История участия России во всемирных выставках
(Кокарева В. А.) ("История государства и права", 2006, N 2) Текст документаИСТОРИЯ УЧАСТИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНЫХ ВЫСТАВКАХ
В. А. КОКАРЕВА
Со времен Вавилонской башни людям, разделенным языковыми барьерами, были свойственны стремление к демонстрации своих национальных достижений и дух всемирного соперничества. Первое упоминание о выставках относится к 558 г. до н. э. В настоящее время вопрос о том, кто положил начало искусству выставлять вещи напоказ - воины, церковники или купцы, не поднимается, к тому же и научные споры еще сто лет назад зашли в тупик. 1 мая 1851 г. в Лондоне открылась первая Всемирная выставка. В ней приняли участие несколько десятков стран. Грандиозная экспозиция была подразделена на четыре отдела: сырье, машины, готовые товары и прикладное искусство. Проводилась выставка под гуманным и привлекательным девизом - "Пусть все народы работают над великим делом - совершенствованием человечества". Число экспонатов составило более 13 тыс., из них более 7 тыс. английских и около 6 тыс. иностранных. Они представляли несколько тысяч английских и зарубежных фирм. В русском отделе внимание посетителей приковывали к себе малахит, бриллианты, бронза, мебель, парча, серебряные изделия. Изделия из козьего пуха удостоились особой похвалы публики. Платок из козьего пуха настолько удивил и поразил тонкостью пряжи, удачным ткачеством и дешевизной, что на следующий день после открытия русского отдела был продан. Истинным украшением русского отдела Лондонской выставки служила шкатулка с мозаикой Петергофской гранильной фабрики. Она была удостоена медали второй степени. Россия получила на этой выставке 130 наград. Особенно ошеломляющее впечатление на посетителей произвели изделия из малахита. Похвальную оценку на Лондонской выставке также получило изобретение Семена Бадаева - литая сталь. Спустя одиннадцать лет после первой в Лондоне открылась новая Всемирная выставка. Англия переживала период наибольшего экономического расцвета. Что касается России, то здесь в силу ряда причин (одна из главных - крепостничество) промышленный переворот произошел куда позже, чем в передовых странах Запада. Однако ее талантливые умельцы создали немало превосходных промышленных и ремесленных изделий, которые достойно представляли Россию на Всемирной выставке. В русском промышленном отделе было представлено 585 экспонатов, из них 305 удостоились медалей отличия. На выставке в Париже, открывшейся 1 апреля 1867 г., были представлены новые промышленные образцы, земледельческие машины, произведения художеств и др. Тематика Парижской выставки по сравнению с предыдущей была расширена за счет включения таких новых разделов, как воспитание, работа и благосостояние рабочих сословий, строительное искусство, устройство садов. Выставка была открыта 11 апреля императором Наполеоном III. В ходе работы ее посетили многие царственные особы, в том числе и российский император Александр II, который прибыл в Париж 4 июля. Общая площадь российской экспозиции, включая указанные постройки, составляла 6060 кв. м, где демонстрировали свою продукцию 1302 экспонента. Основная часть размещалась в восьми галереях Главного павильона: в первом и во втором демонстрировались предметы археологии и художественные произведения, в остальных - изделия промышленности и земледелия. Русскую избу на выставке надумал представить купец В. Ф. Громов. В избе была представлена типичная обстановка сельского жителя. Из представленных в российском разделе более 1300 экспонатов 478 получили награды (2 "Гран-при", 21 золотая, 93 серебряных, 211 бронзовых медалей и 151 почетный отзыв). Памятными медалями были отмечены 26 экспонатов по разделу археологии. "Московские ведомости" сетовали на их обидно малое количество, особенно учитывая то, что Россия впервые участвовала на выставке в Париже. Становилось уже традицией использовать организацию Всемирной выставки для решения амбициозных государственных задач. Не