Инновационные технологии в сфере управления качеством образования в российских и американских вузах: сравнительный анализ

(Пшегусова Г. С., Яценко Т. С.) ("Юридическое образование и наука", 2006, N 1) Текст документа

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ВУЗАХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ <*>

Г. С. ПШЕГУСОВА , Т. С. ЯЦЕНКО

Пшегусова Г. С., заведующая кафедрой английского языка гуманитарных факультетов Ростовского государственного университета, доктор филологических наук, профессор.

Яценко Т. С., заместитель декана юридического факультета РГУ по стратегическому планированию и управлению качеством, кандидат юридических наук, доцент.

Повышение качества образования, в том числе высшего, является одной из приоритетных задач, сформулированных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Аналогичное требование содержится и в уставе Ростовского государственного университета. Это отнюдь не означает, что проблема качества не волновала отечественные вузы, и в частности РГУ. Дело в том, что в условиях формирующегося в России рынка образовательных услуг именно качество становится той базовой характеристикой, которая обеспечивает вузу конкурентоспособность и уверенность в своем будущем. Комплексная оценка вуза, процедуры государственной аттестации и аккредитации направлены в первую очередь на оценку качества подготовки специалистов и реализуемых в вузе образовательных программ. Именно от их итогов в значительной степени будут зависеть объем государственного заказа на подготовку специалистов, а значит, бюджетного финансирования, то место, которое займет вуз среди других вузов России. Принятие принципиального решения о создании системы менеджмента качества в Ростовском государственном университете, проводимые в этом направлении работы позволили перейти от сугубо теоретического обсуждения проблемы качества в практическую плоскость, в частности начать разработку и внедрение тех технологий, которые обеспечивали бы создание устойчиво функционирующей системы совершенствования образовательной деятельности, реализуемой на факультетах университета. Это позволит не только своевременно выявлять и устранять имеющиеся недостатки, но и целенаправленно планировать и эффективно управлять качеством всех процессов, реализуемых на этом уровне. Такими технологиями являются разработка концепции и стратегического плана развития университета и его подразделений, программ действий по основным направлениям их деятельности, рейтинг профессорско-преподавательского состава, самооценка, внутренний аудит и ряд других. Отсутствие собственного опыта проведения такой работы на большинстве факультетов РГУ заставляет более внимательно отнестись к опыту других, и в частности как наших собственных коллег, так и тех зарубежных партнеров, которые достаточно преуспели на этом пути. Интересным в этой связи представляется опыт американских университетов. Как известно, система образования в США является децентрализованной, и по Конституции США управление образованием в части создания вузов, их лицензирования и администрирования делегировано штатам. Поэтому, например, в штате Колорадо существует Департамент образования, который координирует стратегию образования и ресурсы штата для 28 учебных заведений общественного типа и нескольких сотен частных учебных заведений, а также осуществляет надзор за реализацией двух основных программ государственных займов. Университет штата Колорадо-Пуэбло - это вуз общественного типа, в котором учится свыше 4000 студентов <*>. Университет аккредитован и является частью системы университетов штата Колорадо. Основным приоритетом университета, предоставляющего 26 программ обучения, является высококачественное преподавание, ориентированное на интересы студента. С изменением названия и миссии университета его администрация пересмотрела ряд программ, расширив или изменив некоторые из них, активизировала инновационные методы и технологии образования, доказала приверженность более широкому привлечению потенциальных студентов. -------------------------------- <*> Авторы статьи изучали систему стратегического планирования и менеджмента качества образовательных услуг этого университета в мае 2005 г.

