Юридическое образование в современной России

(Толстых В. Л.)

("Юридическое образование и наука", 2005, N 4)

Текст документа

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В. Л. ТОЛСТЫХ

Толстых В. Л., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права и международного права Новосибирского юридического института Томского государственного университета.

Обзор рынка юридического образования. В советский период профессия юриста была редкой и престижной; юридические вузы существовали далеко не во всех городах. Часто родители посылали своих чад в другие регионы только ради того, чтобы они получили заветный диплом, который рассматривался как гарантия материального процветания и символ успеха. Конкурсы на юридические факультеты достигали 10 человек на место, а в столицах - и того больше. Поэтому юридическое образование стало, пожалуй, главной нишей, которую поспешили занять коммерческие вузы, повсеместно создаваемые начиная с середины 90-х гг. Психология, экономика, иностранные языки и прочие престижные специальности ни по отдельности, ни вместе взятые не смогли составить конкуренцию юриспруденции, которая сегодня занимает доминирующее место в сфере коммерческого высшего образования. Новые вузы появлялись как грибы после дождя. Если в Новосибирске до начала 90-х действовал всего один юридический факультет, да и тот вечерний, то в настоящее время существует порядка 30 учебных заведений, подготавливающих правоведов. В других городах ситуация похожая.

Основных факторов на рынке юридического образования можно разделить на три группы. Первая группа - это классические юридические вузы, осуществляющие подготовку специалистов еще в советский период. К их числу относятся юридические факультеты государственных университетов, школы милиции, а также немногочисленные специализированные вузы, как то: МГЮА (Московская государственная юридическая академия), МГИМО, осуществляющий подготовку юристов-международников, и некоторые другие. Образование, предоставляемое этими вузами, является наиболее качественным. Конкурс на бесплатное отделение традиционно высок, так же как и цены на платное отделение, преподавательский состав наиболее квалифицирован.

Вторая категория - это государственные непрофильные вузы, создавшие собственные факультеты права. Юридическое образование - одно из наиболее дешевых с точки зрения материального обеспечения - достаточно выделения средств на библиотеку и криминалистическую лабораторию, и одно из наиболее доходных, учитывая стабильный спрос. В середине 90-х гг. началось создание юридических факультетов при институтах железнодорожного транспорта, потребительской кооперации, экономики и пр. Иногда создание юридического факультета в неспециализированном вузе обосновывалось концептуально идеями типа "мы будем готовить юристов для деревни", "мы будем готовить юристов для сферы мелкого и среднего бизнеса" и пр. Эти лозунги часто не наполнялись реальным содержанием, поскольку лекции в таких вузах читали преподаватели, привлеченные из государственных университетов. Абсурдность ситуации, когда студент получает диплом юриста, проучившись в аграрном институте, сегодня не так очевидна, как еще несколько лет назад. Привыкли. Однако эта ситуация действительно абсурдна, так же как абсурдной была бы ситуация, когда в медицинском институте действовал бы факультет самолетостроения. Немногие из такого рода вузов превратились в заметные научные и образовательные центры правоведения. Преподаватели здесь, как правило, совместители или вчерашние выпускники этих же вузов (своеобразный принцип пирамиды). Цены за обучение ниже, чем в государственных вузах, соответственно часто ниже и качество образования. Однако дипломы формально признаны государством и позволяют получить работу по специальности.

Третья категория - коммерческие вузы, очень разнообразные в плане организации учебного процесса и используемых методик обучения. Некоторые из них пытаются обеспечить высокий уровень знаний выпускников и стремятся привлекать высококвалифицированных преподавателей. Другие, наоборот, работают на поток, принимая абитуриентов без экзаменов или на основе "символического" собеседования, под маской "новых образовательных технологий" занимаясь откровенной профанацией.

Именно вторая и третья категории оккупируют сегодня львиную долю рынка юридического образования, подготавливая беспрецедентное количество юристов и лоббируя попустительскую политику государства по отношению к этому рынку.

Аргументы в пользу расширения рынка юридического образования. Основные аргументы в пользу роста объемов выпуска специалистов в сфере права следует разобрать подробно.

Первый аргумент основывается на своеобразном идеалистическом пафосе. Поскольку Россия встала на путь демократических преобразований, необходимы специалисты, которые эти преобразования будут осуществлять, особенно специалисты в области права. На данной теме можно спекулировать сколько угодно, очевидным, однако, остается тот факт, что помимо юристов стране также нужны строители, парикмахеры, инженеры и др. Уже сегодня монтажные работы осуществляются среднеазиатскими бригадами, а лес на Дальнем Востоке валят китайские рабочие. Это свидетельствует в том числе и о дефиците отечественной рабочей силы в соответствующих областях. Страна с неразвитой экономикой или пусть даже с развивающейся экономикой не может позволять себе роскошь делать акцент на подготовке специалистов в области непроизводственного сектора - это приведет к еще большему спаду производства. Каждый год по специальности "Юриспруденция" получают дипломы в 20 - 30 раз больше выпускников, чем в советский период. Вряд ли даже для построения правового государства требуется такое количество юристов.

