Проблемы законодательной регламентации видеобизнеса в России

(Косинова М. И.) ("Безопасность бизнеса", 2008, N 1) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ВИДЕОБИЗНЕСА В РОССИИ

М. И. КОСИНОВА

Косинова М. И., доцент кафедры менеджмента в кино и телевидении Государственного университета управления (ГУУ), соискатель степени доктора исторических наук.

Видеорынок возник в СССР на рубеже 1970 - 1980-х годов и первое время развивался в стороне от государства и абсолютно самостоятельно. Государственные и муниципальные предприятия во время перестройки не превратились в сколько-нибудь заметных видеодистрибьюторов и видеопоказчиков. Нелегальному существованию и одновременно бурному росту видеорынка способствовали послабления во второй половине 1980-х годов в политической и экономической жизни СССР. Риск тогда был минимальным, поскольку этот период ознаменовался полным отсутствием в стране правового механизма в области регулирования видеобизнеса. Отсутствие практики цивилизованного обращения с интеллектуальной собственностью способствовало быстрому первичному накоплению капитала у тех, кто рискнул заняться подпольным копированием видеокассет. Вслед за этим начался процесс централизации и самолегализации видеобизнеса. Оставаясь незаконным, он начал открыто сосуществовать с легальными структурами экономики в виде сети больших и малых предприятий. Только в 1993 г. (9 июля) вступил в силу Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", который стал первым фундаментальным российским законом в области защиты интеллектуальной собственности, полностью соответствующим международным конвенциям об охране авторских прав. Закон вводил такие понятия, как "автор", "исполнитель", "изготовитель аудиовизуального произведения", "обнародование произведения", "сдача в прокат"; определял объект авторского права, имущественные права, условия авторского договора и т. д. Субъектами смежных прав признавались исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. В Законе предусматривалась гражданская, уголовная и административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав, а также способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав. Закон "Об авторском праве...", несмотря на широкую огласку, а также на все последующие организационные меры, приводящие российское законодательство об авторском праве в соответствие с международными правовыми нормами <1>, на практике работал с большими перебоями. В постсоветской полукриминальной реальности к видеобизнесу он имел весьма отдаленное отношение, поскольку "пираты" изыскивали и находили пути, дающие им возможность обойти Закон. -------------------------------- <1> 9 марта 1995 г. Россия подписала Всемирную конвенцию об авторском праве в редакции от 24 июля 1971 г., а 13 марта 1995 г. присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Россия стала также участницей Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (от 21 мая 1974 г.), и целого ряда двусторонних соглашений по авторским правам (с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией).

15 апреля 1994 г. был издан Указ Президента "О протекционистской политике Российской Федерации в области отечественной кинематографии и мероприятиях в связи со 100-летием мирового и российского кинематографа". В нем, в частности, был утвержден четкий порядок ввоза на территорию нашей страны видеопродукции из-за рубежа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом кино - и видеофильмов" вводились правила лицензирования показа зарегистрированных кино - и видеофильмов на кино - и телеэкране либо с помощью иных технических средств физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Это Постановление обязывало всех владельцев кинотеатров и киновидеоустановок получить лицензию на прокатную деятельность (сроком от трех до пяти лет). С 29 мая 1998 г., после выхода Постановления Правительства Российской Федерации N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1993 г.", автор сценария и режиссер-постановщик обрели официальное право на 5,5% дохода, полученного правообладателем, т. е. прежде всего студией-производителем, за каждый вид использования. Ставки композитора и главного оператора - 3,5%, ставка художника-постановщика - 2,5%. Актеры за использование старых фильмов с их участием по этому Постановлению не получали ничего. Главные киностудии страны тогда выживали в основном за счет своих старых запасов, востребованных зрителями. 25 сентября 1998 г. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" включил в перечень лицензируемых видов деятельности публичный показ аудиовизуальных произведений, осуществляемый в кинозале, распространение, за исключением розничной торговли, аудиовизуальных произведений на любых носителях и воспроизведение (изготовление копий) аудиовизуальных произведений на любых носителях. "Отныне, - констатировал И. Кокарев, - законная регламентация и деятельности по прокату (показу) фильмов, и обязательная регистрация самих произведений делали, по крайней мере теоретически, "пиратскую" торговлю фильмами незаконной и подсудной. Но реализация имущественных прав их владельцами далеко не автоматически обеспечивалась этими законами. У судов не было практики, так сказать, прецедентов трактовки положений различных правовых документов, у следственных органов - соответственно ни сил, ни средств для отслеживания и отлова многочисленных нарушителей. А у нарушителей, наоборот, были силы и средства держать следственные органы от себя на безопасном расстоянии" <2>. -------------------------------- <2> См.: Кокарев И. Российский кинематограф между прошлым и будущим. М.: Российский фонд культуры; Русская панорама, 2001. С. 170.

