Влияние телесериалов на имидж следователя

(Бондаренко Т. А.) ("Культура: управление, экономика, право", 2006, N 3) Текст документа

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕСЕРИАЛОВ НА ИМИДЖ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Т. А. БОНДАРЕНКО

Бондаренко Т. А., кандидат психологических наук.

Понятие "имидж", происходя от французского "image" и латинского "imago", означает "образ", "облик", "представление", "изображение", "подобие". В России понятие "имидж" стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце ХХ столетия, при этом особый интерес вопросам его возникновения, формирования уделяют социологи, политологи, психологи. С начала 60-х гг. XX в. он вошел в политический лексикон в связи с появлением новых методов проведения и организации избирательных кампаний. Имидж сотрудника органов внутренних дел отражает образ представителя социальной организации, наделенного определенными правами и обязанностями, что предполагает не только внешнюю ее составляющую (форменная одежда, строевая подтянутость и т. п.), но и внутреннюю. Имиджу сотрудника милиции посвящены работы К. А. Крашенинникова, А. Г. Кузнецова <*>, А. А. Семик <**>. Имидж следователя в научной литературе ранее не исследовался. -------------------------------- <*> Крашенинников К. А., Кузнецов А. Г. Имидж сотрудника милиции. Саратов, 1996. <**> Семик А. А. Психологическая характеристика имиджа сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис... канд. психол. наук. Рязань, 1999.

Под имиджем следователя мы понимаем целостный, качественно определенный образ личности, выполняющей социальную роль, связанную с исполнением данной служебной деятельности, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и индивидуальном сознании. Мнение людей друг о друге складывается на основе имиджформирующей информации, которая может быть прямой и косвенной. Прямая имиджформирующая информация - та, которую человек получает от других при непосредственном контакте с ним. Как правило, это информация: об особенностях психики (интеллекте, темпераменте, мировоззрении и т. д.); о внешности (одежде, прическе, макияже и т. д.); об особенностях поведения. Косвенная - это та информация, которую, образно говоря, получают через "третьи руки". Она может быть официальной и неофициальной (документы, досье, посредники, слухи и т. п.). При анализе условий возникновения и развития имиджа в современном обществе авторами подчеркивается иллюзорность его возникновения: - имидж нематериален и существует лишь в воображении его создателей <*>; -------------------------------- <*> Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. М., 1999. С. 73.

- искусственно созданный образ, который в силу своей искусственности способен оказывать воздействие на самого человека и на его окружение <*>; -------------------------------- <*> Эйтвин Г., Бриза О. Имидж современного мужчины. М., 2001. С. 6.

- как неотъемлемая часть мифологического мировоззрения человека, концентрирует в себе все драматические, а возможно даже трагические, противоречия человеческого познания, главное из которых - подверженность самообману <*>; -------------------------------- <*> Братышев Д. Е. Создание имиджа телевизионного ведущего: Автореф. дис... канд. филол. наук. М., 1998. С. 10.

- это мысленное представление чего-то ранее виденного (конкретного или абстрактного), сильно напоминающего <*>; -------------------------------- <*> The Randon. House Pictionary of English Lanaguare. New York, 1973. P. 711.

- имидж - система социального программирования духовной жизни, поведения субъектов (индивидов и групп) общецивилизационными и ментальными стереотипами и символами группового поведения, опосредованная мощью мотивации успеха, эталоном желаемого впечатления, миметическими способностями субъекта и ситуацией <*>; -------------------------------- <*> Федоров И. А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества: Автореф. дис... док. социол. наук. Тамбов, 1998. С. 4.

- он может рассматриваться как результат воздействия на массовое сознание, которое характеризуется определенной долей невнимательности, разорванности, невключенности в событие. С этой точки зрения имидж может дописывать в реальные события те характеристики, которых нет в действительности <*>. -------------------------------- <*> Почепцов Г. Г. Имиджелогия. М., 2000. С. 114.

