Проблема профессионального развития личности в психолого-педагогических исследованиях
(Тюнис Л. Ю.)
("Юридическое образование и наука", 2005, N 3)
Текст документа
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Л. Ю. ТЮНИС
Л. Ю. Тюнис, Академия управления МВД России, г. Москва.
Методологические вопросы и прикладные задачи профессионально-личностного развития составляют одну из центральных проблем современной психологической науки. В методологии исследуются единицы анализа психической реальности личности профессионала как активной саморазвивающейся целостности, самоактуализирующейся в профессиональной сфере.
В отечественной психологии методологической основой изучения вопросов развития личности профессионала стали системный и субъектно-деятельностный подходы, развиваемые в работах: Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, В. Д. Шадрикова и др. Успешное становление профессионала, обеспечивающее эффективность профессиональной деятельности, рассматривается как часть общего развития личности. Общепсихологическая сущность этой проблемы сводится к двум положениям: развитие личности происходит в деятельности; личность проявляется в профессии. В работах разных лет таких современных отечественных авторов, как В. А. Бодров, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, Т. Л. Миронова, Н. Г. Никифоров, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, Е. С. Романова, А. Р. Фонарев, заложены методологические и концептуальные основы для организации прикладных исследований и психологического обеспечения профессионального развития. Проблема развития личности профессионала рассматривается данными авторами как на теоретическом уровне, в контексте дополнения и конкретизации (в профессиональной сфере) известных психологических концепций личности, ее структуры и детерминации развития, так и на практическом уровне в связи с разработкой проблем профессиональной ориентации, психологического отбора, профессионального обучения и подготовки, психологического обеспечения профессиональной деятельности.
На основе анализа научных публикаций нам представляется возможным охарактеризовать наиболее общие закономерности профессионального развития личности, которые будут использованы как узловые теоретические положения, а также определять рамку, логическую структуру ее изложения.
1. Становление человека как профессионала неотделимо от его развития как личности (личность и профессионал находятся в диалогической взаимосвязи, обусловленной взаимовлиянием личности и деятельности).
Л. М. Митина, исследуя личностное и профессиональное развитие, пришла к выводу об их единстве, где фактором развития является внутренняя среда личности, ее активность и потребность в самореализации. Но при этом соотношение личностного и профессионального развития имеет "неравновесную целостность". На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития. На последующих стадиях профессиональное развитие начинает доминировать над личностным.
Влияние личности на профессиональное развитие может расцениваться как позитивное (выбор профессии, обеспечение профессиональной адаптации, стимуляция профессионального творчества и развитие профессионального мастерства) и в то же время как негативное, препятствующее становлению личности профессионала (отсутствие позитивной мотивации деятельности, наличие личностных качеств, мешающих профессиональной деятельности).
С другой стороны, профессиональная деятельность также влияет на личность, заставляя ее приспосабливать те или иные личностные компоненты к своеобразным условиям профессиональной деятельности, требованиям профессии. Результат этого влияния также может быть как позитивным (успехи в профессии "окрыляют" личность, стимулируют ее развитие, расширяют границы профессиональных возможностей), так и негативным (профессиональная деформация личности). Так, профессиональная деятельность может задавать содержание развития взрослой личности. Ряд исследователей (Е. М. Борисова, 1981; И. С. Кон, 1987; Е. А. Климов, 1983) экспериментально доказывают влияние определенного вида профессии на формирование типовых личностных характеристик, например, схожих интересов, привычек, установок, манер поведения, традиций, черт личности (эффект интеграции с профессией, отражение ее признаков). А последние при условии их значимой выраженности влияют на проявления личности в других сферах ее жизнедеятельности.
2. Развитие личности профессионала предполагает определенную динамику ее свойств и качеств, представленных в виде "приращений" личности.
