Миф о местных искусниках

(Прянишников Н.) ("Культура: управление, экономика, право", 2006, N 3) Текст документа

МИФ О МЕСТНЫХ ИСКУСНИКАХ

Н. ПРЯНИШНИКОВ

Сегодня достаточно распространено легкомысленно-поэтическое отношение к художественным промыслам и ремеслам, рассматриваемым в качестве "палочки-выручалочки" в процессах местного развития. Многие города, столкнувшись с необходимостью конкурировать в условиях рынка, обратились к своей истории, пытаясь найти в ней опору для выживания. Однако само прочтение истории осуществляется в излюбленном нами жанре - "лениво-нелюбопытном". В этой статье предпринята попытка разобраться в ситуации и отделить иллюзии от реальных перспектив использования ремесел и промыслов в качестве особого направления городского развития. С нашей точки зрения, такое развитие становится возможным лишь при ответственном прагматично-технологичном, а не эмоционально-просительном подходе, который сильно мешает адаптации, а иногда полностью блокирует переход к рынку малых городов и сельских районов. Надо понимать, что романтическое отношение к народным промыслам возникло не сегодня. Оно стало результатом длительного процесса идеализации и обрастания мифами, которые, безусловно, инициировали романтики в XIX в., особенно в тех странах, где возникала острая потребность в общенациональном объединении. Первоначально этот процесс основывался на идеологии народности, разделявшейся как власть имущими, так и ниспровергателями существовавшего порядка. А затем, уже после революции, возник и институализировался специфический субъект развития - народ. Он стал элементом, апеллируя к которому, последовательно проводилась культурная политика по свертыванию сакральных, персональных и интеллектуальных ценностей сложившейся культуры самодержавной и православной России. Народ в качестве особой категории, от имени которой осуществляется управление страной, оказался чрезвычайно удобным инструментом для разнообразных манипуляций в политико-ресурсном пространстве возможного. Это воображаемое сообщество, используемое в качестве мифического субъекта развития, наделялось исключительными правами на творчество, а значит, и на изменение хода истории. Параллельно происходило отлучение довольно многочисленных групп граждан, имеющих свои интересы и программы развития, от реальных рычагов власти и управления. Ремесла и промыслы оказываются в самом центре конфликта между локальным и глобальным (историей, тенденциями, правами граждан, ресурсами). Право на свою локальную историю необходимо доказывать на фоне сохранения тоталитарной (единой и неделимой) истории страны и идущей ей на смену глобализации, а значит, и появления на арене новой рамки - глобальной истории. В этой ситуации жизненно важно понимать, как же реально развивались события в прошлом. Подлинная история промыслов свидетельствует, скорее всего, о том, что: - рождение многих промыслов состоялось после технологической прививки европейских технологий, переданных иностранными предпринимателями (яркий пример - развитие лаковой миниатюры), или же после первоначального импульса заданного разработками отечественных художников и предпринимателей (матрешка); - промыслы прошли довольно длительную эволюцию в составе более сложной системы производства с участием предпринимателей-менеджеров (полотняное производство, изготовление самоваров, кружев, золотное шитье и др.), в рамках специфической формы, промежуточной между индустриальным и ручным способом производства, получившей название рассеянной мануфактуры; - и наконец, не следует забывать, что развитие и распространение ремесел происходило не само по себе, а в рамках разветвленной системы обучения и поддержки со стороны государства, общественных форм самоуправления, прежде всего земства, а также отдельных энтузиастов этого направления. Энтузиасты распространения ремесел в России происходили в основном из привилегированных сословий. Напомним вкратце об этих культурных героях. Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева организовала в имении Талашкино, точнее - на хуторе Фленово, в Смоленской губернии начальную школу с интенсивным обучением ремеслам, организовала артель, в которой сочеталось ремесленное изготовление предметов, например балалаек, с высокохудожественной росписью дек известными художниками, а также собирала коллекцию народного искусства. Савва Иванович Мамонтов - яркий представитель прогрессивного купечества - создал Абрамцевский кружок, а его жена - мастерскую-магазин "Детское воспитание". После разорения для семьи оказалась спасительной им же организованная Керамическая мастерская на Бутырской заставе. Менее известный, нежели его старший брат Савва, Сергей Тимофеевич Морозов внес значимый вклад в развитие промыслов - им созданы Кустарный музей и библиотека в Москве. Ему удалось передать в сферу мелкотоварного производства навыки и приемы управления, наработанные к тому времени на крупных предприятиях, в "Вестнике кустарной промышленности" было отмечено: "С. Т. Морозов привнес в кустарное дело традиции известной мануфактурной фирмы "Савва Морозов". Евпраксия Георгиевна (мать) и Виктор Иванович (сын) Оловянишниковы совместно с художником фирмы П. И. Оловянишникова и сыновей Сергеем Ивановичем Вашковым много сделали для обобщения и популяризации художественных ремесел религиозной направленности в издаваемом ими журнале "Светильник", где собирались и исследовались образцы ювелирного, шелкоткацкого искусства и древнего шитья золотом и серебром. На фирме полагали, что традиции в области декоративно-прикладного искусства - не есть что-то раз и навсегда заданное, они постоянно нуждаются в творческом осмыслении и развитии на основе освоения и изучения истоков и символических оснований этого многогранного явления. Усилиями перечисленных лиц возникло художественное направление, получившее наименование русского стиля. Возможно, эти усилия и не привели к мгновенному общественному процветанию и не предотвратили революционный переворот. Но произошедшее с их помощью развитие ремесел позволило уменьшить такие общественные беды, как праздность и голод, бедность и преступность, пьянство и азартные игры. Ремесла и промыслы наряду с народными домами, обществом народной трезвости, обществами взаимного кредита рассматривались в качестве инструментов, врачующих социальные недомогания.

