Политика в отражении культуры

(Васильев В. Н.) ("Культура: управление, экономика, право", 2006, N 3) Текст документа

ПОЛИТИКА В ОТРАЖЕНИИ КУЛЬТУРЫ

В. Н. ВАСИЛЬЕВ

Васильев В. Н., аспирант МГУКИ.

В последнее время участились разговоры, особенно в повседневной жизни, о том, что наша культура находится в упадке. При этом причины называют самые разные, но чаще всего всю вину за культурный упадок возлагают на власти. Это и проще, и легче: власти развалили государство, а вместе с ним и культуру. Однако нам представляется, что дело обстоит несколько иначе. В этой связи автор данной статьи задался вопросом, как влияют друг на друга такие два фундаментальных концепта, как культура и политика, в каких отношениях они находятся друг с другом? Очевидно, что политика является частью культуры, а во времена античности она рассматривалась как высшая форма искусства в рамках эстетики. Культура, в свою очередь, является емким многогранным понятием, но в данной статье под культурой мы будем понимать такие ее направления, которые требуют творческого инновационного подхода. В этой статье мы рассмотрим соотнесение культурного подъема и политической ситуации в обществе, т. е. сопоставим периоды расцвета культуры с политической обстановкой в ту же эпоху и, наоборот, проследим культурную ситуацию в моменты политических подъемов. Этот анализ мы проведем на основе двух государств: России и Франции. Однако, для того чтобы показать универсальность данного культурно-политического процесса, прибегнем и к историческому опыту других стран. Для России существенный подъем в области культуры приходится на рубеж XIX и XX вв. Этот период получил название "Серебряный век", подаривший нам множество замечательных, выдающихся архитекторов (А. В. Щусев, Ф. О. Шехтель и другие), скульпторов (П. П. Трубецкой, С. Т. Коненков, С. П. Нефедов-Эрьзя и другие), художников (М. А. Врубель, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих и другие), театральных деятелей (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко), оперных певцов (Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова и другие), танцовщиков (Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и другие), музыкантов (А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов и другие). В этот период русская культура приобретает международную известность, С. П. Дягилев организует во Франции "Русские сезоны". В политическом же отношении Россия в этот период находилась в предреволюционном состоянии, которое переросло в 1905 г. в настоящую революцию. Россия проиграла войну с Японией, а в 1914 г. оказалась втянутой в Первую мировую войну, ставшую очень изнурительной. Война истощала и обескровливала страну. В конечном итоге ситуация разрешилась в 1917 г. сначала февральской революцией, а затем и октябрьскими событиями того же года. Что касается Франции, расцвет ее культуры приходится на XVIII в., когда все французское считалось эталоном, образцом хорошего вкуса. Писателям-просветителям не было равных в мире. Ранний этап французского Просвещения озарил Шарль-Луи де Монтескье, после которого эстафету переняла целая плеяда гениев: Вольтер, Дидро, Руссо, Гольбах. Их труды легли в основу современного государственного строя многих стран мира, большинство из этих принципов сформулированы в таком фундаментальном документе, как Всеобщая декларация прав человека 1789 г. В политическом плане мы наблюдаем следующую картину. Французский монарх Людовик XV практически не занимается государственными делами, ему больше по душе охота и безмятежное времяпрепровождение со своими фаворитками. Еще менее одаренным в делах государственных был его наследник Людовик XVI. Военные поражения следовали одно за другим, и Франция была вынуждена их признать, подписывая тяжелые мирные договоры, в том числе плачевный Парижский договор 1763 г., который положил конец французским усилиям в Индии и Северной Америке. Этот договор был заключен по результатам Семилетней войны с Англией и лишал Францию Канады и большей части ее ост-индских владений. Народ все чаще выходил на улицы, выражая свое недовольство. Войны сильно изнуряли экономику страны, что проявлялось в первую очередь в непосильном для народа (особенно в периоды неурожаев) налогообложении. Все это в конечном итоге привело к знаменитым событиям июля 1789 г. - взятию Бастилии, что ознаменовало начало Великой французской буржуазной революции. Обратимся также к истории Италии. До сих пор мы восхищаемся творениями итальянских мастеров XV - XVI вв. В Италии этот период приходится на неповторимый расцвет культуры. Живопись, скульптура, архитектура, литература - все основные направления культуры были на пике своего развития. Мы все еще возвращаемся к трудам государственных деятелей и политиков-теоретиков Флоренции и Венеции той эпохи. Однако в политическом смысле Италия переживала не лучшие времена. Французы время от времени совершали военные походы по ее земле, папство погрязло в распутстве, беспрестанно утоляя жажду территориальных захватов. Республики и города-государства боролись между собой, заключая и расторгая союзы, призывая на помощь чужеземных наемников. Таким образом, наш анализ вскрывает определенную закономерность: расцвет культуры не совпадает с расцветом политической жизни. Наоборот, мы вынуждены констатировать, что этот расцвет всегда приходится на кризисные и переходные состояния. Однако эти выводы будут неточными, если мы не обратим внимание на тот факт, что эпоха Возрождения, начавшаяся в Италии в момент кризиса и только затем затронувшая другие европейские страны, в частности Францию, отображала античный мир. Иными словами, европейская культура XIV - XVI вв. (названная Ренессансом) была вдохновлена социально-политической формацией Древней Греции и Древнего Рима, т. е. по своей сути культура Возрождения отображала политику этих двух государств. Таким образом, говоря о несоответствии, несовпадении культурных подъемов с государственными, культурной ситуации с политической, необходимо отметить, что это всего лишь иллюзия, основанная на некотором "временном разрыве". Культура непосредственно проецирует политическую ситуацию. Однако это проецирование не всегда бывает синхронным. Для подтверждения этого тезиса еще раз вернемся к Серебряному веку в России. В это время появляется множество различных направлений и течений в искусстве: футуризм, дадаизм, кубизм и т. д. Концепция практически каждого из этих течений была устремлена в будущее. Таким образом, культура подготавливала те социально-политические изменения, которые произошли в России в 1917 г. Теперь попробуем подойти к этой проблеме с обратной стороны, т. е. оценим состояние культуры в периоды значительного политического подъема. Во Франции таким периодом является период правления Людовика XIV. Именно при нем завершилось объединение Франции в единое централизованное государство (до этого король был "первым среди равных"), наметились тенденции имперского правления, наблюдались успехи в области внешней политики, Франция первенствовала в Европе <*>. -------------------------------- <*> Справедливости ради стоит отметить, что были в этот период и бунты, и мятежи, и голод, и засухи, но общие тенденции были иными.

