Особенности управления финансами в малом бизнесе

(Полушкин О. А.)

("Безопасность бизнеса", 2008, N 1)

Текст документа

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

О. А. ПОЛУШКИН

Полушкин О. А., доцент кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России, кандидат экономических наук.

Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций.

На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой лоскутной экономики, при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других.

Другая важнейшая функция мелких фирм - поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики.

Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.

Обоснованность деятельности малого бизнеса и его выживаемость в условиях рынка обусловливаются следующим: крупным корпорациям бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования, нередко поглощение мелкой фирмы оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые предприятия в ряде случаев являются поставщиками более крупных организаций.

Помимо этого, существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, т. е. в случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Немногие крупные корпорации готовы рисковать вложениями в необкатанные товары или услуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение труда между крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повысить совокупную рентабельность производства и тех и других. Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций, так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один очень важный фактор - поддержка малого бизнеса со стороны государства. Из-за полезности и важности малых предприятий в экономической системе страны, государство, как правило, оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие.

Таким образом, развитие сферы малого предпринимательства способствует решению многих социально-экономических проблем - создания среднего класса, снижения безработицы, формирования рациональной структуры экономики, роста доходной части бюджетов всех уровней и др. Чем больше сектор гибких и подвижных малых предприятий и чем выше количество занятых в малом бизнесе, тем выше стабильность экономики.

В нашей стране понятие малого предприятия определяется Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим Законом, для того чтобы предприятие считалось малым, должны одновременно выполняться следующие условия:

- это должна быть коммерческая организация (иными словами, некоммерческие организации не могут считаться малыми предприятиями);

- в уставном капитале организации доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%;

- в уставном капитале организации доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

- средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли в первую очередь необходимо совершенствовать управление финансами на предприятии, т. е. правильное управление финансами играет решающую роль в бизнесе. Выдающийся менеджер, президент корпорации "АТТ" Гарольд Дженин утверждал, что "есть только одна непоправимая ошибка в бизнесе - остаться без денег. Почти все другие ошибки в той или иной мере можно исправить. Но если вы остаетесь без денег, вы выбываете из игры".

Начиная дело, необходимо прежде всего решить вопрос об источниках финансирования.

Успех малого бизнеса, его развитие во многом зависят от возможностей его финансирования, т. е. привлечения необходимого капитала. Капитал нужен на стадии организации и открытия дела (основной капитал), в дальнейшем для финансирования и осуществления текущей деятельности предприятия (оборотный капитал).

Характерной особенностью малого бизнеса является ограниченность финансовых ресурсов, поэтому изыскание необходимых денежных ресурсов и эффективное управление ими для большинства малых фирм является проблемой номер один.

По нашему мнению, решение этой проблемы следует начать с осмысления следующих вопросов:

- для какой цели требуются финансовые ресурсы и на какой период (краткосрочный или долгосрочный)?

- когда и сколько нужно денежных средств?

- можно ли изыскать необходимые средства в рамках фирмы или придется обращаться к другим источникам?

- каковы будут затраты при уплате долгов?

- когда можно ожидать возврата вложенных средств и получения дохода?

- какова будет величина этого дохода?

Взвесив возможные варианты, можно выбрать

наиболее приемлемый источник получения финансовых ресурсов.

Источники финансирования обычно делят на две категории: собственные и заемные. К собственным можно отнести: личные средства, средства партнеров, прибыли, амортизацию, продажу активов, продажу акций, дебиторскую задолженность. К заемным средствам относятся: банковский кредит, кредиты поставщиков, страховые возмещения, правительственные программы, кредиты под активы, венчурный (рисковый) капитал. Естественно, что самый простой и надежный источник - собственные средства. Собственный капитал может состоять из своих сбережений или средств, полученных от продажи какой-либо собственности.

Однако совсем необязательно вести дело в одиночку, можно привлекать и партнеров. Они станут совладельцами предприятия и будут иметь право участвовать в его управлении. Партнеры либо делают свой вклад в деньгах, либо предоставляют свои знания и опыт, либо передают иные ценности, например оборудование или помещения.

По мере развития малого бизнеса в качестве собственных источников будут использоваться прибыль, амортизационные отчисления, средства, получаемые от продажи акций (для акционерных обществ), активов предприятия, а также дебиторская задолженность.

Если для открытия бизнеса или ведения дела нужна крупная сумма денег, можно обратиться за кредитом. В зависимости от того, на какое время берется кредит, различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные кредиты (от трех до пяти лет).