Динамика личности, детерминированная профессиональной деятельностью, - один из самых сложных, многоаспектных вопросов. И здесь действуют известные закономерности: любому процессу развития присуща внутренняя динамика приобретений и потерь, ни один процесс развития не состоит исключительно из роста и совершенствования. Известно, что в профессиональной деятельности изменения личности происходят особенно интенсивно, поскольку она концентрирует в себе основную активность субъекта. Изменения могут происходить в разных психологических сферах личности: целемотивационной, когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой, проявляться в различных элементах структуры личности. Эти изменения неоднородны и гетерохронны. Наиболее стабильными считаются психофизиологические свойства и качества: характеристики темперамента, экстра-интроверсия, нейротизм, эмоциональная реактивность (И. С. Кон, 1987). Собственно личностные качества демонстрируют большую изменчивость (например, самооценка).
Динамика личности в процессе профессионально-личностного развития может зависеть также от этапа профессионализации субъекта деятельности и от его возраста. Здесь необходимо учитывать, что отдельные возрастные периоды особенно сенситивны к овладению определенными видами профессиональной деятельности. Ряд исследователей отмечает, что с возрастом усиливаются тенденции пластичности, компенсаторности в ходе развития профессионала. Зрелая личность делает свои индивидуальные особенности предметом осознания, формирования, коррекции и совершенствования. Возрастает роль процессов саморегуляции и самооценки, активно формируются стратегии поведения.
В силу системного характера развивающегося объекта (в данном случае личности) изменения в одной части структуры детерминируют изменения в других ее частях, а также приводят к качественному изменению связей и отношений внутри системы в целом. Таким образом, формирование и развитие личности в процессе профессиональной деятельности и обучения представляют собой процесс образования особого типа системных отношений внутри целостной психической организации личности (Л. Н. Корнеева, А. В. Пищелко, Д. В. Сочивко).
Развитие личности профессионала может быть представлено в виде накопления качественных изменений, "приращений" в его психике на пути его движения к профессионализму. Чаще всего под такими "приращениями" понимается развитие профессионально важных качеств (ПВК) или изменение их ранее сложившегося характера (состава, структуры). Категория ПВК определяется как совокупность необходимых и достаточных индивидуально-личностных особенностей человека, обеспечивающая эффективную реализацию трудовых функций. Структура и содержание ПВК определяются условиями конкретного вида профессиональной деятельности и требованиями, предъявляемыми к личности профессией. В процессе профессионализации у личности складывается свой неповторимый, индивидуальный профиль ПВК. При комплексной оценке личности специалиста необходимо также учитывать способность к взаимозаменяемости и компенсации ПВК, их взаимосвязь, пластичность и динамизм. Способность элементов личности к взаимной компенсации обусловливает определенные возможности индивидуальной адаптации к требованиям конкретной профессии. Вместе с тем недостаток развития некоторых профессионально важных, но мало тренируемых качеств может жестко лимитировать профессиональную пригодность.
3. Фундаментальным условием профессионального развития личности является переход на более высокий уровень профессионального самосознания.
Профессиональное самосознание личности полагается многими авторами как важнейшая (системообразующая) психологическая подструктура личности специалиста и ведущее условие его профессионального развития. Понятие "профессиональное самосознание" является подчиненным по отношению к понятию "самосознание личности", определяемому часто как динамическая система представлений человека о самом себе, осознании им своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценка этих качеств, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов (Л. М. Митина, 2004). Поэтому имеет смысл, изучая профессиональное самосознание представителя какой-либо специальности, опираться на уже изученные свойства и характеристики самосознания личности, учитывая специфику их проявлений в конкретной профессии.
Под самосознанием многие исследователи понимают осознание человеком себя как личности, процесс самопознания и самоотношения. Для обозначения самосознания в литературе часто используются термины "Я-образ" и "Я-концепция" (А. Н. Крылов, Ф. Патаки, А. Р. Петрулите, В. В. Столин и др.). Подходы к пониманию этих феноменов различны. Так, В. В. Столин трактует феномен "Я-образ" как смысл "Я", И. С. Кон и И. И. Чеснокова - как эмоционально-ценностное отношение к себе, М. И. Лисина - как аффективно-когнитивное образование. Л. М. Митина считает "Я-образ" обобщенной системой представлений субъекта о себе, при строительстве которого личность использует такие приемы, как самоанализ, самоосмысление, самовосприятие и самонаблюдение. Вследствие постоянного поступления новой информации образ "Я" является гибким, изменчивым психологическим образование. В отличие от изменчивого "Я-образа" "Я-концепция" указанными выше авторами обозначается как продукт процесса самосознания как устойчивого психологического компонента, создающего определенную линию поведения. "Я-конструкция" представляется нам как система образов собственного "Я", выступающая как установка по отношению к самому себе.
