Авторский семинар. Карьера для поколения NEXT: новые возможности карьерного портфеля

(Писаревская О. И.)

("Туризм: право и экономика", 2006, NN 2, 3)

Текст документа

АВТОРСКИЙ СЕМИНАР

КАРЬЕРА ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ NEXT: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАРЬЕРНОГО ПОРТФЕЛЯ

/"Туризм: право и экономика", 2006, N 2/

О. И. ПИСАРЕВСКАЯ

Quod non est in actis, non est in mundo -

(лат.) чего нет в документах, того нет на свете.

Писаревская О. И., официальный представитель в Российской Федерации Educational Institute AHLA.

Предисловие

Посещение выставки акварелей московского художника Сергея Андрияки натолкнула автора на мысль, что жизнь каждого человека подобна картине, которая пишется акварелью, а не маслом, и каждый нанесенный акварельной краской мазок оставляет свой неизгладимый след на ней. Можно ли надеяться создать гениальную акварель, если художник не знает толком, что он хочет написать, зачем это нужно людям и как донести до них свою идею?

Чему посвящен семинар?

Настоящая статья посвящена описанию авторского семинара "Новые возможности карьерного портфеля". Цель семинара - предоставить слушателям возможность овладеть технологией выстраивания осмысленной и самоуправляемой профессиональной карьеры на основе создания карьерного портфеля. Возможность карьерного портфеля выступать в двух ролях - как средства самоутверждения в профессиональной карьере и как способа самосовершенствования и профессионального развития - делает его незаменимым в процессе выбора карьеры, поиска работы или стажировки, при продвижении по службе или при резкой смене профессиональной деятельности.

В разговорном русском языке наряду со словом "портфель" широко используется и другое слово - "портфолио". Понятие "портфолио" ассоциируется прежде всего с модельным бизнесом или творческими видами деятельности, например дизайн, журналистика и т. д. Применительно к другим видам деятельности используется слово "портфель", например корпоративный портфель, портфель ценных бумаг.

Английское слово portfolio имеет следующие значения: 1) портфель; 2) папка для важных дел или документов; 3) портфель, должность министра; 4) (амер.) перечень ценных бумаг. Словарь современного русского языка не фиксирует в качестве нормы слово "портфолио", а слову "портфель" дает следующие определения: 1) четырехугольная сумка с застежкой для ношения книг, тетрадей, деловых бумаг; 2) пост, должность министра; 3) совокупность деловых бумаг, рукописей, с которой работает какое-либо учреждение, редакция, издательство.

Будем понимать под карьерным портфелем пакет документов, удостоверяющий фактические достижения их владельца, в том числе и отраженные в резюме. В этом случае карьерный портфель выступает как доказательное средство. С другой стороны, будем рассматривать карьерный портфель как пакет документов, фиксирующих процесс управления и самоуправления профессиональной карьерой, т. е. как способ, технологию, инструмент личностного и профессионального развития.

Карьерный портфель как средство профессионального самоутверждения - это специально отобранный и соответственно оформленный пакет документов, который имеет своей целью представить в упорядоченном и удобном для использования виде документированные свидетельства целей и ценностей, талантов и способностей, навыков и компетенций, наград и достижений его владельца. Документы, содержащиеся в карьерном портфеле, являются фактическими свидетельствами, подтверждающими информацию, содержащуюся в персональном резюме.

Карьерный портфель в качестве средства самоутверждения опирается на резюме - главный документ карьерного портфеля. Хорошо известно, что именно резюме является тем документом, на основе которого работодатель (или кадровое агентство) включает перед соискателями красный или зеленый свет на пути к собеседованию. Требования к качеству резюме в последнее время значительно повысились и в основном стали соответствовать международным стандартам. Овладение этими стандартами по-прежнему представляет серьезную проблему для потенциальных соискателей. Не случайно различные поисковые системы фиксируют сотни тысяч запросов по ключевому слову "резюме".

Однако для многих все еще не очевиден тот факт, что резюме без подтверждающего пакета документов не может быть надежной опорой во время поисков работы, собеседования или продвижения внутри компании. В настоящее время, когда конкуренция на рынке труда велика, когда на одно рабочее место претендуют несколько соискателей, работодатели требуют от соискателей реальных доказательств их достижений. В этой ситуации карьерный портфель является явным конкурентным преимуществом. Специалисты кадровых агентств и работодатели не так часто встречают соискателей с карьерным портфелем. Помимо ценности представленных документов сам факт создания карьерного портфеля свидетельствует о нестандартном подходе к решению стандартной проблемы, о деловой культуре его владельца.

Кроме того, карьерный портфель придает соискателю уверенность во время собеседования, позволяя переводить интервью в режим "диалог с работодателем" или "two-way traffic" и тем самым способствуя достижению успеха вместо избегания неудач во время традиционного интервью в режиме "допрос военнопленного". Именно документы, содержащиеся в карьерном портфеле, помогают претенденту на должность превратить интервью в интересную беседу, в которой раскрывается его личность и в которой он может убедительно продемонстрировать свои сильные стороны, умения и компетенции в различных областях деятельности.

В качестве способа или технологии профессионального развития карьерный портфель опирается на разработку стратегии управления карьерой и ее реализации. Подобно корпоративному портфелю или портфелю ценных бумаг карьерный портфель требует для своего создания серьезной и вдумчивой аналитической работы - работы над изучением и познанием себя как личности и как профессионала. Создание карьерного портфеля - это непрерывный процесс управляемого профессионального и личностного развития.

Эта работа во многом напоминает процедуру бизнес-планирования. Парадокс нашего времени в том и заключается, что широкое распространение выражения "Корпорация Я" обязано скорее необычной форме, чем содержанию и практически не ассоциируется с основной корпоративной функцией - функцией управления.

Как известно, основы управления и самоуправления становятся в настоящее время универсальными категориями не только профессиональной, но и повседневной деятельности человека (см., например, недавно вышедшую книгу "Менеджмент жизни") и настоятельно требуют своего практического освоения. Судя по результатам запросов, "управление карьерой" вызывает несравненно меньший интерес в настоящее время, чем "резюме".

Этот факт свидетельствует о том, что для подавляющего большинства соискателей потребность в планировании и организации своей деятельности в области профессиональной карьеры не является до сих пор столь же очевидной, как потребность в грамотном резюме. Несоизмеримо малое количество запросов по теме "управление карьерой" по сравнению с "резюме" отражает существующее в настоящее время противоречие между необходимостью овладевать основами управленческих процессов в построении своей собственной карьеры и интересом к этому виду деятельности.

Авторский семинар "Новые возможности карьерного портфеля", как и вся серия книг "Карьера для поколения NEXT", появился благодаря тому, что, работая в течение многих лет ректором в системе высшего негосударственного профессионального образования, автор могла на практике убедиться в том, насколько насущной и востребованной для молодого поколения в России и за рубежом является системная подготовка по вопросам выбора жизненного пути, выбора профессии, выбора карьеры.

Созданию этой серии, безусловно, способствовал и обширный опыт знакомства автора с системами образования и подготовки кадров, в том числе и в области туризма и индустрии гостеприимства, в разных странах мира - в Америке, Великобритании, Швейцарии, Сингапуре, Японии, Китае и др.

Отдельно стоит упомянуть изученный автором в феврале 1993 г. опыт работы Центра карьеры в широко известной Школе бизнеса Thunderbird (штат Аризона) - American Graduate School of International Management. Центр карьеры оказывал интенсивную консультационную поддержку студентам в области выбора сферы профессиональной деятельности, разработки плана карьеры, а также поддержку в трудоустройстве - как выпускникам основной магистерской программы, так и слушателям программ переподготовки в области бизнеса, специально созданной для этой цели Executive School. Последняя, кстати, и была предметом нашего основного профессионального интереса.

Другим событием, также существенно повлиявшим на взгляды автора в области управления карьерой, было знакомство в 1995 г. с деятельностью Hospitality School - Johnson & Wales University (штат Род-Айленд). Этот крупнейший частный Университет США, начинавший свою деятельность в 1912 г. как курсы машинописи, представляет собой пример целенаправленной политики поддержки студентов и выпускников в области их профессионального развития. Центр карьеры этого университета является логичной составляющей обширной, хорошо структурированной и высокоэффективной системы социальной и профессиональной адаптации студентов и выпускников Университета к рынку труда.

Чрезвычайно продуктивным было также наше взаимодействие с Leeds Metropolitan University (Англия), Lozanna Hospitality School (Швейцария), ACCOR Academie (корпоративный университет компании АККОР, Франция), Choice Hotel Group (крупнейшая в мире гостиничная цепь), а также CHRIE (международная профессиональная ассоциация, объединяющая специалистов в области образования в сфере туризма и гостеприимства).