Кредитование имеет две разновидности:

- кредитование деятельности в форме прямой выдачи денежных ссуд (банковский кредит);

- кредитование как разновидность расчетов, т. е. расчетов с рассрочкой платежей (торговый кредит).

Важным условием выдачи кредита является его обеспечение. Обеспечение кредита - это ценности, служащие для кредитора залогом полного и своевременного возврата должником полученной ссуды и уплаты процентов. Основными видами обеспечения кредита могут быть поручительство, гарантия, залог и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Поручителем или гарантом может являться любой хозяйствующий субъект (банк, предприятие, ассоциация и др.). Кредит может выдаваться под долговое обязательство, именуемое векселем. Одна из форм банковского кредита состоит в том, что банк разрешает фирме расходовать деньги сверх суммы на ее расчетном счете. Такой кредит называется овердрафтом, за него также уплачивается процент банку.

Следует отметить, что из-за высоких процентных ставок, действующих в настоящее время в России, использование банковских кредитов для многих предприятий малого бизнеса затруднено.

Слабая организация финансовой деятельности остается одной из основных причин краха малых предприятий, поэтому очень важно, чтобы сам владелец контролировал приход и расход денежных средств и старался предвидеть потребности в них.

Вопросы финансовых ресурсов и финансовой устойчивости (например, сколько денег на счете и в какой степени погашение долгов влияет на работу предприятия) требуют постоянного внимания, а решение вопросов о расходовании средств невозможно без достоверной информации. Поэтому очень важен точный и постоянный учет движения средств.

Финансовая устойчивость предполагает, что предприятие:

- может оплатить все текущие долги из дохода после получения денег от своих заказчиков;

- в состоянии погасить будущие обязательства на основе ожидаемого дохода из вырученных средств;

- имеет достаточные суммы для плановых вложений в основные средства (машины, оборудование, транспорт и здания);

- имеет дополнительные средства для покрытия незапланированных расходов или возможность получить эти средства в любой момент путем займа (кредита) или продажи акций.

В идеальном варианте эти четыре требования должны обеспечиваться одновременно. Они представляют собой идеальное состояние дел, соответствующее требованиям финансового управления малым предприятием. Основы финансовой устойчивости - наличность и прибыль. Четыре названных выше требования предполагают, что для выполнения текущих обязательств предприятию необходима наличность.

Для поддержания положительного движения наличности лучше всего получать прибыль из каждой сделки и с помощью системы финансового контроля как можно быстрее превращать прибыль в наличность.

Таким образом, хотя получение прибыли - необходимое условие положительного движения наличности, оно никоим образом не является достаточным. Необходимо организовать надежную систему получения платежей с оплатой счетов в точно установленном порядке.

Известны предприятия, которые терпели крах, несмотря на получение прибыли, поскольку они не предпринимали никаких попыток, чтобы обеспечить поступление наличности в соответствующие сроки.

Первейшей задачей каждого предпринимателя является прибыльное ведение дела за счет эффективного использования ресурсов предприятия.

Эта цель может быть наилучшим образом достигнута путем составления финансового плана (бюджета).

Необходимо отметить, что многие владельцы малых предприятий действуют вслепую, не видя перед собой конечной цели, они просто стараются продержаться еще одну неделю, еще один месяц, следуя принципу "там видно будет". Если же не пренебрегать таким надежным инструментом управления, как финансовое планирование (составлять планы на год и больший период), то вы сможете уверенно и осознанно двигаться в выбранном направлении.

Финансовый план включает:

- план доходов и расходов;

- расчет точки безубыточности;

- прогноз движения наличности.

Таким образом, план о доходах и расходах дает информацию о результатах финансовой работы фирмы по разным направлениям.

Одним из эффективных методов анализа деятельности предприятия является определение уровня безубыточности бизнеса.

Безубыточность бизнеса - это уровень производства или сбыта, при котором финансовые поступления от продажи товара (услуги) равняются издержкам, т. е. это тот минимальный уровень сбыта, при котором нет убытка.

Анализ безубыточности имеет важное значение, так как позволяет убедиться, будет ли ваше дело прибыльным или принесет убытки. Ясно, что получение прибыли в результате предпринимательской деятельности является обязательным условием функционирования предприятия в рыночной экономике.

Жизнеспособность предприятия, целесообразность деловой активности во многом зависят от того, в какой мере обеспечена финансовая отдача от вложенных средств, насколько достигнутый уровень доходности создает экономические стимулы дальнейшего роста производства.

В связи с этим важно прежде всего выяснить, каким по величине должен быть минимально допустимый объем реализации товара, чтобы не возникла ситуация получения убытков от вашей деятельности.