В культурном плане мы можем отметить, что именно в этот период появляются этикет, мода. Этикет возник в связи с необходимостью, возникшей у благородного сословия, отделить себя от стремившихся войти в благородное общество буржуа. Буржуазия набирала все больший вес в экономике Франции. Однако, будучи экономически состоятельной, она не имела никаких политических привилегий, которыми обладало дворянство. В этой связи представители буржуазного сословия всеми силами пытались получить дворянский титул. Как правило, его покупали тем или иным способом, наиболее распространенный - женитьба. Дворянские семьи часто неэффективно использовали наследные владения и состояния. Стремление к роскоши оканчивалось для них настоящим финансовым крахом. В этой ситуации женитьба на богатом буржуа - неплохой вариант решения обоюдных проблем. Для того чтобы можно было отличить истинного дворянина, воспитанного в определенной культурно-социальной среде, и был создан этикет. Очень показательна в этом отношении пьеса Мольера "Мещанин во дворянстве". Примерно те же цели преследует и мода. Однако этикет и мода явились и эффективным инструментом решения ряда политических задач. "Развитие придворного ритуала, - отмечает Юбер Метивье, - призванного все более возвысить престиж монархии, постепенно ослабляло прежнюю почти родственную связь с придворными" <*>. -------------------------------- <*> Метивье Ю. Франция в XVI - XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. М.: АСТ-Астрель, 2005. С. 65.

Король Солнце строит себе необыкновенную загородную резиденцию - Версаль. Стоит подчеркнуть, что все эти культурные достижения отображали четкий политический расчет. Именно за счет моды, этикета и других атрибутов культурного характера королю удалось создать единое централизованное государство. К примеру, тот же самый Версаль - это не просто загородный дворец. Это в определенном смысле символ абсолютной королевской власти. "Власть при Людовике XIV стала настоящей религией - считает Юбер Метивье. - У нее был свой бог - король, а сановники и придворные были священнослужителями. Имелись и "символ веры" (институт королевской власти), и свои обряды (этикет), и свой главный храм (Версаль), и свои верующие и прихожане (подданные)" <*>. -------------------------------- <*> Там же. С. 126.