Размышления о промыслах

Задумаемся над тем, почему в русском языке промысел Божий и промысел людской, ремесленный, а также изобретенное Карамзиным понятие "промышленность" происходят из одного корня, растут из одного языкового гнезда. Обратимся к Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля: Промышлять, промыслить, чем, что, на что, жить, добывать хлеб и все нужное, заниматься чем, как средством жизни. Промышлять земледелием, торговлей, рыбачеством, сбором тряпья, квасничеством, плотничеством. Значит, в состав промыслов включается все, что дает возможность гражданам существовать, выжить и улучшить свое положение: он мельницей промышляет, промыслил себе состояние, добыл. Дальше фиксируются морально-этические сентенции, отраженные в пословицах - языковых формулах русского народа: - Кто чем промышляет, тот тем и надувает. - Службой много не промыслишь. - В этой добыче из-за хлеба на квас не промыслишь, не заработаешь. - На свой пай промышляй, а у друга хлеба не отбивай. - Всякое ремесло - промысел, только воровство - не промысел. Среди промысловых занятий, выделенных Далем, можно обнаружить достаточно контрастные пары, это извоз и ростовщичество, поиск брачного партнера и служба государю, охота и забота о семье: промышлять извозом, жить и наживаться этим, как промыслом, ремеслом; промышлять извозчиков, искать, приискивать, по какой-либо надобности. Промышлять деньгами, торговать, отдавать в росты; промышлять, где денег искать взаймы. Он жену по себе промыслил, нашел. Промышлять государевым делом, стар. - служить царю. Промышлять соболя, куницу, добывать ловлей, лесованием. Промышлять о ком, о чем, заботиться, пещись, стараться, хлопотать. И волк о своем гнезде (семье) промышляет. Важным значением глаголов "испромыслить" и "упромыслить" может служить обеспечение ресурсами, т. е. заниматься тем, что в эпоху тотального дефицита называлось "добыть", или "достать": Напромышляли всякого зверя. Промышление ср. промысел... действие промышляющего что-либо. У всякого свой промысел, свой способ добычи, умение и средство для жизни, заработков... Все детки у промысла: по чужим клетям разошлись! Здесь, как и далее, фиксируется, необходимость при занятии промыслами покидать родной очаг: мужики все в промыслах, на заработках, вне дома. К промысловым занятиям относились прежде всего те, которые соответствовали природно-добывающей цивилизации, т. е. были основаны на поиске в природной среде чего-либо годного для пропитания и выживания семьи, рода, всего сообщества. Это были охота и рыболовство (звериные, рыбные промыслы)... Промышленник... промышляющий что или чем-либо; промышленники на Белом и Каспийском морях, рыболовы, ловцы, тюленщики; в Сибири это ловцы и лесники, звероловщики-охотники. К ним добавляются еще и соляная добыча и золотые прииски. Так же как и в других языках, от рассматриваемого корня образуется оценочное определение - промысловатый, промыслистый народ, промышленный и изворотливый, на все руки. Его противоположностью был простой человек, т. е. неискусный, неискушенный, непредприимчивый. Именно такие простые люди были чрезвычайно удобны власти в качестве рядовых исполнителей - винтиков тоталитарной системы. Промышленность - все занятия, дающие средства жизни, богатства, иногда отделяют торговлю, и даже ремесла, разумея остальные занятия народа, частью случайные и временные. Такое широкое понимание промышленности в позапрошлом веке сильно отличается от современного словоупотребления. Тогда говорили о кустарной промышленности, т. е. ремесленной, мелкотоварной форме организации деятельности, подчас без применения техники, станков и машин. Другими старинными значениями этого понятия являются: "старание", "попечение", "забота". С ними связаны и основные православные ценности, составляющие модель смиренного предвосхищения своего будущего, за счет постижения Божественного промысла: промысл Божий, провидение, попечение о вселенной и о человеке, устройство всего созданного. В этом смысле "промысловый" относится к промыслу Божьему, когда он до конца непознаваем: промысл Божий неисповедим, и им, а не только одним человеком, определяется процветание и развитие: мы, промыслом Господним, прибыли всецело. Таким образом, субъект промысла объединяет в себе сразу две роли. Одна внутренняя: промысленник... - попечитель, заботник, старатель характеризует саму деятельность, процесс. Другая внешняя: промыслитель, строящий промысл, податель благ... промыслительный, попечительный, устрояющий будущее выводит ремесленника за рамки его работы, делая акцент на понимании логики развития территории. Именно такое глубинное осмысление промыслов связано в русском языке с планированием личного, семейного, территориального будущего, приисканием путей осмысленного развития. Для глубоко верующих людей эта деятельность включала в качестве непреложного элемента необходимое обращение и молитвенный диалог с Господом Богом. По мере утраты этой молитвенной связи и увеличения разрыва между образованными слоями общества и крестьянством возникло искушение заменить диалог с Богом на диалог с Народом. Подобные подмены опасны, и расплата не заставила себя ждать. В качестве примера приведем историю, авторство которой приписывается Владимиру Солоухину. Она связана с уже упоминавшейся нами княгиней Тенишевой: "В одну из русских революций ликующие поселяне извлекли из склепа гроб князя Тенишева, сорвали крышку, покойника усадили: газету в руки, папиросу в зубы - и в таком виде с песнями носили под окнами вдовы: будешь знать, как способствовать народным художественным промыслам!" [7]. Эта статья в основных чертах была написана еще в 2005 г., который в Омской области объявили годом ремесел, а в Великом Новгороде - годом туризма, т. е. сферой, где собственно и происходит основное потребление сувенирной продукции. О том, что эта тема волнует наше общество, говорят многочисленные семинары, посвященные этой теме, проведенные в Ростове Ярославском, Коми, Томске, Чувашии и других местах. Меня же лично эта тема интересовала давно. Помню, как на одном из семинаров по развитию туризма, проходившем во Владимире, мы с Татьяной Всеволодовной Абанкиной обсуждали параллелизм современной трудовой миграции в регионах, тяготеющих к столице, и исторических процессов работы вне постоянного места жительства, которые в далеком прошлом получили название "отходничество". Отходничество, которым занимались наши предки, жившие в Нечерноземье, где всегда было сложно обеспечить семью крестьянским трудом, в значительной мере, повторяется в современной ситуации распада советской системы, сокращения заказов ВПК и уменьшении эффективности сельского труда. Таким образом, ремесленничество-отходничество становится чрезвычайно актуальной социальной темой. Вернуться вновь к этой теме меня побудили также и личные причины: - во-первых, предки мои по материнской линии в начале XVIII в. были ремесленниками, занимаясь изготовлением церковной утвари из довольно пластичного материала - олова, откуда и получили свою фамилию - Оловянишниковы (впрочем, и по отцовской линии пращуры вырезали из дерева пряничные доски, служившие формой для сладкой печати, - изготовления пряников); - во-вторых, когда я занимался историей рода, то не раз сталкивался с богатыми материалами по развитию кустарных промыслов в России, описанных в конце XIX - начале XX в. Качество этих материалов и свидетельства о поддержке ремесел не идут ни в какое сравнение с показной, труднополучаемой и к тому же мизерной поддержкой малого бизнеса на современной стадии перехода к капитализму и гламурными публикациями на эту тему; - в-третьих, проводя семинары среди менеджеров культуры работников культуры, посещая музеи во многих регионах нашей необъятной родины, я сталкивался с печальным однообразием сувенирной продукции, однотипной, убогой, неинтересной, основанной на примитивном понимании русского - российского своеобразия, а главное - ничуть не лучше углубляясь в особенности своего местного, и/или регионального; - в-четвертых, соотношение ремесленной и индустриальной продукции интересует нас не только в области материального производства, каким являются традиционные ремесла и промыслы. Сейчас мы стоим перед индустриальной революцией в сфере художественного творчества и интеллектуального труда, аналогичной промышленной революции второй половины XIX в., когда возникло оппозиционное движение "Искусств и ремесел", сформировавших собственный стиль и оригинальное эстетическое направление. Не ожидает ли нас сегодня создание какого-либо объединения интеллектуалов-ремесленников, культивирующих свой образ жизни, оппозиционный электронным формам современной культуры? Но прежде чем ответить на эти вопросы, рассмотрим ремесла и промыслы в их исторической эволюции. Грубо мы можем выделить пять периодов эволюции ремесел, о которых имеются упоминания в литературе: - легендарно-мифический; - в рамках натурального хозяйства; - в составе кустарного, мелкотоварного производства; - в форме рассеянной мануфактуры; - после индустриализации промыслов и создания специализированного рынка изделий декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы разобраться в последнем периоде, следует выявить логику всей эволюции этого явления во времени.