Смягченная форма этого аргумента звучит так: даже если выпускники коммерческих вузов и не будут работать по специальности в силу профессиональной негодности или избытка предложения, полученные знания пригодятся им, когда они будут работать в иной сфере. Это не так. Во-первых, юридические знания весьма динамичны и в отсутствие практики через несколько лет обесцениваются в связи с изменением законодательства. Во-вторых, к сожалению, период, когда человек способен эффективно учиться, - непродолжителен и по общему правилу равен 5 - 10 годам после окончания школы. Если до 30 лет качественные знания не приобретены, вряд ли они будут приобретены позже. Получившие юридическое образование в большинстве случаев не смогут в дальнейшем переквалифицироваться - не хватит ни средств, ни времени. Кроме того, российская культура в этом вопросе достаточно специфична, и в отличие, скажем, от Европы и США, здесь не распространен образ "вечного" студента. Социальные традиции и стереотипы российского общества требуют от человека создания семьи и активного труда сразу после окончания вуза, что часто делает невозможным продолжение образования или переквалификацию.

Второй аргумент имеет экономическое обоснование. Если каждый год родители приводят своих детей в юридические вузы, значит, рынок требует специалистов в этой области. Это - логически неверно. Связь между потребностями рынка и заполненностью вузов - далеко не прямая, и это неоднократно подтверждено в том числе и отечественным опытом. Многие физики, получившие образование в 60-70-х, стали впоследствии "лириками". Не потребности рынка, а причины, лежащие совершенно в иной области, определяют постоянный спрос на юридическое образование. Во-первых, с советских времен юриспруденции воспринимается как выгодная и престижная профессия. Престиж профессии раньше был обоснован ее редкостью; сейчас этот фактор исчез, однако психологические установки остались. Во-вторых, юридическое образование стало одним из наименее трудоемких. Учиться на юриста сегодня гораздо легче, чем на врача или инженера. В-третьих, гетевскому студенту, мечтающему о выборе жизненного пути, эта профессия подходит как нельзя лучше. Полученные знания носят достаточно общий характер, позволяющий получить работу в различных областях.

Иными словами, привлекательность юридического образования объясняется главным образом устойчивой модой, феноменом искусственным и не имеющим ничего общего по отношению к действительным потребностям рынка. Современное российское общество дезориентировано и неустойчиво, здесь (будем откровенны) процветает стремление к власти и нежелание работать руками. Последнее вполне понятно, учитывая масс-медийные идеалы и низкий уровень зарплат лиц, занятых в производстве.

Методы привлечения абитуриентов. Коммерческие вузы, выживание которых зависит от объемов привлеченных денежных средств за платное образование, вынуждены проводить активную рекламную политику и тратить на это большие денежные средства. В результате классические государственные вузы, уповающие на свое доброе имя и не осуществляющие таких инвестиций, часто проигрывают в борьбе за абитуриента.

Позиционирование института осуществляется разными способами: открытие интернет-сайтов, проведение дней открытых дверей, создание собственной периодики и пр. Главная же нагрузка, однако, ложится на собственно рекламные акции, привлекающие внимание потенциального потребителя услуг. Информация, содержащаяся в газетных и радиообъявлениях и информационных листках, часто, увы, не соответствует действительности либо извращает ее. Так, фраза "Образовательные технологии, предполагающие развитие у студентов навыков самостоятельного научно-практического анализа..." может означать элементарное отсутствие лекционных и семинарских курсов и организацию образовательного процесса только на основе регулярно принимаемых экзаменов, "использование компьютерных методик" - наличие в институте нескольких компьютеров, "предоставление дипломов зарубежного образца" - выдачу дипломов, составленных на русском и на английском, "развитие навыков работы с текстом" - наличие библиотеки. Интересно, что все в большей степени используется позиционирование стиля образовательного процесса: одни вузы привлекают потребителей "классическими методиками", другие, наоборот, - "современными, высокоэффективными образовательными технологиями".

Критерии, используемые при государственной оценке качества образования: уровень остепененности сотрудников, соотношение штатных работников и совместителей, объем библиотеки и др. - редко используются в рекламных акциях, поскольку, как правило, эти показатели плачевны. Поэтому наиболее важной составляющей информации, доводимой до потребителя, является не ее содержание, а форма подачи - агрессивная, рассчитанная не на специалиста, а на потребителя, принимающего решение получить высшее образование первый раз в жизни.

Образование - продукт, который потребляется в течение длительного срока. Его несовершенство обнаруживается только на практике. К сожалению, в отличие от обуви или одежды, несовершенство диплома обнаруживается только через несколько лет после окончания вуза, что определяет успех такой рекламной политики.

Важным способом конкурентной борьбы коммерческих институтов является также ценовая политика. Плата за обучения здесь, как правило, ниже, чем в государственных вузах, причем значительно. В Москве за год обучения на юридическом факультете государственного вуза студент платит 2 тыс. долл. США и выше. В то же время вполне можно найти коммерческий институт, где год обучения будет стоить 500 долл. США. Многие, даже отдавая себе отчет в преимуществах государственного образования, не спешат платить в 4 раза больше. Естественно, низкие цены за обучение прямо пропорциональны материальным затратам на обучение. В "дешевых" институтах часто небольшая библиотека, отсутствуют компьютерные классы и собственные лекционные площади и т. д.