Стратегический план данного университета предусматривает прежде всего цели, которые университет намерен достичь в течение последующих пяти лет своего развития. Принятие такого плана является начальной фазой в механизме стратегического планирования, а формулирование целей позволяет разработать и принять программы действий, направленные на их реализацию. В отличие от стратегического плана это предельно конкретный документ, содержащий перечень задач в порядке их приоритета, подробное описание действий, позволяющих решить каждую задачу, сроки реализации этих действий и сведения об ответственных за их осуществление лицах. Для достижения желаемых целей и выполнения предусмотренных планом работ, направленных на улучшение качества образовательных услуг, администрация университета использует определенные технологии. Одной из таких технологий является процедура аттестации профессорско-преподавательского состава, созданная в университете в соответствии с Директивой комиссии по высшему образованию штата Колорадо от 6 октября 2004 г. Эффективность данной технологии обусловлена хорошо продуманной процедурой аттестации, изучение которой может быть весьма полезным и для российских вузов, работающих над созданием системы менеджмента качества, и в частности разработкой процедуры рейтинга профессорско-преподавательского состава. Порядок аттестации подробно регламентируется в документе, который выносится на обсуждение и голосование на общем собрании преподавателей каждого колледжа, входящего в состав университета. Такой документ предусматривает стандарты качества образования для каждого факультета, стратегию аттестации преподавателей, разработанную колледжем, стратегию повышения в должности и определения срока пребывания в должности. Каждый преподаватель университета штата Колорадо-Пуэбло аттестуется по четырем показателям: выполнение должностных обязанностей, качество преподавания, научная и творческая деятельность, общественная деятельность (помощь администрации города, факультету и коллегам). Что касается такого показателя, как общественная деятельность, то эта категория позволяет при аттестации высоко оценивать и тех преподавателей, чьи интересы лежат вне рамок научных исследований, однако способствуют развитию факультета. Заведующие кафедрами инспектируют досье каждого преподавателя (в российских вузах аналогом является "Индивидуальный план"), сопоставляя их со стандартами требований, предъявляемых к этой категории преподавателей, и делают соответствующую запись. В этом университете преподаватели оцениваются в следующем процентном соотношении: 50% - преподавание, 30% - научная и творческая деятельность, 20% - общественная деятельность. В каждой сфере деятельности преподаватель аттестуется по пяти основным критериям (от 1 до 5 баллов). Первый и наиболее высоко оцениваемый критерий называется "Выдающиеся достижения" (англ. "Outstanding Performance") и предполагает присвоение 5 баллов. Он включает в себя учет следующих достижений преподавателя: - получение знаков отличия университетского уровня; - выигранный грант за успешную преподавательскую деятельность; - получение свидетельства о научных достижениях, которые напрямую связаны с улучшением качества преподавания и совершенствованием содержания преподаваемых дисциплин. Следующий критерий (4 балла) называется "Успешное выполнение требований" (англ. "Exceeds Expectations"). Оцениваются достижения преподавателя, которые он имеет за последние три года работы в университете: - получение высокой оценки со стороны студентов; - внедрение новых методов в процесс преподавания; - разработка новых учебных курсов; - проведение семинаров и практикумов для преподавателей; - участие в конференциях по проблемам образования; - предоставление студентам новых возможностей, например участие в программах обмена и т. д. Более низкий балл - 3 - присваивается по третьему критерию "Выполнение требований" (англ. "Meets Expectations"). Согласно этому критерию оценивается преподаватель, который за последние три года работы в университете: - получил удовлетворительные характеристики коллег, которые посещали его занятия; - выполнял должностные обязанности. Эта оценка является наиболее часто выставляемой. Следующий критерий (2 балла) называется "Не выполняет требований" (англ. "Below Expectations"). Если преподаватель получает по аттестации эту оценку, значит: - у него возникли серьезные проблемы с преподаванием предмета; - он имеет неудовлетворительную оценку и жалобы со стороны студентов; - отзывы коллег о его работе неудовлетворительны; - преподаватель продемонстрировал нежелание сотрудничать с членами кафедры. Если по результатам рейтинга преподаватель оценивается на "2", заведующий кафедрой и специально назначенный координатор разрабатывают и осуществляют программу по коррекции деятельности этого преподавателя, что также может быть интересным и для российских вузов, работающих над созданием системы менеджмента качества образовательных услуг. Самый низкий балл - 1 - выставляется за неудовлетворительную работу преподавателя (англ. "Unsatisfactory Performance") и свидетельствует о полной его неспособности выполнять свои обязанности. В этом случае также назначается координатор, который в течение следующего учебного года оказывает помощь и консультирует этого преподавателя в вопросах содержания и методики преподавания данного предмета. Указанная технология своей основной целью имеет обеспечение качества предлагаемых университетом штата Колорадо-Пуэбло образовательных услуг и сохранение контингента студентов. По ее результатам пересматриваются программы, адаптируется содержание читаемых курсов, вводятся интерактивные методы обучения. Кроме того, облегчается доступ студентов к источникам информации, запускаются программы индивидуальной помощи и консультирования, все более интересной становится студенческая жизнь с активным самоуправлением. Администрация университета проводит также активную профориентационно-агитационную работу со школьниками и их родителями. Применение рассмотренных технологий позволяет оперативно вносить изменения в программы обучения. При этом все изменения вносятся на рассмотрение в специальную учебно-методическую комиссию ("CAP" Board). Кроме того, программа каждого факультета обсуждается каждые пять лет, при этом факультет готовит подробное письменное обоснование, отдает его на внешний отзыв, затем декан готовит письменный отчет для комиссии и организует семинар с расширенным посещением преподавателей факультета и приглашением администрации. В конечном счете учебно-методическая комиссия получает заключение и выносит программу на голосование и утверждение. Наряду с рассмотренными выше в американских вузах применяются и другие технологии, направленные на обеспечение качества образовательных услуг, однако многие из них обусловлены спецификой системы образования США и не могут, по нашему мнению, быть применены в российских условиях. В Ростовском государственном университете также разработаны и реализуются некоторые программы в этом направлении, в частности по совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, его методическому обеспечению, формированию и использованию бюджета и др. Осуществляется сбор информации о месте факультетов в российском образовательном сообществе, качестве реализуемых ими программ подготовки специалистов. Много делается для повышения квалификации сотрудников, формирования у них заинтересованного отношения к труду, привлечения внимания работников к проблемам своих кафедр и факультета, используются новые методы аттестации профессорско-преподавательского состава (рейтинг). На факультетах разрабатываются программы поощрения творческой активности и инициативы профессорско-преподавательского состава. Осуществляются планирование, контроль и учет в сфере материально-технического обеспечения, развития инфраструктуры факультетов. Совершенствуется механизм их экономической деятельности. Кроме того, документально описаны структура факультетов и их подразделений. Регулярно собирается информация от потребителей образовательных услуг, в частности работодателей. Вместе с тем совершенствование менеджмента качества всех процессов остается основной целью в сфере управления качеством в РГУ. Поэтому в настоящее время перед университетом стоят задачи дальнейшей разработки, создания и реализации нормативной базы, регламентирующей содержание и формы процессов (от маркетинга на рынке образовательных услуг до работы с выпускниками и работодателями), а также системы управления качеством этих процессов на уровне каждого факультета.

Название документа