Архитекторы, художники и скульпторы украшали Лувр, Сен-Жермен и Версаль шедеврами, прославлявшими короля. Укреплению монархического абсолютизма способствовал классицизм, основанный на упорядоченности и канонах. Классическое искусство подчеркивало строго выстроенную государственную вертикаль, что отличало его в значительной степени от барокко. Другой показательный период политического расцвета Франции - эпоха правления Наполеона I, когда эта страна стала Империей. В это время Наполеон Бонапарт заложил основы функционирования современной Франции. И в это же время появляется такой художественный стиль, как ампир. Яркими шедеврами той эпохи являются церковь Мадлен, Триумфальная арка в Париже. И снова необходимо заметить, что даже само название стиля определяет политические притязания той эпохи. Франция становится одной из ведущих стран на международной политической арене. Мощь этой страны как раз и получила свое отображение в искусстве, которое символизировало сильную власть. Теперь обратим внимание на Россию. Петр I в результате своей активной политической деятельности добился значительных результатов: Россия выиграла войну со Швецией, стала империей. В эпоху правления Петра Великого были намечены основные пути дальнейшего развития страны. Однако для этого пришлось внести большие изменения в культурный процесс: Петр заставлял жителей сбривать бороды, ввел европейскую моду, изменил систему образования и т. д. Без значительных изменений в культурной политике и культурной жизни все эти изменения не могли быть воплощены в жизнь. Другим ярким примером политического развития в современной истории является сталинская эпоха. Конечно, это утверждение можно оспорить. Однако мы опираемся на тот аспект, что роль СССР в победе над фашистской Германией во Второй мировой войне сложно переоценить. За короткий период после изнурительной войны страна стала подниматься на ноги и заняла прочные и устойчивые позиции в списке мировых лидеров. Немаловажным аспектом является также устойчивость сталинской политической системы (его эпоха длилась почти 30 лет). В этот период в культуре мы наблюдаем развитие такого стиля, который получил название сталинский ампир. Достаточно вспомнить знаменитые сталинские высотки. Большие успехи были достигнуты в науке, и в первую очередь в точных науках, результаты которых использовались в конкретных военно-политических целях. Обратим также внимание, что именно через культуру происходит влияние на политику. Диссидентское движение в СССР полностью базировались на искусстве (литература, живопись и т. д.), воплотившись в творениях Синявского, Солженицына, Галича, Ерофеева, Платонова и других, т. е. именно культура является тем основным трамплином, который стоит на пути смены эпох. Кстати, схожие процессы происходили и во Франции в эпоху Просвещения, когда мыслителями велись активные поиски новых общественных и политических формаций. Эти поиски оказали сильное влияние практически на все сферы деятельности человека, что получило непосредственное отображение в языке. Р. А. Будагов, посвятивший свой труд интересному социолингвистическому явлению - политической терминологии XVIII в., пишет в своем исследовании: "Целый ряд терминов развивался как бы в обратном направлении: от "общего" значения до революции к специальному осмыслению в предреволюционную и революционную эпохи. Таковы, например, термины constitution (сперва "состояние тела вообще", потом, в особенности после революции, "политическая организация", "конституция"), bourgecis (сперва "житель города вообще", потом "представитель определенной социальной прослойки) и т. д." <*>. -------------------------------- <*> Будагов Р. А. Развитие французской политической терминологии в XVIII веке. М.: Добросвет-2000, 2002. С. 14 - 15.

Появление нового социального класса, новой терминологии, нового видения модели построения общества в целом проецировалось в сознании граждан, и прежде всего в сознании мыслящих граждан, получало свое отображение в произведениях, а затем и в реальной социально-политической жизни. Французский ученый Юбер Метивье, разрабатывавший тему "старого режима" (XVI - XVIII вв.), отмечает: "Революция была - подготовлена в умах просвещенной части буржуазии, дворянства и духовенства философской пропагандой и критикой устаревших государственных институтов" <*>. Эти факты свидетельствуют о том, что, несмотря на расхожее мнение о том, что вся политическая жизнь напрямую связана с экономической ситуацией, а соответственно причины любых изменений политической жизни следует искать в экономической плоскости, без "культурной подготовки" этих изменений можно не ждать. -------------------------------- <*> Метивье Ю. Франция в XVI - XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. М.: АСТ-Астрель, 2005. С. 180.