Тем не менее, в конце 1990-х годов начали наблюдаться некие положительные сдвиги в области борьбы с "пиратами" благодаря развертыванию серьезных предпринимательских структур видеобизнеса. На смену домашним копировальным киностудиям постепенно пришли реальные держатели прав на аудиовизуальные произведения. Стали появляться первые антипиратские структуры со связями в правоохранительных органах. Появились наконец и специализированные юридические фирмы по защите авторских прав в кино. В ноябре 1997 г. при участии Союза кинематографистов России была создана Российская антипиратская организация (РАПО). Ее учредили 22 отечественные компании при участии семи иностранных. Основной целью РАПО был контроль видеорынка со всеми вытекающими отсюда финансовыми последствиями. В штате РАПО числилось шесть следователей. Действуя на основе полученной информации о нарушениях авторского права, они находили и ликвидировали нелегальные тиражирующие студии, определяя подлинность кассет, продаваемых в розничных точках, проводя тренинги для участвующих в антипиратской деятельности работников МВД. Сотрудники РАПО проводили независимую экспертизу видеокассет и DVD-дисков - процедуру, которая является необходимой для установления акта нарушения авторского права. Управление по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел посылало запросы в РАПО на проведение экспертизы кассет и дисков, изъятых в ходе милицейских рейдов. Кроме того, РАПО была включена в программу TACIS (защита интеллектуальной собственности). В качестве эксперта она принимала участие в ряде международных организаций, включая Всемирную организацию по охране интеллектуальной собственности, Всемирную таможенную организацию, Межпарламентскую Ассамблею стран СНГ. В результате активной деятельности РАПО вплоть до дефолта 17 августа 1998 г. видеотираж приносил существенную прибыль. Однако после экономического кризиса сборы от видеопроката резко упали. До кризиса уровень "пиратства" снизился до 50% легальных продаж, а после него в течение двух месяцев снова возрос до 90%, так как законное предпринимательство в этой области стало экономически нерентабельным. На сегодняшний день сотрудники РАПО, или "investigators", как они сами себя называют, по-прежнему регулярно проводят рейды, проверяя как розничную торговлю, так и "оптовиков", т. е. крупные склады, заводы оптических дисков. Всего РАПО возбудила 850 уголовных дел, и все они закончились приговорами. К заводам пока применяются условные приговоры, в отличие от частных лиц: в 2006 г. в заключении на срок от полугода до четырех лет оказались восемь человек. Основная проблема, с которой сегодня сталкивается РАПО (равно как и любая другая антипиратская организация), - это коррупция в правоохранительных органах. Но тем не менее число рейдов на заводы растет, РАПО проводит их постоянно, как и рейды по местам торговли контрафактной продукцией. Однако, несмотря на это, на наш взгляд, за последнее время ситуация абсолютно не изменилась к лучшему. На сегодняшний день деятельность крупных, громко заявивших о себе антипиратских структур (РАПО и созданной в 2002 г. Ассоциации DVD-издателей) оставляет желать лучшего <3>. Проблема законодательной регламентации видеобизнеса в России по-прежнему не решена. В общемировой практике от продажи фильма на DVD производитель получает в 2 - 3 раза больше, чем от кинопроката. В странах с сильной кинематографической индустрией и достаточно низким уровнем "пиратства" домашнее видео, продажа на DVD, видеопрокат и т. п. приносят порядка 60% общего дохода фильма, и около 40% - театральный прокат. В России же продажа легального видео и DVD приносит создателям всего около 5% прокатных сборов. Таким образом, становится понятно, насколько большие потери несут наши дистрибьюторы на этой линии фронта. Этот важнейший источник доходов для отечественных производителей пока потерян, что препятствует нормальному развитию нашего кино. Многие аналитики уже говорят о том, что развитие "пиратства" может вообще погубить кинопроизводство, поскольку выпуск кинофильмов становится нерентабельным из-за огромных объемов контрафактной продукции. -------------------------------- <3> Для многих производителей работа с этими организациями - слишком дорогое удовольствие, так как за свои услуги они взимают существенную плату.

