Концептуальный статус философии права

(Кузнецова Т. А.) ("Юридическое образование и наука", 2006, N 2) Текст документа

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ СТАТУС ФИЛОСОФИИ ПРАВА

Т. А. КУЗНЕЦОВА

Кузнецова Т. А., кандидат юридических наук, профессор Северо-Восточного гуманитарного университета.

Философия, философия культуры и философия права - тесно связанные и взаимопроникающие сферы социального развития многих веков. Философия культуры как философское осмысление различных ступеней эволюции культуры берет начало в работах Ницше и русских славянофилов (в частности, в работах Хомякова). Культурфилософская проблематика ориентирована при этом на идею противопоставления культуры как проявления утилитарного отношения к социальной среде и миру. Эту идею подхватили Зиммель, Клагес, Шпенглер, Кайзерлинг, Ортега-и-Гассет - они подошли к феномену культуры с позиций философии жизни. Решение проблемы концептуального статуса философии права в целостной парадигме философии культуры невозможно вне уяснения границ предметного поля философии культуры. Последняя представляет собой дисциплину, в пределах которой культура изучается во всем объеме ее исторического становления, во всей целостности и на всех уровнях ее структурных проявлений и спецификаций. Философия культуры дисциплинарно обособилась на рубеже XVIII столетия. Она обрела автономность в пределах идеологии немецкого просветительства и немецкого романтизма именно в этот период. До рубежа XVIII - XIX вв. проблематика философии культуры скрыто существовала на всех стадиях развития европейской культуры, часто для этого использовались неадекватные термины. В философии Нового времени, к примеру, для обозначения знания, получаемого в пределах сферы философии культуры, использовался терминологический троп "универсальное знание". Эта проблематика через два столетия была положена в основу концептуальной специфики марбургской школы неокантианства, а Германом Когеном была обозначена как философия культуры. Коген, представивший в своих работах парадигму исканий марбургской школы неокантианства, полагал, что нужно стремиться преодолеть дуализм "вещи в себе" и "явления" на пути разработки кантовского трансцендентализма. Решая этот вопрос, полагал он, исследователь должен исходить не из понятия объективной действительности, как это принято в наивном реализме, а из понятия научного знания. Философия должна изучать логические условия возможности науки; научное знание - бесконечно саморазвивающаяся система, и в ней развертываются отношения между частными содержаниями постулатов науки, между субъектом и объектом, познанием и действительностью. Различие между "объективно существующим предметом" и "нашим знанием о нем", по Когену, - различие между этапом развития знания, к которому мы стремимся, и уже достигнутым знанием. Философия в целом понята Германом Когеном как методология, предметом которой являются отдельные науки, это нашло отражение в работах Когена "Система философии". По Г. Когену, этическое учение - это логика "чистой воли", в ее основание положена идея свободы человеческой личности, что представляет собой абсолютный идеал (эта идея Когена получила развитие в концептуальных построениях этического социализма). В пределах философии культуры Когеном разработана и эстетическая теория, в ее основании - понятие "чистого чувства", любви к "человеческой природе", а эта любовь у Когена - высшая эстетическая ценность. Религия в пределах философии культуры истолкована Когеном в духе кантовского учения о нравственности. В основании ее также положено понятие "чистого чувства" - любви к "человеческой природе" как высшей этической ценности. Что касается философии права, в предметных пределах этой дисциплины, полагал Коген, должно рассматривать не само право, а лишь возможность науки о праве. Возникает вопрос о теоретических основаниях философии культуры. Действительно, когда сознание выходит за пределы специальных и ограниченных интересов и, расширяясь до универсальности, оно соприкасается с вопросом о том, что есть культура, самоопределяющаяся как культурфилософская рефлексия. Становление философии культуры шло параллельно с возникновением философии языка, философии мифа, философии религии, философии права (Гегель, К. фон Савиньи), герменевтики. Множество этих дисциплин с самого начала предметного обособления философии культуры в конце XVIII - начале XIX в. определило доминион философии культуры. Сама же философия культуры обрела статус панфилософии. По выражению Г. Когена, философия культуры являет собой универсальный интеграл, который должен лежать в основании всех дифференциалов творческой активности и который определяет саму возможность и предпосылку их существования. В предметной сфере философии права может быть выделено три предметных блока: правовая онтология, правовая аксиология, правовая гносеология. Правовая онтология ориентирована на учение о праве в его различении с законом, а бытие права - это его объективная природа и сущность. Это находит отражение в принципе формального равенства, в свойствах и характеристиках права как всеобщей формы равенства, свободы и справедливости. Что касается природы права, в пределах онтологии права рассматриваются также такие стороны этой проблемы, как смысл и содержание бытия права, его существования, его сущности: сущность права отражена в формах его существования, а в формах существования права присутствует правовая сущность. Бытие права В. С. Нерсесянц определяет как качественно определенное бытие формального равенства, которое имеет смысл лишь как равенство свободных, в таком своем значении оно идентично справедливости. Можно, однако, говорить о соотношении правового принципа формального равенства и форм его осуществления, это и есть соотношение бытия и существования права, сущности права и правовых явлений. Что касается упомянутых форм осуществления, среди них и правовой закон, и правовая норма, правовой субъект, правовой статус, правовое сознание, правовое отношение, правовая процедура, правовое решение - это "феномены с правовым качеством". Эти правовые явления выступают как отражение и проявление принципа формального равенства. Интересна трактовка социальности и объективности права, предложенная В. С. Нерсесянцем: "С точки зрения интересующих нас здесь проблем правовой онтологии следует отметить и неадекватность характеристики "права как совокупности норм" в качестве "безжизненной абстракции" - в противоположность юридическому отношению как некоей живой реальности. Характеристика "безжизненная абстракция", если под ней имеются в виду формальность права, его абстрагированность от жизненной фактичности, в равной степени относится и ко всем остальным юридическим феноменам (юридическому отношению, субъекту права и т. д.), да и ко всему праву в целом. И эти свойства права (абстрактность, формальность) не только не обесценивают право, правовую норму и т. д., но, напротив (вопреки негативной формулировке Е. Б. Пашуканиса), позволяют праву быть формой выражения наиболее существенных сторон человеческой жизни. Ведь объективность права и объективность существования права состоят как раз в его абстрактности, формальности и т. д., в том, что право - абстрактная форма фактических социальных отношений, социальной жизни, а вовсе не в отождествлении правовых отношений и права в целом с самими фактическими отношениями, с непосредственной (внеправовой) социальностью. И именно в этом (формальном) смысле и следует понимать распространенную характеристику права как социального явления" <1>. -------------------------------- <1> Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1998. С. 45 - 46.