Как найти себя в профессиональной деятельности? Как познать себя? Как утвердить себя? Как сделать успешную карьеру? Как управлять своей карьерой? Как взаимодействовать с внешним миром? Эти и многие другие вопросы в новых условиях быстрых изменений и неопределенностей приобретают для выпускников вузов и молодых специалистов все большую остроту.

Ответы на эти вопросы молодые люди ищут в основном интуитивно. Кто-то в поисках себя получает второе, третье, четвертое высшее образование. Кто-то посещает тренинги и семинары. Кто-то меняет должности и компании. Кто-то меняет партнеров и друзей. Кто-то переезжает в другой город, в другую страну. Однако эти правильные в каждом отдельном случае, но спонтанные и бессистемные действия не всегда дают желаемый результат.

Факт остается фактом: наука о человеке продвинулась далеко вперед, а вопрос о том, как могут и должны молодые люди использовать полученные в школе или вузе обширные знания для решения своих личных проблем (practical knowledge), в повседневной практике высшей школы пока даже не ставится.

Специалисты кадровых агентств утверждают, что даже те выпускники вузов, которые имеют в Приложении к диплому отличные оценки, например, по курсу психологии или социологии, зачастую не обладают элементарными навыками и простейшими приемами психологических или социологических исследований, а употребление в их речи словосочетания "SWOT-анализ" вовсе не означает, что они понимают его сущность, а тем более могут использовать эту маркетинговую технику в практической деятельности.

Проблема стара как мир: "не для жизни, для школы учимся - non vitae sed scholae discimus". С этим упреком около 2000 лет назад Сенека Луций Анней, римский политический деятель, философ и писатель, обратился в адрес своих современников - оторвавшихся от жизни схоластов-доктринеров. Характерно, что почти все страны мира чуть ли не во все времена были недовольны своей системой образования. Причина этого кроется не только и не столько в действительно существующих недостатках, сколько в том, что люди всегда ожидают от системы образования больше, чем она может дать. Современному обществу по-прежнему не хватает не столько знания, сколько умения использовать имеющиеся знания во благо себе.

В качестве выхода из создавшейся ситуации в докладе Римского клуба приводится ряд целей для системы образования, среди которых авторы упоминают развитие у студентов навыков самоанализа, познание собственных возможностей; развитие чувства ответственности за свои действия; развитие адаптации к происходящим переменам. Основатель Римского клуба А. Пиччеи особо подчеркивал значение самоуправления жизнью современного человека и принятия им на себя ответственности за свою жизнь.

Компенсировать недостаток прикладных знаний о человеке в программах высшего образования пытаются многочисленные семинары, тренинги, а также литература, в основном популярная, ставшая в последнее время буквально необозримой. Некоторые издания приводят массу простых и конкретных советов и рекомендаций по вопросам успешной карьеры и обещают быстрый и гарантированный результат: сделай так-то - последует то-то. Другие издания больше напоминают описания усердных поисков алхимиков Средневековья по чудесному превращению неблагородных металлов в золото. Третьи претендуют на абсолютную универсальность своих заповедей, уподобляя их Библии (например, "Библия карьериста").

Все эти в основной своей массе правильные с точки зрения здравого смысла и существующего опыта советы, обещающие каждому, кто будет им следовать, успешную жизнь и идеальную карьеру, не ведут, однако, в большинстве случаев к желаемому или заветному результату. Почему?

Прежде всего потому, что эти рекомендации не учитывают в полной мере главного - уникальности и динамичности самой личности и ее окружения. Не складывается из этих советов и цельное видение профессиональной карьеры - одной из основных составляющих жизни человека, которая играет огромную роль в его самоактуализации.

Авторский семинар, являющийся предметом описания в данной статье, как и вся серия изданий "Карьера для поколения NEXT", призван в определенной степени ответить на это требование времени.

Как возникла идея семинара?

История создания серии "Карьера для поколения NEXT" началась в начале 90-х гг. прошлого века, одновременно с реализацией профессиональной образовательной программы высшего образования направления "Менеджмент в туризме и индустрии гостеприимства" в Негосударственном образовательном учреждении Институт международного туризма г. Владивостока, основателем которого была Международная бизнес-академия.

Институт международного туризма был создан с целью подготовки новых профессионалов в сфере индустрии гостеприимства и туризма на основе специально разработанной инновационной образовательной программы.

Грандиозные преобразования, начавшиеся в России незадолго до этого, развернули общественный интерес от сферы производственных задач к сфере личности и человеческих отношений. Лозунг той поры - "Социализм с человеческим лицом!" - звучал революционно и интригующе.

Наш лозунг "Образование для карьеры!", под которым мы в 1991 г. начинали свою деятельность, также имел в то время магическую мотивирующую силу. Свое практическое воплощение наша идея нашла в том, что параллельно основной профессиональной образовательной программе высшего профессионального образования направления "Менеджмент в индустрии туризма и гостеприимства" вводился спецкурс "Профессиональное развитие". Целью этого сквозного междисциплинарного спецкурса, рассчитанного на все четыре года обучения, было помочь студентам "перевести" знания различных дисциплин учебной программы на практический язык их будущей профессии и карьеры.

Спустя четыре года лозунг "Образование для карьеры!" был эволюционно вытеснен из нашей жизни новым лозунгом "Образование для жизни!". К 1995 г. стало очевидно, что эффективное профессиональное развитие студентов может быть обеспечено, если достаточное внимание будет уделено вопросам личностного развития и гармонизации интересов в личной и профессиональной сфере.

В связи с этим мы стали рассматривать вопросы профессионального развития студентов в неразрывном единстве с понятием жизненного пути, являющимся центральным в новом междисциплинарном направлении в науке о человеке. Потребность в формировании у студентов системного подхода к выбору жизненного пути, выбора профессии и выбора карьеры и самостоятельного управления ими привела к логической необходимости выдвинуть в спецкурсе на первый план определяющую роль деятельности и поступательных циклов развития и совершенствования личности на протяжении всей жизни и профессиональной карьеры человека.

Мы исходили из того, что каждый такой цикл представляет собой в определенной степени законченный этап развития личности, в том числе и профессионального развития, и состоит из четырех фаз: самоопределение (что я хочу?), самопознание (что я могу и что от меня требуется?), самоутверждение (как я добиваюсь поставленных целей?), самоактуализация (каков результат моей деятельности? удовлетворен ли я им?). В каждом цикле присутствует и фаза кризиса, представляющая собой переходное состояние между циклами. Эти 4 фазы цикла (для удобства мы назвали их "4-С карьеры") реализуются в деятельности человека в рамках процесса самоуправления собственной жизнью и карьерой. Сложность заключается в том, что индивид выступает в данной ситуации и как объект, и как субъект управления.

В жизни каждого человека бывает несколько таких циклов, при этом переход от одного цикла к другому обусловлен определенными внутренними и (или) внешними причинами или обстоятельствами и обычно воспринимается человеком как кризисный период жизни и (или) карьеры. Фаза кризиса является периодом завершения предыдущего цикла (4-С карьеры) и начала нового. Эта фаза - период новых надежд и открывающихся новых возможностей, новых свершений, новых горизонтов личностного и профессионального развития. Именно в этой точке необходима "перенастройка" внутренних психологических механизмов ориентации личности и ее адаптации к изменившимся обстоятельствам внешней среды.

Студенческий период фактически продолжает фазу личностного и профессионального самоопределения, начавшуюся еще в старших классах школы. В эти периоды человек особенно нуждается в профессиональной поддержке и консультациях. Отсутствие профессиональной поддержки и консультирования в этот период жизни приводит к тому, что в процессе выбора места учебы и работы понятие "предназначение" зачастую подменяется понятием "престижность", а востребованность на рынке труда - волей родителей или советами друзей. В результате бывает невозможно объяснить выпускнице "престижного" факультета международных отношений провинциального вуза, почему в кадровых агентствах ей предлагают вакансии секретаря-референта или офис-менеджера, но никак не дипломатического работника.

Исходя из вышеизложенного, мы определили главную цель междисциплинарного спецкурса как обучение студентов основным технологиям самоуправления жизнью и карьерой. Соответствующее изменение было внесено в название: спецкурс "Профессиональное развитие" стал называться "Личностное и профессиональное развитие". Корректировка цели привела к уточнению задач спецкурса, которые стали выглядеть следующим образом: научить студентов технологиям, основным приемам и техникам личностного и профессионального самоопределения, самопознания, самоутверждения и самоактуализации, используя на практике потенциал знаний и инструментарий, которыми студенты овладевают при изучении самых разных дисциплин профессиональной образовательной программы направления "Менеджмент" - психологии и социологии, информатики и экологии, менеджмента и маркетинга, управления персоналом и организационного поведения.