прошло и трех лет после окончания Парижской выставки, как Австрия, желая повысить роль Вены до уровня всемирных метрополий, объявила о своем намерении организовать выставку в 1873 г. Согласно программе выставка делилась на 26 групп, включая горнозаводскую промышленность, сельскую и лесное хозяйство. На выставку привезли так много экспонатов, что они не помещались в закрытых помещениях, пришлось достраивать новые павильоны на открытом воздухе. Российский раздел, построенный по проекту архитектора И. Монигетти, занимал общую площадь в 8445 кв. м, что больше, чем в Лондоне и Париже. Российский император с наследником посетил выставку 25 мая, осмотрев коллекцию произведений народов Севера, собранную в Сибири и районе Архангельска известным путешественником М. К. Сидоровым. При осмотре российской экспозиции император отметил золотые и серебряные работы Овчинникова и ювелирные изделия Чигилева, изящество форм и орнамента экспонатов, выставленных предприятиями Адлера, Постникова, Хлебникова, Семенова. Высочайшее одобрение получили бронзовые изделия Ф. Шопена, и в частности фрагмент царских ворот из Храма Христа Спасителя, парча Сапожниковых, выдающиеся по красоте и роскоши рисунка травчатые ткани работы Мозжухина, графитовые и нефритовые изделия иркутских заводов И. Алибера. Первая Всемирная выставка на Американском материке состоялась в Филадельфии в 1876 г. и посвящалась 100-летнему юбилею. Согласно программе выставка делилась на шесть групп: горное дело и металлургия; фабрично-заводские изделия; воспитание, обучение, наука; художественные произведения; предметы сельского хозяйства; садоводство. Для выставки в Филадельфии русские заводы и рудники приготовили разнообразные экспонаты. П. П. Демидов с нижнетагильских заводов послал коллекцию железных, медных и марганцевых руд, доломит, сиенит, диорит, различные глины; малахит в почках, кусках и глыбах; золото - и платиносодержащие пески. Достаточно солидно был представлен российский военный раздел. Наиболее привлекательными российскими экспонатами для публики являлись золотые и серебряные изделия московских и петербургских мастерских Хлебникова, Овчинникова, Сазикова, Чичелева, а также работы из папье-маше А. Лакутина, бронзовые вещи Феликса Шопена, мозаики Адлера, эмалированные изразцы и блюда с заливной живописью в русском и восточном стиле Л. П. Бонафеде, жостовские подносы Егора Беляева. Несмотря на высокие цены, эти экспонаты раскупались тут же, на выставке. Русская экспозиция была наиболее посещаемой. Медалями и дипломами были отмечены Богословский металлоплавильный, Пермский пушечный и другие заводы, Гороблагодатский горный округ. Уральцы получили 10 медалей и дипломов. После закрытия выставки часть экспонатов - изделия из меди, различных сортов чугуна, фигурное железо, образцы снарядов, магнитный железняк горы Благодать передали американским институтам. На Парижской выставке 1878 г. настоящей сенсацией стали электродуговые лампы Яблочкова, окрещенные "Русским светом". "Русским светом", лампами Яблочкова, освещались не только павильон, но и вся территория выставки взамен газовых рожков. А уже в следующем году лампы Яблочкова осветили парижский универмаг "Лувр", в Лондоне доки, в Петербурге Мариинский театр и Михайловский манеж, а также горели на кораблях "Петр Великий" и "Вице-адмирал Попов". Декрет о проведении в Париже с 3 мая по 6 ноября 1889 г. очередной Всемирной выставки, приуроченной к 100-летию Французской революции, был подписан президентом Республики 8 ноября 1884 г. в соответствии с решением Палаты депутатов. По случаю Всемирной выставки французы решили построить сооружение, которое могло бы стать символом технических достижений девятнадцатого столетия. Из семисот присланных на конкурс работ выбрали ажурную башню французского инженера Густава Эйфеля, снискавшего себе славу лучшего конструктора металлических объектов. Башня одновременно вмещала до десяти тысяч человек, лестница, которая состояла из 1792 ступеней, и подъемники могли поднять в час 2,5 тысячи человек. Каждый день в 8 утра с Эйфелевой башни раздавался пушечный выстрел, который извещал об открытии выставки. Тематика выставки состояла из 9 групп и 83 классов: 1-я группа - предметы изящных искусств; 2-я группа - предметы воспитания и образования; 3-я группа - мебель, бронза, часы, ковры, предметы роскоши; 4-я - ткани, платья, 5-я - добывающая промышленность, сырье и его переработка; 6-я - предметы механической переработки; 7-я - продукты питания; 8-я - земледелие, виноделие, рыболовство; 9-я - садоводство. На выставке было присуждено 37605 наград на 56 тысяч экспонентов. 