Аннотация к статье профессора Оле Хассельбалька (Дания) на тему "Проблема правового обеспечения и защиты интересов меньшинства в некоммерческих объединениях Скандинавских стран"

(Шульга С. В.)

("Международное публичное и частное право", 2006, N 2)

Текст документа

АННОТАЦИЯ К СТАТЬЕ ПРОФЕССОРА ОЛЕ ХАССЕЛЬБАЛЬКА

(ДАНИЯ) НА ТЕМУ "ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ

ИНТЕРЕСОВ МЕНЬШИНСТВА В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

СКАНДИНАВСКИХ СТРАН"

С. В. ШУЛЬГА

Оле Хассельбальк является профессором, доктором права, специализирующимся в трудовом праве Дании и других Скандинавских стран со схожими правовыми системами. Закончил юридический факультет Университета г. Копенгагена в 1969 г. и получил звание специалиста-правоведа, до 1985 г. работал юрисконсультом в Конфедерации Предпринимателей Дании и одновременно с этим преподавал трудовое право в Копенгагенском университете. В 1977 г. он получил звание профессора права в Университете г. Орхус, в 1980 г. защитил докторскую диссертацию в Университете г. Стокгольма, где в 1981 г. получил звание доцента. С 1985 г. он является профессором частного и коммерческого права в Школе бизнеса г. Орхус. В 2000 г. ему было присвоено звание почетного профессора Международного института экономики и права в г. Москве. Имеет большое количество монографий, учебных и научных публикаций по трудовому праву, праву социального обеспечения, праву некоммерческих организаций, праву средств массовой информации, конституционному праву и гуманитарному праву.

Данная статья представляет особый интерес, т. к. некоммерческие учреждения в Скандинавских странах, и прежде всего в Дании, являются неотъемлемой частью демократической модели развития государства и общества в этой стране и обычно используются как инструмент обеспечения организации населением различных видов общественной деятельности. При этом особое внимание уделяется правовым механизмам, использование которых обеспечивает интересы меньшинства членов данных объединений.

Автор фокусирует внимание читателей, прежде всего, на правовом статусе и особом правовом положении подобных объединений в структуре государства и общества. Далее автор останавливается на описании нормативных актов, регулирующих деятельность этих объединений, включая Конституцию Королевства 1849 г., Европейскую конвенцию по правам человека 1950 г. и др. При этом автор научно классифицирует источники права, нормы которого определяют полномочия некоммерческих объединений.

Достаточно подробно автором описываются правовые характеристики некоммерческих объединений, принципиально отличающие их от иных юридических лиц государства.

Автор подробно описывает и анализирует процедуру создания, реорганизации и прекращения некоммерческих объединений.

В статье анализируются положительные и отрицательные правовые аспекты членства в подобных учреждениях. Автор останавливается на правах и обязанностях членов этих структур, исследует вопросы ответственности членов организации и иных субъектов права за ущерб, причиненный этим объединениям.

Автор логично разделяет массив отношений, возникающих с участием этих объединений, на те, которые складываются между членами организации в рамках последней, и на те, которые формируются между этими организациями и иными субъектами права. Особое внимание уделяется процедуре разрешения споров.

Автор исследует саму природу проблемы правовой защиты меньшинства в подобных корпоративных учреждениях, показывая, какой положительный социальный эффект вызывается достижением целей этой защиты. Справедливо ставится вопрос о взаимоувязке защиты меньшинства и построения в Дании, а также в других Скандинавских странах гражданского общества.

Заслуживает внимания информация об участии судов в защите интересов меньшинства в корпоративных объединениях и самих этих объединений.

Правила процедуры принятия решений в корпоративных некоммерческих объединениях Дании, приводимые в этой статье, могут быть экстраполированы на поле практической деятельности российских общественных и некоммерческих структур.