Таким образом, политическая культура, рассматриваемая как алгоритм социальных ожиданий и относящаяся к области политических ценностей и установок, может быть также проанализирована с точки зрения государственной и не только государственной символики и искусства. Получается следующая концептуальная схема взаимовлияния: символы и искусство формируют определенную систему ценностей и установок - система ценностей и установок влияет на политическое поведение граждан - политическое поведение граждан, сопровождающееся появлением новых символов и идей, ведет к развитию общества - новый виток развития общества порождает новые элементы политической культуры, т. е. образуется цикл развития динамически изменяющейся системы. Однако согласно диалектическому закону отрицания после прохождения цикла появляются элементы, идентичные тем, что были в начале. В этой связи исследование и сравнение исторических и современных символов государств имеет важное значение, в том числе и прогностическое. Это подтверждается еще и тем фактом, что история Франции и России демонстрирует целый ряд циклов. Франция только за XIX в. дважды прошла один и тот же цикл: монархия - республика - империя. Характерен в этом плане и российский цикл: феодализм - капитализм - социализм - капитализм. Интерес здесь представляет тот факт, что окончательного развития не получил ни один из названных строев. Из вышеперечисленных примеров очевидна тесная взаимосвязь политической и культурной жизни. Через культуру идет формирование социально-политических стереотипов, культурного контекста общества. Этот культурный контекст обусловливает все своеобразие аспектов государственной и общественной жизни. Публичная власть в обществе базируется именно на этих культурных кодах общества. Осуществление властных полномочий происходит только посредством создания общих для всех членов социума принципов. Эти принципы являются культурными кодами данного общества. К примеру, в условиях монархии самодержец считается помазанником Божьим. Это и есть одна из идей - символов монархического общества. Культурный контекст, объединяясь с политической жизнью, образует такое сложное явление, как политическая культура, которая понимается как система общепринятых норм и правил, обычаев и традиций, ценностей и критериев данного общества, закрепленных в особенностях организации всех аспектов государственной и общественной жизни и выполняющих функцию по поддержанию или разрушению существующего общественно-политического строя. Именно в этом культурно-социальном феномене происходит пересечение политики и культуры, где первая проецируется во второй. Тот или иной политический режим базируется на определенных идеях-символах, в которых растворены принципы построения отношений народа и власти, социальных ожиданий, отношений различных социальных институтов, в том числе и религиозных. Именно поэтому, когда рушатся эти принципы, рушится и сама политическая структура, на них основанная. При этом политическая культура как система стремится к равновесию. Отсюда и происходит обращение к своим прошлым достижениям (равно как и к достижениям других культур) или устремление к "светлому будущему", в первую очередь в области культуры, так как культура является одним из неотъемлемых элементов, необходимых для социально-политических преобразований. Таким образом, в культуре отображаются политические процессы и политические ожидания общества. Здесь уместно будет дать комментарии по поводу современного состояния российской культуры. Об этом много пишут в прессе, говорят в электронных СМИ. К примеру, в "Литературной газете" вышла огромная статья Иосифа Кобзона и Юрия Агешина "Исцеление культурой". В ней авторы указывают: "За годы перестройки и так называемых либеральных реформ она была фактически брошена на произвол судьбы, отдана на растерзание дикому рынку. В это смутное для России время с ней произошли негативные деформации, вызванные прежде всего непродуманной коммерциализацией культуры, оттеснением ее в число второразрядных вопросов жизни страны. Поэтому в "минуты роковые" она не выполнила до конца свою основную функцию - сохранять духовно-нравственную устойчивость общества, удержать его от распада, не допускать разложения основных моральных ценностей, противостоять разрушительным тенденциям" <*>. Таких мнений по поводу культуры много, встречаются они в разных интерпретациях. Однако мы остановились именно на этой цитате, так как она наиболее ярко подчеркивает наши научные позиции, противореча им. -------------------------------- <*> Кобзон И., Агешин Ю. Исцеление культурой // Литературная газета. 2006. 10. С. 11 - 12.