Сегодня подавляющее большинство производителей, имеющих лицензию, за исключением нескольких крупнейших лидеров легального DVD-рынка, являются "серыми", т. е. вместе с лицензированной продукцией они выпускают также и контрафактную, практически не уступающую в качестве лицензионной. Чисто "пиратских" заводов, работающих без лицензий, мало. Очевидно, поэтому мало и уголовных дел, заведенных против "пиратов". Пока лишь половина из возбужденных уголовных дел доходит до суда, и лишь по 10% из них вынесены приговоры, всегда с условным наказанием. В нашей стране распространена ситуация, когда производитель договаривается с "пиратом" напрямую, в результате чего тот делится с ним прибылью. Особенно часто подобное бывает с теми фильмами, которые не могут рассчитывать на серьезный прокат. При этом правообладатель не лишает себя удовольствия при случае публично повозмущаться, обличая своих "тайных сообщников". Основными причинами, позволяющими сегодня российским DVD-"пиратам" вести активную деятельность, являются либеральность действующего законодательства (а главное, недостаточная эффективность исполнения даже существующих законов: Уголовного кодекса, Закона об авторском праве, Закона о защите прав потребителей); коррупционные связи "пиратов" с администрацией и правоохранительными органами на местах; почти беспрепятственный прием торговлей на реализацию "пиратских" дисков наряду с лицензионными; практически беспрепятственное производство оптических дисков на расположенных в России заводах; гегемония американских корпораций, следствием которой является завышенная стоимость имущественных прав. И наконец, едва ли не главным сдерживающим фактором для развития легитимного рынка носителей является недостаточная покупательная способность потребителей, вызванная низкими доходами большей части населения России. Самым эффективным способом легализации национального DVD-проката является вмешательство в него государства (на законодательном и исполнительном уровнях). Несмотря на то что, по словам чиновников, определенные меры по пресечению "пиратства" в стране принимаются, эффекта от них пока нет, и государственное вмешательство ограничивается многочисленными обсуждениями данного вопроса в высших властных инстанциях. Практических результатов подобных обсуждений мы не наблюдаем несмотря на то, что еще в конце 2002 г. у нас была создана правительственная Комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. Правоприменительная практика по-прежнему сталкивается с большими затруднениями, т. е. закон почти не работает. У нас нет единой системы государственного контроля, а решение проблемы возможно только при системном подходе со стороны государства. При этом действия пиратских структур необходимо ограничивать на международном уровне: с одной стороны, нужно искать возможности для пресечения потока исходных материалов, ввозимых в нашу страну на самых разных носителях иностранными пиратами, а с другой - нужно резко ограничить действия пиратских структур по распространению за пределами России русскоязычных фильмов на видеоносителях. Правоохранительные органы некоторых государств сквозь пальцы смотрят на нелегальную видеопродукцию, если она выпущена не на национальном языке и если авторские права не принадлежат национальным компаниям. А между тем тиражи российских картин за рубежом достигают огромных цифр, поскольку русскоязычные диаспоры в ряде стран исчисляются миллионами жителей. Так, в Израиле в торговую сеть фактически не попадает ни одного легального видеоносителя на русском языке. Очевидно, еще несколько лет в рамках существующего законодательства, действующих конвенций об охране авторского права, об интеллектуальной собственности не будет практически никаких возможностей заблокировать серийное высококачественное и моментальное распространение объектов авторского права по всему свету. Летом 2007 г. в Москве впервые прошел съезд организаций, заинтересованных в борьбе с "пиратами". Съезд проходил при участии и поддержке ряда министерств и ведомств Российской Федерации: Министерства культуры, Минэкономразвития, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и др. Главная цель съезда заключалась в координации действий мировых киноиндустрий в борьбе с пиратством в аудиовизуальной сфере. Другим важным событием, всколыхнувшим мировую общественность, стала громкая победа летом 2007 г. в длившемся четыре года судебном процессе над американскими видеопиратами - компанией "Дом книги Санкт-Петербург" и ее владельцами И. Беровым и Н. Орловой. Они почти в промышленных масштабах нелегально выпускали на видео классические отечественные фильмы. Суд установил, что американцы незаконно распространяли российские киноленты и определил размер компенсации, которая составила 2,75 млн. долларов. Такую сумму обязан выплатить владелец "Дома книги..." российским киностудиям. Очевидно, что выигранное киностудиями разбирательство поможет российским правообладателям защищать свои интересы в США. Однако одни судебные процессы проблемы пиратства не решат. Необходима, повторимся, реальная государственная поддержка антипиратской кампании на законодательном и исполнительном уровнях. Еще одна насущная проблема - это скачивание кинопроизведений из сети. Если учесть, что в нашей стране даже обычное, материальное "пиратство" на DVD-носителях не воспринимается как акт кражи, то об Интернете, оперирующем только виртуальной продукцией, говорить не приходится. 1 января 2008 г. вступила в действие IV часть ГК РФ, направленная на регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности и призванная заменить ряд действующих до этого момента законодательных актов, в том числе Закон "Об авторском праве и смежных правах". В нем, в частности, поднята проблема сетевого пиратства. Теперь оно стало уголовно наказуемым. Мнения кинематографистов о поправках в ГК РФ и УК РФ носят противоречивый характер, и тем не менее главное, что сделали эти поправки, - усилили меры по борьбе с контрафактом, переведя нарушение авторских прав в разряд тяжких преступлений со сроком заключения до шести лет.

------------------------------------------------------------------

Название документа