Нравственность и мораль как основа зарождения организационной культуры в России

(Кузичев С. В.) ("Культура: управление, экономика, право", 2006, N 1) Текст документа

НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ КАК ОСНОВА ЗАРОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

С. В. КУЗИЧЕВ

Для раскрытия такого многогранного феномена, как организационная или корпоративная культура, необходимо не только выяснить суть этого явления, его формулировку, смысловую нагрузку и функции, но и понять истоки зарождения культуры организаций в России. В этой статье мы попытаемся раскрыть предпосылки зарождения самобытной культуры русского народа, которые впоследствии стимулировали появление такого уникального явления социума, как корпоративная культура или культура организации. Обратимся к основополагающим понятиям культуры, таким, как "нравственность" и "мораль". Так, в философской энциклопедии читаем: "Нравственность - один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Смысл нравственности заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом" <*>. Отличительной чертой нравственности является ее добровольность и самодеятельность. По Канту, чувство нравственности выступает "некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей". -------------------------------- <*> Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. 576 с. С. 30.

Также нравственность можно представить как "исторически сложившуюся систему неписаных законов" - некую норму общественного сознания, в которой находят свое отражение как общепринятые нормы, так и поступки отдельных людей <*>. По мнению крупнейшего русского философа В. С. Соловьева, само нравственное начало "предписывает заботиться нам об общественном благе, заповеди же нравственного совершенства раз и навсегда даны нам в Слове Божьем, и даны, конечно, не для того, чтобы мы их твердили как попугаи, или разбавляли собственной болтовнею, а для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления в той среде, в которой мы живем, то есть, другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности" <*>. -------------------------------- <*> Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарика, 1998. 816 с. С. 727.

В своем суждении о нравственности как нравственном отношении между людьми и отношении личности к обществу, сходятся многие философы. Так, основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант, имея противоположную русской религиозной философии точку зрения о природе нравственности (он считал, что мораль свободна и автономна от религиозной догмы), сходился с ней в понимании функций морали, которые он выразил в трех максимах поведения человека: - поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом; - в поступках исходи из того, что человек - наивысшая ценность; - все поступки должны делаться на благо обществу. Необходимо сказать, что нравственность человека проявляется во всех межличностных отношениях, а именно: отношении человека к семье, коллегам, людям в целом, наконец, к своему народу, родине, другим народам, а также в отношении личности к самой себе. А теперь перейдем к определению морали, вновь обратившись к философской энциклопедии: "Мораль (от латинского moralis - нравственный) - область этических ценностей, которая прежде всего признается каждым взрослым членом общества" <*>. Размеры же и сферы морали не только меняются с течением времени, но различны у разных народов, наций и даже слоев населения. Основными проблемами морали являются принципы совместной жизни людей, жизненные ценности, устои различных социальных групп. "К господствующей морали у всех народов и во всех исторических эпохах относят социальные ценности и религиозное поведение, которое выражается в любви к ближнему, благотворительности, гостеприимности, почитании предков, отправлении религиозных культов" <**>. Не можем мы обойти стороной еще одну формулировку: "Мораль - это составная часть индивидуального микрокосмоса, она является одним из моментов, определяющих для личности картину мира" <**>. -------------------------------- <*> Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. 576 с. С. 275. <**> Там же. С. 276.

Теперь попытаемся показать истоки зарождения нравственности и морали в России, их становление и развитие в разных исторических эпохах. У этого явления существует множество корней. Перечислим, по крайней мере, самые важные из них. Во-первых, это культура русского народа, с его обычаями, нравами, моралью, нравственностью, которая складывалась еще в языческой Руси и даже ранее у "племен восточных славян, вошедших впоследствии в состав Русского государства" <*>. Затем при принятии Владимиром Святославовичем христианства из рук Византии произошло слияние двух культур. Византийская культура как бы растворилась в русской. На протяжении многих веков Россия оставалась хранителем православия, и не случайно во времена Великого князя Ивана III возникает идея Москвы как Третьего Рима. Ведь только Русь остается оплотом православия после падения Византии. Русская культура неразрывно связана с Верой, сохраняя истинный смысл нравственности на протяжении столетий, и не случайно сейчас происходит возращение русского народа к Православию как своей основе. -------------------------------- <*> Соловьев С. М. Об истории древней России. М.: Просвещение, 1993. 544 с. С. 22.