Тем не менее система государственной аккредитации нивелирует эти отличия, поскольку формально диплом государственного вуза имеет ту же силу, что и диплом коммерческого института при условии, конечно, если последний имеет аккредитацию.

Уровень студентов и качество юридического образования. Общий уровень получающих высшее образование сегодня, увы, весьма невысок, особенно по сравнению с советским периодом. Это связано прежде всего с тем, что доступ в коммерческие вузы и на платные отделения государственных вузов сегодня открыт практически для всех желающих. Поэтому среди студентов-юристов есть те, кто просто не способен освоить требуемый объем знаний и кто в советский период мог претендовать в лучшем случае на среднеспециальное образование. Большинство коммерческих институтов, однако, не исключают студентов за неуспеваемость, поскольку являются заинтересованными в каждом, кто платит деньги. Такая политика, помимо всего прочего, бьет и по качеству образовательного процесса, поскольку преподаватели вынуждены ориентироваться на отстающих. В результате лекция превращается в чтение азбучных истин. Меняется и форма экзаменов. Прекрасно отдавая себе отчет, что большинство студентов не смогут подготовить требуемый материал, администрация и преподаватели снисходительно относятся к списыванию, а в некоторых вузах оно даже официально разрешено. Произошла деградация студенческой морали. Студенты-юристы посещают лекции в спортивных костюмах, а на перерывах обсуждают не правовые проблемы, а последние модели сотовых телефонов.

Другие причины, вызывающие ухудшение общего и профессионального уровня студентов, лежат в иных сферах. Современная школа часто не справляется с задачей создания начального багажа знаний, требуемого для освоения более высоких материй. Общественная мораль, отрицательно относившаяся к неуспевающим студентам в советский период, сегодня безразлична к такому качеству, как стремление приобрести новые знания.

Упал и общий уровень преподавательского состава. Широко распространено совместительство, и некоторые специалисты читают лекции в 5 и более вузах. Времени на усовершенствование содержания и способа подачи материала не остается. В увядающем состоянии, несмотря на многочисленные защиты кандидатских и докторских диссертаций, находится и юридическая наука. Среди преподавателей юридических вузов много непрофессионалов: историки, философы, вчерашние студенты, заполнившие дефицит квалифицированных преподавательских кадров.

Во многом высшее юридическое образование утратило право называться высшим. Студенты последнего курса часто не могут дать элементарные определения базовых терминов: "государство", "право", "норма" и пр. Пять лет, проведенные в стенах юридического вуза, становятся временем, потраченным впустую, а юридическое образование - в значительной степени фикцией.

Объемы подготовки юристов. Низкое качество выпускников юридических вузов - в конечном счете внутрикорпоративная проблема. Гораздо более важной проблемой представляется увеличение их количества. Ежегодно вузы миллионного российского города выпускают не менее 2000 юристов (20 - 30 вузов по 100 - 200 студентов ежегодно). В Москве и С.-Петербурге эти цифры на порядок выше. Если предположить, что такие объемы выпуска сохранятся в течение 40 лет (средний срок трудовой активности), - к 2045 г. каждый 10, а то и каждый пятый трудоспособный будет иметь юридическое образование. Если эти специалисты не начнут обслуживать население всего остального земного шара, чего конечно же не будет, страну ждет тяжелый кризис. Нужно помнить и о том, что не менее модными сегодня являются другие гуманитарные специальности: экономика, психология, иностранные языки и пр. В силу естественных причин инженеры, врачи и слесари, получившие образование в советский период, скоро уйдут с рынка труда. Уже сейчас многие сектора промышленности страдают от дефицита молодых кадров. Через несколько лет мы можем оказаться в ситуации, когда в стране большинство специалистов будут гуманитариями, не способными ни построить самолет, ни починить канализационные трубы. В короткий же срок исправить такое положение будет невозможно.

С другой стороны, рынок юридических услуг не безграничен. Юриспруденция является надстроечной профессией, которая процветает только в условиях развитого товарообмена. Соответственно большая часть сидящих сегодня за партами студентов не сможет получить работу по специальности и будет вынуждена пытаться реализовать себя в других сферах. В условиях наличия амбиций, вытекающих из факта наличия высшего образования, и неспособности получить новую специальность они будут безработными, тяжелым камнем висящими на шее национальной экономики.

Вывод. Необходимо переориентирование отечественного образования в сторону увеличения выпуска специалистов в сфере точных наук. Прямое государственное вмешательство является единственным способом решения данной проблемы, т. к. рынок уже показал свою неспособность справиться с ней самостоятельно. Квотирование выпуска студентов-гуманитариев, ужесточение условий лицензирования и аккредитации гуманитарных вузов, реализация на практике санкций за нарушение условий аккредитации и пр. - все это может повлиять одновременно как на снижение объемов выпуска юристов, так и на повышение качества юридического образования.

Название документа