Посягательства на культурные ценности как преступления в сфере экономической деятельности: вопросы теории и практики

(Савченко М. С.) ("Культура: управление, экономика, право", 2006, N 1) Текст документа

ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

М. С. САВЧЕНКО

Савченко М. С., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и международного права СПбГМТУ.

Уголовный кодекс РФ не случайно относит контрабанду культурных ценностей (ст. 188) и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190) к разделу III "Преступления в сфере экономики" и к гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности". Международное право относит хищения и контрабанду культурных ценностей к группе преступлений, наносящих ущерб как экономическому, так и социальному и культурному развитию государств. Хищения и контрабанда, посягающие на культурные ценности, - это транснациональные преступления. Указанная категория преступлений имеет основные признаки транснациональной организованной преступности, обозначенные в ряде документов ООН: - такие преступления характеризуются как сложные виды деятельности, осуществление в широких масштабах, цель - получение финансовой прибыли и приобретение власти, осуществляются путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг <*>; -------------------------------- <*> См.: Документы Секретариата ООН к VIII Конгрессу ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, сентябрь, 1990 г.).

- как преступность, имеющая характер промысла, получение прибыли незаконным способом <*>; -------------------------------- <*> См.: Итоговый документ Международного семинара ООН по вопросам борьбы с организованной преступностью (Суздаль, октябрь 1991 г.).

- как извлечение незаконных экономических выгод путем предоставления незаконных товаров и услуг, предоставление законных услуг и товаров в незаконной форме, конспиративная преступная деятельность и координация, полная или частичная монополия, проникновение в доходные законные виды деятельности <*>; -------------------------------- <*> См.: Доклад Генерального секретаря ООН "Воздействие организованной преступности на общество в целом" на второй сессии Комиссии по предотвращению преступности и уголовному правосудию ЭКОСОС (апрель 1993 г.).

- как преступная предпринимательская деятельность путем предоставления запрещенных законом товаров и услуг или законных товаров, но по незаконным каналам, преступная деятельность, являющаяся почти всегда продолжением законных рыночных операций в областях, запрещенных законом, преступный бизнес требует специальных навыков и профессионализма <*>. -------------------------------- <*> См.: Справочный документ к Всемирной конференции на уровне министров внутренних дел "Об организованной транснациональной преступности" (Неаполь, ноябрь 1994 г.).

Объектами хищения и незаконного вывоза культурные ценности становятся очень часто. Такие преступления относятся к одному из древних видов преступлений: имеются судебные протоколы, содержащие данные о кражах из гробниц, как царских, так жреческих и частных, в Фивах в царствование Рамзеса IX (примерно в 1142 - 1123 гг. до н. э.) <*>. -------------------------------- <*> Сто великих музеев мира // Автор-составитель Н. А. Ионина. М.: Вече, 1999. С. 465.

Хищения культурных ценностей характеризуются повышенной опасностью, сложностью предупреждения и раскрытия, своеобразием черт и свойств личности преступников. При совершении таких преступлений прослеживается стремление преступников к незаконному завладению как наиболее ценными уникальными предметами с целью их последующего сбыта, так и предметами рядового характера, однако представляющими культурную ценность. Порой завладение сопряжено с вывозом этих предметов с территории законного владельца. Такой вывоз осуществляется контрабандным путем, как правило, хорошо организованными международными группами <*>. -------------------------------- <*> См. подробнее: Овчинникова С. А. Методика расследования контрабанды культурных ценностей. Дис. на соиск. уч. ст. к. ю.н. СПб., 2001. С. 75 - 78.

Преступные посягательства на культурные ценности как преступления международного характера имеют свою специфику, которая связана с оборотом культурных ценностей, международным характером их скупки и перепродажи, распространением посягательств на произведения истории и культуры во всем мире, а также некоторой аналогией форм и методов борьбы с этими преступлениями в разных странах. Международная борьба с преступностью, посягающей на культурное достояние народов, осуществляется в рамках широкого сотрудничества государств по социальным вопросам и является частью этого сотрудничества. Признание на международном уровне факта хищения предмета искусства или культуры способствует его поиску и возвращению законному владельцу независимо от его статуса: объектами поиска и контроля являются как предметы, находящиеся в государственной собственности, так и предметы из частных коллекций. На современном этапе сотрудничество государств в области борьбы с преступлениями, посягающими на культурные ценности, ведется по нескольким направлениям. 1. Признание опасности для сообщества государств определенных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер для их пресечения. 2. Оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории правонарушителей и передачи их заинтересованному государству, розыск и возвращение в страну собственника похищенных и незаконно вывезенных культурных ценностей. 3. Помощь в деле получения необходимых материалов по уголовному делу. 4. Изучение проблем преступности и борьбы с ней. 5. Оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности. Государства осуществляют борьбу с преступностью главным образом путем применения внутригосударственных мер превентивного, репрессивного и воспитательного характера. Однако только таких мер для достижения положительных результатов недостаточно. Поэтому сотрудничество государств в области борьбы с уголовной преступностью приобретает большую значимость. Одна из существенных черт современного состояния международной борьбы с преступностью - возрастание роли международных организаций в качестве организационного и координирующего центра. Характерной чертой современного этапа сотрудничества государств в борьбе с преступностью, в том числе направленной против культурного наследия народов, является то, что все большую роль здесь играет Организация Объединенных Наций. Сотрудничество между государствами в области борьбы с преступностью вытекает из Устава ООН <*>, где говорится об осуществлении международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера (п. 3 ст. 1). Таким образом, ООН уделяет большое внимание сотрудничеству государств в борьбе с преступностью, посягающей на культурное наследие народов, активизирует и координирует его. К своей деятельности по борьбе с преступностью ООН широко привлекает другие международные организации, как правительственные, так и неправительственные. -------------------------------- <*> Устав ООН 1945 г. // Международное право в документах. М., 1997.