Особая заслуга автора заключается в том, что он попытался абстрагироваться от идеалистических представлений о действительной роли некоммерческих учреждений Дании и сделал научное заключение о необходимости достижения определенного баланса между интересами государства, некоммерческих учреждений и общими принципами права, сложившимися в датской правовой системе. Автор провел параллель между правовой политикой, проводимой государством, и местом этих объединений в стране.

Изучающим юридические дисциплины, как теорию права и государства, так и отраслевые науки, было бы весьма полезным ознакомиться с этой статьей и проанализировать нормативную информацию, в ней заключенную.

Правовая система Дании и других Скандинавских стран образует правовую семью традиционного типа, что отличает ее от правовых семей, существующих в Европе.

Основное содержание аннотируемой статьи

Некоммерческие организации в Дании являются одной из жизненно важных форм реализации демократических основ государства и общества и в основном используются как инструменты организации деятельности населения. В основном подобные объединения управляются решением большинства их членов. Эта ситуация порождает объективные проблемы обеспечения демократических принципов при принятии решения: каким образом следует защитить интересы меньшинства от мнения большинства?

Настоящая статья посвящена изучению основных правил и принципов деятельности некоммерческих организаций, действующих в Дании и других Скандинавских странах. Таким образом, настоящая публикация является попыткой высветить и проанализировать все возможные проблемы, которые могут возникнуть при правовом обеспечении объективной защиты мнения и интересов меньшинства от объективного влияния мнения и интересов большинства членов некоммерческих организаций в соответствии с нормальным и обычным "правом демократии", что является одним из принципов внутригосударственной правовой системы Дании (minoritetsbeskyttelse).

Как и в большинстве Скандинавских стран, датчане в основной своей массе вовлечены в разнообразные виды общественной деятельности, что касается сферы экономики, то большинство организаций, создаваемых в этой области, составляют общества с ограниченной ответственностью и так называемые экономические объединения (кооперативы). В политике создаются политические клубы. Подобные общественные объединения создаются и функционируют и в иных направлениях развития государства и общества.

Организационно-правовые основы создания и деятельности указанных объединений не предусмотрены действующим датским законодательством. Эти основы определяются и регламентируются правилами поведения, процедурными правилами и иными нормативными установлениями, вырабатываемыми членами этих объединений. Эти установления имплементируются на основе интересов в удовлетворении публичных и частных потребностей.

Например, общество с ограниченной ответственностью и пенсионные фонды являются субъектами специального, особого законодательства. Это означает, что если объединения решат сотрудничать в форме создания и в рамках единого ими созданного общества с ограниченной ответственностью, то их правоотношения в рамках этого общества между собой должны регулироваться специальным нормативно-правовым актом, в данном случае - актом "Об обществах с ограниченной ответственностью", который регламентирует вопросы, связанные с распределением прибыли, порядком проведения заседания пайщиков, распределением основных прав и обязанностей членов общества.

Как правило, общество с ограниченной ответственностью является наиболее эффективным инструментом удовлетворения потребностей и интересов членов этого общества.

В том случае, если для регулирования всех правоотношений, возникающих между обществом и его членами, а также между членами, невозможно применить действующее законодательство, то главной нормативно-правовой базой создания и деятельности этих обществ, а также основным регулятором всех отношений, возникающих как внутри общества, так и отношений этого общества с другими субъектами права, является договор. Форма и содержание подобных договоров, а также порядок их заключения, исполнения и прекращения регулируются нормами правового обычая.

В связи с тем что воля общества и волеизъявление большинства населения страны в основном реализуются через деятельность некоммерческих организаций, функционирование этих объединений гарантируется и защищается государством правовыми средствами. Этот процесс защиты следует отсчитывать с 1849 г., когда была принята первая демократическая Конституция Дании, предусмотревшая формы такой защиты. Ныне действующая Конституция страны в ст. 78 продолжает обеспечивать и гарантировать такую защиту.

В наши дни юридическую и экономическую безопасность, свободу этих объединений помимо Конституции гарантирует Европейская конвенция прав человека 1950 г. Это выражается в том, что государство не имеет возможности устанавливать формальные ограничения и запреты в процессе формирования подобных ассоциаций.