Что касается иного подхода к проблеме объективности и социальности права, его предлагает Е. Б. Пашуканис, выразив свою позицию следующим тезисом: "Право как объективное социальное явление не может исчерпываться нормой или правилом, все равно записанным или не записанным. Норма как таковая, т. е. логическое содержание, или прямо выводится из существующих уже отношений, или, если она издана как государственный закон, представляет собой только симптом, по которому можно судить с некоторой долей вероятности о возникновении в ближайшем будущем соответствующих отношений. Но для того чтобы утверждать объективное существование права, нам недостаточно знать его нормативное содержание, но нужно знать, осуществляется ли это нормативное содержание в жизни, т. е. в социальных отношениях" <2>. В литературе признано, однако, что вторая точка зрения страдает смешением понятий: онтологической проблемы бытия и существования права как формы социальных отношений и проблемы социальных последствий, социального эффекта, социальной эффективности действия права. Нам кажется более приемлемой точка зрения, в соответствии с которой "объективность бытия и существования права - это принцип формального равенства и его формообразования, формы его проявления, правовые феномены (правовой субъект, правоотношения, правовая норма и т. д.), т. е. объективность мира правовых формальностей. Все эти правовые феномены равноценны в этой своей формальности и абстрагированности от социальных реалий и фактов. Поэтому ни одна из этих норм (в том числе и правовое отношение) не может выступать, как это имеет место у Пашуканиса, в качестве социального факта и доказательства социальной (в смысле фактичности, а не формальности) объективности существования права" <3>. -------------------------------- <2> Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980. С. 78. <3> Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1998. С. 46 - 47.

Что касается такого предметного блока философии права, как правовая аксиология, его проблемная ориентация заключена в следующем. Аксиология (греч. axia - ценность) - философское исследование природы ценностей. В целом проблема ценности - это своеобразный способ видения мира. В проблемную сферу юридической аксиологии включены такие вопросы, как вопросы интерпретации права как цели, долженствования (т. е. как ценности) и проблемы ценностных суждений о правовом знании. Предметом изучения правовой аксиологии является не только право, но и государство. Последнее выступает как правовое явление, как правовая организация. В пределах юридической аксиологии исследуются право и закон. Область правовой аксиологии включает в себя такие проблемно специфические блоки, как естественно-правовая аксиология и аксиология либерально-юридическая. Что касается естественно-правовой аксиологии, то возникновение ее вообще сопряжено с концепциями естественного права и разделением права на право естественное и право позитивное. В. С. Нерсесянц, раскрывая суть естественно-правовой аксиологии, верно отмечает причину того, почему естественное право обретает статус "ценностно-содержательного нравственно-правового комплекса": "В понятие естественного права наряду с теми или иными объективными свойствами права (принципом равенства людей, их свободы и т. д.) включаются и различные моральные (религиозные, нравственные) характеристики. В результате такого смешения права и морали (религии и т. д.) естественное право предстает как симбиоз различных социальных норм, как некий ценностно-содержательный нравственно-правовой (или морально-правовой, религиозно-правовой) комплекс, с позиций которого выносится то или иное (как правило, негативное) ценностное суждение о позитивном праве и позитивном законодателе (государственной власти)" <4>. -------------------------------- <4> Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1998. С. 54.

Более целостной формой юридического правопонимания и интерпретации ценности права, ценностно-правового смысла закона и государства выступает либертарно-юридическая аксиология, в ее основании лежит либертарная концепция правопонимания в пределах различения и соотношения права и закона. Мы согласны с тем, что в этом случае единство правовой онтологии, аксиологии, гносеологии продиктовано принципом формального равенства: он - основа правовой онтологии, аксиологии, гносеологии. "Как в онтологическом, так и в аксиологическом и гносеологическом отношениях весьма существенно то обстоятельство, что свобода и справедливость только в их формальном (формально-правовом) выражении и значении, т. е. только в качестве особых форм выражения и проявления общего смысла формально-правового равенства, могут вместе с принципом формального равенства (и не противореча ему) войти в единое, внутренне согласованное и непротиворечивое понятие права и быть составными компонентами, свойствами и характеристиками всеобщей правовой формы общественных отношений" <5>. -------------------------------- <5> Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1998. С. 58.

Наконец, правовая гносеология выступает как область теоретических проблем познания права как объекта, здесь возникает такая задача, как исследование предпосылок истинного, абсолютного и полного познания права и правовых явлений.

Название документа