В результате внедрения этого спецкурса и овладения одной из технологий управления профессиональной карьерой, которую мы назвали "Карьерный портфель", наши студенты и выпускники получили реальную возможность гармонично развивать в себе универсальные и узкопрофессиональные навыки и компетенции, хорошо ориентироваться в мире профессионалов, быстро адаптироваться к новым условиям, что, в свою очередь, обеспечило им безусловный успех в профессиональной деятельности в компаниях различного профиля не только в индустрии гостеприимства и туризма как в России, так и за рубежом.

Прошло почти десять лет. Не будем еще раз перечислять здесь эпохальные изменения, произошедшие с нами и вокруг нас - в мире человека, мире людей, мире природы, мире технологий и мире информации. Об этом написаны горы литературы. Для наших целей важно выделить два аспекта: первый - это бурное развитие науки синергетики, синергетического мировидения и понимание взаимодополняющей роли науки, религии и философии; второе - это не менее бурное развитие социальных технологий в результате плодотворного использования понятий и категорий естественно-научных и технических дисциплин в социальной сфере.

Отметим, что время перемен в России позволило понятию "гражданин мира" частично избавиться от "космополитического" оценочного значения и приобрести позитивный смысл. На этом же фоне время позволило стихийный рынок называть "мини-маркетом", лозунг - "слоганом", портфель - "портфолио", сделало самым употребительным слово "пиарить", а еще чаще - "пиариться" (последнее слово причудливым образом совместило в себе английское средство словообразования - сокращение PR - public relations - и русские средства словообразования - суффикс "ить" и "ся").

Время перемен сделало постоянными стремительные изменения. Все более стремительно меняется мир, меняется Россия, меняется каждый из нас. Стремительно меняется наше общество, приобретая черты "общества знаний". Сегодня глобальная экономика знаний жестко диктует всем нам новые условия и заставляет постоянно и заново учиться. При этом основной акцент делается на овладение умениями и компетенциями. Время требует, чтобы мы умели учиться, умели обеспечивать себя работой, умели управлять своей жизнью, своей карьерой, своими знаниями, и прежде всего управлять знаниями о самих себе.

Известно, что человек остается наиболее трудным объектом не только науки, но и философии. До конца тайну личности не может постигнуть ни религия, ни художественная литература, ни поэзия, ни искусство. Самое удивительное в том, что личность до конца непостижима и для самой себя. Именно подобная непостижимость, многообразие, открытость служат основой многовариантности различных проявлений человека в различных обстоятельствах. Поэтому постижение себя можно назвать и наукой, и искусством. Здесь требуются рациональный расчет и творческая интуиция. Здесь нужны обширные знания и универсальные умения. Здесь требуются время и определенные духовные и интеллектуальные усилия.

Стало понятно, что эти новые условия, требования жизни или "вызовы времени" касаются всех, а не только молодого поколения. В каком-то смысле все, живущие сейчас на Земле, - это поколение NEXT: многие люди старшего возраста также оказываются перед суровым выбором дальнейшего жизненного пути и профессиональной карьеры в переломные моменты жизни. Поэтому вопросы "Как жить? Чем заниматься?" остро стоят и перед школьниками в период окончания школы и перед выпускниками в период окончания вуза, равно как и перед старшими поколениями в период расцвета жизненных сил или в период мудрой зрелости "третьего" возраста Troisieme age.

Для всех поколений в ситуации постоянных изменений неизменным остается набор вариантов решения этой проблемы - стать победителем изменений, стать побежденным изменениями или адаптироваться к ним. Каждый человек имеет свободу выбора. Однако очевидно, что самый рациональный и эффективный путь встраивания в новую жизнь - это создание механизмов ориентации в ней и адаптации к ней. Адаптация к меняющимся условиям - это здоровая реакция зрелой личности на происходящие изменения. Одним из механизмов психологической адаптации является постоянное личностное и профессиональное развитие.

Поэтому со временем все более очевидной становится актуальность нашего опыта реализации междисциплинарного спецкурса "Личностное и профессиональное развитие", главное внимание в котором было сосредоточено на освоении технологий самосовершенствования и профессионального развития личности.

В чем заключаются особенности семинара и его новизна?

Как уже указывалось, опыт разработки и реализации данного спецкурса и явился основой для серии публикаций под общим названием "Карьера для поколения NEXT", а настоящая статья представляет собой краткое описание авторского семинара "Новые возможности карьерного портфеля", который является составной частью этой серии.

Авторский семинар-тренинг "Новые возможности карьерного портфеля" посвящен знакомству с технологией выстраивания осмысленной и самоуправляемой профессиональной карьеры на основе разработки и использования карьерного портфеля.

Основной целью для слушателей семинара является овладение системным подходом к управлению собственной карьерой, основываясь на овладении процессами разработки и создания карьерного портфеля.

Семинар формирует у слушателей основные навыки и компетенции самоуправления карьерой (планирования и реализации карьеры, новых техник поиска работы и продвижения по службе внутри компании), дает слушателям представление об одном из возможных инструментов планирования и реализации карьеры - карьерном портфеле, способствует эффективному использованию, как правило, ограниченных ресурсов для достижения максимального результата.

Исходя из поставленной общей цели формируются задачи семинара. Среди основных можно выделить следующие задачи.

1. Овладеть основами психодиагностики и сделать корректировку выбора профессиональной карьеры, если это необходимо.

2. Научиться основным приемам управления собственной карьерой на основе технологии создания карьерного портфеля и использовать их в поисках стажировок, устройстве на работу, продвижении по службе.

3. Изучить международные требования и стандарты к составлению резюме и составить свое собственное резюме в соответствии с этими требованиями.

4. Научиться использовать новые возможности персонального резюме для анализа своих сильных и слабых сторон.

5. Понять значение навыков и компетенций в успешной карьере и использовать матрицу навыков и компетенций в планировании своей карьеры.

6. Научиться использовать персональное резюме для формулирования своих карьерных целей и разработки стратегии.

7. Научиться успешно реализовывать выбранную стратегию управления профессиональной карьерой для достижения поставленных целей.

8. Научиться использовать карьерный портфель как средство и как технологию в качестве конкурентного преимущества на различных этапах профессиональной карьеры.

Новизна авторского семинара "Новые возможности карьерного портфеля" заключается прежде всего в том, что сама технология создания карьерного портфеля до сих пор не использовалась в России в качестве инструмента в практике системного управления профессиональной карьерой. Центральным звеном в описываемой технологии создания карьерного портфеля является работа с резюме. Многообразие форм использования резюме (резюме-план и резюме-факт) дает прочные навыки подготовки персонального резюме в соответствии с международными стандартами и открывает слушателям новые возможности и новый потенциал его использования. И наконец, третьей отличительной особенностью семинара является подход, который мы назвали "4-С профессиональной карьеры", т. е. цельное и комплексное рассмотрение профессиональной карьеры в ее динамике и во взаимосвязи четырех фаз карьерного цикла - самоопределения, самопознания, самоутверждения и самоактуализации. Такой подход к управлению профессиональной карьерой дает слушателям возможность решать частные, конкретные задачи, не выпуская при этом из виду жизненные перспективы.

Какие научные теории положены в основу семинара?

Концептуальной основой семинара, как и всей серии изданий "Карьера для поколения NEXT", являются теории жизненного пути и стратегии карьеры. Основоположниками психологии жизненного пути можно считать известных российских психологов - С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую, Л. И. Анциферову, Н. А. Логинову и многих других.

Среди зарубежных психологов выделяются А. Адлер, К. Юнг, Ш. Бюлер, А. Маслоу, Р. Мэй и другие. Их научное наследие подлежит не только изучению, осмыслению и продолжению в новых исследованиях, но и практическому применению в обучении и консультировании.

Главной особенностью семинара является опора на уже накопленные слушателями гуманитарные знания и перевод их в практическую плоскость. Это междисциплинарный курс, вовлекающий в работу при его освоении знания и инструментарий различных учебных дисциплин, таких, как психология, социология, философия, менеджмент и др., накопленные слушателями в период предыдущего обучения и (или) полученные в результате жизненного опыта.

Системная подача материала семинара сама по себе является основой формирования у слушателей системного мышления. Предлагаемые алгоритмы совершения действий позволяют легко освоить правила и процедуры, а затем использовать этот подход в других видах деятельности. Это чрезвычайно важный элемент инновационного подхода к обучению, позволяющий эффективно использовать материал семинара и в аудиторной работе с преподавателем, и при самостоятельном изучении.