671 российский экспонент получил награды, т. е. более 80% участников (19 почетных дипломов, 128 золотых, 184 серебряные, 210 бронзовых медалей, а также 130 почетных дипломов). В выставке приняли участие США, Греция, Норвегия, Швейцария, Сербия, Япония, Китай, Марокко, Индия, Мексика, Монако, Сан-Марино, Сиам, Аргентина, Андорра, Египет, Боливия, Чили, Колумбия, Гватемала, Гаити, Никарагуа, Персия, Сан-Доминго, Сан-Сальвадор, Парагвай, Уругвай, Венесуэла, Люксембург (официально приняли приглашения). В конце XIX в. Америка сделала огромный скачок в экономике, превратившись из сельскохозяйственной страны в мощную индустриальную державу. По случаю 400-летия открытия Америки Христофором Колумбом (выставку так и назвали - Колумбовой) в Чикаго была устроена Всемирная выставка, на которой впервые было показано использование электрической энергии в различных областях промышленности. Ввиду того что выставка была посвящена первооткрывателю Америки, ее украшала колоссальная статуя Колумбии - женская фигура высотой 32 метра, а также скульптурная группа у главного фонтана, изображающая фей, везущих на каравелле Колумба. Экспозиция России включала иконы и резные позолоченные рамы к ним, куклы, разные безделушки. Также были представлены здесь меха, бронза, фарфор, серебро, самовары, кожевенные товары, столовые приборы, особым вниманием пользовались российские породы лошадей. Продукция химического производства в русской экспозиции включала спички, духи, мыло, краски и соду, персидский порошок. Талантливые самоучки-механики Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы создали первый русский паровоз в Нижнем Тагиле. Благодаря им Россия стала второй страной в мире после Англии, где создавались собственные паровозы. Русская продукция в Чикаго, как и на предыдущих выставках, наиболее полно выглядела в разделе горного дела и металлургии. Продукция уральских казенных заводов была распродана в первые же дни после открытия отдела. Оптовые торговцы предлагали на них большие заказы. Серебряную медаль за искусно прокатанный тончайший железный лист получил Белорецкий завод. Лист рвался как папирусная бумага. Также успех на выставке имели и Златоустовские изделия - сварной и литой булат, шашки, ятаганы, ножи. Всемирная выставка в Париже 1900 г. вызвала большой интерес. На ней особое внимание уделялось увеселительным учреждениям, различным аттракционам. Для привлечения на выставку посетителей было построено колесо обозрения диаметром почти в 100 м, ось которого находилась на высоте 67 м от земли. Здесь мир узнал о новых научных открытиях и технических достижениях. На выставке в Париже посетители опять удивлялись лампам русского инженера А. Н. Лодыгина. Выдающимся экспонатом выставки 1900 г. стал огромный дворец-павильон из чугунного литья. Автором эскиза был архитектор А. И. Ширшов. Особое внимание привлекло превосходное произведение русского шлифовального и ювелирного искусства - драгоценная мозаичная карта Франции. Она была изготовлена на фабрике в Екатеринбурге под руководством мастера П. П. Мыльникова и предназначалась в подарок Французской республике. Размеры карты - больше метра каждая сторона. Выставка пользовалась колоссальным успехом: за 210 дней ее посетил 51 млн. человек - рекордное число посетителей за всю историю всемирных выставок прошлых пет. Вплоть до 1914 г. Россия активно продолжала участвовать в крупнейших международных выставках, а именно: была представлена на международной выставке по коммерческому образованию в Лейпциге летом, на Лионской выставке, на Балтийской выставке в Мальме. В выставке в Америке в 1915 г. Россия уже не принимала участия, так как в стране шла война. Всемирную выставку Россия планировала провести в 1917 г. Следующая Всемирная выставка проходила в Париже в 1925 г. За год до выставки Франция наконец признала Республику Советов и установила с нею дипломатические отношения. Приглашение на выставку нашей стране было сделано только в ноябре, всего за полгода до открытия. И тем не менее наш павильон раскинулся с истинно советским размахом и занял одну шестую часть выставочной территории: ведь было необходимо разбить и настоящие юрты с настоящими "живыми" ковровщицами из Туркмении, и чумы народностей Крайнего Севера. События такого масштаба, как Всемирная выставка, привлекали к себе внимание не только местных знаменитостей, но и зарубежных именитых гостей. На Парижской выставке 1925 г. отметился поэт В. Маяковский. Он подготовил каталог советской экспозиции, за что был награжден серебряной медалью. В 1937 г. Россия снова вернулась во французскую столицу. В выставке приняли участие 44 страны. Девиз ее звучал так: "Искусство и техника в современной жизни". Советский павильон имел настолько большой успех, что превратился в своего рода эмблему Всемирной выставки. Особый интерес у посетителей вызвала "Карта индустриализации СССР". Карта создавалась с истинно сталинским размахом. Она вся была выполнена из драгоценных и полудрагоценных камней, а по площади занимала 19,5 кв. м. Каждая столица союзной республики была отмечена рубиновой звездой. Название выложено изумрудами. Рубиновую звезду Москвы украшали серп и молот, выполненные из бриллиантов. Предприятия тяжелой промышленности были рассыпаны по карте рубинами, химической - альмандинами, легкой - аметистами, пищевой - золотистыми топазами... Именно на этой выставке была представлена знаменитая скульптурная группа "Рабочий и колхозница" Веры Игнатьевны Мухиной. После окончания выставки группу перевезли в Москву и установили у северного входа ВСХВ (ныне - ВВЦ). В 1958 г. состоялась первая послевоенная выставка в Брюсселе. Первая послевоенная выставка проводилась под девизом "Человек и Прогресс". Центральное место занимало огромное сооружение "Атомиум" - символ века атома и стали. У строителей ушло три года, чтобы создать современный и сказочный город. Цель экспозиции состояла в том, чтобы рассказать о стремлении людей, и о том, что сулит им завтрашний день. Советский павильон был назван "Парфеноном из стали и стекла". В Брюсселе СССР совершил мощный прорыв, показав 84-килограммовую копию первого искусственного спутника Земли, тем самым оставив США на "задворках". Американцы хотели было взять реванш, запланировав установить в своем павильоне действующую модель атомного реактора мощностью 11,5 тысячи киловатт, но этому воспротивился бельгийский король: ядерный объект должен был располагаться рядом с монаршей резиденцией. Брюссельская выставка для СССР стала своего рода триумфом. Советским экспонатам было присуждено свыше 500 наград, большие призы "Гран-при", золотые, серебряные, бронзовые медали, почетные дипломы. Всемирная выставка, состоявшаяся в Монреале в 1967 г., была приурочена к празднованию столетия конфедерации Канады. В "ЭКСПО-67" приняли участие 62 страны. Организаторами были созданы шесть информационных тематических павильонов: "Человек-исследователь", "Человек и Производство", "Человек-кормилец", "Человек и его здоровье", "Человек-созидатель", "Человек и общество". Экспозиция Канады занимала целый городок. Главный павильон имел форму перевернутой пирамиды, у входа был расположен 20-метровый клен - символ Канады. Внутри демонстрировали кинофильмы, которые были посвящены истории Канады. Советский павильон на территории 16 тыс. кв. м называли "Хрустальным дворцом" или "Летящей крышей". Девиз экспозиции "Все во имя Человека, все для блага Человека" раскрывался пятью тематическими