Об итогах заседания Президиума Ассоциации юридических вузов 30 сентября 2005 г

(Липунов В. И.)

("Юридическое образование и наука", 2005, N 4)

Текст документа

ОБ ИТОГАХ ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА АССОЦИАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

30 СЕНТЯБРЯ 2005 Г.

В. И. ЛИПУНОВ

Липунов В. И., исполнительный директор Ассоциации юридических вузов.

30 сентября 2005 г. на базе юридического факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого состоялось очередное заседание Президиума Ассоциации юридических вузов.

Проведение заседания Президиума Ассоциации юридических вузов совпало с празднованием 10-летия юридического факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. В честь юбилея в университете была проведена Международная научно-практическая конференция "Юридическая наука: проблемы и перспективы развития (региональный аспект)". Члены Президиума Ассоциации юридических вузов приняли активное участие в работе конференции. От имени делегации Ассоциации на пленарном заседании конференции выступил Президент Ассоциации юридических вузов, доктор юридических наук, профессор М. Н. Марченко. За большой вклад в развитие российского юридического образования ряд профессоров и преподавателей юридического факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого были награждены почетными грамотами Ассоциации юридических вузов.

На заседании Президиума Ассоциации юридических вузов рассмотрен вопрос о реализации "Программы развития юридического образования в Российской Федерации на 2001 - 2005 годы". Данная Программа, первоначально разработанная как федеральная, из-за отсутствия финансирования практически не была реализована.

В настоящее время Правительством Российской Федерации принимаются активные меры по поддержке сферы образования. 9 декабря 2004 г. были одобрены "Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации" и "Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р утверждена "Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы". На реализацию этой программы за счет средств федерального бюджета направляется 45,3 млрд. рублей.

В результате обсуждения принято решение в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы разработать соответствующую программу развития юридического образования на 2006 - 2010 годы. Для разработки этой программы сформирована рабочая группа.

На заседании Президиума рассмотрен вопрос о подготовке к 10-летию Ассоциации юридических вузов и утвержден план мероприятий по подготовке к юбилею. В ходе подготовки к юбилею Ассоциации запланировано проведение ряда мероприятий, направленных на повышение качества юридического образования в Российской Федерации. В частности, на базе юридического факультета Тверского государственного университета 3 ноября 2005 г. будет проведен "круглый стол" по вопросам развития гражданско-правовой специализации по специальности "Юриспруденция".

18 ноября 2005 г. на базе Института государства и права Тюменского государственного университета в ходе международной конференции будет рассмотрен вопрос о совершенствовании подготовки юристов по государственно-правовой специализации.

В декабре 2005 г. будут подведены итоги проводимого Ассоциацией юридических вузов Всероссийского конкурса студенческих научных работ по юридическим наукам. На заседании Президиума были установлены размеры призов (индивидуальных грантов) для победителей конкурса по каждой номинации: за 1-е место - 7 тысяч рублей, за 2-е место - 5 тысяч рублей, за 3-е место - 3 тысячи рублей.

На заседании Президиума было принято решение о признании печатным органом Ассоциации юридических вузов журнала "Юридическое образование и наука".

Название документа

Интервью: Юридическая наука сегодня очень востребована

("Юридический мир", 2005, N 10)

Текст документа

"ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА СЕГОДНЯ ОЧЕНЬ ВОСТРЕБОВАНА"

Т. ХАБРИЕВА

Хабриева Талия Ярулловна, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Награждена орденом Почета.

После окончания в 1980 г. юридического факультета Казанского государственного университета - аспирант, ассистент, доцент, старший научный сотрудник кафедры государственного и международного права Казанского университета. В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию "Телеологическое толкование советского закона: понятие, содержание, роль в юридической практике", в 1997 г. - докторскую диссертацию "Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика". В октябре 2000 г. ей присвоено звание профессора.

С 1996-го по 1998 гг. работала ведущим научным сотрудником, заведующим сектором конституционного права, а также заведующим Центром публичного права Института государства и права РАН. С 1997 г. - профессор кафедры конституционного права Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России (по совместительству).

С 1998-го по 2001 гг. - статс-секретарь - заместитель Министра по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации. Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса.