Материал, включенный в авторский семинар, неоднозначен, нетрадиционен, нередко дискуссионен, как и сама проходящая становление наука о жизненном пути и управлении профессиональной карьерой, поэтому он предполагает не только внимательное, но и критическое осмысление, сравнение, сопоставление, анализ, формулировку собственного мнения, предложений, вариантов. Работа требует от слушателей как использования знаний, уже полученных в ходе настоящего или предыдущего обучения, так и изучения рекомендованной дополнительной литературы, выполнения максимума содержащихся в Практикуме заданий. Для этого важно владение всеми приемами активного творческого мышления, использования всех возможностей собственного интеллекта. Работа эта сложная, но интересная, а главное - совершенно необходимая, так как в конечном счете речь идет о максимальной практической пользе материала семинара для будущего успеха слушателей в их профессиональной карьере и жизни.

Для кого предназначен семинар?

Автор надеется, что авторский семинар "Новые возможности карьерного портфеля" и Рабочая тетрадь семинара будут полезны широкому кругу лиц, интересующихся средствами и способами, технологиями, конкретными техниками, инструментарием управления собственной карьерой, а также управлением личностным и профессиональным развитием и совершенствованием. Среди читателей серии публикаций "Карьера для поколения NEXT" и слушателей семинара "Новые возможности карьерного портфеля" автор видит:

во-первых, студентов 1 - 5-го курсов вузов разного профиля;

во-вторых, выпускников и молодых специалистов, желающих развить в себе новый взгляд и новые подходы к решению извечной проблемы жизни - найти себя в профессиональной деятельности;

в-третьих, специалистов среднего и старшего поколения, стоящих в настоящее время перед выбором нового профессионального пути;

в-четвертых (last but not least), школьников старших классов, еще только обдумывающих, кем быть и чем заниматься, и их родителей, которые зачастую берут на себя ответственность за профессиональное и жизненное определение своих детей на переломном этапе жизни.

Какова структура семинара?

Авторский семинар "Новые возможности карьерного портфеля" состоит из восьми занятий общей длительностью 16 академических часов (по 2 аудиторных часа каждый). Все занятия имеют единую структуру. В структуре каждого занятия выделены две составляющие: краткая теоретическая информация и практические занятия (практикум). В начале занятия дается тема, приводятся основные понятия и их определения. Структурно-логическая схема показывает отношения, взаимосвязь между основными понятиями. Цели каждого занятия формулируются в двух направлениях - теоретическом и практическом. Достижение целей занятия подразумевает овладение необходимыми знаниями, умениями и компетенциями на уровне самостоятельного их применения на практике. Инструментом достижения целей является Практикум. Практикум содержит перечень обязательных заданий, результатом выполнения которых должны стать документы, т. е. средства, необходимые для реализации технологии карьерного портфеля.

В структуре практикума каждого занятия представлены следующее виды заданий:

1. Задания по освоению содержания теоретической части (например, работа со словарем и основными понятиями и их определениями, дискуссии и др.);

2. Задания по психодиагностике личности, деятельности, социального взаимодействия (например, психодиагностические тесты для ориентации в области профессиональной карьеры "Якоря карьеры", тесты для оценки уровня адаптационных способностей личности, оценка уровня самоактуализации и др.);

3. Задания по освоению алгоритмов действий для выполнения конкретных задач и создания конкретных документов в области управления карьерой (например, алгоритм выбора профессии, алгоритм создания карьерного портфеля, алгоритм подготовки резюме, алгоритм создания матрицы умений и компетенций и др.);

4. Задания по развитию и совершенствованию необходимых умений и компетенций (например, коммуникативных умений, управленческих компетенций и др.);

5. Задания по изучению конкретных ситуаций (например, ситуаций, связанных с кризисами карьеры, с использованием резюме при подготовке к интервью и др.);

6. Задания по практической подготовке необходимых документов для карьерного портфеля (например, подготовка резюме, сопроводительного письма, плана карьеры и др.).

Во время выполнения заданий Практикума широко используются наглядные пособия, например, полностью подготовленный карьерный портфель, бланки и заполненные образцы необходимых документов (бланк резюме, приложения к диплому, бланк самооценки по английскому языку и др.), схемы и таблицы.

Таким образом, контроль выполнения заданий подразумевает подготовку необходимых документов карьерного портфеля в соответствии с указанными требованиями и приведенными образцами.

Каково основное содержание семинара?

Содержание семинара хорошо структурировано, что облегчает усвоение большого количества нового материала за два рабочих дня.

В первый день занятий на утренней сессии рассматриваются две темы.

Занятие 1. Новая конфигурация рынка труда, соответствующая новому времени; Занятие 2. Технология создания карьерного портфеля. Послеобеденная сессия также состоит из двух занятий, на которых рассматриваются следующие вопросы: Занятие 3. Новые требования, предъявляемые к резюме; Занятие 4. Разработка собственного резюме.

Структура второго дня работы аналогична структуре первого дня. Во время утренней сессии рассматриваются две темы.

Занятие 5. Окончание работы над реальным резюме и SWOT-анализ существующих навыков и компетенций; Занятие 6. Разработка резюме-плана.

Послеобеденная сессия - это два заключительных занятия. Занятие 7. Разработка стратегии карьеры; Занятие 8. Использование карьерного портфеля как конкурентного преимущества на различных этапах карьеры.

На заключительном занятии рассматривается также календарно-тематический план и краткие методические указания по самостоятельной работе.

В силу ограниченности объема статьи мы приводим сокращенный вариант содержания семинара. Автор при этом надеется, что даже такое краткое изложение основных идей семинара не лишает его в глазах читателей очевидной актуальности.

P. S. Наш опыт, безусловно, прошел суровую проверку временем. В связи с этим мы считаем логичным закончить краткое изложение наших взглядов на профессиональную карьеру и проблему технологий управления ею упоминанием еще трех фактов нашей истории.

Первый факт. В сентябре 1993 г. мы провели исторический первый "День карьеры" для первого набора наших студентов на учебную программу, которая впоследствии легла в основу программы направления "Менеджмент индустрии гостеприимства и туризма". В этот день студенты-первокурсники были персонально представлены деловой общественности города - руководителям предприятий туризма и индустрии гостеприимства, директорам банков, предпринимателям и администрации города. В результате "Дни карьеры" стали нормой нашей жизни и серьезной поддержкой наших студентов в их профессиональном становлении в период обучения.

Второй факт. В марте 1995 г. в структуре Международной бизнес-академии был создан по аналогии с Центрами карьеры зарубежных университетов, описанными в начале статьи, департамент "Карьера", главной целью которого было оказание системной консультативной поддержки нашим студентам в построении профессиональной карьеры, а также содействие нашим выпускникам в организации стажировок и трудоустройстве, как в России, так и за рубежом. В результате этого для наших студентов стали реальностью краткосрочные и долгосрочные (до 12 месяцев) стажировки на предприятиях индустрии гостеприимства в различных странах мира - в Южной Корее и Греции, Англии и США, Турции и Ирландии. Реальностью стала и престижная работа, как в России, так и за рубежом, соответствующая личным интересам и потребностям наших выпускников.

Третий факт. В июне 1999 г. была закончена разработка технологии управления профессиональной карьерой на основе карьерного портфеля и началось ее внедрение. Выпускники, уезжавшие на 12-месячную стажировку в Англию (Choice Hotel Group) и в Америку, впервые в истории Института международного туризма имели с собой полный пакет документов карьерного портфеля, отражавших уникальные особенности их личности и профессиональной деятельности и подтверждавших реальность их многочисленных академических, профессиональных и социальных достижений. Результатом использования карьерного портфеля в профессиональной деятельности явилось устойчивое карьерное продвижение молодых специалистов в соответствии с их карьерными планами.

Приложение 1

Резюме (или CV - curriculum vitae лат. - "Путь жизни", хроника жизни, краткая биография) является обязательной составляющей пакета документов, необходимых для поиска работы.

Международные компании, работающие на российском рынке, а также за рубежом, предъявляют к резюме потенциальных сотрудников требования в соответствии с международными стандартами. Такие же требования предъявляют в последнее время и многие российские компании.

Ниже приведена форма резюме, соответствующая международным стандартам и принятая во всех странах Европейского Союза в качестве обязательной.

Резюме

ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ФИО

Домашний адрес

Телефон(ы)

Факс(ы)

E-mail(s)

Гражданство

Дата рождения

Пол

Должность/вид профессиональной деятельности

ОПЫТ РАБОТЫ

Род занятий или занимаемая должность

Основная деятельность и должностные обязанности

Название и место расположения организации

Тип бизнеса или сфера деятельности организации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА

Дата

Присвоенная квалификация

Основные дисциплины учебного плана/профессиональные навыки и умения

Название и тип образовательного учреждения

Уровень квалификации в соответствии с национальной или международной системой классификации

ЛИЧНЫЕ НАВЫКИ И СПОСОБНОСТИ

Иностранные языки

Самооценка

Письмо

Английский язык

Другой язык

Социальные навыки и способности (если необходимо)

Организационные навыки и способности

Технические навыки и способности

Компьютерные навыки и способности

Художественные навыки и способности

Другие навыки и способности

Водительские права

Дополнительная информация

Приложения

Основные требования к написанию резюме:

Личные данные.