Профессиональное самосознание можно определить как сложное личностное образование, формирующееся под влиянием профессиональной среды и активного преобразования себя как субъекта профессиональной деятельности. Вопросам становления профессионального самосознания в целом посвящены работы Б. Д. Парыгина (осознание принадлежности к профессиональной группе), В. Д. Брагина (познание и самооценка профессиональных качеств и отношение к ним), П. А. Шавир (самоопределение и осознание себя как субъекта профессиональной деятельности). Е. А. Климов (1996) исследовал структуру профессионального самосознания, выделяя следующие компоненты: 1) сознание своей принадлежности к определенной профессии; 2) представление о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей, статуса; 3) знание своих сильных и слабых сторон, путей совершенствования, стилей в работе и проблемных зон и т. п.
Основными источниками развития профессионального самосознания личности является его собственная профессиональная деятельность и профессиональное общение.
4. В качестве движущих сил профессионального развития личности выступает процесс разрешения противоречий.
Согласно диалектическому принципу гегелевско-марксистской философии развитие - процесс борьбы противоположностей, таким образом, снятие противоречий есть необходимое условие, стимул и механизм развития.
Проблема влияния противоречий на личностное и профессиональное развитие изучалась К. К. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Ф. Е. Василюком, Г. С. Костюком, В. Н. Мясищевым, В. Д. Шадриковым; Е. А. Климовым; А. К. Марковой; В. А. Бодровым, Э. Ф. Зеером и многими др. Анализ теоретических подходов позволяет определить внутриличностное противоречие как субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций в самосознании личности (оценок притязаний, установок, интересов). Логика развития внутриличностных противоречий предполагает последовательное прохождение ряда этапов: возникновение противоречия, борьба противоречащих тенденций, затем переход к новой системе посредством чаще всего ее роста и усложнения (конструктивный вариант). Обобщая результаты исследований названных авторов, мы делаем выводы, что применительно к профессиональной сфере жизнедеятельности развитие личности детерминировано разрешением таких противоречий, как:
1) противоречия между содержанием, условиями, средствами профессиональной деятельности, предъявляющими соответствующие требования к субъекту деятельности, и объективно имеющимся уровнем развития свойств и качеств, способностей и операциональной сферы личности;
2) степень рассогласования между эталонной моделью личностной и профессиональной структуры профессионала ("идеальный" образ профессионала), которую строит субъект на каждом этапе профессионализации, и реальным образом "Я-профессионал", которая мотивирует выработку у субъекта профессиональной деятельности стратегий приближения к эталонной модели, что способствует формированию установок и побудительных сил к совершенствованию психологической структуры личности.
По мнению многих авторов, на разных стадиях становления профессионала профессионально-личностное развитие детерминируется противоречиями, разными по уровню, содержанию и результату их влияния на личность (Э. Ф. Зеер, Т. В. Мальцева, Л. М. Митина и др.).
Так, на стадии профессионализации основным является противоречие между Я-действующим и Я-отраженным в профессии, обусловленное потребностью специалиста в развитии карьеры. На стадии профессионального мастерства возникает противоречие между потребностью личности в профессиональной самореализации и психологическим содержанием и технологическими возможностями профессиональной деятельности (Я-профессиональное, Я-потенциальное).
Таким образом, на начальных стадиях профессионального становления его движущими силами выступают противоречия между внешними и внутренними факторами, на последующих стадиях - внутренние противоречия личности специалиста, профессионала.
Название документа