Мифы и легенды о возникновении ремесел

С возникновением ремесел связан миф о Прометее, который стал античным идеалом пламенных революционеров. Согласно известной легенде Прометей мял глину, когда вдруг обнаружил бедственное положение прозябающих на земле людей. Тогда он принял решение спасти их, украв божественный огонь и отдав его людям. Этот божественный огонь стал основой для многих искусств и ремесел, а заодно и метафорой творчества, преобразований и мышления. В дословном переводе на русский язык имя известнейшего из титанов звучало бы как - Промыслитель, т. е. вполне подходило для легендарного основателя промыслов. Для нас важно, что в первой части имени приставка "про" свидетельствует о нацеленности на будущее, соотносясь с такой группой понятий, как проект, прогноз, проактивность... К сожалению, нам менее известен другой титан Эпиметей, одновременно крепкий задним умом и талантом одаривать других конкурентными преимуществами (когтями, крыльями, способностью убегать от опасности). При раздаче этих благ он совсем позабыл о людях, что собственно и вынудило Прометея совершить свой подвиг-преступление. С тех пор постоянно возникает необходимость компенсировать природные недостатки с помощью открытий, изобретательства, технологий [9, с. 87]. Многие легенды о возникновении промыслов восходят к религиозной культуре наших предков. Возникновение игрушечного промысла в Троице-Сергиевом посаде связывается с преданием о любви Сергия Радонежского к вырезанию игрушек, которые он раздаривал окрестным детям. Благодаря этой легенде деятельность ремесленников-игрушечников связывается с культурно-символическим ядром поселения, сакрализуется. Более прозаично второе предание о зарождении промысла. Его определила случайность: глухонемой резчик продал резную фигурку купцу Ерофееву для украшения его лавки, где она была тотчас же куплена. Поскольку обитель посещали многочисленные богомольцы, существовал устойчивый спрос на гостинцы детям. Эту нишу и заполнил возникший игрушечный промысел. Возникновение хохломского промысла связывают с легендарным московским мастером-иконописцем, который вначале работал на "царский обиход", а затем сбежал и перебрался жить и творить в глухие керженские леса. Там он стал делать необходимые в крестьянском быту предметы, - хохломские чашки, с орнаментом из пышных цветов и стеблей. Распространившаяся о нем слава дошла до государя, который распорядился вернуть сбежавшего мастера. Не желая лишиться свободы, художник открыл односельчанам секреты своего ремесла, сжег свою избу, а краски этого пожара и уголья от этого пепелища надолго определили каноническую палитру хохломского искусства.

Натуральная (домашняя) стадия развития ремесел

Зарождались ремесла, как дети, в домашней обстановке и были связаны с обеспечением быта, работы, способов передвижения и содержания домашних животных. Домашние промыслы делились по гендерному признаку. Женскими считалось изготовление тканей, украшение одежды. Мужскими считались ремесла, связанные с использованием металлов, огня, обработкой дерева, кожи. Существовали промыслы, где распределение работ между мужчинами и женщинами было не столь существенно. Таким был игрушечный промысел, где мужские токарные работы и работы резчиков сочетались с ремеслом "кустарих-одевальшиц" и раскраской белей (деревянных болванок) женщинами. Домашняя стадия развития ремесел была возможна при слабой промышленности, в отдаленных от рынков местах, при сельском труде, не приносящем денежной прибыли. На этой стадии существовала высочайшая ценность отдельных вещей, они передавались по наследству, береглись (для этой цели использовались сундуки, изготовление которых само стало самостоятельным промыслом). Обучение производилось дома, в семье - от старшего поколения к младшему, зачастую минуя среднее.