1. Фотография не обязательна, если ее не требует работодатель.

2. Ясно и четко впечатайте адрес, по которому с вами можно быстро связаться. Если ваш постоянный адрес отличается от того, по которому вы проживаете в настоящее время, вы можете написать оба адреса, указав даты вашего пребывания по каждому из них.

3. Укажите номера телефонов, по которым с вами можно связаться; если необходимо, укажите дни недели и точное время для контактов.

Если вы хотите послать ваше резюме в другую страну, укажите в скобках код страны и код региона. Эти два кода соединяются с помощью тире, например: (44 - 20) 80 12 34 56 для номера в Лондоне.

4. При указании номера телефона соблюдайте следующие правила:

разделите цифры основного номера телефона на группы по две цифры, начиная с правой стороны, при этом если общее число цифр нечетное, то последняя группа будет состоять из трех цифр (группы цифр разделяются между собой интервалом, но не точкой, пишите номер факса, используя правила написания телефонных номеров.

5. Пишите полностью ваш электронный адрес, указав, является ли он вашим личным адресом или адресом организации.

Профессиональная деятельность.

Указывайте предполагаемую должность, вид профессиональной деятельности конкретно и четко, поскольку эта запись позволяет работодателю мгновенно увидеть ваш потенциал на основе информации о ваших ключевых навыках и способностях.

В блоке "Опыт работы" следует дать информацию о каждом месте работы, начиная с последнего, руководствуясь следующими требованиями:

- если вы являетесь соискателем впервые, не забывайте упомянуть о работе во время стажировки, так как этот факт будет свидетельствовать о том, что вы уже имеете первоначальный опыт;

- если ваш опыт работы крайне ограничен (в случае если вы только что закончили школу или вуз), описывайте сначала вашу учебу и специальную подготовку, т. е. поменяйте местами два блока информации, и осветите ваш опыт работы в период обучения;

- ради сохранения краткости сфокусируйте свое внимание на опыте работы, который придает вес вашему резюме. Обязательно упомяните весь опыт работы, который может быть вашим активом, но который прямо не связан с должностью, на которую вы претендуете.

Точно указывайте даты начала и окончания работы и род занятий или занимаемую должность.

Указывайте основной вид деятельности на этой должности и основные умения и компетенции, которые вы приобрели.

Точно указывайте название и адрес организации. Если необходимо, добавьте больше информации (номер телефона, факса и т. д.).

Укажите тип бизнеса или сферу деятельности организации.

В блоке "Образование и подготовка" укажите каждую учебную программу, которую вы прошли и которая привела вас к получению определенной квалификации. Начните с последней.

Описывайте сначала ваше образование и подготовку, если ваш опыт работы ограничен (как, например, после окончания школы или вуза).

Нет необходимости показывать все ваши квалификации: если у вас уже есть диплом университета, то не следует фокусировать внимание на ранних этапах вашего обучения, например на начальной школе; сконцентрируйтесь на тех учебных программах, которые напрямую связаны с должностью, на которую вы претендуете.

Точно указывайте даты начала и конца обучения.

Вписывайте в резюме название присвоенной квалификации так, как оно записано в дипломе или других документах об окончании.

Избегайте использовать ваши собственные сокращения.

Приводите краткий перечень основных изученных дисциплин или полученных профессиональных навыков, сгруппировав их для краткости в следующие блоки в соответствии с Российским государственным образовательным стандартом:

Социально-экономические и гуманитарные дисциплины.

Естественно-научные дисциплины.

Общепрофессиональные дисциплины.

Специальные дисциплины.

Фокусируйте внимание на профессиональных умениях и навыках, которые будут вашими активами на должности, на которую вы претендуете.

Если уровень вашего образования соответствует существующим национальным или международным системам классификации, укажите этот уровень в рамках соответствующей системы. Если необходимо, обратитесь за информацией в организацию, которая присвоила вам квалификацию.

Личные навыки и компетенции.

Социальные навыки и способности необходимы, чтобы успешно жить и работать с людьми и среди людей. Они необходимы для должностных позиций, где важны общение и работа в команде.

Опишите свои социальные навыки и способности и уточните, в каком контексте вы их приобрели - во время учебы, работы, на тренингах, семинарах или во время отдыха, работы в качестве добровольца и т. д.

Организационные навыки и способности представляют собой умение координировать и администрировать деятельность других людей, а также управлять проектами или бюджетом и т. д. как на производстве, так и в общественной деятельности и дома.

Опишите ваши организационные навыки и способности и уточните, в какой ситуации вы приобрели эти навыки.

Технические навыки и умения относятся к мастерству работы с особыми видами оборудования (не относящиеся к компьютеру) или к техническим навыкам и умениям в определенной профессиональной сфере (в медицине, банковской системе, в сфере общественного питания и т. д.).

Опишите ваши технические навыки и умения и уточните, в какой ситуации вы приобрели эти навыки.

Компьютерные умения и навыки относятся к работе с базами данных, к знакомству с Интернетом. Компьютерные знания и умения могут быть оценены и признаны с использованием международных (признанных) стандартов, удостоверяющих, что их носитель обладает достаточными знаниями и умениями, необходимыми для эффективного и продуктивного использования компьютера.

Подробно опишите свои компьютерные навыки и умения.

Художественные навыки и способности.

Укажите свои художественные навыки и умения, которые являются вашими ценными качествами, например: музыка, дизайн.

Уточните, в какой ситуации вы приобрели эти навыки. Укажите здесь другие навыки и умения, которые являются ценными качествами и не упомянуты в предыдущих разделах - любимые занятия, спорт, должности в общественных организациях.

Уточните, в какой ситуации вы приобрели эти навыки.

Водительские права.

Укажите, имеете ли вы водительские права, и если да, то какая категория.

Дополнительная информация.

Укажите здесь любую другую информацию, полезную, с вашей точки зрения (публикации и исследования; членство в профессиональных и общественных организациях, сведения о воинской службе, семейное положение, человек для контактов и т. д.), и дайте краткое описание вашей публикации, исследовательского проекта.

Приложение.

Перечислите все документы, которые прилагаются к резюме, например копии дипломов и иных документов об образовании; характеристики или рекомендации с прежнего места работы.

Составьте список документов в логическом порядке, для того чтобы облегчить их чтение.

Никогда не отправляйте оригиналы важных документов, так как они могут быть утеряны.

/"Туризм: право и экономика", 2006, N 3/

В предыдущем номере в статье с тем же названием было представлено авторское видение теоретических основ семинара "Карьерный портфель: новые возможности". В настоящей публикации автор знакомит читателей с программой и развернутым содержанием данного семинара.

Семинар состоит из восьми занятий, каждое из которых посвящено отработке последовательно предъявляемых учебных задач.

Для отработки теоретических знаний используются развернутый план каждого занятия, перечень основных понятий, структурно-логическая схема и глоссарий. Для отработки практических вопросов в Практикуме используются специально разработанные задания, результатом выполнения которых являются не только приобретенные умения, но и создание конкретных документов.

В результате проработки заданий первого занятия "Новые профессионалы и профессиональная карьера" слушатели узнают о новых карьерных возможностях, существующих в настоящее время, и уточняют собственные профессиональные предпочтения. Главной темой обсуждения является профессиональная карьера.

Второе занятие "Карьерный портфель: новые возможности" и третье занятие "Новое резюме" дает слушателям представление о том, что такое "карьерный портфель" и каковы его возможности в управлении карьерой. Материал первого занятия позволяет слушателям освоить технологию создания карьерного портфеля. Третье занятие подробно знакомит слушателей с резюме - главным документом карьерного портфеля - и международными требованиями к нему. Поскольку знания о резюме являются в настоящее время наиболее востребованными, слушатели подробно знакомятся с основными требованиями к резюме и правилами его заполнения. Главными темами обсуждения являются карьерный портфель, резюме как главный документ карьерного портфеля и требования к нему.

Четвертое и пятое занятия "Резюме-факт" посвящены разработке персонального резюме на основе фактического положения дел. Создание безупречного персонального резюме, а также планирование карьеры и личностного, и профессионального развития возможно только на основе глубокого познания себя. Поэтому центральными вопросами на этих занятиях являются вопросы, связанные с изучением психологической структуры личности, деятельности и социального взаимодействия слушателей, а также реальных навыков и умений, приобретенных в различных видах деятельности. Главной темой для обсуждения на этих занятиях является отражение в резюме психологических особенностей структуры личности и деятельности слушателей.