В настоящее время Россия находится на сломе двух эпох. В конце ХХ в. рухнула огромная империя - Советский Союз. Крушение любой империи сопровождается политическим, экономическим, социальным и культурным крахом. Однако наряду с крушением великой империи началось строительство другой социально-политической системы - Российской Федерации. Новая социально-политическая система базировалась на капиталистических ценностях Запада. К этим западным капиталистическим ценностям прямо или косвенно вели диссиденты. Наиболее показательно в этом плане произведение Платонова "Котлован", когда люди находились как бы в замкнутом пространстве и, ощутив свободу, стали, образно выражаясь, жадно глотать воздух. Сложно сказать, полезным ли он оказался... Поэтому с разрушением культурно-политической модели СССР началось повальное увлечение Западом, и в первую очередь запрещенной до этого времени (что добавляло масла в огонь) западной культурой. Обращение к инородной культуре, во-первых, радикально изменило культурные ориентиры и эталоны, во-вторых, заменило отечественную культуру культурой западных ценностей. Таким образом, спад отечественной культуры вызван социально-политическими преобразованиями в России. В настоящее время российская культура ориентирована на западную, в основном американскую, в меньшей степени европейскую. Коммерциализация культуры в этих регионах прошла уже давно. Культура превратилась в бизнес, а требования последнего привели к необходимости унифицировать потребности и вкусы народа. Результатами такой унификации стало появление массовой культуры. Соответственно, как только в России будут найдены прочные ориентиры самостоятельной пророссийской внутренней и внешней политики, автоматически появятся новые созвездия великих российских творцов. Автоматически будет решена и еще одна проблема, поднимаемая в уже указанной статье Иосифа Кобзона и Юрия Агешина "Исцеление культурой". Это проблема участия государства в культуре. Возможен и другой вариант расцвета культуры в России: наступление кануна новых социально-политических преобразований. В современной Франции сейчас наблюдается несколько иная ситуация. Здесь, как и в России, велико влияние американской массовой культуры. Однако культурную политику, проводимую в этой стране, можно назвать протекционистской. Французы противостоят насилию американской кино - и аудиоиндустрии путем установления квот на трансляцию этой продукции в теле - и радиоэфирах. Результат такой политики - снижение качества производимой французами продукции, которое вытекает из необходимости обеспечить каналы необходимым объемом, т. е. процесс поддержания культуры на определенном уровне является отчасти искусственным. А результаты этого процесса описаны выше. В целом политическая ситуация во Франции характеризуется как стабильная, наблюдается определенная стагнация даже на фоне многочисленных манифестаций протеста и вспышек молодежной активности. Это еще раз подтверждает основные тезисы данной статьи. Подведем итоги. Мы проанализировали эпохи культурного расцвета и рассмотрели политическую ситуацию этих периодов. В результате мы пришли к выводу, что политический расцвет и культурный могут дисгармонировать друг с другом. Однако эта дисгармония относительна, так как культура всегда отображает социально-политические потребности общества в стабильности (если таковая отсутствует) либо через апелляцию к прошлым политическим достижениям, либо через попытку обращения к будущему, либо через заимствование инородных культурных элементов. Мы также проанализировали политический подъем на фоне культурных достижений и выяснили, что культура способна решать целый ряд поставленных политических задач. В наиболее общем плане культурные достижения, направленные на решение политических задач, формируют определенную систему ценностей и установок, которые отображаются в таком непростом феномене, как политическая культура. Кроме того, получается, что опорой для развития культуры является переходное состояние общества. В периоды стабильности культурного расцвета не наблюдается. Но в то же время эпохи короля Солнца, Наполеона Бонапарта, Петра I, Сталина во многом тоже являются переходными, так как в это время происходит трансформация и политической, и в целом социальной жизни. Отсюда вытекает вывод о том, что мы можем выделить две разновидности переходных периодов: стихийный переход и директивный, т. е. "сверху". И в том и в другом случае наблюдаются определенные культурные достижения. Однако в одном случае культура подготавливает социально-политические изменения, а в другом - смена общественно-политической парадигмы приводит к изменениям в области культуры, закрепляя новую общественно-политическую систему. Мы также можем сделать вывод на основании нашего анализа, что культура является одним из эффективных средств решения политических задач, формирования политической культуры общества, проявляющейся в системе ценностей и установок в области политики.