Во-вторых, истоки зарождения нравственности и морали - в великом героическом прошлом России. Это ратные подвиги языческих киевских князей: Игоря, Святослава, Владимира Святославовича, рьяного в свое время язычника. И подвиги уже православной Киевской Руси: Владимира Великого, Владимира Мономаха, оставившего после себя нравственное поучение потомкам, не утратившее своего значения и сегодня. Подвиги самопожертвования святых князей Бориса и Глеба. Героические сражения заката Киевской Руси, когда русские князья, объединившись, сложили свои головы как один в битве на реке Калке с превосходящими в силе и умении, а также организации монголо-татарскими туменами. Ратные победы святого Александра Ярославовича Невского на северных рубежах нашей родины. Подвиги, совершенные при защите своей родины от татаро-монгольского нашествия: самоотверженная битва рязанцев, подвиги Евпатия Коловрата, стойкая защита Владимира: когда отряды кочевников подошли к городу, они вели перед собой связанного княжича Владимира Юрьевича, спрашивая защитников города: "Узнайте ли вашего княжича?" Братья, бояре и весь город заплакали" <*>, но не открыли ворот и продолжали оборону и легли костьми на защите своей твердыни. Также были кровопролитная битва на реке Сити и героическая защита Козельска. Но русский народ смог не только пережить иноземное иго, долго препятствуя его экспансии в Европу, но и сбросить это ярмо, при этом сохранив свою культуру, нравственность и мораль. Примером этому могут являться подвиги святого Михаила Ярославовича, князя Тверского, который пошел на мученическую смерть в Орду по лживому навету Юрия Даниловича Московского, тем самым сохранив жизнь тысячам тверичей. -------------------------------- <*> Соловьев С. М. Об истории древней России. М.: Просвещение, 1993. 544 с. С. 158.

Конечно же, нельзя обойти стороной поле Куликово с нравственным наставлением отца Сергия Дмитрию Донскому и невиданный доселе факт - отправление им на битву двух монахов своей братии, тем самым обозначая там свое присутствие и свой дух. В истории России еще было множество ратных подвигов, которые подкреплялись духовной основой и нравственной подоплекой. Это и Казанско-Астраханские походы Ивана IV, и борьба русского народа против польских захватчиков и собственных лжеправителей, военные подвиги Петра I, великих русских полководцев Суворова и Кутузова, героические сражения Отечественной войны 1812 г., великий и в то же время трагический Брусиловский прорыв уже в ходе Первой мировой войны. И конечно же нельзя забывать ратные подвиги современной истории - битвы Великой Отечественной войны. Также необходимо отметить подвиги советских солдат в Афганистане, пускай и в несправедливой войне, но не в том вина русского солдата, и подвиги настоящего времени, которых мы не замечаем из-за грязи и лжи, выливаемой на нас средствами массовой информации в ходе освещения так называемой антитеррористической операции. Все эти события происходили в разные времена и разные исторические эпохи, но роднит их одно желание русского человека - "положить голову за други своя". И не в этом ли есть особое проявление нравственности и особого предначертания великой России. В-третьих, истоки нравственности и морали, нравственного идеала можно найти в литературе. Беря свое начало еще в "Повести временных лет", литература как раз и призвана формировать мораль как у современников, так и у потомков. Отражения нравственности мы находим на Руси в таких источниках, как жития святых, Патериках, создававшихся при монастырях, а также "Нравственном поучении Владимира Мономаха" и Илларионовом "Слове о законе и благодати", описаниях ратных подвигов. Это и "Слово о полку Игореве", и "Повесть о Евпатии Коловрате", и "Задонщина". Понятия морали также можно черпать из художественной литературы прошлого и современности. Потому, как бы ни менялись эпоха и политический строй, нравственные начала всегда оставались ключевыми в русской литературе, о чем свидетельствуют произведения Льва Толстого, Пушкина, Лермонтова и других классиков и современников. Анализируя вклад литературы в формирование нравственного идеала, хотелось бы отметить, что литература - это именно тот источник, где понятия нравственности и морали представлены в наиболее доступной для понимания и воспитания потомков форме. Также немаловажным истоком нравственности является народное творчество, эпос и, конечно же, русское искусство. Все перечисленные истоки нравственности и морали на Руси образуют нерасторжимое единство. И только определив понятия нравственности, морали, выявив истоки их зарождения, можно попытаться подойти к изучению истоков такого многогранного феномена, как культура организации в России, ведь именно эти понятия учат нас тому, к чему необходимо стремиться как каждой отдельной личности, так и любой организации и всему обществу в целом. Это именно то мерило, с которым должны поверять свои действия, помыслы и поступки все организационные структуры, стремясь создать в своих подразделениях истинную культуру организации. Но, к большому сожалению, в реальной жизни это очень редко осуществимо. И не в этом ли причина всех мировых природных и техногенных катаклизмов, а также глобальных проблем современности?

Название документа