разделами. Канадская газета "Монреаль стар" писала, что советский павильон лучше всех, какие когда бы то ни было видели всемирные выставки. По итоговым данным канадской корпорации Советский Союз привлек рекордное количество посетителей - 13 млн., 2-е место заняли Канада, Франция и США - по 9 млн. На Всемирной выставке "ЭКСПО-70" в Осаке СССР в очередной раз удивил планировкой своего павильона. Внешний облик здания, по замыслу автора, символизировал собой красное знамя. Вогнутую поверхность фасада обшили металлическими листами красного цвета, благодаря чему грандиозное сооружение (109 м) особенно эффектно смотрелось на фоне голубого неба. Общая площадь советского павильона составила 25 тыс. кв. м, в том числе экспозиционная - 13 тыс. кв. м. Тема выставки раскрывалась семью разделами, среди которых: "Человек и город", "Человек-созидатель", "Наука и техника на службе человека" и т. д. Знаменитый японский архитектор Кензо Танге, под руководством которого создавался генплан "ЭКСПО-70", очень поэтично охарактеризовал павильон СССР: "Павильон СССР как бы большой красный цветок в цветущем дереве всей выставки". После выставки павильон был разобран. Во Всемирной выставке, проходившей в Окинаве в 1975 г., участие приняли около 100 стран. Основная тема - "Океан и его будущее". Экспозиция выставки отражала серьезную озабоченность человечества тем, что появилось множество способов незаметно для себя губить природу. Советская экспозиция была посвящена защите окружающей среды. На выставке СССР представил первую в мире крупномасштабную карту дна Мирового океана. Судя по тысячам отзывов на многих языках, советский павильон неизменно оставался в центре внимания посетителей "ЭКСПО-75". Книга впечатлений полна восторженных записей: "Как это великолепно - детский курорт", "И море, и суша осваиваются в интересах человека... Я потрясен...". Или "Русская экспозиция - самая насыщенная информацией и впечатлениями", - записал один из посетителей, американский капитан <*>. -------------------------------- <*> Малаев Ю. Море, каким мы его видим // Декоративное искусство СССР. 1976. N 5.
Третья Всемирная выставка снова проходила в Японии, а точнее - в Цукубе в 1985 г. Основные разделы посвящались изучению космоса, новейшим достижениям в медицине, охране природы, системам спасания в воздухе и на море. Японцы и иностранные гости "оценили" действующие и светодинамические макеты орбитального комплекса "Салют-6" - "Союз" - "Прогресс", где побывали международные экипажи, проект "Вега" по изучению кометы Галлея. Следующая Всемирная выставка прошла в Ванкувере, начавшись в мае и закончившись в октябре 1986 г. Это была специализированная выставка, посвященная транспорту. Она проходила под девизом "Сотрудничество через транспорт". Площадь советского павильона составляла 3500 кв. м. Ведущая тема "Транспорт: Воздух - Земля - Вода" была представлена в виде экспонатов, макетов, аудиовизуальных средств. Основным экспонатом была установка "Салют" - "Союз" - "Прогресс". В выставке участвовало около 100 стран, число посетителей составило приблизительно 6 млн. человек. Первая Всемирная выставка, организованная на Зеленом континенте, была проведена в городе Брисбене в 1988 г. Главная тема - "Досуг в Век техники". В выставке участвовали около 90 стран. Посетили выставку около 9 млн. человек. Советский павильон по статистике был одним из четырех наиболее посещаемых. Правительство Австралии по окончании работы выставки направило в адрес Правительства СССР письмо, где высоко оценило советский павильон и работу его персонала. В 1993 г. прошла выставка в городе Тэджоне, Республика Корея. Девиз - "Выбор нового пути развития". Целью "ЭКСПО-93" было показать вклад различных стран в разработку научно-технических методов познания окружающего мира, ответственность человека перед будущим за сохранение окружающей среды. Экспозиция России была одной из крупнейших и посещаемых, размещалась на 1000 кв. м закрытой и 1000 кв. м открытой площади. В экспозиции были представлены