К вопросу о междисциплинарном характере культурологического знания

(Василевская Н. Ф., Кузнецова Н. В.)

("Культура: управление, экономика, право", 2006, N 2)

Текст документа

К ВОПРОСУ О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ХАРАКТЕРЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Н. Ф. ВАСИЛЕВСКАЯ, Н. В. КУЗНЕЦОВА

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки к усилению интегративных процессов при изучении общего объекта исследования. В результате синтеза ряда наук, диалектически взаимосвязанного комплекса научных исследований культура предстает как целостная и многообразная система. Каждая из наук, с которыми культурология взаимодействует, дает возможность углубить знание о явлениях культуры, о социальном фоне гениальных достижений, которыми богато культурное наследие.

Понятие культуры, ее сущность, многообразие форм проявления изучают различные гуманитарные науки. Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры. Социология выявляет закономерности функционирования культуры как в истории общества, так и в отдельном ее срезе, изучает особенности культурной деятельности различных групп. Психология стремится раскрыть специфику культуры как творческой деятельности человека, процесс восприятия ценностей культуры, становление духовного мира личности. Этнография способствует осознанию национально-этнической самобытности культуры, народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях. Этология усматривает истоки будущей культурной деятельности человека в своеобразном поведении отдельных животных в естественных условиях (К. Лоренц, Ж. Деррида). Искусствознание и эстетика как теория искусства раскрывают неповторимость художественной культуры, ее уникальность и эмоциональную силу воздействия на человека. Если философия выступает как самосознание культуры, то искусство - как ее код (М. С. Каган). Смежные науки - не только питательная среда, но и необходимый фундамент культурологии. Однако каждая из наук не исчерпывает всего объема культуры, а лишь объясняет ее отдельные стороны. Культурология не механически заимствует знания, полученные другими науками, но создает общую модель культуры, картину культуры определенных эпох, сменяемости культурных парадигм. Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной самостоятельности частных явлений культуры.

Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, то она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования и деятельности. Ни одна сфера социальной жизни - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт - невозможна вне культуры.

Культурология помогает систематизировать знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство в многообразии мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Овладение культурологией существенно для достижения духовной зрелости, формирования способности с научных позиций мыслить о социальных и человеческих проблемах, умения считаться с множеством мнений и системами ценности для воспитания в себе черт гуманности, интеллигентности, благородства. Понимание культуры как очеловеченного мира развивает чувство ответственности за ее историческую судьбу, особенно в условиях кризиса на современном этапе развития социума. Высокое предназначение культуры связано как с освещением общечеловеческих проблем, так и с непосредственным обращением к человеку, его повседневной жизни, определением ориентиров и смысла человеческого существования, открывает путь к свободе творчества, способствует раскрытию индивидуальности.

Культурология как наука состоит из шести взаимосвязанных разделов: истории мировой и отечественной культуры; истории культурологии как науки; философии культуры; социологии культуры; культурной антропологии; прикладной культурологии. Каждый из разделов имеет свой объект и предмет исследования, отличается методами и практическими рекомендациями, используемыми для решения конкретных задач. Остановимся более подробно на социологии культуры.

Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе. Изучает культуру как социальный институт и различные социальные институты самой культуры. Изучает тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп. В социальной структуре общества выделяются группы различного уровня. Большие группы - это классы, слои, нации и этносы. Каждая из них отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни. Наряду с ними существует множество малых групп, которые образуют различные субкультуры. Можно выделить субкультурные общности по ряду признаков: возрастные субкультуры детей, молодежи, престарелых; конфессиональные - в зависимости от вероисповедания; профессиональные, в которых подчеркивается принадлежность к определенному виду трудовой деятельности и общность связанных с нею интересов и потребностей. Возникновение групповых форм культуры возможно в политических партиях, движениях. Группы с отклоняющимся от нормы поведением также образуют свою субкультуру. Множественность субкультур создает "мозаичную" картину социокультурной жизни. Социология культуры воссоздает эту многогранность, выявляет динамику их развития, причины консолидации или распада, растворения в общих тенденциях или кристаллизацию новых ценностных ориентаций.

Важным направлением в социологии культуры является изучение социокультурных последствий таких процессов, как демократизация общества, экономические и политические реформы, изменение культурных потребностей и интересов человека в условиях социального расслоения на богатых и бедных, урбанизации, миграции, экологического и духовного кризиса. Социология культуры дает возможность представить типологию личностей на определенных этапах исторического развития.

Не менее интересным является социологический анализ деятельности различных социальных институтов, призванных обеспечивать удовлетворение и развитие потребностей и запросов людей. Функционирование системы образования, различных учреждений культуры, средств массовой информации всегда предполагает культурологический анализ, который позволяет иметь суждение об их эффективности, создании условий для развития личности, повышения качества жизни. Наиболее известными исследователями социологии культуры являются К. Мангейм, М. Вебер, Г. Зиммель, П. А. Сорокин, П. С. Гуревич, Ю. Н. Давыдов, Л. Д. Гудков, Н. Т. Кремлев, А. П. Огурцов, Л. Н. Коган, Л. А. Седов, С. Г. Струмилин и другие.