Результатом деятельности исследуемых объединений является то, что они уже сформировали основу отношений, под воздействием которых формируется промышленная основа Дании, ее промышленность. Во многом это произошло за счет обеспечения самостоятельности этих объединений и их членов (только недавно эта самостоятельность была несколько ограничена принятием статутов о занятости и социальным законодательством на рынке труда).

Общественно полезной деятельность этих объединений следует признать потому, что чаще всего отдельному индивиду или группе граждан невозможно получить реальную прибыль от своей трудовой деятельности без вступления в соответствующую ассоциацию, функционирующую в определенной области экономической деятельности государства. Кроме того, членство в подобных объединениях помогает реально представить и защитить интересы индивидов и групп граждан в их правоотношениях с государством.

Например, совершенно естественной является необходимость работодателя и наемного работника вступить в общественные организации, действующие в рамках единого рынка труда для объективной защиты их взаимных прав при гарантии совместного исполнения их взаимных обязанностей. Подобная же картина наблюдается и в иных сферах общественной деятельности, в частности, в деятельности коммерческих организаций необходимо участие в описываемых ассоциациях, действующих в сфере торговли и промышленности, и эпизодически это необходимо в деятельности некоторых особых организаций по страхованию. Таким образом, доступ к членству в этих объединениях и получение их членами соответствующих прав и обязанностей регулируются и гарантируются общими принципами права, действующими в Дании.

С другой стороны, некоторые члены подобных обществ могут совершенно естественно обнаружить, что присоединение подобной ассоциации или ассоциации особого типа не находится в их собственных интересах, например, членство в подобных ассоциациях может даже породить конфликт, связанный с политическими убеждениями отдельно взятого члена данного сообщества. Однако при этом нет общего правила и единой нормы закона или статута, которые бы защищали личность от принуждения к вступлению в подобные объединения.

И действительно, участие в особых союзах, таких, как союзы врачей, ассоциации адвокатов и т. д., является обязательным в соответствии с уставами и положениями таких профессиональных союзов.

В сельской местности члены землевладельческих объединений также должны иметь стимул к вступлению в подобные объединения в соответствии с нормами права. Это вызывается объективной необходимостью организовать их сельскохозяйственную деятельность надлежащим образом в соответствии с интересами государства и общества. Тем не менее специальный статут не дает возможности предпринимателю уволить наемного работника по причине того, что он не принадлежит к союзу.

Специальная отрасль датского права - право некоммерческих организаций регулирует весь блок общественных отношений, возникающих в сфере деятельности всех некоммерческих объединений. При этом право наделяет эти объединения правовым статусом юридического лица со всеми вытекающими из этого последствиями. В некоторых случаях право регулирует вопросы структуры и компетенции юридических лиц, а также их отношений с иными субъектами права. В особых случаях правовые нормы регулируют отношения, возникающие по поводу налогообложения этих юридических лиц, страхования их имущества, рисков случайной гибели имущества их членов и т. д.

Право некоммерческих объединений Дании является почти полной копией соответствующих отраслей права других Скандинавских стран. Исключением является соответствующее право Финляндии, которое в силу исторических причин отличается от правовых систем других Скандинавских стран. В частности, правоотношения с участием некоммерческих организаций Финляндии регулируются особым парламентским актом, принятым Эдускунтой в 1919 г., который по своему правовому содержанию принципиально отличается от соответствующих нормативных правовых актов других Скандинавских стран.

Это обусловливается тем, что право некоммерческих объединений в Дании, Исландии, Норвегии и Швеции развивалось на основе принимаемых судебных прецедентов в совокупности с развитием общих принципов права и, в частности, договорного права.

Благодаря тому что правовые системы всех Скандинавских стран, по сути, одинаковы (исходя из общих традиций развития североевропейских народов и государств), их правовые системы, составными частями которых являются отрасли права некоммерческих организаций, совершенно идентичны.