Название документа Интервью: Биография и интервью с Н. В. Кротовой ("Культура: управление, экономика, право", 2006, N 3) Текст документа

БИОГРАФИЯ И ИНТЕРВЬЮ С Н. В. КРОТОВОЙ

Л. САВИНОВ

Родилась в Сибири: ст. Бада Читинской области. Окончила Восточно-Сибирский государственный институт культуры по специальности "Руководитель театрального коллектива" (1972), аспирантуру Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (1978), Международную академию предпринимательства (1999), докторантуру Государственного университета управления. Н. В. Кротова - доктор экономических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук, действительный член Международной академии туризма. Н. В. Кротова работает в МГУКИ с 1977 г. сначала старшим преподавателем, затем доцентом, профессором кафедры культурно-просветительной работы, теории и методики самодеятельного творчества, управления и экономики культуры; являлась деканом факультета культурологии и самодеятельного творчества, заведующей кафедрой управления и экономики культуры, впоследствии заведующей кафедрой предпринимательства, маркетинга и менеджмента. С 1999 по 2006 гг. возглавляла Институт экономики, управления и права МГУКИ. Начальный этап работы Надежды Васильевны в МГУКИ связан с самодеятельным творчеством, теорию и методологию исследования которого она развивает в своей кандидатской диссертации и в целом ряде исследовательских работ. Совершенствование организации самодеятельного творчества и подготовки кадров в этой сфере культуры становится главным в ее работе в качестве декана факультета. После окончания докторантуры Н. В. Кротова возглавляет новое научное направление, связанное с развитием теории человеческого капитала и ее применением в сфере культуры. Научные взгляды Н. В. Кротовой отражены в докторской диссертации "Методология управления человеческим капиталом в сфере культуры" и трех монографиях. Всего ею выпущено более 110 печатных трудов. В рамках научного направления, возглавляемого Надеждой Васильевной, за период с 2000 г. подготовлено 20 кандидатских диссертаций, из них 8 - защищено в рамках диссертационного совета по "Экономике и управлению народным хозяйством (сфера услуг)", председателем которого она является (Н. В. Кротова также член докторского совета в Государственном университете управления). Н. В. Кротова ведет активную педагогическую работу: читает основные курсы по специальности "Экономика и управление на предприятии (культура и искусство)" - дисциплины "Менеджмент" и "Управление персоналом". Ею подготовлено 10 учебных пособий и 3 учебника, имеющие гриф Министерства образования РФ, причем учебник "Управление персоналом" (в соавторстве с профессором Е. В. Клеппер) выдержал три издания. По ее инициативе в рамках подготовки экономистов-менеджеров осуществляется проект "Управление проектами в шоу-бизнесе" с участием народного артиста РФ, художественного руководителя Государственного театра эстрадных представлений "Музыкальное агентство" Льва Валерьяновича Лещенко. Надежда Васильевна возглавляет научно-творческую лабораторию студентов "Экономические технологии распространения знаний в социально-культурной сфере". В рамках лаборатории подготовлено шесть сборников студенческих научных работ и более 100 дипломных проектов. В семье Надежды Васильевны не только она профессионально занимается экономикой культуры: ее сын - кандидат экономических наук. Заслуги Н. В. Кротовой в научной, педагогической и организационной деятельности отмечены правительственными наградами и званиями. Она имеет: медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени (2004), почетное звание "Заслуженный работник культуры РФ" (1997); нагрудный знак за заслуги в области высшего образования СССР "За отличные успехи в работе" (1990); медаль за долголетний добросовестный труд "Ветеран труда" (1988); медаль "В память 850-летия Москвы" (1996); Почетные грамоты и благодарности Министерства культуры и массовых коммуникаций и Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ.

Интервью с ректором

Корр.: Стратегия развития МГУКИ, его место среди других университетов, приоритетные направления работы.