Чтобы разыскать и вернуть похищенную и незаконно вывезенную ценность в страну собственника и привлечь к ответственности преступников, требуется взаимодействие нескольких государств и их правоохранительных органов. Особая роль в этой борьбе отводится непосредственно Интерполу как международной организации уголовной полиции, призванной координировать сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью. Деятельность Интерпола по борьбе с хищениями предметов, имеющих особую историческую, культурную и художественную ценность, регулируют положения Типового договора о предупреждении преступлений, связанных с посягательствами на культурное наследие народов в форме движимых ценностей, принятого на VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г., Гавана). В Типовом договоре указаны категории предметов, считающихся культурными ценностями, а также обязанности государств-участников, направленные на борьбу с ввозом, вывозом, оборотом похищенных движимых ценностей, в том числе в сфере законотворчества, обмена информацией, охраны прав добросовестного приобретателя и др. <*>. Новый стратегический план Интерпола по борьбе с организованной преступностью предполагает собрать вокруг Интерпола, уже объединяющего около 200 стран, все региональные правоохранительные организации <**>. Это, в частности, Европол, аналогичные структуры, созданные в Латинской Америке и Африке, таможенные службы разных стран, Совет министров внутренних дел СНГ и другие. Сам Интерпол уже вышел за рамки чисто полицейской организации. Он осуществляет координацию всех государственных органов по борьбе с международной преступностью, включая полицию, правосудие, прокуратуру, налоговые службы. Именно Интерпол обладает в настоящее время наиболее совершенной системой информационного обмена, потому что все национальные центральные бюро работают в круглосуточном режиме и по электронной почте передают информацию. Особое значение имеют единые международные правовые процедуры, касающиеся прежде всего розыска преступников, их задержания и экстрадиции. Интерпол выступает в качестве международного центра регистрации преступников, а также осуществляет координацию международного розыска преступников и похищенных ценностей. -------------------------------- <*> Овчинский В. С. Интерпол. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 127 - 130. <**> Там же.