Для эффективного управления финансовыми потоками большое значение имеет определение оптимального размера оборотного капитала. Недостаток наличных средств может привести предприятие к банкротству, и чем быстрее темпы развития фирмы, тем больше риск остаться без наличных денег.

С другой стороны, чрезмерное накопление оборотного капитала не является показателем благополучия, так как приводит к "омертвлению" капитала и снижает эффективность его использования, поскольку фиксированные активы приносят большую прибыль, чем текущие.

Эффективное управление финансами предполагает стремление к тому, чтобы сроки оплаты предприятием своих долгов превышали сроки погашения задолженности ее дебиторами с учетом сумм задолженностей.

Важнейшим вопросом планирования финансов является прогноз движения наличности. Назначение такого прогноза состоит в том, чтобы держать владельца (менеджера) предприятия в курсе всех поступлений денежных средств и производственных платежей. Денежные средства необходимы для оплаты счетов и закупки материалов, оборудования, а без них бизнес обречен, их расчет нужен для того, чтобы предвидеть возможный недостаток денежных средств и своевременно принимать соответствующие меры. В процессе хозяйственной деятельности фирмы непрерывно происходят изменения - увеличение либо уменьшение денежных средств.

Руководитель предприятия должен постоянно следить за движением оборотных средств, обращать внимание на любые изменения и предвидеть их последствия для финансового положения фирмы. В этих целях составляется карта прогноза движения наличных денег.

Управление движением наличности предполагает:

- регулярное проведение анализа движения наличности;

- прогноз ее движения;

- контроль и регулирование денежных операций;

- предусмотрение худших вариантов расклада.

Для успешного ведения дел и грамотного управления финансовыми потоками большое значение имеет анализ финансового состояния фирмы. Анализ позволяет увидеть реальное положение дел, сопоставить фактические данные с плановыми, разобраться в отклонениях от намеченного плана и их причинах, принять необходимые меры для совершенствования работы фирмы.

Оценка финансового состояния предприятия включает анализ:

- доходности и рентабельности;

- финансовой устойчивости;

- скорости оборота капитала;

- окупаемости вложенных средств.

Доходность фирмы характеризуется абсолютными и относительными показателями.

Абсолютный показатель - это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель - это уровень рентабельности.

Рентабельность предприятия - это отношение валовой прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств. Рентабельность, рассчитанная в динамике, дает возможность оценить, как меняется доходность работы предприятия, выяснить, какие факторы повлияли на эти изменения.

В целом анализ прибыли и рентабельности позволяет судить о степени эффективности работы предприятия и использования его ресурсов.

Важным показателем, позволяющим определить финансовую устойчивость предприятия, является коэффициент покрытия (ликвидности) и коэффициент устойчивости (надежности), которые свидетельствуют о способности предприятия быстро погасить свои краткосрочные долги.

Степень обеспеченности фирмы собственными средствами и ее зависимость от внешних источников финансирования характеризует коэффициент устойчивости (надежности). Естественно, чем больше фирма обеспечена собственными средствами, внутренними источниками финансирования и чем меньше она прибегает к использованию внешних источников, тем выше уровень финансовой независимости и устойчивости фирмы.

Коэффициент устойчивости определяется в виде отношения суммы заемных средств по долгосрочным и краткосрочным кредитам к собственным средствам фирмы. Желательно, чтобы этот показатель был значительно меньше единицы. В этом случае снижается степень риска. Свои деньги надежнее чужих.

Скорость оборачиваемости капитала характеризует мобильность использования средств, вложенных в бизнес. Показатель скорости оборота капитала измеряется в соотношении между выручкой от продаж за определенный период (например, год) и денежной величиной активов фирмы, благодаря использованию которых удалось получить и реализовать товары. Такое соотношение показывает, какую выручку приносит денежная единица, вложенная в активы фирмы. Желательно, чтобы скорость оборота капитала существенно превышала единицу.

Еще одним важным показателем, характеризующим эффективность работы фирмы, является срок окупаемости. Этот показатель позволяет судить о том, насколько быстро предприятие способно вернуть денежный капитал, вложенный в дело. Разделив объем денежных средств, вложенных в бизнес (капиталовложения), на величину годовой прибыли, получим количество лет, за которые средства окупятся. Принято считать, что средства, вложенные в малый бизнес, должны окупаться в срок, не превышающий пять лет.

Таким образом, совершенствование управления финансами на малых предприятиях является важным фактором повышения эффективности их деятельности.

------------------------------------------------------------------

Название документа