Вышеизложенное позволяет в большей степени, чем в иных сферах общественной деятельности, унифицировать регулирование деятельности наемников и нанимателей. Так, правоотношения между нанимателем и работником регулируются по одним и тем же правилам в каждой из Скандинавских стран независимо от национальности и даже гражданства (подданства) нанимателя и работника. Таким же образом на основании унифицированных норм права во всех Скандинавских странах судами принимаются решения по разрешению трудовых споров.

В обсуждаемой проблематике очень важно дать правовое определение некоммерческой организации. В действительности практически невозможно дать всеохватывающее определение некоммерческой организации. Тем не менее возможно сформулировать и перечислить принципиальные правовые особенности и характеристики некоммерческой организации как субъекта права.

Исходя из этого возможно и объективно следующее правовое описание данного вида организации: это объединение является юридическим лицом, созданным физическими или юридическими лицами как его членами для объединения их усилий с целью решения задач, возникающих в связи с постоянной их деятельностью, не имеющей цели извлечения прибыли, и организованным таким образом, чтобы надлежащим образом представлять и защищать собственные интересы в рамках как внутренних общественных отношений, так и тех, которые возникают за пределами объединения с его участием.

Источниками права некоммерческих организаций Дании и других Скандинавских стран являются:

- Конституция Королевства Дании;

- уставы некоммерческих организаций;

- обычаи и практика деятельности описываемых организаций (они включают и содержат требования, предусмотренные конституцией);

- любые обычаи и практика деловой активности, выработанные деятельностью подобных некоммерческих объединений, при условии, что они не будут расходиться с требованиями и нормативными предписаниями статутов;

- любые общественные отношения, сложившиеся по обычаю в деятельности некоммерческих организаций и представляющие общественную пользу.

Главным источником указанного права являются уставы некоммерческих организаций. Основной ценностью уставов как главного источника данной отрасли права является то, что они формируют и определяют основную договорную базу создания деятельности некоммерческих организаций. При этом уставы учитывают интересы трех групп субъектов данной отрасли:

- членов ассоциаций;

- самих ассоциаций;

- тех лиц, с которыми у ассоциаций и их членов сложились правоотношения.

Однако при этом не следует рассматривать эти уставы как нормативно-правовые акты, решающие абсолютно все проблемы, связанные с созданием и деятельностью некоммерческих организаций. Устав - это прежде всего модельный, рамочный закон, определяющий границы развития законодательства и права некоммерческих организаций в целом. Так, уставы, естественно, не могут и не должны регулировать отношения по разрешению споров, налогообложения и т. д. Для этого необходимо принимать соответствующие статуты и законы.

Если проанализировать источники, нормы, субъекты и объекты права некоммерческих организаций, то, исходя из специфики правового регулирования этих правоотношений, можно заключить, что право некоммерческих организаций является разновидностью датского договорного права. Это так, потому что основными нормами, регулирующими основной массив правоотношений, возникающих с участием некоммерческих организаций, являются договорные.

Как уже было сказано, некоммерческая организация создается на основе частного соглашения без необходимости получения какого-либо публичного разрешения или признания со стороны частноправовой или публично-правовой структуры.

Полная правосубъектность такой организации возникает с момента реального появления этой организации как юридического лица. Этим моментом может являться в зависимости от конкретных обстоятельств время, указанное в законе либо в нормативных актах, изданных самим объединением.

Правовой статус члена ассоциации, его компетенция, права и обязанности могут определяться как уставом (положением) самой организации, так и общими принципами договорного права. Чаще всего и как правило правовой статус члена организации определяется выполнением необходимых письменных формальностей в соответствии с конституционными правилами оформления членства в подобных организациях, в соответствии с унифицированной процедурой. Датское законодательство рассматривает в качестве легитимной и устную процедуру оформления членства.

Действующее законодательство Дании, включая Конституцию, статуты и решения судов, гарантирует полную автономию правовой воли некоммерческих организаций в стране. То же самое гарантируется и в отношении членов этих организаций. Но это не является свидетельством того, что в интересах объединения, его членов, государства и общества не могут быть сделаны соответствующие исключения из вышеизложенного.