С 2001 г. - директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Автор свыше 80 научных работ, охватывающих современные проблемы конституционного права, исследований в области теории государства и права, в том числе монографий и учебных пособий, среди которых: "Телеологическое (целевое) толкование советского закона" (1998), "Конституционный контроль" (1992), "Правовая охрана Конституции" (1995), "Правовой статус Республики Татарстан" (в соавт., 1996), "Охрана Конституции и конституционных прав граждан" (в соавт., 1996), "Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика" (1998), "Теория государства и права" (в соавт., 1999), "Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации" (в соавт., 2000), "Народы и конфессии Приволжского федерального округа" (в соавт., 2001), "Комментарий к Конституции Российской Федерации" (в соавт., 2003), "Конституционный судебный процесс" (в соавт., 2003), "Национально-культурная автономия в Российской Федерации" (2003). Ответственный редактор и соавтор первого в отечественной государствоведческой литературе учебного пособия "Парламентское право России" (2003), монографии по актуальной проблеме конституционного права "Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации" (2003); коллективной монографии "Концепции развития российского законодательства" (2004).

Значительный объем в ее деятельности занимает законопроектная работа. Активно участвовала в разработке свыше 30 законопроектов - федеральных конституционных и федеральных законов по реформированию основ федеративных отношений и местного самоуправления; по реформированию государственной службы Российской Федерации; по совершенствованию избирательного законодательства; по вопросам регулирования статуса граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; по вопросам прав коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Член Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления, Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, научно-экспертных советов при председателе Совета Федерации и председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации.

Главный редактор "Журнала российского права", заместитель председателя редакционного совета и ответственный редактор "Собрания действующего законодательства города Москвы" (2003 г), член редколлегии журнала "Государство и право", заместитель председателя диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук при Институте государства и права РАН, член диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук при Московском институте международных отношений (университете) МИД России.

- Талия Ярулловна, с 1998 года вы работали статс-секретарем - заместителем Министра по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации. Что вас привело в институт?

- В свое время именно в Институте законодательства, тогда еще ВНИИСЗ, я получила "путевку" в научную жизнь, здесь прошла защита моей кандидатской диссертации. С особой теплотой вспоминаю те годы, особенную атмосферу, царившую в коллективе института. Я всегда поддерживала научные и просто дружеские отношения с коллегами: и когда стала преподавать в Казанском государственном университете, и когда в 1996 году начала работать в Институте государства и права Российской академии наук заведующим сектором теории конституционного права, затем заместителем руководителя Центра публичного права.

Опыт, полученный в Министерстве, неоценим, но заниматься творческой работой, находясь в кресле чиновника, все-таки было затруднительно. Поэтому, когда мне предстояло выбрать, продолжать карьеру чиновника или возглавить институт, я приняла решение, благодаря которому у нас сейчас есть повод беседовать.

- Что побудило вас заниматься именно научной деятельностью?

- Уже на первом курсе юридического факультета КГУ я начала заниматься в научном кружке, была активной участницей студенческого научного общества, еще студенткой участвовала в конференциях молодых ученых. Мои первые шаги в науке поддержал мой научный руководитель профессор Лазарев Валерий Васильевич. И я ему очень благодарна.

Я люблю свою профессию. Мне нравится характер моей работы. Она привлекательна и тем, что, находясь на одной и той же должности, можно постоянно расти. Статьи, книги, выступления - все это научные достижения. Многие ученые не занимают высоких постов, но они известны, пользуются заслуженным уважением. Юридическая наука сегодня очень востребована. Смена эпох, масштабная модернизация различных сфер общественной и государственной жизни, сопровождаемая кардинальным изменением законодательства, требуют прежде всего от юристов поиска оптимальных схем правового регулирования. Только практики не могут решить эту задачу. Необходима аналитическая работа по изучению предыдущего опыта, зарубежного законодательства, требуется системное видение законодательства и умение прогнозировать результаты реализации положений будущего акта. Поэтому неслучайно разработку значимых законопроектов главным образом поручают ведущим ученым. Я могу с гордостью говорить о том, что сотрудники Института законодательства и сравнительного правоведения входят в это число.

- Расскажите, пожалуйста, о темах ваших диссертаций.