Стадия кустарного производства, рассчитанного на местный рынок

Переход от домашней стадии изготовления предметов к мелкокустарному производству происходит при появлении спроса на изделия среди соседей, возникновения слухов об особом умении в каком-то искусстве, внешней инициативе купцов, осуществляющих эпизодические закупки определенного вида товаров. Однако наиболее частым был переход к кустарному производству после обучения на каком-либо производстве. Так, Петр Талаев, заведший в Дмитровском уезде Московской губернии изготовление металлических игрушек, навыкам работы по металлу обучался, работая в Москве в экипажной мастерской, изготавливавшей фонари для карет. Вернувшись в свою деревню, Петр завел свой собственный промысел, сохраняя связи со своим бывшим хозяином и на начальной стадии сбывая ему продукцию. Впоследствии он овладел коммерческими навыками и торговал самостоятельно [2, с. 225]. Проходя такой путь, крестьяне-ремесленники получали возможность стать предпринимателями, т. е. проявить смекалку, накопить первоначальный капитал и коммерческие связи, составить команду работников. Многие иваново-вознесенские купцы прошли по этому пути. Здесь важно было узнать какое-либо технологическое ноу-хау, обеспечивающее потенциал роста спроса на изделия. Так, развитие производства ситцев обязано ивановскому крестьянину Осипу Сокову, который в 1780 г. с товарищами нанялся на мануфактуру иностранного предпринимателя Лимана. При работе на предприятии Осип выказал сообразительность, выявив особенности технологии крашения, после чего, вернувшись в Иваново, в 1787 г. завел ситценабивное производство. В отличие от местных ремесленников на его производстве использовали не масляную краску, а различного рода органические и минеральные красители. Таким образом, ситцевые ткани Сокова поражали покупателей "затейливыми рисунками и прочными яркими (заварными) красками" <*>. -------------------------------- <*> Сходная история произошла с крестьянином Семеном Ивановым из села Кленова Подольского уезда Московской области, работавшего на московской шляпной мануфактуре купца Котова и позднее открывшего свое дело с приказчиком Котова Александровым [2, с. 574 - 575].

Рассеянная мануфактура как первоначальная форма сетевой организации труда и сбыта продукции

В России еще в XIX в. получили распространение довольно специфические поселения - промысловые села, имеющие многовековую историю. Их имена превратились в бренды соответствующих изделий, характеристики манеры или стилистики предметов (Палех, Жостово, Федоскино, Холуй, Мстера, Гжель). Некоторые из сел даже превратились в большие промышленные центры, как областной центр Иваново. Эволюция таких поселений была приблизительно следующей: земледельческое поселение - кустарное село - фабричное село - рабочий поселок (слобода) [7, с. 9]. Что же заставляло местных крестьян полностью забросить хлебопашество и выйти на рынок рукодельной, художественной продукции? Объяснение этому явлению простое - скудность земель и отставание отечественной агротехники. Многие земли вокруг Москвы (включая также Московскую, Владимирскую, Ярославскую, Ивановскую и Костромскую губернии и др.) относились к зоне рискованного земледелия. Земли здесь были малоплодородными и требовали для получения хорошего урожая внесения обильных удобрений, а значит, содержания большого числа скота, требовавшего большого числа земли, которой у крестьян не было. Кроме того, имеющееся количество земли, приходящееся на одну семью, постоянно сокращалось, а, значит, сельские занятия требовалось дополнять каким-то другим заработком - ремеслом или отходом, т. е. работой на стороне.

Иначе семье было не выжить

Масштабы этого явления были огромны. По данным земского обследования 1898 - 1900 гг., в первопрестольной губернии из 245,3 тысячи крестьянских семей более 100 тысяч (44%) совсем не занималось земледелием [6, с. 23]. Особенно отрыв от земледелия касался мужчин, в некоторых районах Владимирской губернии (Шуйском и Ковровском) число не работающих на земле мужчин превышало 95% [6, с. 26]. Вначале крестьяне были вынуждены создавать изделия, необходимые в быту и сельском труде, используя в качестве источника материалов лес (древесина), реку (речной жемчуг), землю (глины, камни для красок). Постепенно из крестьянской среды выделились лидеры - крестьяне, которые на предыдущем этапе оказались более умелыми и успешными, отчего у них появились излишки капитала (их так и называли "капиталистые мужики"). Эти мужики и занялись предпринимательством - взяли на себя труд и благоприятную возможность реализовывать изделия крестьянского труда на рынке и там же приобретать необходимые для этих изделий материалы. Так возникла рассеянная мануфактура, т. е. такая специфическая форма труда, при которой распределенная деятельность крестьянских семейств над отдельной трудовой операцией сочеталась с централизованной поставкой материала и продажей готовых изделий. Рассеянная мануфактура оказалась сочетанием ремесленных форм производства с рыночно-капиталистическими формами реализации продукции. Мануфактура возникла на Западе еще в XVI в. и означает в переводе с латыни, "сделано вручную". Действительно, основным на мануфактурах и тем более на рассеянных мануфактурах был ручной труд, хотя применялись и простейшие технические приспособления. Купец-предприниматель, скопивший определенный капитал, пускал его в дело: он покупал материалы (например, медь на Макарьевской или позднее Нижегородской ярмарке) и отдавал крестьянам-медникам, живущим рядом с Ярославлем в Толгобольской волости. Окончательный товарный вид изделие приобретало на централизованной мануфактуре или мастерской в городе, на заводе. В этом случае тип предприятия получал название смешанной мануфактуры. Мануфактура была эффективнее чисто ремесленных форм производства за счет дифференциации производственных операций и разделения труда между работниками и менеджерами, в качестве которых выступал купец-скупщик и его доверенные лица (сыновья или нанятые приказчики). Разделение всей работы на совокупность несложных операций создавало гибкость производству, так как не требовало от участников особого мастерства, длительного обучения. Гибкость достигалась за счет привлечения семьи крестьянина (жены, детей, стариков), а также за счет возможности быстрой замены нерадивых работников. В литературе часто описываются предприниматели в качестве эксплуататоров бедных крестьян, при этом не учитываются затраты предпринимателя на закупку сырья, заработную плату, оплату транспортных расходов (от места изготовления до места сборки и далее до места продажи). При этом не учитывалось, что предприниматель был тем субъектом, который отвечал за интеграцию дисперсных частей производства в единое целое, контролировал всю производственно-коммерческую цепочку: от замысла товара до его реализации, а также нес ответственность за возможные рекламации и риски. Получаемая в процессе деятельности прибыль компенсировала эти риски и была наградой за предприимчивость и инициативу. Примером могут служить ярославские крестьяне, которые в своих избах или хозяйственных постройках (сараях, амбарах) изготавливали отдельные элементы самовара (краники, тулово и пр.), а затем сдавали сделанное скупщикам, среди которых доминировала фирма П. И. Оловянишникова и сыновей. Особое развитие эти формы получили после упадка посессионных предприятий, на которых трудились прикрепленные к ним крепостные крестьяне. Сохранились сведения о том, что Иван Порфирьевич Оловянишников беседовал с министром государственных имуществ Павлом Киселевым и горячо доказывал ему преимущества вольного труда над крепостным и подневольным. Если в Европе рассеянная мануфактура была инструментом конкуренции с цеховыми ремесленниками в городах, то в России она выполнила аналогичную функцию по отношению к централизованным формам посессионных мануфактур, сохранявшихся вплоть до Великой крестьянской реформы.