Х. Ортега-и-Гассет, известный своими эстетико-социологическими воззрениями, описал социокультурную дифференциацию на элиту и массу, которая осуществляется на основе культурологического критерия, а именно: отношения к современному авангардистско-модернистскому искусству. Эти положения дали толчок к развитию концепции "массовой культуры" и всестороннему описанию кризиса культуры в XX в.

В 70-е гг. XX в. в Западной Германии и Франции распространяется социология культуры как реакция на методологическую ограниченность позитивистской социологии, не способной к анализу сложных форм социальной жизни.

Развиваются методологические принципы М. Вебера, его идея "социологии как эмпирической науки о культуре"; учение Г. Зиммеля о динамике культурных объективаций; К. Маннгейма, который доказывал, что "задача социологии культуры заключается в том, чтобы соизмерять коллективные уровни смысловых конструкций, значимых в отношении систем действия, с определенными общественными условиями, раскрывать их собственную динамику, а также указывать, что они сами по себе суть "социальные факты". Социология культуры обращает внимание на смысловые комплексы, на которые ориентируется любое социальное действие, и пытается их истолковывать.

Пьер Бурдье, французский социолог, руководитель исследовательской группы "Социология образования и культуры", вывел основные понятия своей теории: поле, habitus, "символическое насилие", "незнание". Особый интерес представляет непереводимый термин habitus. Это структурированное социальное отношение, на уровне психики включающее в себя "систему долговременных групповых и индивидуальных установок, ориентаций, функционирующих как матрицы восприятия, целей и действия". Habitus, структурируя восприятие, мышление и поведение, "воспроизводит" социокультурные правила, "стили жизни" разных социальных групп.

Ханс Петер Турн, немецкий социолог феноменологического направления, сформулировал понятие социологии искусства как теорию символического действия. Турн пытался выяснить степень участия общества в процессе функционирования искусства. Высказал опасения, что усиливающаяся рационализация общества вытеснит искусство на периферию социальной жизни.

Опираясь на накопленное историко-культурное знание, социология культуры изучает влияние идей на социальную стратификацию, процессы институционализации и социокультурной дифференциации.

В социологии культуры можно выделить три уровня знания.

Первый уровень представляет собой наиболее общую теорию развития современной культуры, ее модели, типы, формы, самые распространенные ценности, борьбу различных тенденций в противоречивом поле культуры.

Второй уровень сосредоточивает внимание на культуре различных социальных и профессиональных групп, видах культурной деятельности, особенностях культурных традиций и инноваций в отдельных сферах общественной жизни.

Третий уровень основан на результатах эмпирических исследований с использованием методов опросов, интервью, включенного наблюдения, анализа документов, биографического метода.

Актуальной остается проблема достоверности и надежности выводов и рекомендаций, предлагаемых социологами по результатам конкретных исследований. Социология культуры непосредственно связана с решением практических проблем, в которых заинтересовано общество. Развитие полевых исследований возможно лишь при финансовой поддержке государства и крупного бизнеса. Достаточно сложной проблемой социологии культуры являются разработка и стандартизация индикаторов или показателей определения культурного уровня изменения духовных потребностей. На первый взгляд здесь все уникально, своеобразно и потому внутренне сопротивляется всяческому шаблону, стандарту. И тем не менее, чтобы знать о тенденциях, надо исходить из такого набора данных, которые позволяют произвести количественные и качественные измерения. Причем произвольно выбранный показатель может исказить представление о реальности, создать ложную, улучшенную или ухудшенную картину действительного состояния. Все это требует высокого профессионализма и ответственности социологов за представляемые выводы. Любой сбор фактов неизбежно предполагает теоретическое осмысление, без которого факты теряют смысл. Но между теорией и эмпирией существует и обратная связь, когда здание теории достраивается за счет полученных данных, позволяющих выявить новые тенденции в развитии культуры.

В силу этой специфики социология культуры требует от специалиста освоения методики и техники социологических исследований, свободного и профессионального владения методами, умения работать с компьютером, с электронно-вычислительными машинами.

Социология культуры, являясь частной социологической теорией, в то же время носит междисциплинарный характер, как и культурология, и потому обладает более высоким уровнем абстрагирования. Она органично связана с многими специальными социологическими теориями, родственными по своему объекту исследования и существенно дополняющими ее.

Междисциплинарные связи устанавливаются с социологией искусства, социологией морали, социологией молодежи, социологией преступности и девиантного поведения, социологией досуга, социологией города и другими теориями. Однако каждая из них не в состоянии создать целостное представление о социокультурной реальности. Так, социология искусства дает богатую информацию, но только о художественной жизни общества, а социология досуга показывает, как используют свободное время различные группы населения в разных странах мира. Очевидно, что невозможно поставить знак равенства между этими очень важными, но частичными сведениями и культурой в целом. Вполне понятно, что требуется более высокий уровень обобщения. Эту задачу выполняют социология и философия культуры.

Название документа