Шестое занятие "Резюме-план" и седьмое занятие "Стратегия карьеры" посвящены основам управления карьерой, разработке стратегии карьеры, плана личностного и профессионального развития на основе резюме. Для этого слушатели осваивают понятия "цели" и "стратегии" и их возможности в разработке плана карьеры. Главной темой для обсуждения на этих занятиях являются цели, стратегии и реализация выработанной стратегии карьеры.

Восьмое занятие "Карьерный портфель в действии" посвящено вопросам использования карьерного портфеля в различных областях карьерного роста: поиска стажировок, поиска новой работы, смены вида деятельности (вторая карьера) и продвижения внутри компании. В результате выполнения всех заданий слушатели овладевают технологией планирования и управления собственной карьерой, а также процессом личностного и профессионального самосовершенствования с использованием карьерного портфеля.

Программа авторского семинара

"карьерный портфель: новые возможности"

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ РАБОТЫ СЕМИНАРА.

Время проведения 9.00 - 18.00.

Вступительная часть семинара.

Время проведения 9.00 - 10.00.

УТРЕННЯЯ СЕССИЯ.

Время проведения 10.00 - 12.30.

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ. Новые профессионалы и профессиональная карьера.

Время проведения 10.00 - 11.30.

Введение: Свобода выбора или предопределенность.

1.1. 4-С профессиональной карьеры и кризис карьеры.

1.2. Новый мир и профессиональная карьера.

1.3. Предпринимательство как карьера.

1.4. Менеджмент как карьера.

1.5. Профессиональный наемный работник.

1.6. Портфельный работник - работник будущего?

1.7. Менеджмент карьеры - миф или реальность?

Заключение: Карьерный портфель как технология менеджмента карьеры.

ПЕРЕРЫВ.

Время перерыва 11.30 - 12.00.

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ. Карьерный портфель: новые возможности.

Время проведения 12.00 - 13.30.

Введение: Технология менеджмента карьеры.

2.1. Что такое "карьерный портфель".

2.2. Зачем нужен карьерный портфель.

2.3. Структура и содержание карьерного портфеля.

2.4. Средства создания карьерного портфеля.

2.5. Способы создания карьерного портфеля.

2.6. Алгоритм создания карьерного портфеля.

2.7. Самоопределение и профессиональная карьера.

Заключение: Резюме - обзорный документ карьерного портфеля.

ПЕРЕРЫВ.

Время перерыва 13.30 - 14.30.

ДНЕВНАЯ СЕССИЯ.

Время проведения 14.30 - 18.00.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ. Новое резюме.

Введение: Новое время - новые требования.

3.1. Резюме и карьерный портфель.

3.2. Стандарты и требования к резюме.

3.3. Структура резюме.

3.4. Основные правила написания резюме.

3.6. Алгоритм создания резюме.

3.5. Новые тенденции.

3.7. Карьерный портфель и новые возможности резюме.

Заключение: Резюме как движущая сила вашей карьеры.

ПЕРЕРЫВ.

Время перерыва 16.00 - 16.30

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. Резюме-факт (начало).

Время проведения 16.30 - 18.00.

Введение: Резюме реального кандидата.

4.1. Резюме-факт как зеркало вашей личности.

4.2. Психологическая структура личности и деятельности.

4.3 Знания, умения, навыки и компетенции.

4.4. Матрица навыков и компетенций.

4.5. Резюме: Персональные данные и Желаемая сфера деятельности.

4.6. Резюме: Навыки и компетенции: Образование и подготовка.

4.7. Резюме: Навыки и компетенции: Опыт работы (стажировок).

Заключение: Резюме-факт - инструмент познания себя.

ИТОГИ работы ПЕРВОГО ДНЯ.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

ВТОРОЙ ДЕНЬ РАБОТЫ СЕМИНАРА.

Время проведения 10.00 - 19.00.

УТРЕННЯЯ СЕССИЯ.

Время проведения 10.00 - 13.30.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ. Резюме-факт (окончание).

Время проведения 10.00 - 11.30.

Введение: Резюме реального кандидата.

5.1. Резюме: Личные навыки и компетенции: Анлийский язык.

5.2. Резюме: Личные навыки и компетенции: Социальные навыки.

5.3. Резюме: Личные навыки и компетенции: Организационные навыки.

5.4. Резюме: Личные навыки и компетенции: Технические навыки.

5.5. Резюме: Личные навыки и компетенции: Компьютерные, художественные, водительские и другие навыки.

5.6. Резюме: Навыки и компетенции: Дополнительная информация и приложения.

5.7. Самопознание и профессиональная компетенция.

Заключение: От резюме-факта к резюме-плану.

ПЕРЕРЫВ.

Время перерыва 11.30 - 12.00.

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ. Резюме-план.

Время проведения 12.00 - 13.30.

Введение: Резюме идеального кандидата.

6.1. Резюме-план как зеркало вашей мечты.

6.2. Что такое мечта и что такое цель.

6.3. Цели-ценности и цели-средства.

6.4. Ваши цели и цели для вас.

6.5. Миссия, цели, стратегии.

6.6. Матрица-план ваших навыков и компетенций.

6.7. От резюме-плана - к стратегии карьеры.

Заключение: Стратегическое управление карьерой.

ПЕРЕРЫВ.

Время перерыва 13.30 - 14.30.

ДНЕВНАЯ СЕССИЯ.

Время проведения 14.30 - 19.00.

ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ. Стратегия карьеры.

Время проведения 14.30 - 16.00.

Введение: Стратегия жизни и стратегия карьеры.

7.1. Парадоксы времени: Корпорация "Я".

7.2. Стратегическое управление в системе менеджмента карьеры.

7.3. Основы стратегического управления карьерой.

7.4. Конкурентоспособность личности.

7.5. Реализация стратегии карьеры.

7.6. Эффективность стратегического управления карьерой.

7.7. Самоутверждение и профессиональная карьера.

Заключение: Третьего не дано.

ПЕРЕРЫВ.

Время перерыва 16.00 - 16.30.

ЗАНЯТИЕ ВОСЬМОЕ. Карьерный портфель в действии.

Время проведения 16.30 - 18.00.

Введение: Ключ от Нового профессионального мира - в карьерном портфеле.

8.1 Карьерный портфель как средство самопрезентации.

8.2. Карьерный портфель как технология менеджмента карьеры.

8.3. Карьерный портфель в карьере предпринимателя.

8.4. Карьерный портфель в карьере наемного работника.

8.5. Карьерный портфель в карьере портфельного работника.

8.6. Карьерный портфель и вторая карьера.

8.7. Самоактуализация и профессиональная карьера.

Заключение: Через тернии к звездам.

Заключительная часть семинара.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Время проведения 18.00 - 19.00.

Развернутое содержание авторского семинара

"Карьерный портфель: новые возможности"

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ.

Новые профессионалы и профессиональная карьера

Homo novus - Новый человек (лат.).

Цель - дать представление о новых возможностях профессиональной карьеры в современном мире и научить новым подходам в менеджменте карьеры.

Перечень основных понятий.

Структурно-логическая схема.

Используемая наглядность.

Введение: Свобода выбора или предопределенность.

1.1. Новый мир и профессиональная карьера.

Новый мир или что требует от вас жизнь.

Новая конфигурация рабочего мира.

Новые возможности и новые риски.

1.2. Предпринимательство как карьера.

Формальные критерии предпринимателя.

Характерные особенности предпринимателя.

Предпринимателем быть обязан?

1.3. Менеджмент как карьера.

Лидерство и менеджмент.

Менеджмент и требования к менеджерам.

Менеджмент как карьера.

1.4. Профессиональный наемный работник.

Наемный менеджер.

Наемные специалисты.

Новые требования и новые карьерные возможности.

1.5. "Портфельный" работник - работник будущего.

"Портфельные" индивидуалы или "портфельный" класс.

Новое представление о карьере - управление проектами.

Сам себе предприниматель, сам себе менеджер.

1.6. 4-С профессиональной карьеры и карьерные кризисы.

Фазы и циклы карьеры.

Карьерные кризисы - лимон или лимонад.

Антикризисное управление карьерой.

1.7. Менеджмент карьеры - миф или реальность?

Заключение: Карьерный портфель как технология менеджмента карьеры.

Практикум.

Приложение.

Рекомендуемая литература.

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ.

Карьерный портфель: новые возможности карьеры

Quod non est in actis, non est in mundo (лат.).

Чего нет в документах, того нет на свете.

Цель - дать представление о карьерном портфеле и его возможностях для эффективного менеджмента карьеры; научить технике создания карьерного портфеля.

Перечень основных понятий.

Структурно-логическая схема.

Используемая наглядность.

Введение: Технология менеджмента карьеры.