Таким образом, содержание имиджа всегда представляет ту или иную псевдореальность. Являясь средством достижения определенных целей, он способен блокировать рациональное познание, наделять реальные объекты дополнительными ценностями, лежащими за пределами действительности, и приводить к неадекватному отражению реальности. Следует отметить, что наиболее важным источником формирования имиджа той или иной социальной организации, ее представителей выступают средства массовой информации. Сообщения газет, передачи по радио и телевидению, касающиеся вопросов борьбы с преступностью, не только несут правовые установки, но и содержат оценки, суждения граждан о действующем уголовном законодательстве, правоприменительной деятельности органов судопроизводства и нередко критические замечания в их адрес, предложения по улучшению их деятельности. В последнее время появилось большое количество телевизионных передач, отражающих деятельность милиции. Для исследования влияния телевидения на формирование имиджа следователя мы опросили 498 граждан Хабаровского края, не имеющих отношения к правоохранительной деятельности. Как показал анализ, 38% (из них 43% мужчин и 35% женщин) опрошенных положительно относятся к сотрудникам милиции, 3% отрицательно (в нашем опросе это 5% от всех опрошенных женщин, отрицательных отзывов от мужчин мы не получили), 59% придерживаются нейтральной оценки (57% мужчин и 60% женщин). Распределение положительного отношения к сотрудникам милиции в зависимости: а) от возраста - 55% в возрасте от 30 до 49 лет, до 30 лет - 33%, старше 50 лет - 25%; б) от социального статуса - социальные работники - 46%, студенты - 38%, служащие - 25%; в) от образования - среднее специальное - 67%, среднее - 45%, высшее - 30%. Итак, как показал социально-демографический анализ, менее критически оценивают деятельность милиции мужчины; граждане в возрасте от 30 до 49 лет; социальные работники; лица, имеющие среднее специальное образование. По мнению 44% респондентов, большое количество документальных и художественных фильмов о милиции изменяют в лучшую сторону отношение к милиции. Так полагают 57% мужчин и 35% женщин. О том, что телевидение ухудшает отношение к милиции, считают 6% всех опрошенных. Интерес представляет тот факт, что об этом высказались 10% женщин и только несколько мужчин, что составило всего 0,2% от всех респондентов. Мы выделили восемь телесериалов о следователях, демонстрировавшихся в 2005 г. по каналам РТР, НТВ, ОРТ, DTV, DTV-ВИАСАТ. Как показал анализ, два телесериала "Москва. Центральный округ", "МУР есть МУР" смотрели менее 4% всех опрошенных граждан. Поскольку их мнение нельзя назвать репрезентативным по данным кинофильмам, эти результаты мы рассматривать не будем. Кроме того, как показал частотный анализ, респонденты не только отдают предпочтение ряду телесериалов данного жанра, но и по-разному оценивают их влияние на формирование мнения о работниках милиции (респондентам был задан вопрос "Какие телесериалы, на Ваш взгляд, формируют положительный (отрицательный) образ сотрудника милиции?"). По результатам проведенного социологического исследования нами было выдвинуто две гипотезы. Но (нулевая) - частота просмотра "милицейских" телесериалов не оказывает влияния на формирование имиджа следователя. Н1 (альтернативная) - чем чаще граждане смотрят фильмы, посвященные отражению следственной деятельности, тем больше это отражается на формировании положительного (или отрицательного) имиджа следователя. В связи с этим мы рассмотрели взаимовлияние данных факторов с применением коэффициента корреляции Кендалла для выявления корреляционной зависимости между исследуемыми признаками <*>. Результаты представлены в таблице 1. -------------------------------- <*> Мхитарян В. С., Трошин Л. И., Адамова Е. В., Шевченко К. К. Теория вероятностей и математическая статистика. М., 1999. С. 167.

Таблица 1. Выявления влияния частоты просмотра телесериалов на формирование имиджа следователя

Телесериалы Частота просмотра Создание положи - Совпадения Инверсии тельного образа (Р) (Q)

% R % R

Улицы разбитых фонарей 94 1 94 1 4 0

Убойная сила 88 2 93 2 3 0

На углу у Патриарших 86 3 92 3 2 0

Каменская 82 4 82 5 1 0

Тайны следствия 24 5 24 6 0 0

Красная площадь 21 6 86 4 0 1

Сумма 374 15 385 15 10 1

Подсчет коэффициента Кендалла: tэмп. = 0,6; Тф = 1,5; k = 4. Для p < 0,05 tкр. = 0,811, для p < 0,01 tкр. = 0,917. Значение величины Тф = 1,5 > tкр. = 0,811 и 0,917.