новейшие научные разработки и образцы технологий в области исследования космоса и Мирового океана, современных перспективных летательных аппаратов, а также методы получения экологически чистых источников энергии и многое другое. Среди демонстрировавшихся экспонатов наибольший интерес вызвал макет (в натуральную величину) орбитального космического комплекса "Мир". Очередная Всемирная выставка прошла в Португалии в городе Лиссабон в мае-сентябре 1998 г. под девизом "Океан. Наследство для будущего". Интерес к "ЭКСПО-98" проявили почти 135 стран мира, а также различные международные организации. Российская экспозиция размещалась в отдельном павильоне площадью 1300 кв. м. Роль и место российской науки и техники в изучении и познании Мирового океана раскрывались в шести разделах. Среди них: "Изучение и освоение Мирового океана российскими учеными и мореплавателями", "Вклад России в освоение и исследование Арктики и Антарктики" и т. п. Неизменный интерес у посетителей вызывали уникальные проекты "Чистый лед" и стартовый комплекс для запуска космических ракет в космос с экватора. С 1 июня по 31 октября 2000 г. в Германии впервые прошла универсальная Всемирная выставка. Проходя под девизом "Человек - природа - техника", выставка "ЭКСПО-2000" продемонстрировала, какие у мирового сообщества имеются возможности для решения глобальных экологических и экономических проблем грядущего столетия. Российская экспозиция была представлена пятью разделами: "Богатства России", "Человек и космос", "Мозаика культуры", "Человек и стихия", "Энергетика". Тема участия России в "ЭКСПО-2005" - "Гармония ноосферы". Это важнейшая задача XXI в. На выставке Россия демонстрировала новейшие разработки космической техники, в частности точную копию макета нового корабля проекта C-XXI. Это первый в мире многоразовый аппарат для космического туризма, способный поднять на 200-километровую орбиту 300 килограммов груза и двух человек. В этом же разделе была представлена одноступенчатая многоразовая космическая система, оснащенная принципиально новым водородным двигателем, разработанным в конструкторском бюро "Туполев". Двигатель исключает загрязнение среды продуктами сгорания и не засоряет космическое пространство обломками ступеней. Всемирная выставка "ЭКСПО-2005" прошла в пригороде Нагоя японской префектуры Аити с 25 марта по 25 сентября. Девиз выставки "Мудрость природы" понимается организаторами как человеческая мудрость, стремящаяся реализовать цивилизацию в гармонии с природой. Одна из главных целей выставки - представление всевозможных приспособлений и моделей защиты окружающей среды. Отрадно, что павильон России посетили более пяти миллионов человек. В павильоне было пять разделов: "Природные богатства России", "Человек и космос", "Мозаика культур", "Человек и новые технологии", "Москва-мегаполис - столица России", и все они вызывали неизменный интерес у посетителей. 300 экспонатов, 180 фильмов и компьютерных презентаций, информационно-справочная система, презентации субъектов Российской Федерации, семинары и симпозиумы представили нашу страну и ее роль в истории цивилизации, перспективы развития России в глобальном мире. Хотя выставка носила в большей степени имиджевый характер, в российском павильоне проводились мероприятия, связанные с российским бизнесом, для иностранных представителей. Здесь, в частности, обсуждались новые технологии и состояние инновационного климата России. Как показывают отклики, большой интерес у посетителей Всемирной выставки вызвали Дни регионов России, которые дали редкую возможность "вживую" познакомиться с историей, культурой и социально-экономическим развитием российских регионов. "ЭКСПО-2005" окупила себя в плане экономическом, однако среди японских и иностранных наблюдателей еще более упрочилось мнение, что в эпоху, когда глобальные коммуникации и Интернет сделали возможным узнавать о любом новшестве и состоянии дел в любой сфере жизни почти любой страны, концепция Всемирных выставок изжила себя.
Название документа