Н. В.: Место МГУКИ среди других университетов определяется его историей, расположением и избранной стратегией развития. Наш университет - старейший ведущий вуз страны и Московского региона, являющийся монополистом в области подготовки библиотечно-информационных, культурологических кадров - специалистов в сфере народного творчества и конкурирующий с другими вузами на рынке подготовки работников культуры и искусств, менеджеров отраслевого управления и экономики. Университет "исповедовал" даже в сложные для страны годы стратегию роста. Хотя это была в значительной мере стратегия экстенсивного роста, когда расширялась материальная база, персонал, увеличивалось число специальностей и подразделений вуза. На этом пути многое достигнуто. Все, созданное за 75 лет истории вуза, - это потенциал для выработки и реализации новой стратегии - стратегии интенсивного роста. Цель этой стратегии - увеличить социальную и экономическую отдачу созданного за предшествующий период. Основными направлениями и факторами этого должно стать совершенствование организационно-экономического механизма и модернизация образовательного процесса.

Корр.: Планы на будущее. Каким представляется университет через несколько лет?

Н. В.: Планы связаны с разработкой и главное - с реализацией этой стратегии развития университета. Эта масштабная работа начата, и в результате ее я надеюсь увидеть наш вуз современным учебно-научно-инновационным комплексом, объединяющим деятельность исследовательских, методических организаций, учебных учреждений всех уровней образования с автономной системой управления и современной инфраструктурой. Работа эта потребует времени, а главное - объединения усилий персонала университета, привлечения огромной "диаспоры" его выпускников, а также его сторонников и единомышленников в государственных и общественных организациях, в бизнес-сферах. Осуществление этих планов немыслимо без изменения положения педагогов, их статуса в университете, материальных и моральных стимулов условий их труда. Это особое направление работы: для меня это дело чести.

Корр.: Какими компетенциями должен обладать наш выпускник?

Н. В.: Поскольку университет готовит специалистов по широкой группе специальностей и круг компетенций каждой из групп специфичен (например, у выпускников библиотечных специальностей компетенции связаны с функциональными обязанностями, у художественных - с исполнительским мастерством, художественным творчеством), то говорить об абстрактном "средне-специальном" выпускнике нельзя. Однако, на мой взгляд, есть круг компетенций, которыми должны обладать выпускники всех специальностей. Функция университета как особого рода образовательной организации заключается в том, чтобы готовить людские ресурсы для потребностей общества. Университеты во все времена готовили духовную элиту общества. И наши выпускники работают в учреждениях культуры (какой бы организационно-правовой формы они ни были), общественных организациях, государственных и муниципальных органах власти. Эта функция общественного служения требует от них фундаментальной гуманитарной подготовки, как бы она порой ни отвергалась рынком. Далее. Поскольку все наши выпускники трудятся в тех или иных отраслях сферы услуг, заняты оказанием услуг, направленных на эстетическое развитие потребителя, его рекреацию, социализацию его личности, этот процесс "обработки людей людьми" требует от них психолого-педагогических и управленческих знаний. И мы должны постоянно совершенствовать эту подготовку, хотя она предполагает не только аудиторные занятия, но и разнообразные по формам внеаудиторные мероприятия. И третье. Самая пока уязвимая, с моей точки зрения, компетенция наших выпускников - владение инструментарием исследовательской работы (в художественном или в научном творчестве).

Корр.: Какие профессиональные и личные качества Вы цените?

Н. В.: Как человек всегда и во всем добивающийся всего сама, я ценю в своих коллегах, сотрудниках прежде всего профессионализм, трудолюбие, упорство, целеустремленность, смелость. Очень ценю и всегда помогаю людям, способным к саморазвитию, творческому и карьерному росту. Из личных качеств - преданность делу и порядочность. С этими требованиями я всегда формирую команду своих единомышленников.

Корр.: Ваши увлечения?

Н. В.: Насколько это позволяет время, люблю путешествовать, будь то с деловыми или любыми другими целями. Я человек общительный, и потому, путешествуя, я приобретаю знакомых, устанавливаю деловые контакты, учусь, нахожу всегда в поездках то, что использую потом в работе, - информацию, знания, эмоции, идеи.

Корр.: Ваши пожелания студентам, сотрудникам, преподавателям?

Н. В.: Всем нам я желаю одного - благополучия и процветания нашего Университета - нашей альма-матер, потому что для всех нас это - пространство жизни, период жизни, судьба.

Беседу вел корреспондент Леонид Савинов

Название документа