Роль Конституции в регулировании отношений, складывающихся в результате деятельности некоммерческих организаций, носит самый общий характер. Большое значение имеют решения судов по разрешению споров, которые могут возникнуть как между членами ассоциаций, так и между ними и самой ассоциацией.

Такая практика возникает из необходимости каждодневного администрирования в объединениях. Поэтому помимо традиционных источников права весьма часто используются нормы обычаев и практики делового общения. В том случае, если наблюдается пробел в праве и норм Конституции либо иных правовых норм недостаточно для урегулирования всех общественных отношений, возникающих в результате деятельности некоммерческих организаций, члены подобных организаций должны руководствоваться в своей деятельности общими принципами права и действовать в соответствии с практической целесообразностью.

В особо сложных случаях может быть применена аналогия права, т. е. может иметь место заимствование норм, регулирующих отношения, весьма похожие на те, которые рассматриваются в данном случае.

Таким образом, некоммерческая организация создается в соответствии с принципами договорного права. В этой связи особое внимание следует уделять необходимости соблюдения всех формальностей по заключению договора и составлению его текста. Непосредственно после создания некоммерческой организации у нее появляется автономия правовой воли, и она в этой связи становится независимой от воли ее членов, которые могут совпадать либо не совпадать.

Что касается изменения устава организации, то здесь формально должно учитываться мнение большинства ее членов, однако в том случае, если устав организации запрещает игнорировать мнение большинства, то решение большинством голосов принято быть не может. Это касается создания организации, ее реорганизации и ликвидации.

Правовой статус членов организации, а также полномочия, компетенция, права и обязанности, определяемые членством в подобных организациях, в основном определяются нормами устава этой организации и основными принципами права договоров. Иногда требуется выполнить письменные формальности для определения указанного статуса, иногда он определяется в соответствии с обычными нормами.

В случае если возникает спор по поводу членства в подобных организациях, например, если количество участников больше, чем претендентов на участие в работе этих организаций, то в данном случае решение будет принято в пользу тех потенциальных членов организации, членство которых было бы более полезным с точки зрения экономики и иных факторов. Как правило, последнее слово в определении списка участников организации принадлежит суду.

Точно таким же образом решается вопрос об исключении участников организации, что должно определяться прежде всего практической целесообразностью и общественной полезностью.

В соответствии с организационно-правовыми принципами создания и деятельности некоммерческих организаций все они могут быть поделены на две большие группы: это так называемые олигархические и демократические некоммерческие организации. Разница между ними заключается в том, что в первых - олигархических - решения принимаются определенной группой членов, представляющих совет директоров, наблюдательный совет, попечительский орган и т. д., а в демократических решения принимаются всем составом участников. Таким же образом осуществляется и руководство деятельностью этих организаций: олигархические управляются группой членов, а демократические - всеми участниками.

Для обеспечения объективности при принятии решений и руководстве демократическими некоммерческими организациями в них создается Общее собрание как главный орган по управлению и принятию решений. Как правило, доступ к Общему собранию открыт для всех членов сообщества. В некоторых случаях Общее собрание является органом, куда входят избираемые всеми членами общества делегаты. В некоторых некоммерческих организациях создаются еще меньшие органы управления, куда входят некоторые члены общества и которые руководят его работой в перерывах между заседаниями Общего собрания. Таким образом, Общее собрание является законодательным органом объединения, а исполнительным органом являются создаваемые в них исполнительные комитеты. Заседания Общего собрания организует и ведет председатель, избираемый или назначаемый членами ассоциации. Подобная структура и принципы деятельности некоммерческих объединений предусматриваются и закрепляются в уставе объединения.