Дореволюционная инфраструктура поддержки промыслов

Особенно активно промыслы в России стали развиваться в пореформенную эпоху, поскольку у крестьян были проблемы с земельными наделами, этому также способствовали реформа местного самоуправления, возникновение земств. Земства стремились организовывать на местах специализированные школы и направлять туда инструкторов по соответствующему обучению. Примером таких школ может быть Скорняжная инструкторская школа в Мурашкинском районе (Нижегородской губернии), Школа инструкторов по кожевенному производству в городе Болхове (Орловской губернии), Учебная игрушечная мастерская Московского губернского земства в Сергиевом Посаде, здание которой построено было неутомимым Сергеем Тимофеевичем Морозовым. Обучению ремеслам способствовала деятельность двух центральных ведомств тогдашней России - Министерства народного просвещения и Главного управления землеустройства и земледелия. Ими последовательно обсуждались программы обучения, необходимый уровень сети обучающих центров. Так, после экспериментов по созданию школ среднего уровня и оценки их эффективности было принято решение о переносе обучения навыкам ремесел в начальные школы (наиболее приближенные к бедным слоям крестьянства). В 1888 г. упоминавшийся нами Сергей Тимофеевич Морозов осуществил в Москве масштабный инновационный проект - создал подчиненный Московскому губернскому ведомству Кустарный музей с обширной библиотекой и Научно-исследовательским институтом художественной промышленности, на базе которого возникли позднее Музей народного искусства, Фонд международных выставок и Хранилище образцов. Развитию ремесел способствовали промышленно-художественные выставки, позволявшие многим малоизвестным умельцам реализовывать крупные партии своих изделий и получать стабильные заказы. Выставки позволяли разрозненным кустарям предъявлять свой товар обществу в обход не совсем чистоплотных скупщиков, наживавших на ремесленниках состояния. Безусловно, защите и упрочению положения ремесленников на рынке способствовали также отечественные и зарубежные награды и премии, которые они получали на выставках.

Современная культура и экономика народной самодеятельности

В советское время интерес к ремеслам и промыслам вернулся в конце 20-х - начале 30-х гг., когда усилился ход модернизации, а на повестке дня страны встали силовая индустриализация и коллективизация страны. Это было время оформления промыслов в художественные артели - ремесленно-промысловые колхозы, постепенно превратившиеся в специфические предприятия - фабрики. С превращением в индустриальные предприятия началась гонка за планом, в результате чего приходилось "штамповать" изделия, создав на рынке ситуацию общего снижения качества и затоваривания. Кризису перепроизводства также способствовало возникновение теневых производств вокруг прославленных предприятий (Гжели, Палеха и др.). Однако сегодня интерес к промыслам не только не пропадает, но и сильно растет. Владимирский городок Покров среди шести программ развития включил одну по возрождению у себя ремесленной деятельности. В Суздале ежегодно отмечается яркое событие - Международный праздник ремесел, местные музеи способствуют возрождению ярмарок ремесел в Изборске и Епифани. В стратегическом плане развития Гороховца амбициозно заявлено: "Главным направлением в развитии туризма должно стать воссоздание среды русского купеческого города. Здесь все должно быть пропитано духом патриархальности, деловитости. И не только былой, но и современной". Идет ли речь о воссоздании эффективных схем объединения купечества и ремесленников - покажет реализация стратегии. Большой интерес к ремеслам возник в среде художников современного искусства. Одним из интереснейших проектов стал проект "Парапромыслы", в котором тема задается традиционным ремеслом (изделием), а решение находится средствами современного искусства. Так, в работе художника Леонида Тишкова, культурно-экологическая традиция сбережения ткани в форме разноцветных ковриков и половиков была превращена в "Вязанник" - вязанную одежду, олицетворяющую единство рода, малую родину и многие другие локальные ценности, в которой, однако, удобно и тепло бегать по заснеженному лесу, участвуя в перформансах [12, с. 2 - 3]. Другим мощным направлением возрождения промыслов в одном отдельно взятом поселении - Николо-Ленивце Калужской области стала деятельность художника Николая Полисского, учредившего со своими сельскими соседями артель "Николо-Ленивецкие промыслы". Используя в качестве материала наипростейшие - траву, ветви, лозу, жерди, снег, а также продукцию огородов и даров леса, производится смесь из инсталляции и гастрономического перформанса. Идея оказалось проста: крестьяне плетут кибитки, делают садовую мебель, осуществляют художественную имитацию утраченных в усадьбе строений (проект "Парк на один день"). В такой деятельности традиция умелым образом актуализируется и утилизируется (многие арт-объекты после фиксации, освоения и осмотра сжигаются). Приведенные примеры показывают, что, пока из одних мест слышны очередные сетования о том, что художественные промыслы России накануне гибели и исчезновения, в других проводится успешная работа, находятся ресурсы, деньги, осуществляется обучение. Что же мешает распространению этого опыта?

Что же нужно для развития промыслов?