Европол предложил свою программу по борьбе с организованной преступностью, в том числе в странах Восточной Европы и в бывшем советском пространстве. Европол оснащен "самыми современными информационными системами в Европе, позволяющими проводить консультации с представителями полиции 15 стран ЕС. Пятнадцать стран ЕС обладают мощными банками данных, которые не дублируют банки данных Интерпола. Сотрудничество наших правоохранительных органов с Европолом открывает новые перспективы в борьбе с организованной преступностью в сфере культуры, в российской криминальной ситуации опыт стран ЕС в борьбе с посягательствами на культурные ценности будет востребован. Международные отношения в сфере охраны культурных ценностей не ограничиваются связями между государствами или межгосударственными международными организациями. Практика показывает, что в данной области активно сотрудничают международные неправительственные организации, например Международный совет архивов - МСА, Международная организация по защите произведений искусства - ИОПА, Международная ассоциация библиотечных ассоциаций и учреждений - ИЛФА, а также юридические и физические лица. Дальнейшее развитие сотрудничества государств в сфере охраны и защиты культурных ценностей от преступных посягательств будет диктовать все большее вмешательство международно-правового регулирования в область национального законодательства. Для эффективной борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности необходимо принятие специальных межправительственных соглашений о передаче информации и содействии в розыске со странами ближнего и дальнего зарубежья, а также совершенствование российского законодательства, связанного с охраной культурного достояния и борьбой с преступными посягательствами в указанной сфере. Таким образом, проблема сохранения культурного достояния и эффективной борьбы с преступными посягательствами на него является общей для всех стран. Преступные посягательства на культурные ценности характеризуются повышенной опасностью, сложностью предупреждения и раскрытия. Для возвращения похищенного и привлечения преступников к ответственности требуется напряженная работа и сотрудничество правоохранительных органов нескольких стран. Классификация транснациональной преступности, разработанная ООН, демонстрирует, насколько сильно влияние преступности на жизнь частных лиц, на отдельные отрасли экономики и мировое хозяйство в целом. Ее бремя огромно и в будущем может стать для человечества невыносимым. Поэтому усиливающееся международное сотрудничество должно быть осознано как самое необходимое условие для борьбы с международной преступностью. Значительную роль в таком сотрудничестве должны играть международные организации, деятельность которых направлена на борьбу с преступностью, в том числе организованной, в указанной сфере. Наука продолжает изучать комплекс проблем и вопросов, связанных с охраной культурных ценностей. Указанные правовые проблемы, в том числе затрагивающие вопросы экономического развития и эффективности, можно классифицировать следующим образом. 1. К числу общетеоретических вопросов правового статуса культурных ценностей можно отнести: - определение понятия "культурная ценность"; - "культурное достояние" и "культурное наследие": проблемы понятийного аппарата; - культурная ценность как предмет и его свойство (признак); - правовой статус культурных ценностей в Российской Федерации; - особенности правового статуса культурных ценностей в субъектах Российской Федерации; - анализ правового статуса культурных ценностей в зарубежных странах; - регулирование правового статуса культурных ценностей нормами международного права; - правовой статус нематериальных культурных ценностей. 2. К числу общих вопросов международно-правовой охраны культурных ценностей можно отнести следующие: - современное состояние международно-правового регулирования сотрудничества государств в сфере охраны культурных ценностей и борьбы с посягательствами на них в мирное время; - современное состояние международно-правового регулирования сотрудничества государств в сфере охраны культурных ценностей и борьбы с посягательствами на них в период вооруженных конфликтов; - содержание понятия "культурная ценность" как категории и объекта международного права; - правовые основы механизма охраны культурных ценностей средствами международного права в мирное время и в период вооруженных конфликтов; - основные направления, в рамках которых осуществляется сотрудничество и координация деятельности государств и их правоохранительных органов в сфере охраны культурных ценностей и борьбы с преступными посягательствами на них; - практику применения норм международного права, направленных на защиту культурных ценностей в современных вооруженных конфликтах; - деяния, посягающие на культурные ценности, как международные преступления и преступления международного характера; - институт ответственности за преступные посягательства на культурные ценности; - понятие и содержание "компенсаторной реституции"; - правовой статус культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР по итогам Второй мировой войны. 3. Относительно особенностей международно-правового регулирования охраны культурных ценностей можно выделить следующие направления исследования: - анализ двусторонних договоров о правовой помощи и правовых отношениях; - анализ соглашений о сотрудничестве в области борьбы с преступностью, в рамках которых такое сотрудничество осуществляется по нескольким направлениям, и в том числе в исследуемой сфере - с незаконным оборотом культурных и исторических ценностей; - анализ соглашений о сотрудничестве в области культуры и образования, которые наряду с общими вопросами сотрудничества в сфере культуры затрагивают также вопросы сотрудничества между соответствующими государственными органами с целью предотвращения и пресечения незаконного перемещения культурных ценностей; - анализ соглашений о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей. 4. Рассмотренные международно-правовые акты также условно можно классифицировать в зависимости от проблем, на решение которых они направлены: - незаконный оборот, ввоз, вывоз и передача права собственности на незаконно вывезенные ценности; - координация сотрудничества государств и их уполномоченных органов в сфере борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности (особое значение здесь имеют единые международные правовые процедуры, касающиеся всего розыска преступников, их задержания и экстрадиции); - проблемы реституции незаконно вывезенной ценности, охрана недвижимых ценностей, в том числе в период вооруженных конфликтов; - проблемы возврата перемещенных культурных ценностей; - актуальные проблемы международно-правового режима Мирового океана, в частности проблемы правовой охраны подводного культурного наследия и подводной археологии. 5. В отношении современных проблем ввоза-вывоза культурных ценностей интересными для исследования представляются следующие вопросы. - проблемы, возникающие при перемещении культурных ценностей через таможенную границу РФ: - деятельность правоохранительных органов в деле пресечения незаконного вывоза культурных ценностей за границу Российской Федерации; - вопросы страхования ввоза и вывоза предметов искусства; - проблемы, связанные с обеспечением гарантий неприкосновенности культурных ценностей, временно вывезенных за пределы Российской Федерации и находящихся вне ее территории рамках организованных выставок от претензий третьих лиц; - этика музейного дела и возвращение культурной собственности; - особенности вывоза филателистических материалов; - вопросы вывоза произведений современной живописи; - проблемы экспертной оценки произведений живописи; - особенности проведения экспертизы культурных ценностей для решения вопроса о возможности их вывоза; - развитие туризма и экономика региона; - влияние проблем вывоза-ввоза культурных ценностей на развитие туризма в регионах России; - художественный рынок и туризм. 6. Вопросы уголовно-правовой характеристики хищения предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, и ответственности за него включают: - понятие хищения предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность; - объект и предмет хищения предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность <*>. Объективная сторона хищения предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность; -------------------------------- <*> Там же.

- субъективная сторона и субъект хищения предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность; - обстоятельства, квалифицирующие ответственность за хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Как и любая классификация, данная классификация носит условный характер, на данном этапе исследования автор не претендует на полноту представленной классификации.

Название документа