2.1. Что такое карьерный портфель.

Документационное обеспечение менеджмента карьеры.

Карьерный портфель и новые возможности управления карьерой.

Почему нужен КП "здесь и сейчас".

2.2. Зачем нужен карьерный портфель.

Самоменеджмент.

Личностное развитие.

Профессиональное развитие.

Менеджмент карьеры.

Планирование карьеры.

Организация карьерного роста.

Устройство на работу.

Поиски стажировок.

Реализация карьерного роста.

Продвижение внутри компании.

Контроль результатов карьерного роста.

2.3. Структура и содержание карьерного портфеля.

Резюме - главный документ карьерного портфеля.

Структура или разделы карьерного портфеля.

Автобиография.

Автопортрет вашей личности.

Сопроводительное письмо.

Резюме и подтверждающие документы.

Содержание разделов карьерного портфеля.

Документы.

Фотографии.

Видео.

Образцы работ.

2.4. Средства создания КП.

Необходимое оборудование.

Необходимые принадлежности и материалы.

Необходимые документы.

2.5. Способы создания КП.

Карьерный портфель как пакет документов.

Электронный карьерный портфель.

Почему нужен электронный карьерный портфель.

Дизайн электронного карьерного портфеля.

2.6. Алгоритм подготовки КП.

Этап планирования.

Определить цель создания карьерного портфеля.

Разработать план создания карьерного портфеля.

Этап организационных мер.

Купить необходимые принадлежности и материалы.

Обеспечить доступ к необходимому оборудованию.

Организовать документационное обеспечение.

Этап реализации.

Укомплектовать карьерный портфель документами.

Этап контроля.

Проверить качество.

2.7. Самоопределение и профессиональная карьера.

Заключение: Резюме - обзорный документ карьерного портфеля.

Практикум.

Приложение.

Рекомендуемая литература.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ. Новое резюме

CV - curriculum vitae (лат.).

"Путь жизни", хроника жизни.

Цель занятия - дать представление о том, каковы новые требования к резюме в российских и международных компаниях и научить заполнять резюме в соответствии с международными стандартами.

Основные понятия.

Структурно-логическая схема.

Используемая наглядность.

Введение: Новое время - Новые требования.

3.1. Резюме и карьерный портфель.

Резюме в поисках работы и стажировки.

Резюме в продвижении по карьерной лестнице.

Резюме в профессиональном развитии.

3.2. Стандарты и требования к резюме.

Резюме для работы в российских компаниях.

Резюме для работы в международных компаниях.

Стандарты и требования к резюме в ЕС.

3.3. Структура резюме.

Личные данные.

Желаемая должность или сфера деятельности.

Опыт работы.

Образование и подготовка.

Личные навыки и компетенции.

Английский язык.

Социальные навыки.

Организационные.

Технические.

Компьютерные.

Художественные.

Водительские.

Другие.

Дополнительная информация.

Приложения.

3.4. Основные правила написания резюме.

Требования к форме и содержанию резюме.

Стиль резюме.

Язык резюме.

Требования к оформлению резюме.

3.5. Алгоритм создания резюме.

3.6. Новые тенденции.

Электронное и видео-резюме.

Резюме в режиме on-line.

Резюме на сайте вашего учебного заведения.

3.7. Карьерный портфель и новые возможности.

Резюме.

Резюме-факт.

Резюме-план.

Заключение: Резюме как движущая сила вашего развития.

Практикум.

Приложение.

Рекомендуемая литература.

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. Резюме-факт (начало)

Quid sunt leges sine moribus - quid sunt mores sine fide (лат.).

Что значат законы без нравов - что значат нравы без веры?

Цель - дать представление о том, как можно познать себя и научить использовать специальные методы самопознания.

Перечень основных понятий.

Структурно-логическая схема.

Используемые наглядные материалы.

Введение: Резюме реального кандидата.

4.1. Резюме-факт как зеркало вашей личности.

Что отражает зеркало вашей личности?

Зачем и почему нужно познавать себя?

4.2. Психологическая структура личности: основные понятия.

Аффективно-волевая сфера.

Что такое "аффективно-волевая сфера"?

Цели, ценности личности.

Характер, темперамент личности.

Структура деятельности личности.

Что такое "деятельность"?

Интеллектуальная деятельность.

Предметная деятельность.

Структура социального взаимодействия личности.

Что такое "социальное взаимодействие"?

Поведение.

Общение.

4.3 Знания, умения, навыки и компетенции.

Навыки, компетенции и виды деятельности.

Универсальные навыки и компетенции.

Специальные навыки и компетенции.

4.4. Матрица навыков и компетенций.

Что такое "матрица навыков и компетенций"?

Инструмент вашего развития.

Способ анализа сильных и слабых сторон.

Как строить матрицу?

Как использовать матрицу?

Образец матрицы.

4.5. Резюме-факт: Персональные данные и желаемая сфера деятельности.

Краткая характеристика должности.

Навыки и компетенции.

Перечень подтверждающих документов.

4.6. Резюме-факт: Образование и подготовка.

Краткая характеристика образования.

Навыки и компетенции.

Перечень подтверждающих документов.

4.7. Резюме-факт: Опыт работы (стажировок).

Краткая характеристика.

Навыки и компетенции.

Перечень подтверждающих документов.

Заключение: Резюме-факт: инструмент познания себя.

Практикум.

Приложения.

Рекомендуемая литература.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ. Резюме-факт (окончание)

Цель - дать представление о том, как можно познать себя и научить использовать специальные методы самопознания.

Перечень основных понятий.

Структурно-логическая схема.

Используемая наглядность.

Введение: Резюме реального кандидата.

5.1. Личные навыки и компетенции: Английский язык.

Самооценка знаний.

Говорение.

Слушание.

Чтение.

Письмо.

5.2. Личные навыки и компетенции: Социальные навыки.

Поведение.

Общение.

5.3. Личные навыки и компетенции: Организационные навыки.

Лидерство.

Менеджмент.

Самоменеджмент.

5.4. Личные навыки и компетенции:

Технические навыки.

Работа с оргтехникой.

Компьютерные навыки.

Знание компьютера (хард).

Знание программного обеспечения (софт).

5.5. Личные навыки и компетенции:

Художественные навыки.

Водительские навыки.

Другие навыки.

5.6. Навыки и компетенции:

Дополнительная информация и приложения.

5.7 Самопознание и профессиональная карьера.

Заключение: От резюме-факта к резюме-плану.

Практикум.

Приложение.

Рекомендуемая литература.

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ. Резюме-план

Mihi res, non me rebus subjungere conor (лат.).

Пытаюсь подчинить себе обстоятельства, а не подчиняться им самому.

Цель - дать представление о том, что такое цели карьеры и научить разрабатывать средне и долгосрочные цели карьеры.

Перечень основных понятий.

Структурно-логическая схема.

Используемая наглядность.

Введение: Резюме идеального кандидата.

6.1. Резюме-план как зеркало вашей мечты.

6.2. Что такое мечта и что такое цель.

6.3. Цели-ценности и цели-средства.

6.4. Ваши цели и цели для вас.

6.5. Миссия, цели, стратегии.

6.6. Матрица-план ваших навыков и компетенций.

6.7. От резюме-плана - к стратегии карьеры.

Заключение: Стратегическое управление карьерой.

Практикум.

Приложение.

Рекомендуемая литература.

ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ. Стратегия карьеры

Quisque fortune suae faber (лат.).

Каждый сам кузнец своей судьбы.

Цель - дать представление о новых возможностях, открывающихся при использовании стратегического управления карьерой, и научить новым подходам в управлении карьерой при реализации выбранной стратегии.

Перечень основных понятий.

Структурно-логическая схема.

Используемая наглядность.

Введение: Стратегия жизни и стратегия карьеры.

7.1. Парадоксы времени: Корпорация "Я".

Самоменеджмент - ключевое звено в менеджменте карьеры.

Эффект "САМО":

"Я" субъект и "Я" объект управления.

Менеджмент карьеры.

Основные функции управления.

"Управленческое колесо".

Стратегический менеджмент карьеры.

Менеджмент карьеры через обучение и развитие.

7.2. Стратегическое управление в системе менеджмента карьеры.

Стратегическое мышление.

Изменение ментальности.

Три вида процесса мышления.

От будущего к настоящему.

Три ключевых вопроса стратегического управления карьерой.

Цели карьеры.

Профиль личности.

Как достичь поставленных целей.

Модель стратегического управления.

7.3. Основы стратегического управления карьерой.

Анализ внешней среды.

Внутренняя диагностика.

Определение миссии и целей карьеры.

Разработка, оценка и выбор стратегии карьеры.

Разработка программы и детального плана.

Реализация стратегии.

Оценка результатов и обратная связь.