- В выборе темы кандидатской диссертации для меня главным было избежать тем с идеологическим включением, политической окраской, ведь первая моя работа была по теории государства и права. Моя кандидатская диссертация была посвящена проблеме толкования закона, исходя из его целей, - телеологическому толкованию. Надо сказать, тогда отсутствовало единство представлений о понятии и сущности этого способа толкования, не было и обобщенного представления о его роли в различных сферах правовой деятельности. Более того, этот способ толкования в советской юридической науке незаслуженно отвергали, нередко отождествляя с теологией. Уже на защите развернулась серьезная дискуссия, например, с профессором В. А. Дозорцевым, но скромную аспирантку из Казани поддержали профессор В. А. Рахмилович и А. В. Мицкевич. И сейчас в учебниках по теории государства и права справедливо выделяют в рамках традиционной теории толкования телеологический способ интерпретации закона. А мои коллеги когда-то шутили, называя его "талиологическим" способом толкования.

Затем я серьезно увлеклась новой для России темой конституционного контроля, выпустила несколько книг, занималась разработкой различных аспектов теории толкования Конституции. Это и стало темой моей докторской диссертации, которую я защитила в Институте государства и права в совете, в котором позже стала заместителем председателя.

- Кроме работы в институте вы состоите в различных комиссиях при Президенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации. Чем в основном приходится заниматься?

- Мое участие обусловлено тем, что институт, как я уже сказала, вовлечен в масштабное обновление российского законодательства. Одной из форм такой работы является участие в консультативных и совещательных органах, в том числе Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления, Совете при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности, научно-экспертных советах при председателе Совета Федерации и председателе Государственной Думы, научном совете при Совете безопасности Российской Федерации.

В этих органах ведутся дебаты вокруг проектов нормативных актов, связанных с осуществлением государственных реформ (административной, федеративной, местного самоуправления, государственной службы, социальной), возникают плодотворные идеи, рождаются оригинальные юридические формулировки.

Особенно следует отметить Комиссию по законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, которая фактически является координационным центром всей законопроектной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Здесь научные позиции института наиболее востребованы, но нередко их приходится отстаивать в жарких дискуссиях с чиновниками самого высокого ранга.

- У института довольно интересная история. Каковы основные вехи его развития?

- Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации начинает свою историю с 1925 года. Созданный тогда Государственный институт по изучению преступности и преступника вскоре стал заметен своими научными исследованиями и в сравнительно небольшой срок перешел от узкокриминологической тематики к научной разработке актуальных проблем почти всех отраслей права.

Это профильное изменение предопределило дальнейшую перестройку института, который получил в 1936 году свое широко известное юридической общественности название - Всесоюзный институт юридических наук (ВИЮН). В дальнейшем институт менял свою организационную подчиненность и, естественно, свое название. В 1963 - 1988 годы он именовался как Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства при Министерстве юстиции СССР (ВНИИСЗ); в 1988 - 1991 годы - Всесоюзный научно-исследовательский институт советского государственного строительства и законодательства при Верховном Совете СССР.

За этот период институт прочно занял нишу ведущего научного учреждения по проблемам законотворчества, вопросам систематизации законодательства, юридической техники, обобщения законодательства зарубежных государств.

Когда начался процесс масштабного обновления российского законодательства, институт перешел в ведение Верховного Совета РСФСР. С этого времени он носит название - Институт законодательства и сравнительного правоведения. С конца 1993 года общее руководство деятельностью института осуществляет Правительство Российской Федерации.

- Какие задачи стоят перед институтом сегодня?

- Согласно Уставу, утвержденному Правительством Российской Федерации, на него возложено научное обеспечение законотворческой деятельности, которое призвано способствовать обоснованности проектов законов, системности в их подготовке и принятии, предотвращению юридических коллизий. Это основная задача, стоящая перед институтом. Она предполагает своевременный отклик ученых на самые актуальные проблемы российской правовой действительности, которые могут стать предметом закона. Отсюда вытекает необходимость разработки не только отдельных проблем законодательства, но и комплексных концепций его развития (институтом их издано уже четыре).

Институтом ведется большая работа по улучшению законотворческого процесса, совершенствованию юридической техники. Сотрудники института участвовали в подготовке нормативных актов, регулирующих законопроектную деятельность Правительства РФ. Совместно с Министерством юстиции РФ подготовлены различные методические материалы для федеральных органов исполнительной власти. Ежегодно институт принимает участие в разработке планов законопроектных работ Правительства РФ.