Для развития промыслов необходимо: - Наличие природных ресурсов, пригодных для ручного изготовления вещей (или же с незначительными инструментами, недорогими приспособлениями и машинами). Сегодня имеется довольно противоречивое положение, когда художника-прикладника должны долго учить, а он, став профессиональным художником, распределяется в художественные комбинаты, где рядится в одежды самобытного художника из народа. - Наличие свободного времени у жителей, отсутствие достатка от основной занятости (как правило, в области сельского труда, но это не обязательно, так как проблема безработицы может усилиться в неэффективных шахтерских городах, поселениях, где окончилась добыча нефти и др.), наличие опыта (прецеденты успеха). - Близость рынков (ярмарок, столиц, коммуникаций, центров туризма). - Понимание сложности ремесленно-промысловой деятельности, которая в прошлом в специализированных промысловых селах осуществлялась в партнерстве близкими по духу слоями общества - ремесленниками и купцами, причем первые выступали в роли исполнителей, а вторые - заказчиков на соответствующие изделия (см. рис. 1). В современных условиях эта деятельность требует объединения усилий мастеров, менеджеров и эффективных собственников.

Компетенция ремесленника Компетенция купца - (исполнителя) предпринимателя (заказчика)

Использование локальной Использование глобальной реальности: реальности: - природного - маркетинговое материала; изучение рынков; - работников - - переговоры родственников; с клиентами; - исторических - содержание и секретов обслуживание Изготовление торговых точек и передача > заказчику Определение номенклатуры /\ изделий, их состава и требований к Освоение качеству образцов, изделий мобилизация имеющихся Передача образцов ресурсов и материалов, < заключение ПОДРЯД рамочных V соглашений ЗАКАЗ

Рис. 1. Взаимоотношения ремесленников-умельцев и купцов-предпринимателей в ситуации производства и реализации изделий промыслов.

- Безусловно, требуется улучшить законодательство о художественных ремеслах. - Должны быть приведены в соответствие законы о туризме, где народные художественные промыслы отнесены к туристским ресурсам муниципальных образований. В Законе о национально-культурной автономии сказано: "...следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла". Уже есть прецеденты разработки специальных законов о промыслах в отдельных субъектах Федерации, например в Калужской области. - Наконец, главное - требуются инициативные люди со стандартным мышлением, способные, как это делают художники, работать с традицией по-современному, совмещая суровую реальность и свою мечту.

Выводы

Промыслы были весьма разнообразным и весьма обширным занятием, включавшим значительное число граждан России, осуществлявших смешанный сельский/слободской образ жизни и домашний/коллективный труд. В развитии промыслов активно участвовали представители других сословий, передававших в рамках этой сложной деятельности экономические, технологические, художественные навыки и знания. Существовавшая форма сетевой организации труда позволяла сочетать и комбинировать различные образы жизни, объединяя конкурентные преимущества коммерческих компетенций и способностей со знанием природных материалов и ручным мастерством, гибко используя надомный труд и эффективную систему периодической торговли на ярмарках. Деятельность в художественных промыслах сочетала физический труд с трудом интеллектуальным, художественным, по сути дела, являясь школой национальной креативности.

Литература

1. Кустарные промыслы. Статистический сборник по Ярославской губернии. Вып. 14. Статистическое бюро Ярославского губернского земства. Ярославль: Типография Губернской земской управы, 1904. 2. Кустарная промышленность России. Разные промыслы. Т. I. СПб.: Типолитография "Якорь", 1913. 602 с. 3. Кустарная промышленность России. Женские промыслы. СПб.: Типолитография "Якорь", 1913. 440 с. 4. Адамс С. Движение искусств и ремесел. Путеводитель по стилю: Пер. с англ. М.: ОАО Издательство "Радуга", 2000. 128 с. 5. Тюгашев Е. А. Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума. Новосибирск, 2003. 6. Рогов В. М. Итоги первых лет реализации стратегии успеха и трудности. В сб.: Стратегия развития муниципальных образований Владимирской области: опыт и проблемы разработки. М.: Юркнига, 2004. С. 108 - 110. 7. Водарский Я. Е. Промышленные селения центральной России в период генезиса и развития капитализма. М.: Наука, 1972. 256 с. 8. Лурье С. Римейк "Идиот" под псевдонимом // Литературная газета. 2001. 14 - 20 марта. N 11 (5826). 9. Архангельская Н., Механик А. Озадаченная сороконожка // Эксперт. 5 - 11 сентября. N 33 (479). С. 80 - 88. 10. Водарский Я. Е., Истомина Э. Г. Сельские кустарные промыслы Европейской России на рубеже XIX - XX столетий. М., 2004. 215 с. 11. Народное искусство. Исследования и материалы. Сб. статей. СПб., 1995. Русский музей. С. 204. 12. Парапромыслы. Народные художественные промыслы на орбите современного искусства. Каталог. Изд-во "Деком", 2000. 13. Тьюдер-Мос Р. Тысяча лет созидания // Англия. 1991. N (117). С. 40 - 47.

Приложение 1

Художественные промыслы в малых городах: от миссии к проектам реализации

Данное приложение опирается на опыт работы автора в качестве эксперта программы "Малые города" и проведение семинаров по стратегическому планированию развития городов и регионов. Хотелось бы высказать благодарность А. Е. Балобанову, директору Института "Малые города", за помощь в получении необходимых материалов и всем остальным экспертам и участникам работы над Программой за полезные дискуссии.

Промыслы в составе миссии города

Миссия - это определение предназначения города, поселения, района или как сейчас следует именовать субъект разработки стратегий - муниципального образования (МО). При кажущейся простоте изобретение миссии - дело творческое, оно требует глубокого осмысления истории, современной ситуации, в которой существует МО, анализа определенных намерений наиболее влиятельных групп местного сообщества. Эти действия требуют определенных знаний в философии развития и обладания креативными навыками. Миссия чаще всего определяется как задание, которое следует выполнить городу в процессе реализации стратегии, ответственная роль, сформулированная на высоком языке, доступном для понимания большинства его жителей и способном в дальнейшем их мотивировать на определенную концентрацию сил и мобилизацию способностей. Иначе говоря, миссия - это краткая формулировка идеи идентификации местного сообщества, т. е. ответ на вопрос, кто мы такие и кем собираемся стать (быть). В лице разработчиков стратегий местное сообщество само себя определяет в качестве центров (сельского хозяйства, промышленности, туризма, паломничества) или столиц (например, Урюпинск позиционирует себя в качестве столицы российской провинции), либо метафорически (как жемчужины или какой-либо другой ценности). Рассмотрим, какое место занимают художественные промыслы в формулировке миссий малых городов. 1. Городецкий район Нижегородской области. Первоначальная формулировка миссии МО совмещает две роли: историко-культурного центра и метафорической мастерской, где куется физическое здоровье края (обращение к рекреационному потенциалу) и здоровье духовное (здесь авторы опираются на сакральные ценности) <*>. В окончательном тексте стратегии формулировка миссии добавлена новым/старым направлением развития - сельским хозяйством: "Городецкий район - историко-культурный центр, центр ремесел и передового сельскохозяйственного и промышленного производства, кузница духовного и физического здоровья земли Нижегородской". Таким образом, значение ремесел в окончательном варианте оказалось потесненным. -------------------------------- <*> Формулировка миссии в первом варианте концепции: "Городецкий район - историко-культурный центр и центр ремесел и промышленности, кузница духовного и физического здоровья земли Нижегородской".