7.4. Конкурентоспособность личности.

Конкурентные преимущества.

Характеристики конкурентоспособной личности.

Развитие конкурентоспособности.

7.5. Реализация стратегии карьеры.

Развитие и гармонизация сфер жизни.

Реализация целей карьеры.

7.6. Эффективность стратегического управления карьерой.

Рациональность и иррациональность эффективной стратегии.

Ситуационность и уникальность.

Неопределенность будущего - угроза или возможность.

Гибкая адекватность.

7.7. Самоутверждение и профессиональная карьера.

Заключение. Третьего не дано.

Практикум.

Приложение.

Рекомендуемая литература.

ЗАНЯТИЕ ВОСЬМОЕ. Карьерный портфель в действии

Primus inter pares (лат.).

Первый среди равных.

Цель - дать представление о новых возможностях использования карьерного портфеля при реализации различных типов профессиональной карьеры и научить использованию его в различных ситуациях.

Перечень основных понятий:

Структурно-логическая схема.

Используемая наглядность.

Введение: Ключ от Нового профессионального мира - в карьерном портфеле.

8.1. Карьерный портфель как средство самоутверждения.

Инструмент систематизации знаний о себе.

Инструмент личностного развития.

Инструмент профессионального развития.

8.2. Карьерный портфель как технология менеджмента карьеры.

Планирование карьеры.

Организация и подготовка к реализации карьеры.

Реализация целей карьеры.

Контроль результатов.

8.3. Карьерный портфель в карьере предпринимателя.

Гармонизация жизни.

Охотник и дичь - смена ролей.

8.4. Карьерный портфель в карьере наемного работника.

Ваша ценность.

Профессиональный имидж.

Карьерный портфель при продвижении по службе.

8.5. Карьерный портфель в карьере портфельного работника.

Проекты карьерного роста.

Опыт и опыты.

8.6. Карьерный портфель и вторая карьера.

Школа ударов судьбы.

Обзорная экскурсия по вашей жизни.

Как попасть туда, куда попасть трудно.

8.1. Самоактуализация и профессиональная карьера.

Путь к вершине.

Жизнь вознаграждает действие.

Все выше и выше.

Заключение: Per aspera ad astra (лат.).

Через тернии к звездам.

Практикум.

Приложение.

Рекомендуемая литература.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В. и др. Тренинг развития жизненных целей: Программа психологического содействия социальной адаптации СПб: Речь, 2006.

2. Тришихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. СПб.: Речь, 2001.

3. Айзенк Г. Й. Тесты IQ. М.: ООО "Издательство АСТ", ООО "Издательство Астрель", 2004.

4. Бабичев Н. Т., Боровский Я. М. Словарь латинских крылатых слов. М.: Издательство "Русский язык".

5. Барретт Дж. Карьера: Способности и выбор: Тесты. М.: ООО "Издательство АСТ", ООО "Издательство Астрель", 2004.

6. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1999.

7. Боллс Ричард Нельсон. Какого цвета ваш парашют? Практическое руководство для тех, кто ищет работу или хочет ее сменить. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2004.

8. Гоулман Л., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. М.: Альпина Бизнес Брукс, 2005.

9. Джефф Граут, Сара Перин. Как построить идеальную карьеру. М.: HIPPO, 2005.

10. Зиверт Х. Тестирование личности. М.: АО "Интерэкспорт", 1997; Познай себя и других: Популярные тесты / Сост. к. т.н., доцент И. Г. Леонов. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1993.

11. Зиглар З. Путь к вершине. Мн.: ООО "Попурри", 2002.

12. Золотые ступени карьеры: Всероссийский справочник по трудоустройству, карьере и образованию / Сост. А. О. Курлов, З. А. Цамалашвили, Ю. С. Блохин. М.: Купечество, 2005.

13. Как сбалансировать работу и личную жизнь. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

14. Как стать эффективным руководителем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

15. Карнеги Д., Питер Л., Паркинсон С., Блох А. Ваше преуспевание - в ваших руках. М.: Республика, 1993.

16. Картер Ф. Тесты оценки личности, склонностей и интеллекта. СПб.: Питер, 2005.

17. Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений. СПб.: Питер, 2001.

18. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера. М.: Вече, Персей, АСТ, 1997.

19. Коллинз Дж. От хорошего к великому. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2002.

20. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001.

21. Кондрашов А. П. Великие мысли великих людей. Антология афоризмов. Т. 1. Древний мир. М.: Рипол Классик, 1998.

22. Коноваленко М. Ю. Моделирование деловой карьеры. М.: ООО "Издательство АСТ", ООО "Издательство Астрель", 2004.

23. Кордуэлл М. Психология А-Я. Словарь-справочник. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

24. Крегер О., Тьюсон М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе. М.: Персей, Вече, АСТ, 1995.

25. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2001.

26. Ларин И., Деловодская М. Азбука лидерства. СПб.: Издательская компания "Невский проспект", 2001.

27. Латыпов Н. Основы интеллектуального тренинга. СПб.: Питер, 2005.

28. Ли Силбер. Карьера для творческого человека. Курс выживания в джунглях. М.: ООО "Издательство "Добрая книга", 2004.

29. Лонгсон Салли. Выбери карьеру: Оцените свои возможности и деловые качества: тесты и рекомендации. Днепропетровск: Баланс Бизнес Брукс, 2004.

30. МакГро Ф. Стратегия жизни. М.: ООО "Издательство "Добрая книга", 2004.

31. МакДремотт Я., Ширкор Я. НЛП в бизнесе. Новый руководитель. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.

32. Антонио Менегети. Психология лидера. М.: ННБФ "Онтопсихология", 2004.

33. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. Москва - Воронеж, 2002.

34. Молл Е. Г. Управление карьерой менеджера. СПб.: Питер, 2003.

35. Моргенстерн, Джулия. Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. М.: ООО "Издательство "Добрая книга", 2004.

36. Немов Р. С. Психология. Книга 1. М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997.

37. Немов Р. С. Практическая психология. М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997.

38. Олдхэм Дж. М., Моррис Луи Б. Автопортрет вашей личности. М.: Вече, АСТ, 1996.

39. Панкратов В. Н. Искусство управлять собой: Практическое руководство. М.: Изд-во Института психиатрии, 2000.

40. Петрова Н. П. Тренинг победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. СПб.: Речь, 2002.

41. Петрова Н. П. Дао творческого карьериста. Бизнес как способ самореализации. М.: Изд-во "Эксмо", 2005.

42. Персональный менеджмент: Учебник для вузов / Под общей ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. Пенза: Изд-во ПГАСА, 2000.

43. Попов С. А. Стратегическое управление. Модульная программа для менеджеров. М.: ИНФРА-М, 2000.

44. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001.

45. Реан А. А. Практическая психология личности. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001.

46. Риддерстрале Й., Нордстрем К. Караоке - Капитализм: Менеджмент для человечества. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2002.

47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: ЗАО "Издательство "Питер", 1999.

48. Секунда Эл. Принцип 15 секунд: Маленькие шаги для достижения больших целей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

49. Селевко Г. К., Закатова И. Н., Левина О. Г. Познай себя. М.: Народное образование, 2000.

50. Селевко Г. К., Болдина В. И., Левина О. Г. Управляй собой. М.: Народное образование, 2001.

51. Сотникова С. И. Управление карьерой. М.: ИНФРА-М, 2001.

52. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999.

53. Справочник "Энциклопедия "Карьера". М.: РТВ-Медиа, 2006.

54. Столц П. Г. Показатель стойкости: Как обратить препятствия в новые возможности. Мн.: ООО "Попурри", 2003.

55. Темплар Ричард. Библия карьериста. Днепропетровск: Баланс Бизнес Брукс, 2004.

56. Томпсон, мл. А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации. М.: ИНФРА-М, 2000.

57. Фрейдемен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М., 1996.

58. Хенди Ч. По ту сторону уверенности. СПб.: Питер, 2002.

59. Хилл Н. 16 законов успеха. Мн.: ООО "Попурри", 2003.

60. Холл Д. Стань первым! Как повысить ваши способности в несколько раз. М.: Вече, Персей, АСТ, 1996.

61. Ходгсон Сюзан. Блестящие ответы на трудные вопросы. М.: Вершина, 2006.

62. Цитрин Джеймс М., Смит Ричард А. Пять принципов выдающейся карьеры: Как достичь успеха, получая удовлетворение от работы. М.: ООО "Изд-во "Добрая книга", 2005.

63. Школа карьеры: Учеб.-практич. пособие / Под ред. Е. А. Могилевкина. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005.

64. Юнг Р. Самоучитель карьериста. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.

65. Якокка Л. Карьера менеджера. Мн.: ООО "Попурри", 2003.

Название документа