Защита имущественных прав кредиторов и должника в рамках процедуры внешнего управления по Закону "О несостоятельности (банкротстве)"

(Тимохина В. А.)

("Безопасность бизнеса", 2008, N 1)

Текст документа

ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ КРЕДИТОРОВ И ДОЛЖНИКА

В РАМКАХ ПРОЦЕДУРЫ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ ПО

ЗАКОНУ "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"

В. А. ТИМОХИНА

Тимохина В. А., аспирантка МГИ им. Е. Р. Дашковой.

Рыночная экономика не в состоянии функционировать, не имея и не используя в своем арсенале института несостоятельности (банкротства), направленного на охрану гражданского оборота от последствий неэффективной деятельности его участников.

Институт банкротства призван обеспечить баланс интересов должника и кредитора, а также отдельных групп кредиторов между собой. Закон о банкротстве 1998 г. в большей степени был направлен на защиту интересов кредиторов. Процедура была настолько упрощена, что каждому предприятию, имевшему просроченную на три месяца задолженность в размере 50 тыс. рублей, угрожало банкротство. В результате Закон о банкротстве из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. Нередко кредиторы проявляли заинтересованность не в погашении задолженности должниками, осуществлении мер по финансовому оздоровлению предприятий, а в их банкротстве, овладении имущественными комплексами и распоряжении финансовыми потоками. Серьезным недостатком Закона о банкротстве 1998 г. было, по существу, бесправное положение должника. С принятием нового Федерального закона от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" положение изменилось. В новом Законе в целом обеспечивается баланс интересов, хотя предпочтение отдается все-таки интересам кредитора, но односторонность прежнего Закона устранена. Это, в частности, нашло отражение, например, во введении новой процедуры банкротства - финансового оздоровления должника.

Внешнее управление представляет собой своеобразную реабилитационную меру, направленную на восстановление платежеспособности должника. Одним из важнейших средств для достижения данной цели является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления (п. 1 ст. 95 Закона о несостоятельности).

Статья 2 Закона о несостоятельности определяет мораторий как приостановление исполнения должником денежных обязательств и обязательных платежей. Пункт 2 ст. 95 говорит о том, что мораторий проявляется в приостановлении действия исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. Из этого положения действующий Закон делает некоторые исключения: допускается исполнение исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате; о выплате вознаграждений по авторским договорам; об истребовании имущества из чужого незаконного владения; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о возмещении морального вреда; о взыскании задолженности по текущим платежам. В течение срока действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени). По Закону о несостоятельности указанные финансовые санкции после завершения внешнего управления никогда не могут быть взысканы. Поскольку мораторий - это именно приостановление исполнения должником денежных обязательств и обязательных платежей, то полное и безусловное прекращение обязанностей по уплате этих санкций, по сути дела, мораторием не является. По нашему мнению, отмена финансовых санкций по просроченным обязательствам должна рассматриваться как самостоятельное право должника в период внешнего управления. Любые обязательства, сроки исполнения которых наступили после введения внешнего управления, не подпадают под действие моратория, независимо от того, на какую дату возникли эти обстоятельства. Согласно п. 2 ст. 159 Закона о несостоятельности действие моратория на удовлетворение требований кредиторов прекращается в случае утверждения мирового соглашения в ходе внешнего управления. Итак, в результате установления моратория в течение внешнего управления предприятие может функционировать, не выплачивая своих долгов, т. е. получая отдельную отсрочку исполнения обязательств, что в целом направлено на защиту интересов должника.

Другая существенная особенность исполнения денежных обязательств при банкротстве должника состоит в том, что согласно абз. 4 п. 1 ст. 74, п. 1 ст. 77 Закона 1998 г., п. 1 ст. 99, ст. 102 Закона 2002 г. внешний управляющий вправе в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления отказаться от исполнения неисполненных сторонами полностью или частично договоров и иных сделок должника, заключенных до момента введения внешнего управления.

По Закону 2002 г. внешний управляющий вправе отказаться от договоров и иных сделок должника в случае, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах (п. 2 ст. 102 Закона 2002 г.).

Следует отметить, что Закон о банкротстве защищает сделки, заключенные в ходе наблюдения, финансового оздоровления с согласия арбитражного управляющего, т. е. защищает договоры должника, связанные с привлечением арбитражным управляющим специалистов для обеспечения своей деятельности, что служит дополнительной гарантией для такого рода контрагентов должника (п. 4 ст. 77 Закона 1998 г., п. 5 ст. 102 Закона 2002 г.). Расторжение таких договоров производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ.

Подводя итог краткому анализу положений Закона о несостоятельности в части, касающейся соотношения прав и законных интересов кредиторов и должника в ходе внешнего управления, необходимо отметить, что новый Закон внес значительные коррективы в те нормы, которые предусматривались Законом 1998 г., а также ввел ряд новелл, предоставляющих дополнительные права и гарантии должнику. Таким образом, можно сделать вывод, что хотя новый Закон о несостоятельности направлен в большей степени на защиту интересов кредиторов, предпринята попытка смягчения норм, носящих ярко выраженный прокредиторский характер, и установления баланса интересов должника и кредиторов.

------------------------------------------------------------------

Название документа