Ответственной функцией института является участие в подготовке проектов базовых законов по многим отраслям права, которые цементируют соответствующее законодательство, определяют единые правила, позволяющие более эффективно решать задачу правового регулирования экономических и иных отношений. За прошедшее пятилетие были приняты: третья часть Гражданского кодекса, Земельный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс. В каждом из них есть немалая доля труда наших ведущих специалистов.

Научные исследования института тесно связаны с проблемами построения правового государства, осуществлением федеративной, судебной, административной и других реформ. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области теории законотворчества и систематизации законодательства, изучает деятельность органов государственной власти, разрабатывает научные рекомендации по совершенствованию содержания, форм и методов работы этих органов.

Институт является единственным в России специализированным научным учреждением сравнительного правоведения, исследующим проблемы государственного и правового развития стран ближнего и дальнего зарубежья. В институте ведется учет законодательства стран - членов СНГ, Балтии, Австрии, Бельгии, Германии, Канады, Польши, США, Франции, Чехии и других государств, а также правовых актов, регулирующих деятельность Содружества Независимых Государств, Совета Европы, Европейского союза. Мы издаем "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения".

Одна из практических задач института - мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, систематическое изучение его на местах и сопоставление с действующими федеральными законами. Большое значение мы придаем традиционным "десантам" наших сотрудников в административные центры субъектов Российской Федерации (Иркутск, Воронеж, Тверь, Нижний Новгород, Оренбург, Тюмень) для изучения существующей практики их правотворчества. А сейчас институт готовится к работе по постоянному мониторингу актов правительства, что, безусловно, важно и в свете проходящей административной реформы.

Учеными института разработаны уникальные методики и схемы систематизации нормативного материала. Сейчас завершена работа по 16 томам "Собрания действующего законодательства г. Москвы", в ближайшее время планируется ее представление общественности в электронной форме.

Учитывая научно-педагогический потенциал института, решением Правительства РФ ему поручено осуществлять подготовку научных кадров в области правоведения через аспирантуру и повышение квалификации руководящих работников и иных специалистов.

Институт ежедневно выполняет поручения Правительства Российской Федерации и Аппарата Президента Российской Федерации, Администрации Президента. По правовым вопросам своей деятельности к нам обращаются суды, министерства, ведомства, иные органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Надо заметить, что эта нагрузка растет. Если прежде институт давал около 200 экспертных заключений в год, в то в 2003 году уже было 600, а теперь в соответствии с регламентными нормами Правительства готовится более 1000 заключений.

- По каким научным специальностям у вас действует аспирантура?

- Являясь сосредоточием высококвалифицированных юристов, институт старается передать традиции коллектива, привить непрекращающееся стремление к развитию юридической науки поколению молодых ученых. Стать аспирантом института, несмотря на достаточно жесткий конкурсный отбор, ежегодно изъявляют желание десятки выпускников ведущих юридических вузов страны, ближнего и дальнего зарубежья.

Институт осуществляет прием в очную и заочную аспирантуру по таким специальностям, как теория и история права и государства; конституционное право; муниципальное право; административное право; гражданское право; гражданский процесс; арбитражный процесс; международное частное право; трудовое право; природоресурсное право; экологическое право; уголовный процесс, финансовое право; информационное право.

- Есть ли в институте диссертационные советы и по каким специальностям?

- В институте действуют два диссертационных совета, которым предоставлено право проводить защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальностям аспирантуры.

- Какие наиболее яркие и проблемные диссертации были защищены в институте?

- С 1939 года, когда институту было предоставлено право принимать к защите кандидатские и докторские диссертации, в его стенах было защищено свыше 700 диссертаций, из них около 200 докторских. В частности, соискателями ученой степени выступали такие известные юристы, как В. В. Витрянский с диссертацией по проблемам арбитражно-судебной защиты гражданских прав участников имущественного оборота, В. М. Жуйков по реализации конституционного права на защиту, П. В. Крашенинников - по современным проблемам права собственности и иных вещных прав на жилые помещения.

Гораздо раньше защищали диссертации Я. М. Магазинер ("Договор морской перевозки грузов в капиталистических странах"), М. Шаргородский ("Преступления против жизни и здоровья"), Б. С. Никифоров ("Объект преступления по советскому уголовному праву"), А. А. Тилле ("Действие советского закона во времени и в пространстве").