Таким образом, в терминах статистических гипотез гипотеза Но отклоняется и принимается альтернативная гипотеза о том, что коэффициент корреляции t Кендалла достоверно отличается от нуля. Иными словами, частота просмотра телесериалов оказывает влияние на формирование имиджа следователя. Как видно из таблицы, частота просмотра телесериалов находится в прямой зависимости с формированием положительного образа следователя. Чтобы проверить данное утверждение, а также выявить степень корреляционной зависимости между исследуемыми признаками, мы использовали коэффициент линейной корреляции Пирсона (R) в компьютерной обработке <*>. -------------------------------- <*> Гельман В. Я. Решение математических задач средствами Excel. М., 2003. С. 201 - 202.

Как показал анализ, R = 0,83, что свидетельствует о значительной корреляционной связи между исследуемыми признаками. Таким образом, чем чаще граждане смотрят фильмы, посвященные отражению деятельности следователя, тем больше это отражается на формировании его положительного образа. Поскольку мы выделили ряд телесериалов, оказывающих влияние на формирование положительного имиджа следователя, рассмотрим более подробно социально-демографические данные респондентов, отдающих им свое предпочтение. Как показал детальный анализ, несмотря на то что телесериал "Улицы разбитых фонарей" смотрят все категории граждан, выявился ряд предпочтений. Так, выявилось падение интереса к данному фильму, связанное с возрастом, образованием респондентов. Если его выбирает 100% молодых людей до 30 лет, то от 30 до 49 лет - 91%, а старше 50 лет - уже 75%. Интерес представляет тот факт, что данный телесериал предпочитает смотреть 100% граждан с высшим образованием, 90% со средним и всего лишь 67% со средним специальным. Следующий фильм в нашем рейтинге "милицейских" телесериалов - "Убойная сила". В отличие от предыдущего фильма здесь уже выявилось больше отличий в социально-демографических данных телезрителей. Его чаще смотрят мужчины (93%), чем женщины (85%); лица до 30 лет - 94%, от 30 до 49 лет - 90%, старше 50 лет - 75%; студенты - 100%, служащие - 88%, социальные работники - 77%; лица со средним и высшим образованием - 90%, со средним специальным образованием - 67%. Далее рассмотрим предпочтения зрителей, выбирающих телесериал "На углу у Патриарших". Отличия выявлены у лиц в зависимости от возраста, социального статуса. Так, если данный фильм предпочитает смотреть 39% молодых людей до 30 лет, то от 30 до 49 - 27%, а старше 50 лет - 25%. Чаще данный фильм смотрят служащие - 65%, реже студенты - 38% и практически не смотрят социальные работники - всего 15%. Телесериал, который с положительной стороны отражает деятельность милиции, "Красная площадь", чаще смотрят молодые люди до 30 лет - 28%, падает интерес к данному фильму у лиц в возрасте 30 - 49 лет (9%) и вновь возрастает после 50 лет - 25%. Предпочтение ему отдают студенты - 31%, а от всего числа социальных работников и служащих их смотрят 15% и 13% соответственно. Далее рассмотрим телезрителей, выбирающих для просмотра телесериал "Каменская". Он больше нравится женщинам, чем мужчинам (95% и 64% соответственно). Явное предпочтение ему отдают люди старше 50 лет - 100%, от 30 до 49 лет - 82%, до 30 лет - 78%. В большей степени он нравится лицам со средним специальным (100%) и высшим образованием (90%), со средним же его предпочитает смотреть всего 64%. Рассмотрев социально-демографические данные респондентов, отмечающих положительное влияние телесериалов на формирование имиджа следователя, отметим предпочтения в зависимости от социально-демографических признаков. Такие сериалы чаще смотрят мужчины(43%), чем женщины (38%); лица до 30 лет (48%), чем от 30 до 49 (32%) и старше 50 лет (30%); 50% студентов, 39% служащих, 36% социальных работников; 49% лиц со средним специальным, 42% средним и всего 37% с высшим образованием.

Название документа