Обычно пленарное заседание Общего собрания начинается с доклада исполнительного комитета об итогах организации за отчетный период, с информирования о состоянии бюджета, распределения взносов, доходов и т. д. На этих заседаниях решается вопрос по формированию рабочих органов организации, члены которых обязаны посещать их заседания, высказывать свои мнения по обсуждаемым вопросам, участвовать в дискуссии и голосовать. При этом каждый из этих лиц имеет право одного решающего голоса.

Каждодневная деятельность организации регулируется и управляется исполнительным комитетом, формируемым на общих собраниях. Исполнительный комитет обеспечивает исполнение решений, принимаемых на общих собраниях, представляет и защищает интересы членов объединения и руководит их деятельностью.

Почти во всех некоммерческих организациях создаются аудиторские органы, членами которых являются лица, назначаемые в них решением Общего собрания. Их задача заключается в контроле за финансовой деятельностью организации, о чем они докладывают Общему собранию.

Общие права членов некоммерческой организации в основном предусмотрены их уставом. Они являются самыми разнообразными, но прежде всего они гарантируют защиту личных интересов членов организации в случае возникновения ситуации, которая ущемляет их интересы.

Кроме того, правовую защиту меньшинства в таких организациях обеспечивают суды. Так, им обеспечивается участие в выработке и принятии решений, получении гонораров и прибыли, защите их имущества в период экономических кризисов, получении пособий из фондов и активов объединения и т. д.

Каждая некоммерческая организация, как уже было отмечено, является самостоятельным юридическим лицом и обладает полной правосубъектностью. Каждый же из членов этой организации юридическим лицом не является. Поэтому выступать от имени этой организации он (они) не могут. Если правовой статус некоммерческой организации как юридического лица определяется всем действующим законодательством и правовой системой Дании, то правовой статус членов этой организации определяется договорами, заключаемыми ими при оформлении членства их в этих организациях.

В этой связи возникает особая юридическая проблема, которая может быть сформулирована в вопросе: кто имеет право и уполномочен подписывать правовые документы от имени организации?

В соответствии с действующим законодательством Дании полномочия по подписанию соответствующих документов определяются правовым положением лица. Так, если лицо не может выполнять свою обычную работу, не подписывая или без подписания соответствующих документов, то оно автоматически уполномочивается на подписание этих документов только лишь в силу занимаемой должности. И тогда оно делает это на законных основаниях. В иных же случаях полномочия по подписанию документов должны специально оговариваться в уставах некоммерческих организаций. Формальные ограничения в правоспособности подписания соответствующих документов должны быть сохранены с целью разумного ограничения деликтоспособности некоммерческой организации в случае неосторожного подписания документов неуполномоченным лицом от имени организации.

В любом случае неоспоримым с точки зрения даже судебного решения уполномоченным подписывать документы от имени организации лицом является Исполнительный комитет по некоммерческой организации.

Некоммерческая организация может и имеет право осуществлять свою деятельность там, где это вызывается общественными интересами.

Специальные статуты предусматривают следующие обязательные условия нормальной правовой деятельности некоммерческих организаций:

- организационно-правовые принципы деятельности некоммерческих организаций защищены всем датским законодательством в том случае, если этим организациям препятствуют в их нормальной повседневной деятельности и представляют угрозу их "миру и чести";

- если некоммерческая организация осуществляет свою деятельность как юридическое лицо, ее юридический адрес и иные реквизиты должны быть зарегистрированы в Центральном регистре предприятий и организаций;

- основная цель деятельности любой некоммерческой организации должна быть сформулирована, исходя из удовлетворения жизненных интересов, прежде всего экономических, ее членов. В том случае, если активы некоммерческой организации в стоимостном выражении превышают 250000 датских крон, то организация обязана докладывать об этом в налоговые органы;

- профиль деятельности некоммерческих организаций должен соответствовать требованиям норм авторского и изобретательского права, если эта организация действует в этой сфере;

- в целом, за некоторыми исключениями, некоммерческая организация освобождается от уплаты налогов, кроме тех случаев, когда она осуществляет побочную вторичную деятельность для извлечения минимизированной прибыли;

- по общему правилу некоммерческая организация обязана осуществить страхование жизни и здоровья от производственных травм ее членов даже в том случае, если они осуществляют работу, не связанную с выполнением их обычных повседневных служебных обязанностей.