Защитились в стенах института и такие известные личности, как А. А. Собчак ("Хозяйственный расчет и гражданско-правовые проблемы совершенствования хозяйственного механизма"), С. С. Собянин ("Правовое положение автономных округов как субъектов РФ").

Было и много других, но всех назвать невозможно.

- А кто из известных, именитых юристов у вас работает?

- На протяжении всех лет существования Института высокую творческую и моральную планку поддерживали (что очень важно для каждого научного коллектива) работавшие в нем в разное время крупнейшие правоведы страны. Среди них можно назвать такие имена, как С. Братусь, Н. Александров, М. Гернет, В. Никитинский, А. Венгеров, И. Новицкий, В. Дозорцев, Л. Лунц, А. Ставцева, Е. Флейшиц, А. Мицкевич, А. Пиголкин, Б. Никифоров, А. Пергамент, А. Пионтковский, В. Яковлев.

Сегодня в институте - более 100 докторов и кандидатов юридических наук. Многие сотрудники удостоены почетного звания "Заслуженный деятель науки Российской Федерации" и "Заслуженный юрист Российской Федерации", отмечены иными государственными наградами, Почетной грамотой Правительства РФ, ведомственными наградами и знаками отличия. Продолжают традиции института и ведут большую творческую и научно-организационную работу заместители директора Ю. А. Тихомиров и Ю. П. Орловский, другие известные ученые - О. Н Садиков, М. И. Брагинский, А. Л. Маковский, А. Ф. Ноздрачев, В. Н. Литовкин, В. П. Кашепов, С. А. Боголюбов, А. Е. Постников, Т. Н. Рахманина, В. А. Егиазаров, Н. И. Марышева, Н. И. Клейн.

- Какие работы выпущены институтом за последнее время?

- Работы института заняли заметное место среди юридической литературы с момента его создания. Многие из них хорошо известны не только в юридических кругах, но и широкому кругу читателей.

Многие годы одними из наиболее востребованных работ Института остаются комментарии законодательства, в подготовке которых участвуют не только известные ученые, но и практики. Трижды издавались комментарии к Конституции Российской Федерации. "Фирменными" изданиями считаются комментарии к трем частям Гражданского кодекса, Трудовому и Земельному кодексам. Начиная с 1959 года институт ежегодно выпускает "Комментарии судебной практики", "Комментарии судебно-арбитражной практики", в которых анализируются гражданские, трудовые, уголовные и хозяйственные споры, что объясняет большой интерес к ним со стороны практических работников правовой сферы.

Широко используемым, особенно в органах государственной власти, является изданный в этом году Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и законодательству о гражданской службе зарубежных государств.

Трудно переоценить такую форму научного творчества, как создание коллективных монографий. Назову фундаментальные коллективные работы института последних "предъюбилейных" лет. Учеными всех научных подразделений института в прошлом году были подготовлены "Концепции развития российского законодательства". Эта работа получила признание не только ученых, но и органов власти (федеральных и субъектов Российской Федерации). Книга была отмечена почетным дипломом Ассоциации книгоиздателей России на конкурсе "Лучшая книга года".

В 2003 году, на этапе наиболее масштабных преобразований в сфере федеративных отношений и организации местного самоуправления, была подготовлена монография по одной из самых крупных и актуальных проблем современного государственно-правового развития - "Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации".

Научно-методическим и практическим руководством для законодателей разных уровней - и федерального, и субъектов Российской Федерации - стали исследования актуальных проблем законотворчества: "Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации", "Законотворчество в Российской Федерации", "Систематизация законодательства в Российской Федерации".

Очень своевременным оказалось межотраслевое исследование "Глобализация и развитие законодательства. Очерки", в котором был дан комплексный анализ государственно-правовых проблем глобализации, охарактеризовано ее влияние на развитие национального законодательства.

Весьма плодотворным для нас стал 2005 год. По праву пионерской работой можно назвать монографию "Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации (очерки)", "Гражданин, закон и публичная власть", "Социальное законодательство". Правовой статус высшего исполнительного органа государственной власти раскрывает первая в отечественной государствоведческой литературе монография "Правительство Российской Федерации".

Накануне 80-летия института переизданы не потерявшие своей научной ценности труды выдающихся представителей цивилистической науки С. Н. Братуся, В. А. Рахмиловича, Л. А. Лунца, а также работы профессора М. Н. Гернета и профессора А. С. Пиголкина.