2. Округ Вязники Владимирской области. Миссия муниципального образования Вязники разработана с опорой на историю и традицию. В ней конкретизируется конкретный профиль, объединяющий сельхозпроизводство с промышленностью: "...округ с глубокими культурными традициями, развитой промышленностью и инфраструктурой, исторический центр развития льноводства и народных промыслов"; сочетается с характеристикой природного окружения: "...округ с уникальными природными ландшафтами и экологически чистой средой, является привлекательным и комфортным местом для проживания граждан и многочисленных туристов". Вид народных промыслов в миссии оказался не расшифрован, но заявлен в качестве опорной ценности. 3. Палехский район Ивановской области. Эта миссия наиболее поэтична. В ней сочетается идея средневековой общины ремесленников с пафосом патриотичности и духовности: "Палехский район - город мастеров, родина Жар-птицы души русской". Такая трактовка миссии в прагматичном документе потребовала дополнительного обоснования: "...сохранение культурно-исторического и природного наследия, эффективное использование всех ресурсов, добросовестная и высокопрофессиональная деятельность всех членов сообщества ведут Палехский район к духовному, интеллектуальному и экономическому процветанию". А это обоснование оказалось набором благих пожеланий и, к сожалению, еще не определяет идею развития. Пришлось перевести этот набор на язык стратегии, так получилась следующая формула: "национальный центр уникального искусства лаковой миниатюры, народных художественных промыслов, увлекательного туризма, обладающий собственным экономическим потенциалом для создания комфортных условий проживания, досуга, отдыха населения и самореализации молодежи". Пожалуй, что так явно и конкретно идея художественного промысла не проникала в ядро формулировки миссии. К сожалению, в окончательной стратегии исчезло самоопределение села в качестве народной академии, достаточно точно передававшей образовательный смысл художественного промысла. 4. Миссия Пестяковского района Ивановской области - "сохранение и развитие экологически чистой территории, широко известной своими качественными натуральными продуктами, самобытными ремеслами и народными промыслами, духовной и природной чистотой и красотой, доброжелательностью и гостеприимством". В этой формулировке появляется ценность натуральности, а значит, и ремесла и промыслы рассматриваются в качестве естественно развивающегося, следовательно, постоянно необходимого явления. 5. Подпорожье Ленинградской области. Эта формулировка миссии является наиболее нейтральной и соответствующей не столько разработке стратегии, сколько плану социально-экономического развития: "Подпорожский район имеет хороший социально-экономический потенциал, который при умелом его использовании позволяет рассчитывать на оздоровление и стабилизацию положения, а затем и на экономический подъем". В формулировке миссии ориентация на художественные ремесла и промыслы отсутствует, хотя их развитие предполагается соответствующими программами и проектами, т. е. переведено на более низкий уровень. 6. МО "Родниковский район" станет самодостаточным. Это является миссией МО "Родниковский район", который докажет, что районы со сложными природными условиями и без особенных природных ресурсов могут развиваться без дотаций со стороны субъекта Федерации и федерального правительства. Такая формулировка миссии заявляет о будущей самостоятельности и стремлении самостоятельно решать имеющиеся проблемы. Такая установка наиболее полно соответствует реформе местного самоуправления и отражает предпринимательскую установку разработчиков стратегии. 7. Ростов Великий Ярославской области. В разработанной миссии авторы обозначают вектор своего развития, - туризм и комфортная среда для приезжих и местных жителей: "Ростовский муниципальный округ в будущем мы видим как место, комфортное для проживания, привлекательное для туристов и инвесторов. Мы осознаем высокий экономический, природный и культурный потенциал Ростовского муниципального округа и хотим обратить его на благо жителей. Мы намерены вернуть Ростову славу жемчужины Золотого кольца". Как мы видим, знаменитая ростовская финифть в формулировку миссии не попала, хотя ориентация на сувениры для города является очень важным направлением. 8. Миссия Хвалынского района Саратовской области определена функционально (отдых, лечение, предпринимательство и искусство): лучшее место для отдыха и лечения на Волге, центр предпринимательства и искусства. Видение: Хвалынский район должен стать лучшим местом для туризма и отдыха на Волге, привлекательность которого будет складываться из его уникальной природы, экологической чистоты, предприимчивости и талантов местных жителей и наиболее полного и искусного использования богатых садоводческих ресурсов территории. Оригинальным здесь является использование садоводческих хозяйств, которые есть и в других малых муниципальных образованиях, но на которые никто не обращает внимания, рассматривая их в качестве средства выживания жителей. С нашей точки зрения, в такой формулировке миссии недостаточно развернуты потенциальные возможности новых форм мировидения, связанные с деятельностью Петрова-Водкина. 9. Миссия города Шуя. Будущая Шуя - это город современной экономики, основанной на консервативных общественных устоях. Краткая формулировка миссии в жанре оксюморона проблематизирует возможность построения современной экономической системы не только при сохранении, а опираясь на местный консерватизм. Безусловно, консерватизм свойствен малым и средним городам отечественной провинции, но как сделать консерватизм локомотивом развития? 10. Миссия МО "Южский район" Ивановской области оказывается также достаточно консервативной: "...заповедная природная территория в сердце России с высоким уровнем развития традиционных отраслей экономики и народных промыслов, достойным качеством жизни населения и перспективами для молодежи, благожелательная к бизнесу, инвестициям и туристско-оздоровительному использованию возможностей природного потенциала". При этом консерватизму должны соответствовать предельная открытость и ориентация на процессы глобализации. Надо отметить, что в стратегии Южи миссии было уделено значительное внимание. От первоначальной стихотворной формулировки авторы отказались: "На крыльях Жар-птицы и Чистой воды добьемся высот для Южской земли!" Интересно, что для обоснования миссии использовалась символическая матрица:

Символы-образы Реальные предпосылки Перспективы

Жар-птица Символ Холуйской Дальнейшее миниатюрной развитие и живописи возрождение народных промыслов

Чистая вода Экологически чистая Развитие территория (озеро, туризма, реки, леса, болота) выпуск экологически чистой продукции

Иллюстрация на рис. 2 показывает, что осознание развития малого города осуществлялось в Юже в биполярной логике, соответствующей двум типам человеческого мышления (право - и левополушарности). Такая логика примиряет противоположности. Интуитивное с рациональным. Естественное (традиционные отрасли, куда входят ремесла) с искусственным (инновации, точки роста). Внутреннюю уверенность в себе с внешней открытостью миру. Такой подход позволяет сделать развитие малого города более устойчивым.

Высокий уровень и достойное сильные > качество жизни < новые традиционные проекты отрасли /\ и экономики "точки и промыслы роста" уверенность < в > будущем

/\

миссия цели и и имидж ориентиры < стратегия > развития муниципального концентрация < образования > маркетинг и усилий на позиционирование приоритетных в стране направлениях и мире V V

Активное новая роль СМИ, участие интернет, гражданского электронное общества управление

V V V V V

открытие миру

Рис. 2. Рамочные ценности в стратегии развития муниципального образования (МО) (Источник: стратегия Южского района).

Одним из реальных действий по реализации стратегии развития города стало возрождение Тихвиновской ярмарки и всероссийского фестиваля "Шкатулка", проведенных по инициативе главы МО Валентины Сысуевой в 2005 г. уже в третий раз. Изделия из металла из Павлово-на-Оке (Нижегородская область) чередовались с льняными вышитыми строчкой платьями от трех соседей - Пучежа, Палеха и Шуи. Здесь можно было найти резной герб, из Хохломы, изделия из лозы - корзины и вазы. Параллельно шло народное гуляние с традиционным штурмом столба, фотосъемкой в виде египетских фараонов и другие забавы. Был проведен и серьезный "круглый стол", на котором были обсуждены проблемы развития ремесел <*>. -------------------------------- <*> Барковская М. Весь мир - в шкатулке // Ивановская правда. 2005. 12 июля; адрес в Интернете: http://www. narodru. ru/smi3000.php.

Могут ли художественные промыслы стать направлением развития?

По утвердившимся взглядам на художественные промыслы они относятся к национальному достоянию, а значит, поддерживаться и финансироваться должны из центра. Художественные промыслы не образуют самостоятельного направления и включаются либо в программы развития туризма, либо в зону влияния малого бизнеса. Так, Городецкий район заявляет в стратегии, что "от областных властей и федеральных структур требуются инвестиции как в реставрацию исторического центра города, так и на развитие ремесел, народных промыслов... что должно стать основой формирования образа жизни местного населения, решения вопросов занятости, в том числе за счет развития туризма...". В качестве аргументов необходимости промыслов приводятся явно не рыночные (наличие спроса на изделия), а редкость и уникальность явления: "Городецкая земля относится к числу немногих районов области, сохранивших народные художественные промыслы...", а также сохранившаяся инфраструктура фабрик, наличие кадров, а значит, возможности сформировать одну из отраслей городского "экспорта". В Палехе в качестве стратегических целей были выдвинуты следующие: - придание селу статуса историко-культурного памятника; - легализация бизнеса художественных промыслов; - развитие туризма; - улучшение облика села. При этом путь решения проблем села видится в создании новой структуры - города мастеров. Основной проблемой Палеха стало развитие промысла в обход муниципального образования, что требует каких-то нетривиальных действий со стороны местной власти. На основе изучения прошлого и настоящего Пестяковского района в качестве основного направления его стратегического развития выделено развитие и возрождение народных промыслов и искусства, куда входят: - резьба по дереву; - изготовление валяной обуви, вязанных шерстяных изделий; - иконопись; - печное, гончарное, столярное дело; - сапожное мастерство; - ткачество, строчка и вышивка и другие ремесла. В качестве рынков художественной продукции используются обе российские столицы, Вологда, Краснодар и др., причем некоторые изделия оказываются более востребованными на зарубежных рынках, нежели на своем, внутреннем. В качестве проекта в стратегии предлагается создание Дома ремесел, где будут возрождаться забытое искусство "лозоплетения, ручное ткачество, резьба и роспись по дереву, гончарное производство". Предполагается, что, развившись, эти ремесла будут способствовать укреплению имиджа города. В Подпорожье (Ленинградская область) предполагается развивать у себя следующие промыслы: деревянные игрушки, изделия из бересты, соломы, шпона, лозоплетение и лоскутное шитье. В качестве рациональных аргументов в целесообразности такого направления развития рассматриваются: - высокие оценки изделий на различных выставках и ярмарках; - наличие учреждений, ведущих обучение мастеров художественных промыслов; - возможность получения государственной поддержки. В качестве результатов развития в стратегии выделены три характеристики, которые могут рассматриваться в качестве деклараций: - сохранение самобытности района; - приобщение населения к художественному творчеству; - развитие молодежного предпринимательства и самозанятости. Наконец, в стратегии развития МО Ростова Великого акцент делается на уникальности эмальерного дела и на том, что фабрика "Ростовская финифть" - единственная в России. Таким образом, приведенные в приложении примеры демонстрируют возможности этого направления деятельности - стратегию "втягивания сообщества" в занятия малым бизнесом и ремеслами, которые позволяют сделать экономику поселения более доходной, а среду обитания - более качественной. Этот процесс сложный, небыстрый, требующий не только освоения утраченных ремесленных компетенций, но и обучения новым формам управления и продвижения товаров и услуг. Только таким способом промыслы и ремесла смогут вписаться в новую экономику впечатлений.

Название документа