В случае если в результате нормальной уставной деятельности некоммерческой организации причинен ущерб, то организация обязана его возместить. Такие же обязательства возмещения ущерба являются обязательными и для членов организации. Организация ответственна за возмещение ущерба и перед третьими лицами.

В современной Дании в деятельности некоммерческих организаций наблюдается устойчивая тенденция к стремлению мирного разрешения всех возникающих споров внутри самой организации и ее силами, средствами без или до обращения с ходатайством об их разрешении в суды общей юрисдикции. Однако это может быть обеспечено только лишь в том случае, если процедура разрешения споров некоммерческой организации соответствует Арбитражному акту Дании. Если это не так, то суды общей юрисдикции имеют право рассматривать и разрешать споры, возникающие в некоммерческой организации.

Вышеизложенные обстоятельства порождают еще одну правовую проблему, заключающуюся в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить самостоятельность некоммерческой организации в принятии и реализации решений, принимаемых на общем собрании, а с другой - обеспечить нормальное судопроизводство в стране.

В этой связи действует общее правило, в соответствии с которым, если спор возник на основании нарушения стороной или сторонами действующего законодательства, он должен быть разрешен в суде. Если это конфликт интересов, то этот спор должен быть разрешен самими сторонами. Например, если членство лица в некоммерческой организации является объективной необходимость. В этой связи суд должен рассмотреть и разрешить особую жалобу, возникшую в связи с препятствованием такого членства, потому что это спор правового происхождения. Если же такая необходимость членства лица в организации отсутствует, то в этом случае суды могут рассматривать поступающие к ним жалобы и разрешать их исключительно на основании действующего устава организации или на основании независимого индивидуального договора, заключенного организацией и ее членами. В этом случае участие суда в разрешении данного спора будет зависеть от желания члена организации в зависимости от конкретных обстоятельств.

Действующее законодательство Дании позволяет нескольким некоммерческим организациям объединяться в ассоциации. Это объединение порождает целый ряд проблем с обеспечением независимости каждой из этих организаций в рамках образованной ими ассоциации, тем более что уставы этих организаций могут существенно отличаться друг от друга.

Поэтому проблему правовой защиты интересов меньшинства следует рассматривать в двух аспектах: как обеспечить правовые интересы меньшинства членов одной организации и как обеспечить интересы меньшинства некоммерческих организаций в рамках созданной ими ассоциации некоммерческих организаций.

Для глобального решения этой серьезной проблемы существует несколько правовых механизмов, из них следует, по мнению автора, выделить три, а именно:

1) механизм защиты правовых интересов меньшинства должен быть подробно прописан и четко закреплен в уставе некоммерческой организации (процедура обжалования, разрешения споров, невозможность принятия решения без учета мнения меньшинства членов и т. д.);

2) механизм правовой защиты меньшинства должен быть закреплен в договорах, заключаемых при оформлении членства лица в некоммерческой организации;

3) механизм правовой защиты меньшинства может быть предусмотрен общими принципами права.

Правовая проблема защиты интересов меньшинства имеет как бы два аспекта, один - негативный, а второй - позитивный. Негативный аспект разрешения этой проблемы заключается в том, что при защите интересов меньшинства тормозится или даже приостанавливается обычная деятельность организации при принятии срочных решений. Позитивный же аспект этой защиты заключается в том, чтобы уберечь организацию от принятия сиюминутных решений. Суть проблемы заключается в том, чтобы правовыми средствами обеспечить разумный баланс между интересами самой организации, большинства ее членов и меньшинства ее участников. Практически можно говорить о трех группах интересов, баланс между которыми может обеспечить успешную деятельность организации в целом и каждого из ее участников. При этом следует учитывать, что правовая защита интересов меньшинства не должна рассматриваться как защита против принципов демократии. Это так, потому что большинству должна быть предоставлена разумная возможность действовать в соответствии с принятым ими решением, чтобы не останавливать процесс управления деятельностью организации.