- Институту законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации исполняется 80 лет. Какие праздничные мероприятия планируется провести?

- В октябре этого года нашему институту исполняется 80 лет. Мы решили отметить это событие проведением 25 октября торжественного заседания, посвященного юбилею, а 26 октября - международной научно-практической конференции "Роль права в обеспечении национальных интересов".

Юридическая наука должна вернуться к теме интересов в праве и особенно к обеспечению национальных интересов. Их забвение и недооценка приводят к чрезмерному давлению корпоративных и ведомственных интересов там, где приоритет должны иметь государственные интересы, причем интересы не аппарата и чиновников, а государства как официального представителя общества. Закон должен этому всемерно способствовать. И задача конференции помочь найти такие правовые модели, которые содействовали бы защите национальных интересов как внутри страны, так и на международной арене.

Тема конференции уже заинтересовала не только ведущих российских, но и зарубежных ученых, а также высокопоставленных представителей Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высших судебных органов, иных государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, которые заявили себя докладчиками.

- Вы будете выступать? Какие проблемы затронете в докладе?

- Тема моего доклада - "Национальные интересы и законодательные приоритеты России".

Российское законодательство в последнее десятилетие развивается бурными темпами. При этом, с одной стороны, законодатель не всегда успевает за требованиями жизни, с другой - при регулировании некоторых отношений возникает определенная хаотичность законодательства, вновь принятые законы нередко обрастают большим количеством различных поправок, что затрудняет их однообразное применение. В условиях возрастания законодательных потребностей и ограниченных возможностей (нельзя сделать все сразу и на должном качественном уровне) особенно острой становится необходимость на каждом данном этапе развития страны определять законодательные приоритеты. На мой взгляд, для России, вступившей в 21 век, который все чаще называют эпохой глобализации, в условиях международных и внутренних вызовов и даже угроз такими законодательными приоритетами становятся национальные интересы.

Я затрону наиболее значимые из них, рассмотрев через призму действующего законодательства.

- Обозревая прошлое и оценивая настоящее, какие задачи вы ставите на ближайшие годы?

- Поддерживая традиционные научные направления, коллектив института ставит новые задачи. Так, нужен решительный поворот к изучению механизмов действия права и закона, разработка которых позволит предотвращать и устранять нарушения законности и с помощью системы мониторинга права давать рекомендации по его эффективности.

Особое внимание следует уделить правовым проблемам социальной сферы. Имеется в виду создание эффективного механизма реализации конституционных прав граждан и оказания им публичных услуг. Интенсивное развитие медицинского, образовательного, жилищного, пенсионного законодательства надо сочетать с формированием миграционного и демографического законодательства. Интегративный блок социального законодательства - в повестке дня ученых.

По-прежнему, выявляя органическую связь между правом и государством, нужно более основательно разрабатывать теорию функций государства и государственных органов, вопросы конституционного статуса институтов государства. Особого внимания заслуживают институты местного самоуправления как основной канал демократизации социальных отношений, иные институты гражданского общества. Новое системное видение позволит обоснованно сочетать процессы совершенствования государственного управления и развития федерализма, централизации и децентрализации.

Институт предполагает вести работу по повышению юридической квалификации высшего звена управленческого персонала. Знание системы законодательства, методов и приемов подготовки, реализации правовых актов очень полезно государственным служащим.

Новые теоретические и практические задачи в правовой сфере, которые выдвигаются перед институтом, требуют необходимых структурных и кадровых решений, серьезного расширения состава сотрудников, рассчитанного на привлечение молодых и опытных специалистов. Распоряжением Правительства РФ от 22 августа 2005 года штатная численность института увеличена. В связи с этим планируется создание новых отделов в структуре Института: международного публичного права, местного самоуправления, налогового законодательства и других. Не обойтись без аналитико-координационных центров.

80 лет - небольшой срок жизнедеятельности института. Его ждут новые свершения в ближайшем и отдаленном будущем. Предстоит большая работа по дальнейшему развитию научно обоснованной, эффективно действующей нормативно-правовой базы, способной преобразовать Россию в подлинно демократическое правовое государство, обеспечить реальную защиту прав и свобод личности, важнейших демократических ценностей гражданского общества, что потребует консолидации всех интеллектуальных ресурсов коллектива.

Беседовала Валерия Коршунова

Название документа