такие учебные заведения должны быть достаточно крупными и материально обеспеченными, чтобы иметь большое значение в обществе и реально осуществлять самоуправление. Опыт США интересен и тем, что они развивали высшее образование и вводили академическую свободу, находясь по отношению к Западной Европе в положении "догоняющих". Тем не менее им удалось достаточно успешно решить эту задачу, чему способствовал демократический режим в стране.

Название документа