Решение этой проблемы осложняется тем, что, как уже было сказано, уставы некоммерческих организаций, как правило, не предусматривают процедуру разрешения споров между большинством и меньшинством ее членов. Эта ситуация объясняется тем, что практически невозможно предугадать те конкретные ситуации, когда может возникнуть проблема правовой защиты интересов меньшинства.

Подводя итоги, следует отметить, что усовершенствование механизмов правового обеспечения интересов меньшинства должно осуществляться через усовершенствование законодательства в том смысле, что те отношения, которые возникают в некоммерческих организациях и регулируются нормами их уставов и договорами, должны быть урегулированы нормами действующего законодательства страны. Это прежде всего означает, что отношения, возникающие внутри некоммерческих организаций, должны быть объектом унифицированного правового регулирования, источниками общего законодательства Дании.

Одной из проблем в деятельности некоммерческих организаций является обстоятельство несвоевременного информирования членов организации о принятом ею решении (решениях). В этой связи возникает вопрос о легитимности действий и деятельности членов организации, осуществляемых ими без учета принятого решения. Будучи формально нелегитимными, они тем не менее не могут не порождать юридических последствий, так как совершены не умышленно, а по причине незнания члена организации о принятом решении не по вине последнего. В связи с этим в каждом отдельном случае следует дать возможность члену организации подвергнуть реституции результаты своей деятельности и надлежащим образом проинформировать его о том, какое решение принято организацией и каким образом ему нужно действовать в дальнейшем в строгом соответствии с этим решением. Именно в этом случае ненадлежащее поведение члена организации не влечет ответственности и не поражает его в корпоративных правах.

Некоммерческие организации, безусловно, обладают автономией правовой воли и самостоятельны в принятии любых решений в соответствии с действующим законодательством, тем не менее в случае возникновения трудноразрешимого конфликта или сложной спорной ситуации они могут быть разрешены путем вынесения судебного решения. Судебное решение в соответствии с принципами правового государства будет являться решающим в данной ситуации. Поэтому проблема защиты меньшинства в некоммерческих организациях силами и средствами судебного решения заключается в том, что суд практически подменяет собой руководство и корпоративный орган подобной организации.

Так как судебные решения являются окончательными, то успех в решении задач по правовой защите интересов меньшинства непосредственно зависит от справедливости такого решения, которое напрямую должно выноситься в соответствии с законом. Тогда возникает вопрос о совершенстве действующего законодательства, включая уставы рассматриваемых организаций. Поскольку законодательство никогда не может быть абсолютно совершенным, то судебное решение не всегда обеспечивает надлежащую защиту интересов меньшинства в некоммерческих организациях.

В XIX и XX столетиях в Дании и в датском обществе произошли фундаментальные демократические либеральные преобразования, в результате чего некоммерческие организации стали играть решающую роль в жизни государства и общества. Это, в свою очередь, повлекло ослабление контрольной функции государства, что породило некоторые противоречия в интересах государства и некоммерческих организациях. С одной стороны, решения судов, требования конституции и нормативные акты парламента стоят или должны стоять на страже интересов государства, с другой стороны - они должны обеспечивать интересы некоммерческих организаций. Но эти интересы не всегда совпадают, и мы можем говорить о наличии двойственной демократии в стране, что наиболее остро появляется тогда, когда эти организации выступают как конкуренты парламенту и иным органам государственной власти. Подобное можно наблюдать и в политической сфере. К примеру, ведущие политические партии страны, как правило, разрабатывают и реализуют программы, исследующие интересы всех жителей страны, организации и объединения граждан, однако действуют в интересах только своих членов либо отдельных группировок внутри организации. Цели политических партий и общественных объединений также не всегда совпадают. И в этом заключена еще одна проблема правовой защиты интересов меньшинства.

Название документа